Для чего прогревать двигатель автомобиля

Содержание

Нужно ли прогревать двигатель перед поездкой.

0. Что происходит во время прогрева двигателя на холостых оборотах.

Сегодня я решил затронуть такой вопрос как прогрев двигателя перед поездкой. Тема избита, но единодушия как не было, так и нет. Добавлю и я свои пять копеек:).
В основном людей заботит тот вред, который прогрев на холостых оборотах причиняет двигателю. Кроме этого кто-то задумывается и о вреде для окружающей среды от «впустую» прожигаемого топлива (про экономическую составляющую наверное не думает никто:)).

Для начала осознаем тот неоспоримый факт, что вред двигателю причиняется в любом случае, едем мы сразу после включения или прогреваем до рабочей температуры (это крайняя точка рационального прогрева, всякая ерунда вроде «отпотевших» стёкол и тёплого салона не о двигателе, а значит не для сильных духом:)). Вопрос в том, в каком случае вреда меньше.
Для получения внятного ответа нужно, во-первых, разобрать по полочкам всё, что происходит в двигателе во время запуска и сразу после него, а во-вторых, разбить вопрос на несколько «подвопросов»:

  • влияние прогрева на детали двигателя (физика)
  • различия в работе бензинового агрегата и дизеля
  • вопрос о топливе и масле в камере сгорания (химия, в общем)
  • прогрев и экология
  • прогрев и экономия
  • прогрев и закон (оказывается, нужно и это учитывать:))
  • прогрев зимой
  • влияние прогрева на коробку передач

Итак, поворачиваем ключ зажигания, завелись:). В момент проворота коленвала стартёром и сразу после него детальки трутся условно «на сухую» (ЦПГ, вкладыши, клапана там всякие…). Это самый износный момент в работе двигателя и проявляется он в любом случае. В течении этих первых секунд масло прогоняется по каналам до трущихся поверхностей, в картере образуется «масляный туман», смазывающий цилиндры (кольца/поршни).

Детали двигателя при движении (полезной работе) автомобиля (не только высокие обороты, но и реальное движение массы авто) испытывают гораздо большую нагрузку, чем на холостых оборотах когда автомобиль стоит. А значит и изнашиваются больше.

Поэтому езда в эти первые секунды после запуска двигателя крайне быстро убивает двигатель. Так что постоять хотя бы 10 секунд после запуска нужно обязательно, «это как земля за колхозом». Ехать сразу можно если вы уже ездили на машине недавно (в пределах минут двадцати-получаса, в общем, пока мотор не остыл). За это время детали не изменят своих размеров при остывании, плюс в современных маслах используются технологии, позволяющие задерживать молекулы масла на трущихся поверхностях после остановки двигателя НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ. Потом они всё равно стекут в картер.

1. Влияние прогрева на детали двигателя.

Завели двигатель, подождали 10 секунд, смотрим, что происходит дальше. Детали смазаны маслом, но сами ещё не нагрелись, а значит не выбрали расчётные зазоры в результате теплового расширения. Т.е. щели между трущимися поверхностями больше, чем должны быть. Здесь вспоминается такая характеристика моторного масла как вязкость. Именно она характеризует способность масла удерживаться на поверхностях не просачиваясь через эти щели. Чем выше вязкость, тем меньше масло протекает в щели. Например, в зазор между поршневыми кольцами и цилиндром, попадая в камеру сгорания. И вот какая получается штука: зазоры в непрогретом двигателе больше, но и вязкость у холодного масла также выше. В результате как говорится, то на то и имеем:). Однако, каждое масло имеет свою кривую изменения вязкости при нагревании. Контрольные значения, прописанные в стандартах SAE лишь констатируют заявленную вязкость в определённой точке. Что творится с маслом на 10 градусов ниже, или на 20 выше — в стандарте не прописано (и вообще доподлинно известно только узкому кругу технических спецов производителя данного масла). Так что не исключена вероятность того, что при езде на непрогретом двигателе масло будет слишком густое для того, чтобы адекватно смазывать трущиеся поверхности. И, кстати, проходить по масляным каналам оно тоже будет гораздо более неторопливо, чем при штатной температуре.
Как пример, масло с указанной производителем автомобиля рабочей вязкостью 30 (GMы всякие…), что подразумевает двигло с тонкими масляными каналами. Дешёвая полусинтетика с низким индексом вязкости (то есть вязкость сильнее меняется в зависимости от температуры) будет гуще, чем ПАО-синтетика.

К чему я клоню? К тому что при езде «на холодную» повышается вероятность масляного голодания деталей движка. Как следствие происходит повышенный износ и сокращение ресурса этих деталей. С выходом из строя, например, сразу после окончания срока гарантии:).

1.1. Ну а дизель?

С дизелем принципиально всё также, кроме пары нюансов. Во-первых, перед запуском стоит дождаться, пока отработают свечи накаливания воздуха (есть такие во многих дизелях для упрощения запуска холодного движка, поскольку этот процесс в них критически зависит от температуры подаваемого в КС воздуха). В морозы не грех погреть и два, и три раза (т. е. включить зажигание не заводя мотор, подождать, пока погаснет лампочка свечей, выключить-включить опять… Ну, это чисто для облегчения запуска, чтобы мотор поменьше крутился «на сухую», потому что вращение стартёром не даёт нужного давления масла для полноценной смазки.
Во-вторых, дизель в силу большего КПД на холостом ходу может вообще не нагреться до рабочей температуры. Есть моторы, которые вхолостую начинают остывать («бычковские», например). Поэтому здесь лучше ориентироваться на страгивание стрелки температуры ОЖ с нижней отметки и выровнявшиеся для штатных значений обороты ХХ. Зимой это может быть и более 5 минут (я про различные грузовики, в легковушках всё чуть быстрее).

Вам будет интересно  Поделки своими руками для автолюбителей

2. Топливо и масло в камере сгорания.

В холодном двигателе образуется топливо-воздушная смесь худшего качества, поскольку бензин хуже испаряется (а горят именно пары бензина в смеси с воздухом). Умная электроника компенсирует это бОльшим количеством впрыскиваемого бензина (по отношению к количеству воздуха), так сказать «обогащает» смесь. При этом в непрогретой камере сгорания бензин вполне может сгорать не полностью, особенно, когда его больше, чем при нормальной температуре работы. Несгоревшее топливо вылетает наружу с выхлопом, но если в этот момент увеличить частоту вращения коленвала (т. е. нажать на газ и поехать), то, во-первых, времени на сгорание бензина будет ещё меньше, а во-вторых поднявшееся давление вкупе с невыбранными тепловыми зазорами ЦПГ вполне сможет протолкнуть бензин в картер, где он незамедлительно приступит к порче масла.
Где-то встретил сетования на то, что, мол, бензин смывает масло со стенок камеры сгорания… Блин, его там и не должно быть, для чего тогда маслосъёмные кольца нужны. А если оно там и есть то всё равно оно сгорит, поскольку температура в КС гораздо выше температуры воспламенения обычного масла.

3. Прогрев и экология.

В плане экологии в общем-то крыть нечем, да, теоретически сжигание топлива вхолостую увеличивает выбросы продуктов горения в окружающую среду, хотя все эти выбросы так или иначе выбросятся и при езде на непрогретом двигателе. Если говорить о легковушках, то клубы белого цвета в холодную погоду — это в основном вода в виде пара (если мотор исправен) с каким-то количеством вредных веществ, опять же минимальных по сравнению с тем, что выбросилось бы за то же время при движении автомобиля.
Устрашающее зрелище представляют собой «усталые» грузовики, заводящиеся по утрам на стоянках вдоль трасс. В случае отсутствия ветра дорогу иной раз на полкилометра затягивает эдаким «рукотворным» туманом из несгоревшей солярки:).

ezda_na_holodnyuy

Грузовик с непрогретым двигателем

Однако такие машины без прогрева просто не поедут, а если и поедут, то выкинут гораздо больше этой самой солярки, чем при прогреве на холостых оборотах. Так что проблемы экологии если и решать, то не подобным кроением крох во вред ресурсу авто, а широким внедрением принципиально новых силовых установок и инфраструктуры под них (те же электромобили) и увеличением эффективности управления грузопотоками внутри страны (о как завернул:)).

4. Прогрев и экономия топлива.

Вопрос экономии топлива уже затрагивался выше, посчитаем, сколько сгорает топлива за 5 минут прогрева. На многих авто при стоянии на месте бортовой компьютер показывает количество топлива сгорающего за час. Например, для попсового движка 1.6 на Октавии это порядка 0.7л. Т.е. за 5 минут сгорит (0.7 / 12 = … где мой калькулятор… около 60 миллилитров бензина). Теперь допустим, что за это время без прогрева мы проедем около 3.5км (это 5 минут на 40 км/ч). Исходя из показаний того же БК наш расход будет равняться примерно 12-15л/100км (это же не трасса, выезжаем по дворам, стоим на выездах на шоссе, в светофорах, пробках…). После нехитрых и очень приблизительных вычислений получаем расход бенза в 450 миллилитров (13.5л / (100км/3.5км)). Причем если мы преодолеем то же расстояние на прогретом двигателе, расход будет меньше (помним про лишний бензин, добавляемый компьютером для обогащения смеси в холодном движке). Так что лишнего расхода либо нет вообще (сам не мерял, но думаю, что на 10-15% прогретый движок жрёт меньше как минимум. А это и есть искомые 60 миллилитров:)), либо он очень незначителен, особенно если учесть увеличение ресурса движка взамен.

5. Прогрев и закон (надо же, оказывается есть и такое)

Действительно, пункт 17,2 ПДД не разрешает стоять в жилых зонах с заведенным мотором свыше пяти минут. Если автомобиль коптит воздух в жилой зоне, то кто-нибудь обязательно сфотографирует, пожалуется, и можно получить штраф в размере до 1500 рублей по статье 12.28 КоАП РФ («Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах»).
Серьёзно, кто-нибудь хоть раз сталкивался со штрафами за подобное, или слышал о том, чтобы кого-то штрафовали? Я — нет:).

6. Влияние прогрева двигателя на КПП.

Вроде и не сильно влияет, но всё же, если масло в коробке не очень хорошее, или уже выработавшее свой ресурс, его вязкость зимой достаточно велика. Крутящийся во время прогрева без нагрузки первичный вал хоть как-то раскидывает и разжижает его, не нагружая при этом детали КПП. С автоматами то же самое, они в холостом режиме начинают работать во время прогрева и, так сказать, успевают подготовиться к нормальной работе. Хотя по большому счёту, конечно, если жидкость (её и маслом-то не назовёшь) АКПП густеет на морозе, то это уже точно её конец и скорее всего близкий конец самой АКПП. У жидкости для автоматов такие характеристики вязкости, что критически густеть оно должно при запредельно низких температурах, не то что в механике, когда в минус двадцать можно и не тронуться с минералкой в КПП:).

Вам будет интересно  Подготовка и правильная обработка автомобиля антикоррозийными составами

7. Итого.

Коротко итоги статьи:
Ясно, что двигателю наносится вред в любом случае, едем мы сразу после старта, или ждём, пока мотор прогреется. Весь вопрос в размерах этого вреда в том или другом случае.
Бесспорно, при езде на холодную детали изнашиваются больше из-за того, что масло не успело дойти до всех точек смазки, а в случае с ЦПГ выйти на режим образования «масляного клина», предотвращающего износ этой самой ЦПГ.
У дизелей ждать полного прогрева на холостых оборотах можно долго и не дождаться, поэтому нужно трогаться после начала подъёма стрелки датчика температуры, при этом всё равно стараться не газовать напропалую до выхода на штатную температуру работы двигателя.
Увеличение оборотов на холодном двигателе (при езде) приводит к прорыву бензина в картер и последующей порчей масла.
С точки зрения экологии непрогретый двигатель выбрасывает при движении гораздо больше всякой гадости, чем прогретый при движении, или непрогретый на холостом ходу. (А вот запоротые холодными стартами движки начинают «выделять» в любом режиме работы и отнюдь не по-детски:)).
Экономии топлива тоже не получается никакой или почти никакой. Уж точно не той, за которую стоит гробить движок ездой «на холодную».
Да, по закону нельзя стоять с заведённым двигателем в жилой зоне более пяти минут. Этого времени с лихвой хватит всем, даже легковым дизелям (грузовики, как правило, в жилых зонах не стоят, да и они через 5 минут прогрева уже способны отползти куда-нибудь в сторону и догреваться уже на щадящем ходу). Зато теперь вы знаете верхний предел времени прогрева своего автомобиля:))
Как ни странно, но МКПП также получает некоторые плюсы при прогреве машины на холостых оборотах, особенно зимой и если масло в коробке плохое.

Нужно ли прогревать машину перед поездкой: как начать движение правильно

Автомобиль уже давно перестал быть роскошью, а стал распространенным средством передвижения, но водители до сих пор спорят, нужно ли прогревать машину перед поездкой. Одни отвечают утвердительно, другие не согласны. Производители тоже не рекомендуют греть на холостом ходу мотор, но это больше связано с охраной окружающей среды.

Прежде чем ответить на вопрос, нужно ли прогревать двигатель, желательно вникнуть в некоторые особенности этого процесса.

сколько нужно прогревать машину

Что такое прогрев мотора на холостых

Суть данной процедуры состоит в достижении мотором рабочей температуры на припаркованном авто либо во время его движения. Прогрев двигателя автомобиля зимой, также как и летом, необходим для увеличения срока эксплуатации силовой установки.

Что происходит в моторе

Когда машина находится на стоянке или в гараже, масло в силовом агрегате после поездки стекает в поддон картера, где остывает. На трущихся поверхностях деталей остается масляная пленка. Чем дольше время стоянки, тем эта пленка тоньше.

На морозе зазоры в сопрягаемых деталях уменьшаются. Стоит повернуть ключ зажигания — и начнется «масляное голодание». Холодная смазка не сможет проникнуть во все канальцы, пока не нагреется. При достижении рабочего температурного значения ситуация меняется.

Поэтому наибольший износ движка происходит именно тогда, когда он начинает прогреваться. Но если начать движение, износ будет в разы больше.

По-другому работает при пуске мотора и масляный фильтр, основной элемент которого — бумага с микропорами. Горячее масло через поры проходит легко, а мусор, стружка и нагар задерживаются. Холодная смазывающая жидкость преодолеть поры не может из-за своей плотности, поэтому в фильтре открывается перепускной клапан, пропуская смазку в каналы мотора без очистки. Если в это время водитель решает начать движение , в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания (ДВС) могут образоваться задиры, а это уже тревожный сигнал.

Мифы и реальность

Водители-новички по своей неопытности склонны верить слухам, принимая на веру вредные советы. Поэтому иногда выводят из строя транспортное средство.

Чтобы точно знать, нужно ли прогревать двигатель перед поездкой, следует ознакомиться с распространенными заблуждениями.

Напротив, делать это необходимо. Просто сошедшее с конвейера авто прогреется быстрее, нежели возрастное.

Отсюда вывод: каждая поездка должна начинаться с прогревания ДВС. При этом необходимо учитывать особенности эксплуатации автомобилей в зимний период и прислушиваться к рекомендациям производителей по работе каждой модели.

особенности эксплуатации автомобилей в зимний период

Нужен ли прогрев летом

Мотор может работать на всех режимах при 90 °С. А у масла даже в жару на неработающем авто температура составит 30— 35 °С. Так что греть машину все равно нужно. Времени для этого понадобится всего 1-2 минуты.

Пока производится осмотр колес, протираются стекла, движок выйдет на режим, позволяющий начать езду. Но даже в этом случае не стоит рвать «с места в карьер». Скорость нужно набирать постепенно, без резких ускорений и рывков. При этом следить, чтобы количество оборотов не превышало 2000, пока стрелка не достигнет отметки 90 °С.

Блондинка за рулем: вы на автомобилях, а я — на Rolls-Royce .

Рекомендации производителей

Знать мнение специалистов, разработавших и изготовивших автомобиль, крайне важно.

Производители греть перед поездкой мотор не рекомендуют по нескольким причинам:

  • загрязняется окружающая среда;
  • повышается расход топлива;
  • долгая стоянка с работающим движком негативно сказывается на свечах зажигания (образуется нагар);
  • наносится вред нейтрализатору и маслу;
  • силовые агрегаты современных автомобилей всегда готовы к старту.

Все эти утверждения относятся к зарубежным изготовителям авто. На Западе очень жесткие требования к содержанию в воздухе СО (углекислого газа). В некоторых странах запрещена стоянка в жилых кварталах с работающим мотором. Но с другой стороны, даже дорогому синтетическому маслу необходимо 30 секунд, чтобы заполнить все масляные каналы силового агрегата. Речь идет о летнем периоде. В морозы это время вырастает в разы.

Вам будет интересно  Как правильно обкатывать новый автомобиль с АКПП?

правильный прогрев двигателя

Зимний прогрев

В отличие от Европы, в России с ноября по март стоят более низкие температуры. В Германии и -10 °С бывает редко. В РФ морозы за тридцать во многих регионах в зимнее время — обычное дело. Поэтому транспортное средство нужно обязательно готовить к поездке.

Сколько времени греть

Каждая модель транспортного средства индивидуальна, поэтому необходимо тщательно изучить руководство по эксплуатации. С опытом придет понимание, сколько времени займет эта процедура.

Но в среднем приняты следующие временные интервалы:

  • от +10 °C до -10 °C — от четырех до семи минут;
  • от -10 °C до -30 °C — от семи до 10 минут;
  • ниже -30 °C — от 10 до 15 минут.

Сколько бы времени ни прогревалась машина, главное — не навредить мотору, начав движение с повышенной скоростью или сразу же после пуска движка.

Нужно ли прогревать двигатель автомобиля зимой

Как прогревать авто правильно

В некоторые современные модели авто интегрированы специальные программы, которые сами регулируют достижение рабочей температуры в ДВС. Если их нет, водитель решает сам, сколько нужно прогревать машину.

Но делать это необходимо правильно: после запуска силовой установки стартовать можно только после того, как стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости оторвется от минимального значения. При 50 °C разрешается ехать с малой скоростью.

Если авто — с инжекторной подачей топлива, нужно ждать, пока тахометр покажет снижение оборотов до холостых. Что касается дизельного мотора с турбиной, работающего на солярке, его нужно греть минимум 2-3 минуты. Это необходимо для запуска турбины, что происходит только на больших оборотах коленвала. Если начать езду с неработающей турбиной, это приведет к перегреву дизеля и короблению головки блока цилиндров.

С карбюратором теоретически можно начать движение и раньше (через 3 минуты), отстроив холостые обороты с помощью воздушной заслонки. Но это чревато задирами, так как топливо в обогащенной смеси будет смывать масло со стенок цилиндров и поверхности поршней. Сухое трение приводит к преждевременному износу ДВС, капремонт которого — самый дорогой из всех видов авторемонта. Поэтому машину с карбюратором лучше прогревать на стоянке или в гараже, постепенно убавляя обороты, пока они не достигнут холостых.

Если же принято решение прогревать транспортное средство на ходу, следует выполнить три обязательных условия:

  1. Залить качественное синтетическое масло известного бренда. Такая смазка способна заполнить все моторные каналы даже на непрогретом автомобиле уже через полминуты. Но нужно иметь в виду, что заливать «синтетику» после минералки можно только после промывки силового агрегата. Полусинтетическое масло после минерального заливать допускается.
  2. Придерживаться минимальной скорости движения. Обычно ДВС успевает достичь рабочей температуры, пока водитель неспеша выезжает со двора или из гаража на основную дорогу. Одного километра для этого вполне хватит. Двигаться следует на второй передаче со скоростью 15—25 км/ч.
  3. Движение должно быть ровным, без форсажа и рывков. Следует внимательно объезжать ямы, выбоины, неровности.

Как прогревать АКПП зимой

Что такое автопрогрев

Эволюция технологий позволила обеспечить автомобильные сигнализации дополнительными опциями, не связанными с охраной транспортного средства. Самые распространенные из них — автозапуск и автопрогрев.

Не каждый автомобиль бодро заведется утром после морозной ночи. Автоматическое прогревание избавит автовладельца от данной проблемы. Для этого на пульте дистанционного управления выбирается нужный режим: временной интервал или минимальное температурное значение. В первом случае движок будет запускаться, к примеру, каждые два часа. Во втором — при снижении температуры до определенного уровня.

Опция очень удобная, поскольку в любое время машина будет готова к поездке и заведется легко.

Но есть и недостатки:

  • уменьшается ресурс силовой установки (один пуск равен поездке на расстояние 200 км);
  • большой расход топлива;
  • загрязнение окружающей среды;
  • у сигнализации при работе мотора отключается датчик удара, и злоумышленники, сломав замок двери или разбив стекло, могут залезть в салон;
  • звук работающего авто явно не понравится ночью жильцам, если авто стоит у дома.

Есть и еще один минус. При работе силового агрегата на холостых оборотах в выхлопной системе скапливается конденсат. И с каждым пуском его будет все больше и больше.

В сильные морозы, если не пользоваться авто несколько дней, скопившаяся вода в трубе глушителя со временем превратится в сосульку и полностью перекроет выход выхлопных газов. Поэтому раз в сутки необходимо делать продувку выхлопной системы, проехав хотя бы квартал. Наибольший эффект достигается, если разогнать транспортное средство на второй передаче до 50 км/ч.

Какие опасности таит автопрогрев | Автопрогрев у машины - штука .

Возможные проблемы при неправильном прогреве двигателя

Движение на непрогретом автомобиле грозит водителю многими неприятностями.

Поломка масляного датчика

Актуальная проблема для моделей авто, у которых масляный датчик смонтирован в корпусе из пластмассы. Вязкое холодное масло способно раздавить хрупкий материал, вследствие чего водитель получает сигнал о недостатке смазки в поддоне. Датчикам в металлическом корпусе такая неисправность не грозит.

Неисправность гидронатяжителей и гидрокомпенсаторов

Страдают оба этих устройства, которые работают с применением масла. Гидронатяжители натягивают цепь, а гидрокомпенсаторы выбирают клапанные зазоры. Если начать движение на холодной машине, работа этих устройств будет выполняться с малой эффективностью. Например, клапаны начнут стучать, пока смазка не прогреется. Если практиковать такой режим старта ежедневно, на стержнях клапанов образуется наклеп — понадобится ремонт.

Выход из строя компрессионных и маслосъемных колец

Движение с холодным мотором всегда сопряжено с риском повреждения поршневых колец. Остывая, цилиндры сжимаются, уменьшая зазор между стенкой и кольцами, установленными в канавки поршней. Поршневая группа при запуске движка начинает работать с натягом. К этому примешивается «масляное голодание», происходит повышенный износ цилиндров.

От перегрузки кольцо может треснуть, начнет оставлять задиры на стенке цилиндра. Часть сгоревших газов будет прорываться в поддон картера, быстро понижая качество смазки. К преждевременному износу колец и цилиндров приводит и грязное масло, которое не фильтруется на холодном двигателе.

Таким образом, старт на холодной машине ничего хорошего не сулит. Поэтому лучше потратить несколько минут на прогрев мотора, чем потом проводить дорогой ремонт.

Симптомы, что в цилиндрах появились задиры

Видео о правильно прогреве двигателя

В видео объясняется, как правильно прогревать автомобиль перед движением.

Источник https://masloteka.ru/prakticheskaya-ekspluataciya-avto/nuzhno-li-progrevat-dvigatel-pered-poezdkoi.html

Источник https://bibiauto.club/systems/dvigatel/progrevat-mashinu.html

Источник

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: