Удивительно, но факт: обновление модельного ряда было характерно для ВАЗа уже в первые годы его существования! Казалось бы, выпускай модернизированные итальянские малолитражки и горя не знай. Однако на ВАЗе считали иначе, поэтому со временем итальянский Fiat 124 Familiare превратился в универсал собственной разработки. ВАЗ-2104 – такое название получил наследник первого универсала Волжского автозавода.

«Раскрутив» до необходимого уровня так называемые «фиатовские» модели, «копейку» и ВАЗ-2103, на ВАЗе сначала слегка осовременили первую, выпустив модификацию ВАЗ-21011, а затем действительно занялись разработкой собственных моделей – полноприводной Нивы, «суперлюксового» ВАЗ-2106, а также продуктов более глубокого вмешательства в платформу Fiat – речь о «пятёрке» и ВАЗ-2107. Не будем забывать и о том, что к началу восьмидесятых годов была практически полностью готова принципиально новая модель – первый переднеприводный хэтчбек ВАЗ-2108. Таким образом, практически весь модельный ряд к новому десятилетию был основательно «перетряхнут». И только универсал ВАЗ-2102 выпускался без особых изменений, хотя базовая модель 2101 к тому времени заметно устарела. Обновлять её «до уровня ноль одиннадцатой» смысла не было – отсутствие клыков на бамперах и другое количество вертикальных планок на решетке радиатора вряд ли сделало бы «двушку» более современной. Вывод напрашивался сам собой: новую модель универсала нужно было выпускать на базе самых современных Жигулей пятого семейства.

Рынки сбыта

Несмотря на то, что в СССР всегда традиционно любили седаны, пятидверные универсалы пользовались популярностью и спросом как у дачников, так и у жителей сельской местности. На автомобилях ездили «по делу» — то есть, обычно использовали их для перевозки грузов, мебели или садово-дачного инвентаря. Универсал же, при всех своих недостатках, имел одно огромное достоинство – при сложенном заднем сиденье внутри образовалась внушительная площадка, что позволяло перевезти как крупную бытовую технику, так и длинномеры.

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

«Просторное чрево» ВАЗ-2102 оценили по достоинству как в Советском Союзе, так и за границей

Владельцы «двоек» быстро раскусили прелесть своего автомобиля, который при «жигулевских» габаритах позволял перевезти внутри (а не на крыше!) солидный «хабар». Именно поэтому к началу восьмидесятых у вазовского универсала на внутреннем рынке образовался устойчивый круг почитателей, что усугублялось относительно небольшими объемами производства этой модели по сравнению с седанами.

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Легковушка с возможностями грузового фургона – примерно так к «двушке» относились современники

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Легковушка с возможностями грузового фургона – примерно так к «двушке» относились современники

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Легковушка с возможностями грузового фургона – примерно так к «двушке» относились современники

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Легковушка с возможностями грузового фургона – примерно так к «двушке» относились современники

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Легковушка с возможностями грузового фургона – примерно так к «двушке» относились современники

Но пятидверные Жигули пользовались спросом не только на домашнем рынке: в странах Восточной и даже Западной Европы также активно приобретали советские универсалы, хотя и по немного другим соображениям.

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

ВАЗ-2102 продавался за рубежом. В Англии модель называлась Estate

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

ВАЗ-2102 продавался за рубежом. В Англии модель называлась Estate

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

ВАЗ-2102 продавался за рубежом. В Англии модель называлась Estate

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

ВАЗ-2102 продавался за рубежом. В Англии модель называлась Estate

Такой тип кузова ассоциировался у европейцев с активным образом жизни, позволяя перевозить различный спортинвентарь. Кроме того, прижимистые жители небольших городков и деревенек также оценили незаурядные грузовые возможности «советского Familiare».

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

«Четвёрке» предстояло заменить ВАЗ-2102 с сохранением «специализации» использования

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

«Четвёрке» предстояло заменить ВАЗ-2102 с сохранением «специализации» использования

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

«Четвёрке» предстояло заменить ВАЗ-2102 с сохранением «специализации» использования

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

«Четвёрке» предстояло заменить ВАЗ-2102 с сохранением «специализации» использования

Вот только Fiat к тому времени давно снял с производства седаны и универсалы на платформе 124-й модели, а «наивно-круглоглазая» двойка смотрелась архаично даже по меркам не слишком избалованных современной техникой автомобилистов соцлагеря. И чем дальше, тем больше это ощущалось – интерес к первым моделям стал заметно угасать. А ведь каждые экспортные Жигули – это валютные поступления, которые были для советской экономики важнее собственных «деревянных», которыми рассчитывались покупатели Жигулей внутри страны. Именно поэтому новый универсал должен был появиться в сжатые сроки – если есть спрос, то по законам рыночной экономики должно быть и предложение.

Пятая база

Пятое семейство давалось заводу не слишком легко: желание как можно сильнее осовременить Жигули, выпущенные на платформе Fiat середины шестидесятых годов, не лучшим образом сочеталось с технологическими и финансовыми ограничениями. Трогать дверные проёмы и крышу было нельзя, но при этом требовалось «подтянуть» классику до стандартов начала восьмидесятых годов. По сути, из старой машины нужно было сделать новую, ограничиваясь минимальными изменениями.

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Издержки унификации: проёмы «пятерки» идентичны «копеечным»

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Издержки унификации: проёмы «пятерки» идентичны «копеечным»

В итоге удалось «выжать» почти все из задуманного: благодаря угловатым формам «пятерка» получила куда более современный внешне кузов, да и салон по сравнению с «копейкой» изменился радикально. Ведь в интерьере появились не только совершенно другие детали обивки, сиденья и приборная панель, но и более эффективные системы вентиляции и отопления. Новый образ дополняли большие блок-фары и крупные задние фонари – ничуть не хуже, чем на аналогичных «иномарках» тех лет!

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Шины МИ-166, крупная светотехника – новая модель была заметно современнее прежних Жигулей

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Шины МИ-166, крупная светотехника – новая модель была заметно современнее прежних Жигулей

В частности, Fiat 131 имел похожие решения передней части – наверняка при разработке «пятерки» не обошлось без вдумчивого анализа итальянских новинок.

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Решение передней части на Fiat 131 Familiare намекает на истоки дизайна ВАЗ-2104, однако итальянцы полностью изменили кузов, из-за чего силуэты заметно разнятся

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Решение передней части на Fiat 131 Familiare намекает на истоки дизайна ВАЗ-2104, однако итальянцы полностью изменили кузов, из-за чего силуэты заметно разнятся

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Решение передней части на Fiat 131 Familiare намекает на истоки дизайна ВАЗ-2104, однако итальянцы полностью изменили кузов, из-за чего силуэты заметно разнятся

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Решение передней части на Fiat 131 Familiare намекает на истоки дизайна ВАЗ-2104, однако итальянцы полностью изменили кузов, из-за чего силуэты заметно разнятся

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Решение передней части на Fiat 131 Familiare намекает на истоки дизайна ВАЗ-2104, однако итальянцы полностью изменили кузов, из-за чего силуэты заметно разнятся

Впрочем, ВАЗ-2105 отличался от первой модели Жигулей не только внешностью, но и двигателем: 1300-кубовый силовой агрегат получил приводную инновацию – зубчатый ремень в приводе газораспределительного механизма вместо классической цепи. А чтобы при обрыве ремня поршни «не встретились» с клапанами, в днищах поршневой группы предусмотрели специальные выемки. Стали современнее системы зажигания и питания, благодаря чему «ноль пятый» мотор получился более тихим, экономичным и экологичным.

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

ВАЗ-2105 заметно осовременили не только визуально

Кроме того, в тормозной системе появился вакуумный усилитель, а задние тормозные механизмы оснастили «самоподводящимися» цилиндрами, благодаря чему регулировка зазора между барабаном и колодками уже не требовалась.

Пятерка стала заметно легче в управлении благодаря модернизированному рулевому управлению и новым радиальным шинам модели МИ-166.

2+5=4

При создании новой модели конструкторам необходимо было соединить «новую» платформу от ВАЗ-2105 с задней частью универсала, ведь один из самых дорогостоящих штампов (панель крыши) должен был остаться неизменным, да и дверные проёмы по аналогии с «пятеркой» сохраняли своё родство с «двушкой».

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Универсалу по праву достался интерьер ВАЗ-2105 – конечно, за исключением заднего сидения и отделки багажника

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Универсалу по праву достался интерьер ВАЗ-2105 – конечно, за исключением заднего сидения и отделки багажника

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Универсалу по праву достался интерьер ВАЗ-2105 – конечно, за исключением заднего сидения и отделки багажника

Разумеется, форму наружных панелей задних дверей и задних крыльев требовалось увязать с «пятерочными» — то есть, несколько «оквадратить» их, а вместо наивно-узеньких фонариков от Fiat 124 Familiare новой модели требовалась соответствующая светотехника – прямоугольная и куда большего размера. Попутно для лучшей обзорности увеличили заднее стекло, ведь дверь у новой машины была оригинальная. В соответствии с тенденциями тех лет в качестве дополнительного оборудования комплектацией предусматривался очиститель и обогрев заднего стекла. Возможно, сейчас такая «опция» кажется смешной, однако в СССР им оснащались считаные экземпляры автомобилей.

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Сзади «четвёрка» заметно отличается снаружи от ВАЗ-2102, хотя архитектура кормы у них очень близка

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Сзади «четвёрка» заметно отличается снаружи от ВАЗ-2102, хотя архитектура кормы у них очень близка

Уже к концу 1980 года специалисты Управления Главного конструктора ВАЗа подготовили необходимую техническую документацию – то есть, «четвёрка» была готова к запуску в производство как раз в тот момент, когда ВАЗ-2105 начал сходить с конвейера.

Однако из-за запуска в серию «семёрки» и подготовки к производству ВАЗ-2108 новому универсалу пришлось немного «потомиться в ожидании». Лишь в 1983 году удалось сварить, окрасить и собрать первые «живые прототипы», а опытно-промышленная партия ВАЗ-2104 сошла с конвейера и вовсе летом 1984 года.

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

«Четвёрки» из опытной партии на испытаниях

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

«Четвёрки» из опытной партии на испытаниях

Таким образом, «четверка» ожидала своей очереди несколько лет. За оставшиеся полгода в 1984-м планировали собрать свыше 5 000 новых универсалов, однако по разным причинам было выпущено втрое меньше автомобилей.

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Ранние ВАЗ-2104 легко отличить по оригинальным дискам ВАЗ-2105 и светлым водосточным желобкам

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Ранние ВАЗ-2104 легко отличить по оригинальным дискам ВАЗ-2105 и светлым водосточным желобкам

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Ранние ВАЗ-2104 легко отличить по оригинальным дискам ВАЗ-2105 и светлым водосточным желобкам

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Ранние ВАЗ-2104 легко отличить по оригинальным дискам ВАЗ-2105 и светлым водосточным желобкам

Выход на плановую проектную мощность был осуществлен практически одновременно со снятием с производства «двушки» — то есть, на протяжении 1985 года, а уже с 1986-го с конвейера ежегодно сходили свыше 50 000 «четверок».

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Масштабная модель ВАЗ-2104 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Масштабная модель ВАЗ-2104 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Масштабная модель ВАЗ-2104 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Масштабная модель ВАЗ-2104 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Масштабная модель ВАЗ-2104 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

Без выхода на пенсию

Высокий спрос на новый универсал оказался стабильным – тем более, что в переднеприводном семействе автомобилей с таким типом кузова не существовало, а «четверка» на фоне остального заднеприводного модельного ряда совсем не казалась устаревшей.

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Так называемые дилерские версии отличались улучшенной отделкой кузова и салона

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Так называемые дилерские версии отличались улучшенной отделкой кузова и салона

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Так называемые дилерские версии отличались улучшенной отделкой кузова и салона

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Так называемые дилерские версии отличались улучшенной отделкой кузова и салона

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Так называемые дилерские версии отличались улучшенной отделкой кузова и салона

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

В Европе дилеры предлагали повысить грузоподъемность ВАЗ-2104 с помощью бокса на крышу

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Право руля: как и «двушка», этот универсал продавался в Англии

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Право руля: как и «двушка», этот универсал продавался в Англии

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Право руля: как и «двушка», этот универсал продавался в Англии

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

«Четвёрка» за океаном: существовала модель Signet для рынка Канады

Именно поэтому автомобиль без особых изменений выпускался вплоть до 2012 года – то есть, почти тридцать лет!

«Четвёрка» подвергалась небольшой модернизации параллельно с базовой пятой моделью, а после снятия с производства «родного» мотора с ременным приводом большинство модификаций с индексом 21043 оснащались старым добрым двигателем ВАЗ-2103.

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Существовала экспортная модификация с 1700-кубовым двигателем, оснащенным системой распределённого впрыска топлива

Впрочем, в конце девяностых была попытка перевести универсалы на тяжелое топливо, но «четвёрки» с вихрекамерным дизелем ВАЗ-341 так и не стали массовыми.

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

«Семёрочный» передок и диски ВАЗ-2108 – так выглядели машины последних лет выпуска, изготовленные уже за пределами Тольятти

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

«Пухлый» руль выдаёт позднюю «четвёрку»

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Существовала и модификация с «семёрочным» салоном, однако в первые годы её можно было встретить разве что за рубежом

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

В девяностые годы модель перевели на колёсные диски ВАЗ-2103, но без «ушек» для колпаков

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

В девяностые годы модель перевели на колёсные диски ВАЗ-2103, но без «ушек» для колпаков

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Зроблено в Україні: «четвёрку» выпускали на нескольких украинских заводах

Два плюс пять равно четыре: история разработки ВАЗ-2104

Зроблено в Україні: «четвёрку» выпускали на нескольких украинских заводах

Кроме Тольятти, эту модель выпускали как в ближнем, так и дальнем зарубежье: с 2001 года «четвёрку» из российских машинокомплектов начали собирать на нескольких украинских автозаводах – в Луцке, Херсоне и Кременчуге, а еще в это же время по технологии SKD сборку ВАЗ-2104 наладили в…Египте!

На Волжском автозаводе «четвёрку» выпускали до 2004 года – позже в Тольятти в этом форм-факторе её полностью заменил ВАЗ-2111, а производство перенесли в Ижевск и Сызрань. Поздние «четвёрки» получили систему распределённого впрыска топлива вместо архаичного карбюратора, пятиступенчатую коробку передач и новые передние сидения, однако в «нулевых» годах интерес к автомобилю начал постепенно падать – уж слишком устаревшей и непритязательной к тому времени стала «четвёрка» на фоне остальных автомобилей, включая новые российские модели с кузовом универсал, среди которых – тольяттинские же Калина и Приора. Тем не менее, вплоть до сентября 2012 года ВАЗ-2104 выпускали на предприятии «ИжАвто», что обеспечило второму вазовскому универсалу харизму настоящего долгожителя.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here