full screen background image

Что такое гидроудар двигателя и его последствия

13

Что такое гидроудар двигателя и его последствия

Машины проезжают глубокую лужу

Российские дороги назвать идеальными способны разве что чиновники, поскольку вряд ли они замечают ямы с трещинами и иные признаки дефектов асфальтного покрытия. Вдобавок в городах очень мало внимания уделяется эффективности «ливневки», то есть ливневой канализации, в которую стекает вода во время дождя. И поэтому даже средней силы осадки часто превращают улицы как мегаполисов, так и меньших по масштабам населенных пунктов в полноводные реки. И если пешеходам они доставляют просто неудобство, то водители рискуют больше: въезд в лужу грозит тем, что машина получит гидроудар двигателя, и транспортное средство тут же заглохнет.

Как правило, завести двигатель все же удается, но после такого «душа» он вряд ли отработает положенный ему ресурс. Опытные автовладельцы, попадавшие в такую ситуацию, утверждают, что после «водного экстрима» им удавалось проезжать не более 10 тыс. км, после которых силовой агрегат приходилось отдавать на «капиталку». А капремонт – удовольствие весьма дорогое. Поэтому гораздо выгоднее заранее узнать, что такое гидроудар двигателя машины, и как его избежать.

Определение термина

От гидроудара двигателя может пострадать любой неосторожный водитель, однако лишь некоторые представители «автобратства» детально себе представляют это явление, как и причины, приводящие к нему.

Профессионалы под данным термином понимают не просто напор воды, приходящийся на двигатель после въезда в лужу, а резкий рост давления в подпоршневом пространстве. Его провокатором становится вода, которая, попадая внутрь цилиндров и на поверхность поршней, препятствует полному сгоранию горючего. Как правило, жидкость проникает в камеры сгорания через воздухозаборник в момент заезда автомобиля в лужу или при резком преодолении другого водного препятствия.

Есть еще одна проблема, виновником которой является гидроудар – попадание в камеры не воды, а антифриза из системы охлаждения двигателя. Правда, такое возможно лишь в том случае, если в головке блока цилиндров установлена прогоревшая прокладка. Наконец, и сама система подачи топлива способна спровоцировать гидроудар двигателя, последствия которого доставят немало хлопот и денежных затрат. Это происходит в тех случаях, когда в цилиндры нагнетается излишнее количество бензина или солярки.

Признаки гидроудара

Поршневая

Если возникли подозрения, что проезд глубокой лужи не обошелся без негативных последствий для машины, для начала следует осмотреть сам мотор – обычно вода находится в коллекторе. Однако для этого его нужно снять, что не всегда представляется возможным. Поэтому гораздо проще проинспектировать воздушный фильтр: его деформированность и влажность считаются явными признаками гидроудара двигателя. Причем с визуальным осмотром затягивать не стоит, поскольку, даже если силовой агрегат и заглушен, его высокая температура позволит влаге быстро испариться. Есть еще несколько вариантов определения, случилась ли с мотором беда.

гаечный ключ Осмотр цилиндров. Для этого придется снять ГБЦ, и если у одного из поршней полоса с нагаром окажется большей по сравнению с остальными, то именно на него и пришелся удар. Причем есть большая вероятность, что шатун искривился, а у поршня ход стал несколько меньше нормативного показателя.

Кроме того, если полоса нагара не отличается от такой же в других цилиндрах, но она сместилась в сторону, то это тоже явный признак того, что с цилиндром что-то неладно. Объясняется данный факт просто: деформированный шатун прижимает поршень к цилиндру с одной стороны сильнее, чем с другой. Именно последняя сторона становится более склонной к образованию нагара, в то время как на первой стороне появляются царапины с потертостями.

Кстати, чаще всего шатун изгибается в месте контакта с поршнем. Причем он может не просто изогнуться, но и пойти на излом. Поэтому, разбирая двигатель после наезда на водное препятствие, цилиндро-поршневую группу следует осматривать очень тщательно.

гаечный ключ Вкладыши. Довольно часто «глубокая» разборка силового агрегата показывает, что вкладыши коленвала износились неравномерно. Причиной такого характерного износа является дефектный цилиндр, создающий для коленчатого вала неравномерную нагрузку.

И нельзя не заметить, что после того, как происходит гидроудар двигателя, о нем обычно свидетельствуют все, а не только один из приведенных признаков.

Что делать после гидроудара?

Сломан шатун

После того, как вода попала в силовой агрегат, его поршни уже не способны реализовать полный такт – ведь вода, попавшая внутрь, мешает этому из-за своей способности не сжиматься. Поэтому попытки запуска мотора после водяного «душа» чрезвычайно вредны, а стремление завести двигатель с помощью буксировки вообще может привести к полному выходу из строя агрегата.

Впрочем, и поддаваться панике смысла нет. В конце концов, если машина с остановленным двигателем простоит несколько часов, то ничего страшного в этом нет. А пока техническая помощь не подоспела, можно самому предпринять ряд действий. Например, выкрутить свечи зажигания и попробовать прокрутить коленчатый вал. Разумеется, с помощью стартера – возможно, попавшая в камеры сгорания вода уйдет из них. Как говорят, специалисты, осуществится «продувка» цилиндров.

Далее свечи устанавливаются на положенное им место, и предпринимается попытка завести двигатель. Если он запустился, нужно внимательно прислушаться – возможно, из подкапотного пространства доносятся нехарактерные звуки. Они означают, что в моторе имеются механические дефекты, и дальше эксплуатировать такой силовой агрегат категорически запрещено. Если нарушить данную рекомендацию, то это приведет к череде еще больших и весьма дорогостоящих проблем при последующей «реанимации» двигателя в автомастерской.

Увы, гидроудар двигателя, причины которого могут заключаться не только в попадании воды в цилиндры, но и замыкании датчика коленвала, более опасен для дизельных автомобилей, чем бензиновых. Ведь в «дизелях» нет свечей зажигания, и осуществить продувку цилиндров не получится. Именно по этой причине наиболее разумным решением для водителя будет пассивное состояние: предпринимать ничего не нужно, следует просто дождаться эвакуатора.

Минимизируем негативные последствия гидравлического удара

Потоп во дворе с машинами

Сложность и стоимость ремонта после гидроудара зависят от массы факторов. Для начала агрегат нужно частично разобрать в автомастерской и обследовать кривошипно-шатунный механизм наряду с ремнем привода газораспределительного механизма. Иногда достаточно заменить некоторые их элементы или хотя бы отшлифовать. И все же нередко приходится проводить гораздо больший объем восстановительных работ.

Если после гидравлического удара мотор просто работает некорректно, то водителю банально повезло. Другое дело, когда искривленный шатун упирается в стенку одного из цилиндров – в таком случае сразу после старта двигателя его следует заглушить и на эвакуаторе отправить на станцию диагностики к специалистам, которые заменят шатун наряду с поршневыми пальцами.

Вообще, стоимость ремонтных работ напрямую зависит от количества поврежденных деталей мотора. Иногда услуги мотористов на СТО обходятся в 7000 руб. иногда в 20 000 руб., а порой прайс доходит до 70 000 руб. Поэтому гораздо дешевле соблюдать меры предосторожности, чем бороться с последствиями собственной же неосторожности.

Меры предосторожности при проезде водных препятствий

Шноркель в авто

Наиболее элементарный и в то же время самый эффективный способ защиты от гидроудара – движение по лужам с минимальной скоростью. Причем эта рекомендация особенно актуальна для владельцев машин, у которых воздухозаборник расположен очень низко. Соответственно, риск зачерпнуть дождевой воды даже из незначительной лужи возрастает многократно.

Впрочем, для всех автовладельцев лучше не переоценивать возможности своих транспортных средств. Как показывает практика, когда вода доходит до середины колеса, то это уже весьма опасно для силового агрегата. Поэтому, если вода достает до капота, лучшим решением будет остановка двигателя. Кроме того, высокая скорость проезда водных преград существенно повышает вероятность получения гидроудара.

знак важноРЕКОМЕНДАЦИЯ. Нахождение моторного отсека автомобиля под водой свыше 10 сек – почти стопроцентная гарантия того, что мотор получил гидравлический удар! И только неукоснительное выполнение советов профессионалов позволит свести до минимума негативные последствия происшествия.

ПО ПОВОДУ ШНОРКЕЛЯ. Шноркель – это спецустройство, которым часто пользуются жители дождливых и болотистых регионов, вынужденные передвигаться на автомобилях по глубоким лужам и заболоченным участкам. Данное приспособление позволяет увеличить высоту нахождения воздухозаборника до метра. Безусловно, это выглядит не совсем эстетично, но зато позволяет быть уверенным при езде в экстремальных условиях. Изготавливаются шноркели не только кустарным, но и заводским способом.

Что такое гидроудар и как его избежать

Статья о гидравлическом ударе двигателя — причины гидроудара, возможные последствия, меры профилактики. В конце статьи — видео про гидроудар. Статья о гидравлическом ударе двигателя — причины гидроудара, возможные последствия, меры профилактики. В конце статьи — видео про гидроудар.

Что такое гидроудар и как его избежать

С таким неприятным явлением как гидроудар двигателя может столкнуться как новичок, так и бывалый водитель. Это может произойти во время скоростной езды по лужам. Как правило, виноват в этом бывает водитель — нужно было правильно выбирать маршрут. Но может случиться и так, что объездной дороги нет, и приходится идти на риск.

А иногда неподготовленную машину используют для переправы по реке — вот это уже совсем нехорошо. Гидроудар может нести определенную опасность для автомобиля. Как его избежать? Что делать, если он стал реальностью? Ответы на эти и другие вопросы — далее в статье.

Что такое гидроудар

Что такое гидроудар

Если говорить простыми словами, то гидроудар мотора — это когда вода проникла внутрь камеры сгорания. Оказаться там она может через воздуховод, куда попадает с воздухом в виде брызг. В результате этого образуется водяная пробка, о которую ударяются поршни. Это очень опасно, так как становится причиной большой поломки двигательной системы.

Возможно, крупной поломки удастся избежать, поэтому суетиться не нужно. Вероятность получить более значительные повреждения появляется, когда двигатель работает на повышенных оборотах. В результате удара вырабатывается мощная кинетическая энергия, способная сломать любые конструкции из металла.

Причины гидравлического удара

Причины гидравлического удара

Вода не способна сжиматься — это ее свойство нам известно еще со школы. Когда машина во время заезда в глубокую лужу создает перед собой высокую водяную стену, вода начинает заполнять собой все пространство вокруг мотора. В такой ситуации ей будет несложно проникнуть в камеру сгорания.

В это время поршень сжимает горючее, но до верхней точки дойти не может, так как на его пути становится водяная пробка.

Проникновение воды внутрь камеры сгорания может произойти по двум причинам:

    Во-первых, это уже упомянутая глубокая лужа. Если въехать в нее на большой скорости, то случится сильное разбрызгивание воды. В этом случае вода может попасть в воздушный фильтр, а потом и в камеру сгорания.

На практике первый вариант случается гораздо чаще. Обычно это происходит с неопытными водителями, не имеющими ни малейшего представления о пагубных последствиях такой езды. Но такое может случиться и с сильно спешащими бывалыми водителями. Последствия для тех и других одни и те же — серьезная поломка двигателя.

Вероятность получения гидроудара более реальна для автомобилей, имеющих низкую подвеску. Как правило, это спортивные машины. У других машин вероятность попадания воды в камеру сгорания несколько меньше, но это совсем не значит, что она отсутствует совсем. Поэтому следует избегать скоростной езды по лужам и преодоления водных преград на неприспособленных для этого автомобилях.

Возможные последствия

Возможные последствия гидроудара

Поломки двигателя могут быть очень серьезными, иногда — критичными. Здесь уже говорилось о вероятности загиба поршней. Кроме этого, могут погнуться их пальцы или шатуны.

Известны случаи, когда после водяного удара починить двигатель уже не представлялось возможным, и его приходилось менять, а это уже более чем серьезно. А ведь придется заплатить не только за заменяемые детали, а еще и специалистам, которые будут выполнять работы по ремонту автомобиля. Думается, что приведенных выше фактов более чем достаточно, чтобы стараться не допускать гидроудара.

Меры профилактики

Меры профилактики гидроудара

Всем известно, что предупредить возникновение проблемы гораздо проще и выгоднее, чем исправлять последствия бездумной езды по лужам.

Во-первых, не нужно ездить по глубоким лужам на большой скорости. От использования автомобиля лучше воздержаться совсем, если постоянно идет дождь и прогноз погоды неутешителен. Возможности машины стоит оценивать трезво и не надеяться на чудо. При езде на малолитражке глубокие лужи лучше объезжать десятой дорогой, так как именно такие автомобили более других рискуют получить гидроудар по двигателю.

Но следовать этим рекомендациям получается далеко не всегда — неотложные дела могут подтолкнуть нас к пересечению водной преграды. Лучше, если вы знаете дорогу, по которой едите, и имеете представление о том, где на ней находятся глубокие залитые водой ямы. В этом случае нужно просто стараться их объезжать.

Но если вы ведете автомобиль по незнакомой вам дороге, тогда во время ливня старайтесь ехать на небольшой скорости. Если уровень воды большой, не стоит ехать быстрее 10 км в час, причем лучше только на первой передаче — мотор получит более значительные повреждения, если гидроудар настигнет его на высокой скорости.

Что делать в случае гидроудара

Что делать в случае гидроудара

Главное в этом случае — не спешить. Основной признак гидравлического удара — автомобиль резко заглох, и завести его уже не получается. Но то, что причиной резкой остановки мотора послужил именно гидроудар, нужно еще проверить.

Прежде всего, автомобиль на нейтральной передаче нужно вытащить на сухой участок. После этого ситуация может развиваться по-разному:

    Был получен гидравлический удар по двигателю, что послужило причиной его остановки;

Первый и третий случаи требуют буксировки автомобиля с помощью эвакуатора. Второй случай самый легкий. Такое могло произойти, когда двигатель заглох еще до получения удара. В этом случае, конечно, вода тоже просочилась в цилиндры, но мотор в это время не работал, поэтому последствия и не были такими серьезными. Тут можно справиться и без посторонней помощи. Намокший воздушный фильтр нужно выбросить, а его корпус — протереть, чтобы убрать влагу.

Затем следует выкрутить свечи и провернуть коленвал при помощи стартера. Это необходимо для того, чтобы воду выбросило из цилиндров.

Может случиться так, что вывернуть свечи не получается, в этом случае нужно подождать, пока плага переместится в картер. После этого надо пробовать завести мотор еще раз и дать ему поработать на холостых оборотах. Когда все будет исправлено, обязательно надо проверить масло — в него него тоже могла попасть жидкость. Определить это можно по цвету. «Мокрое» масло приобретает белый цвет, что говорит о необходимости замены жидкости.

Лучше, если просушка мотора будет осуществляться специалистами сервисного центра. Сделать все самому будет достаточно сложно, так как потребуется нужно провести качественную просушку цилиндров. Если блок цилиндров получит повреждения, то мотор придется серьезно ремонтировать. А если автомобиль работает на дизельном двигателе, то удалить из него влагу будет очень непросто. Для этого используется специальное оборудование, которое есть только в сервисных центрах.

Заключение

Итак, никто не будет спорить, что последствия гидравлического удара по двигателю автомобиля могут быть очень серьезными. Чтобы их не допустить, надо лишь соблюдать правила эксплуатации автомобиля и следовать некоторым советам бывалых автолюбителей.

Главное — не штурмовать лужу на высокой скорости. Ехать надо медленно и на первой передаче. Конечно, если идет сильный дождь, лучше вообще отказаться от поездки по незнакомой дороге. Но если это невозможно, тогда не нужно спешить.

Следует помнить, что ваша машина не имеет ничего общего с амфибией, и водные преграды могут ей серьезно навредить. От воды может поломаться не только двигательная система — нередко она становится причиной неисправности электропроводки.

Видео про гидроудар:

Источник https://avtoinstruktor199.ru/news/chto-takoe-gidroudar-dvigatelya-i-ego-posledstviya/

Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/2600-chto-takoe-gidroudar-i-kak-ego-izbezhat.html

Источник

Источник




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *