Датчики двигателя внутреннего сгорания

Датчики двигателя внутреннего сгорания

Работа всех систем и узлов современного автомобиля контролируется электронным блоком управления (ЭБУ). Это прежде всего касается такого сложного агрегата как двигатель внутреннего сгорания, работа которого согласовывается электроникой. Но для нормальной работы ЭБУ должен получать соответствующие данные, которые снимаются с датчиков, установленных непосредственно в моторе автомобиля.

все датчики двс

Зачем нужны датчики в моторе?

Различные производители предлагают свои датчики, но со временем выработался определенный перечень, который можно встретить практически в любом двигателе внутреннего сгорания с инжекторной топливной системой.

Некоторые из этих датчиков доносят информацию о текущем состоянии двигателя в ЭБУ и водителю на приборную панель, а при поломке некоторых из них, например, ДПКВ, автомобиль попросту не заведется.

Подробнее о работе датчиков

Каждый датчик собирает информацию и подает ее на ЭБУ, что позволяет обеспечить бесперебойную работу двигателя и предоставить исчерпывающую информацию о его состоянии. Для этого требуется понять, для чего устанавливается каждый датчик и за что он отвечает.

дмрв

Датчик массового расхода воздуха устанавливается во впускном воздушном канале, между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой. Его основная функция – измерение количества поступающего в двигатель воздуха. Согласно показаниям ДМРВ электронным блоком управления высчитывается оптимальное количество топлива, соответствующее объему поступившего в двигатель воздуха. ЭБУ подает команду на форсунки, через которые и поступает необходимое количество топлива.

дпдз

Датчик положения дроссельной заслонки располагается непосредственно на заслонке, обязательно до впускного коллектора. Он указывает на положение заслонки в каждый момент времени и динамике его изменения. Положение дроссельной заслонки, в свою очередь, изменяется при нажатии педали газа водителем. Исходя из показаний этого датчика ЭБУ обеспечивает увеличение или снижение интенсивности подачи топлива в камеры сгорания, мотор набирает или снижает обороты. При полностью закрытой заслонке, подача воздуха происходит через регулятор холостого хода, а количество подаваемого топлива снижается.

дпкв

Датчик положения коленчатого вала располагается в непосредственной близости возле шкива коленвала. Его задача определять положение и скорость вращения вала в текущий момент времени. Для обеспечения работы ДПКВ на шкиве устанавливается специальный зубчатый диск с несколькими убранными зубами, что позволяет четко определять положение коленчатого вала. В разных двигателях датчик может находиться в других местах, но обязательно в непосредственной близости от коленвала, например, возле маховика. Данные передаваемые датчиком положения коленчатого вала на ЭБУ позволяют точно определить такт впрыска топлива и угол опережения зажигания, они же являются основой для выдачи информации об оборотах двигателя на тахометре.

дпрв

Датчик положения распределительного вала находится около головки блока цилиндров возле распредвала. ДПРВ определяет его положение в реальном времени, в самом простом исполнении он подает сигнал, когда поршень первого цилиндра выходит в верхнюю мертвую точку (такт сжатия). На основе этих данных ЭБУ подает команду на впрыск топлива в определенный цилиндр и зажигание.

датчик детонации

Датчик детонации в большинстве двигателей установлен в верхней части блока цилиндров, возле камер сгорания, как правило, между 2 и 3 цилиндрами. Его задача улавливать металлический стук, образующийся в цилиндрах при детонации топлива, которая может серьезно повредить двигатель. Поступающая от датчика информация позволяет ЭБУ устанавливать нужный угол опережения, убирая ненужный эффект.

дтож

Датчик температуры охлаждающей жидкости расположен в части двигателя, где охлаждающая жидкость выходит из него, чаще всего это головка блока цилиндров или термостат. ДТОЖ указывает на температуру тосола, что влияет на работу двигателя после запуска. Если температура низкая, ЭБУ дает команду повысить холостые обороты за счет обогащения топливно-воздушной смеси и корректировки угла опережения зажигания. После набора рабочей температуры подается команда снизить обороты. При повышении значения рабочей температуры датчик подает сигнал, включающий вентиляторы охлаждения радиатора, кроме того, данные по температуре охлаждающей жидкости отражаются на приборной панели.

датчик кислорода

Датчик кислорода установлен в выхлопной системе в выпускном коллекторе или за ним, но до катализатора. Иногда дополнительный датчик устанавливается уже после катализатора. Они оценивают концентрацию кислорода в выхлопном газе. Первый датчик определяет количество кислорода на выходе из двигателя, второй – на выходе из катализатора, его называют диагностическим. По данным первого датчика блок управления обогащает или обедняет топливно-воздушную смесь, в зависимости от того, сколько кислорода осталось в выхлопных газах. Диагностический ДК указывает на эффективность катализатора, одновременно корректируя подачу топлива.

Вам будет интересно  Блок цилиндров: как он появился, развивался и зачем вообще нужен

датчик скорости

Датчик скорости автомобиля в большинстве случаев располагается в верхней части коробки передач. Он изменяет скорость вращения валов после изменения передаточного числа коробки передач (переключения скорости). Это позволяет определить частоту вращения колес, а значит, скорость автомобиля. Популярный способ измерения – считывание данных с зубчатого венца, установленного на дифференциале. В некоторых автомобилях в качестве ДСА выступает датчик АБС возле колеса, которые считывает данные с зубчатого венца, установленного на ШРУСе. Информация о скорости автомобиля поступает на ЭБУ, который корректирует подачу топлива, а также на спидометр.

датчик давления масла

Датчик давления масла, в зависимости от конструкции двигателя, может располагаться возле масляного фильтра или в дальней точке – головке блока цилиндров. Он определяет давления масла к системе смазки мотора. Показания ДДМ никак не влияют на работу двигателя, но при падении давления масла, проблему нужно срочно решать поскольку двигатель быстро выйдет из строя и потребуется дорогостоящий ремонт. Об этом просигнализирует предупреждающая лампочка на приборной панели.

датчик температуры всасываемого воздуха

Датчик температуры всасываемого воздуха часто располагается в одном корпусе с ДМРВ или отдельно в системе впуска. По температуре всасываемого воздуха ЭБУ вычисляет его плотность, регулируя подачу топлива для достижения нужного обогащения топливно-воздушной смеси.

Дополнительные датчики

датчик абсолютного давления

Датчик абсолютного давления находится во впускном коллекторе или закрепляется на автомобильном кузове, соединяясь с впускным коллектором гибкой трубочкой. Задача ДАД – измерение давления во впускном коллекторе. На основе этих данных ЭБУ рассчитывает расход воздуха двигателем, образуя идеальные параметры топливно-воздушной смеси. Фактически, он заменяет ДМРВ, но иногда работает с ним в паре, сообщая дополнительную информацию.

датчик неровной дороги

Датчик неровной дороги прикрепляется к кузову возле крепления одного из амортизаторов. Он улавливает колебания в вертикальной плоскости при движении автомобиля, определяя, что он двигается по неровной дороге. Данный от датчика поступают в блок управления и он отключает функцию диагностики пропусков зажигания, которая работает при неравномерном вращении коленвала.

Если какой-либо из датчиков неисправен, ЭБУ дает команду перехода в аварийный режим работы. При этом недостающая информацию заменяется усредненными данными, вшитыми в его память. Это не касается ДПКВ, при котором двигатель не работает. О том, что какой-то датчик вышел из строя предупреждает лампочка, загорающаяся на приборной панели с надписью CHECK или CHECK ENGINE. Чтобы понять, что именно происходит с автомобилем, требуется провести компьютерную диагностику ЭБУ.

Гарантия на двигатель автомобиля

иконка закладкиГарантия на двигатель автомобиля это гарантийный срок, который устанавливает изготовитель, в течение которого автовладелец может предъявлять требования, связанные с обнаружением производственных недостатков.

Это могут быть требования о проведении бесплатного ремонта двигателя по гарантии, о возмещении расходов на такой ремонт, снижении стоимости автомобиля или о возврате денег за автомобиль/его замены.

Какая гарантия на двигатель автомобиля по закону

Гарантийный срок на двигатель, также как и на весь автомобиль, по закону устанавливается его изготовителем. Законом не предусмотрено, что это должен быть срок какой-то определенной продолжительности.

Это означает, что только изготовитель автомобиля устанавливает, в течение какого срока он предоставляет свою гарантию на него, или на его составные части, в том числе и двигатель, то есть в течение какого срока потребитель может предъявлять требования связанные с недостатками.

С точки зрения закона гарантийный срок на двигатель/автомобиль может быть вообще не установлен изготовителем. Право потребителя – покупать такой автомобиль или нет.

Если гарантия не установлена, то это вовсе не означает, что в случае поломки двигателя его придется ремонтировать за свой счет, а продавец (изготовитель) не несет за него никакой ответственности.

Чтобы понять, должен ли отвечать за возникшую поломку двигателя продавец (изготовитель) автомобиля, необходимо выяснить:

  • Установлен ли вообще на двигатель/автомобиль гарантийный срок
  • Составляет ли продолжительность этого срока менее или более 2 лет
  • Когда начинает течь срок гарантии

Если гарантия на двигатель или автомобиль не была установлена изготовителем, или если она уже закончилась, то автовладелец все равно вправе предъявлять продавцу (изготовителю) автомобиля требования по недостаткам. Это прямо предусмотрено законом.

иконка лампочки

Когда начинает течь срок гарантии на двигатель?

По закону гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, однако, договором может быть предусмотрено иное исчисление срока. Поэтому внимательно читайте договор купли-продажи автомобиля.

иконка вкладки

п.2 ст.19 Закона РФ «О защите прав потребителей»

Продавец может включить в договор условие о том, что гарантийный срок исчисляется не с даты передачи автомобиля покупателю, а с даты производства, с даты выдачи ПТС автомобиля или с какого-то иного момента.

Вам будет интересно  Новосибирский Клуб Любителей Электротранспорта

В этом случае, даже если вы первый владелец, то может сложиться ситуация, когда после покупки автомобиля, гарантия на него или на двигатель останется, например, два года вместо установленных изготовителем трех.

Поскольку двигатель является составной частью автомобиля и его отдельная передача невозможна, то гарантийный срок на двигатель, даже если он установлен иной продолжительности, чем на весь автомобиль, начинает течь с момента передачи автомобиля.

Это не распространяется на случаи, когда договором был предусмотрен иной порядок исчисления гарантийного срока.

Одинаковый ли срок гарантии на двигатель и на весь автомобиль?

Срок гарантии на двигатель может отличаться от гарантийного срока, установленного на весь автомобиль. Как правило, эти сроки совпадают, но это не означает, что не может быть иначе.

Двигатель является составной частью автомобиля. По закону на составные части автомобиля может быть установлен гарантийный срок иной длительности, нежели на автомобиль в целом. В том числе, такой срок может быть и меньше, чем на автомобиль.

Если в договоре не предусмотрено, что на двигатель гарантия составляет меньший срок, чем на весь автомобиль, то в этом случае срок гарантии на двигатель равен сроку гарантии на автомобиль.

иконка вкладки

«Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар»

п.3 ст.19 Закона РФ «О защите прав потребителей»

Даже если на двигатель установлен более короткий срок гарантии, чем на автомобиль, то автовладелец все равно может предъявить законные требования в течение срока гарантии на весть автомобиль, только если иное не установлено договором.

При этом если на двигатель изготовитель установил более длительный срок гарантии, чем на автомобиль, то требования, связанные с недостатками двигателя можно предъявить и по истечении гарантийного срока на автомобиль.

Что делать, если гарантия на двигатель не установлена или закончилась?

Чтобы вам было проще, мы описали все возможные варианты.

① Гарантия на двигатель не установлена

Это значит, что нигде в документации к автомобилю ни изготовитель, ни продавец не заявил об установлении гарантии на весь автомобиль, либо прямо указал на отсутствие гарантии на двигатель.

В этом случае в течение 2 лет потребитель вправе предъявить продавцу или изготовителю требования, предусмотренные ст.18 потребительского закона.

В случае спора о причине поломки, он сам должен доказать, что недостаток (или его причины) возник до передачи ему автомобиля.

Что означает «в случае спора» посмотрите чуть ниже.

② Гарантия на двигатель установлена менее 2 лет и уже закончилась.

Такие же последствия, как в п.1.

③ Гарантия уже закончилась, а с момента передачи автомобиля уже прошло 2 года.

В этом случае вы можете потребовать бесплатный ремонт автомобиля. Требование может быть предъявлено изготовителю, уполномоченной организации, импортеру.

Но только при соблюдении следующих условий:

  • недостаток должен быть существенным
  • не истек установленный срок службы или если он не установлен, то десять лет со дня передачи автомобиля

Если ремонт не был проведен в течение 20 дней – можно заявить другое требование (п.3 ст.18 потребительского закона), в т.ч. о возврате денег за автомобиль.

Окончание срока гарантии на двигатель не лишает вас права предъявить вышеуказанные требования в течение 2 лет. Разница лишь в том, что в случае наличия спора с продавцом (изготовителем) относительно причин возникновения недостатков двигателя, — производственный характер недостатков придется доказывать автовладельцу.

Что означает наличие спора:

Это значит, что продавец (изготовитель) не согласен с тем, что недостатки, в отношении которых автовладельцем предъявлены требования, возникли до передачи ему автомобиля, т.е. являются производственными.

Доказывать эти обстоятельства автовладельцу придется путем проведения независимой экспертизы автомобиля за свой счет. В случае признания недостатков производственными, расходы на проведение экспертизы продавец (изготовитель) обязаны будут возместить.

Вам будет интересно  О двигателях LADA 2110 1 поколение (1995 — н. в. )

Однако положительное заключение независимой экспертизы не гарантирует, что продавец (изготовитель) сразу же проведет бесплатный ремонт двигателя.

Пока не подано заявление в суд – всерьез никто требования автовладельца не рассматривает, даже подкрепленные заключением эксперта о том, что недостаток является производственным.

Необходимость проведения экспертизы двигателя автомобиля в каждом конкретном случае лучше согласовывать с юристом общества защиты прав потребителей.

Ремонт двигателя по гарантии

Для проведения ремонта двигателя по гарантии нужно предъявить соответствующее требование (здесь подразумеваем не только в течение гарантийного срока, но и по истечении, в пределах двух лет с момента передачи автомобиля владельцу, а также в течение срока службы в отношении существенных недостатков).

По закону это называется «потребовать безвозмездного устранения недостатков». В претензии лучше использовать именно такую формулировку, чтобы потом в суде не было проблем.

Формально, если вы потребовали не «безвозмездного устранения недостатка», а, например, «ремонта автомобиля», то в случае судебного разбирательства ответчик сможет занять позицию о том, что предусмотренное законом требование ему предъявлено потребителем не было.

Что там имел в виду потребитель, требуя «ремонта» — мы не знаем. Бесплатного, т.е. гарантийного ремонта он не требовал.

А если законное требование не было предъявлено, то и обязанность его удовлетворять не возникла. Соответственно за нарушение срока его удовлетворения неустойка тоже не начисляется.

Требование об устранении недостатков двигателя должно быть удовлетворено в установленный законом срок. Если дилер нарушил срок ремонта, вы можете получить неустойку в размере 1% цены автомобиля за каждый день просрочки и потребовать возврата денег за автомобиль или его замену.

После завершения ремонта дилер обязан выдать вам документ, в котором будет отражена дата вашего обращения с требованием об устранении недостатка, о дате передачи автомобиля в ремонт, описание недостатков, которые устранялись, дата их устранения, об использованных запчастях и о дате выдаче автомобиля из ремонта.

Что делать, если дилер отказал в гарантийном ремонте двигателя смотрите здесь.

Замена двигателя по гарантии

По регламенту большинства изготовителей, ремонт двигателя не производится и в случае более менее значительной поломки двигатель меняется полностью.

Здесь есть несколько важных аспектов:

  • Покупатель автомобиля не вправе требовать заменить двигатель. Только ремонт
  • В случае замены двигателя можно потребовать компенсировать утрату товарной стоимости автомобиля
  • Предельно допустимый срок гарантийного ремонта, установленный ст.20 потребительского закона начинает течь не с момента поставки нового двигателя, а с момента, когда автовладелец потребовал провести ремонт по гарантии

С юридической точки зрения вы не можете требовать от продавца (изготовителя) именно замены двигателя по гарантии. Решение о том, ремонтировать двигатель или менять, принимает изготовитель.

Потребитель требует бесплатно устранить обнаруженный им недостаток, а каким образом технически это будет происходить – не его забота. Он должен получить результат в виде отсутствия технического недостатка.

Исключение могут составлять случаи, когда по инициативе автовладельца или дилера (продавца), изготовителя была проведена экспертиза двигателя, и экспертом был сделан вывод о том, что устранение недостатка невозможно или нецелесообразно и требуется его замена.

Если в связи с заменой двигателя происходит утрата товарной стоимости автомобиля (в случае последующей продажи стоимость будет ниже рынка), то вы вправе требовать компенсации вам этой суммы в качестве убытков.

Размер утраты товарной стоимости автомобиля определяется путем проведения оценочной экспертизы.

иконка лампочки

Образец претензии на замену или ремонт двигателя

Кому: ___________________________
(наименование, ОГРН)
От ______________________________
(ваши Ф.И.О.)
Адрес:___________________________
(адрес для ответа)
Тел.: ____________________________
(телефон для связи с вами)

ПРЕТЕНЗИЯ
на замену или ремонт двигателя

Я являюсь собственником автомобиля марки ____ модель _____, VIN № _________________________________.

Гарантийный срок на автомобиль установлен* изготовителем продолжительностью 3 года или 100000 км. пробега в зависимости от того, какое событие наступит ранее.

На _____ км. пробега по прошествии 1 года и 3 мес. гарантийного срока мной в двигателе автомобиля был обнаружен следующие неоговоренный продавцом недостаток: ______________________________________________. (подробно опишите недостаток, как и при каких условиях он проявляется)

В связи с обнаружением неоговоренного продавцом недостатка двигателя, требую:

— в минимальный срок, объективно необходимый для устранения недостатка, с учетом обычно применяемого способа, устранить обнаруженный мной недостаток двигателя автомобиля путем его безвозмездного ремонта или замены на новый.

*Если гарантийный срок не был установлен или составлял менее двух лет и уже истек, либо если с момента передачи вам автомобиля уже прошло два года, то при составлении претензии обязательно посоветуйтесь с юристом общества защиты прав потребителей.

Можно ли заменить или вернуть деньги за автомобиль со сломанным двигателем?

Есть три варианта возврата денег в связи с поломкой двигателя:

  1. Поломка двигателя обнаружена до истечения 15 дней с момента передачи автомобиля покупателю. Можно требовать возврат денег за автомобиль или его замену. В этом случае существенность поломки не имеет значения.
  2. Поломка двигателя обнаружена по истечении 15 дней с момента передачи автомобиля. В этом случае для замены или возврата денег за автомобиль требуется, чтобы недостаток был существенным.
  3. Дилером нарушен срок гарантийного ремонта автомобиля.

Последнее является самостоятельным основанием для того, чтобы потребовать замены автомобиля или возврата за него денег. При этом не имеет значения, существенный был недостаток или нет. Согласно позиции Верховного суда РФ, если нарушен срок гарантийного ремонта – это уже говорит о том, что недостаток существенный, раз его было не устранить в разумный срок.

Источник https://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/datchiki-dvigatelya-vnutrennego-sgoraniya/

Источник https://potreballiance.ru/garantiya-na-dvigatel-avtomobilya

Источник

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: