Дорогой ремонт: на что хватит полиса ОСАГО

Дорогой ремонт: на что хватит полиса ОСАГО

Стоимость автозапчастей в справочнике для оценки ущерба по ОСАГО значительно выросла за последние два года — очередная волна актуализации цен произошла в марте. Cтраховщики, чтобы не повышать стоимость ОСАГО для увеличения лимитов по выплатам, предлагают использовать более доступные неоригинальные, но при этом качественные запчасти. Автодилеры идею поддерживают. В курирующем отрасль Центробанке выступают против, как и сами автопроизводители. Почему полиса ОСАГО скоро может не хватить на ремонт, разбирались «Известия».

С 15 марта 2021 года ремонт попавших в ДТП автомобилей по полису ОСАГО обходится дороже. Изменения в ценах связаны с серьезным ростом стоимости автозапчастей на фоне падения курса рубля, а также остановок производств по всему миру из-за пандемии. Эту разницу учли в актуализированном справочнике средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного автомобиля. О пересчете цен сообщили в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА) 23 марта.

Ремонт становится дороже

Новая версия справочника сохраняет наметившуюся в 2020 году тенденцию к росту выплат. Он составляет в среднем 16% по сравнению с выплатами более стабильного 2019 года. Как объяснил президент РСА Игорь Юргенс, актуализацию справочников в 2020 году производили в условиях нестабильного рынка запасных частей, вызванного ограничительными мерами, введенными в связи с пандемией COVID-19.

Это привело к тому, что действовавшие во второй половине 2020 года справочники средней стоимости показывали рост выплат по ОСАГО до 23% в сравнении с версией 2019 года.

авария автомобилей

— Новая, введенная в действие 15 марта 2021 года, версия справочника также сохраняет тенденцию к росту выплат в среднем на 16% по сравнению с выплатами более стабильного 2019 года, — рассказал Юргенс. — Серьезный рост средней стоимости запчастей, с которым столкнулись страховщики ОСАГО по итогам кризисного 2020 года — вызов для рынка. При этом мы видим, что несмотря на этот рост, страховщикам пока удается держать среднюю цену на полис обязательной «автогражданки» де-факто на уровне относительно стабильного 2019 года.

Введение новой версии с 15 марта обусловлено планом РСА вернуться к устоявшейся практике актуализации справочников средней стоимости в июне и декабре. Очередная актуализация справочников пройдет в период до июня 2021 года.

Неоригинальные запчасти

Близкие к отрасли источники «Известий» отметили, что страховщики пытались пролоббировать в Центробанке возможность использовать для ремонта недорогие неоригинальные запчасти, но безуспешно. Один из источников напомнил, что страховщики несколько лет назад пытались даже перейти на ремонт б/у запчастями, но этот вариант тоже не получил поддержки.

Кроме того, против ремонта автомобилей неоригинальными запчастями выступают и сами автопроизводители. В случае если отремонтировать машину на гарантии при помощи запчастей, которых нет в списке рекомендованных, автомобиль, скорее всего, этой гарантии лишится.

В то же время ЦБ разрешил страховщикам использовать цены интернет-магазинов. Они, как правило, ниже.

Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Зубарев предположил, что вопрос с подорожанием стоимости официальных запчастей и нехватки выплат ОСАГО для ремонта у официальных дилеров могла бы решить возможность использовать более дешевые неоригинальные запасные части. Их ведь также изготавливают компании с мировым именем.

Сотрудник разбирает автомобиль перед дальнейшей покраской в центре кузовного ремонта

Сейчас же, по словам Зубарева, многие автовладельцы просто не могут себе позволить официальный ремонт у дилеров после ДТП по полису ОСАГО именно потому, что определяемого размера выплат для таких работ не хватает. В итоге автовладельцам приходится пользоваться услугами ремонтных станций, где они проходят по ценнику.

— После ДТП страховщики определяют размер ущерба по «железу» с учетом износа. При этом официальные дилеры обязаны для ремонта использовать только новые оригинальные запчасти — это требование автопроизводителей. Получается, что пройти ремонт у дилера так, чтобы расходы полностью покрыл полис ОСАГО, просто невозможно, — объяснил Зубарев.

«Получается средняя температура по больнице»

Он также указал на еще одну проблему с определением справедливой цены на запчасти в справочнике РСА:

В РСА проводят замеры по рынку и определяют среднюю стоимость запчастей. Но в списки попадают практически все запчасти, по которым есть информация в открытом доступе. И они не всегда качественные. А вот от официальных производителей иногда цены вовсе не приходят, поэтому самые дорогие запчасти нередко в этом замере просто не учитывают. В итоге получается средняя температура по больнице.

По словам Зубарева, определяемый страховщиками размер компенсации зачастую не покрывает даже закупочной стоимости запчастей.

ремонт автомобиля

— В результате мы не можем проводить такой ремонт, страховые компании выплачивают деньги, и с ними автомобилисты идут не к официальным дилерам, а куда-то в гаражи. Дилеры при этом не получают возможной части доходов, а автомобилисты лишаются возможности провести максимально качественный ремонт. Сейчас выплаты по ОСАГО из-за роста цен на запчасти в справочнике подросли, но всё равно не покрывают разницы. Cтраховщики ссылаются на то, что у них свои ограничения: если они повысят выплаты, придется повысить стоимость ОСАГО. Но ведь если говорить про более дорогие автомобили стоимостью 4–5 млн рублей, повышение цены страховки на 20–30 тыс. рублей было бы для них некритично», — объяснил Зубарев.

Представитель РОАД считает, что и самим автопроизводителям нужно сделать шаги навстречу:

Производителям уже давно пора расширить перечень запчастей, с которыми могут работать официальные дилеры. Есть неоригинальные, но качественные и более дешевые запчасти, которые могли бы помочь нам уложиться в эти тарифы. Например, есть производитель Bosсh. Есть и российские достойные поставщики. Только автопроизводители не заинтересованы в том, чтобы мы использовали чужие запчасти, а не их. Но все мы должны сделать шаги навстречу друг другу — и производители, и Центробанк, и страховщики.

Насколько подорожали запчасти у дилеров

Запчасти между тем действительно заметно дорожают. К примеру, директор по сервисному обслуживанию «АВТОDOM Алтуфьево» Роман Тимашов также признал, что цены подняли все автопроизводители и поставщики запчастей и расходных материалов, большинство из которых производится не в России и привязано к курсу валюты. По его оценке, за последний год подорожание составило от 7–8 до 10–15% в зависимости от марки.

Детали автомобиля

А вот операционный директор АГ «АВИЛОН» Алексей Гуляев рассказал «Известиям», что с января 2021 года по разным брендам цены на отдельные позиции изменились минимально. По его словам, стоимость запчастей зависит от нескольких факторов — например, от курса валют по отношению к рублю, инфляции. Поэтому цены на некоторые детали, наоборот, могут снижаться. Что касается доступности запчастей, то после пандемии поставки восстановились практически полностью.

Что всё это означает для автомобилистов

Опасаться каких-либо изменений в цене полисов ОСАГО или в процессе ремонта автомобилей водителям не стоит, считает юрист в области автострахования Сергей Беляков. По его словам, чтобы регулировать свои риски, страховые компании используют тарифный коридор и в очередной раз повышать стоимость полисов для увеличения лимита по выплатам страховые компании не будут. Что касается роста цен на запчасти, то, по оценке Белякова, стоимость в справочниках весьма условна.

— Уверен, что полисы ОСАГО дорожать больше не будут, в распоряжении страховщиков есть тарифный коридор, который позволяет рассчитывать на нужную премию, — сказал Беляков. — Стоимость запчастей по этим справочникам — очень большая условность. Цены регулярно меняются, что-то в списки попадает, а что-то нет, поэтому не думаю, что принципиально в организации ремонта по ОСАГО что-то поменяется.

Ремонт автомобиля запчасти заказчика

Полезная информация на тему: «ремонт автомобиля запчасти заказчика». Мы постарались описать основные нюансы и порядок произведения необходимых действий.

Запчасти для автомобиля учитываются в составе материалов (Инструкция к плану счетов). Поэтому правила отражения операций, связанных с поступлением запчастей в бухучете, аналогичны общему порядку поступления материалов. Об особенностях отражения операций, связанных с заменой автомобильных шин, см. Как организации списать расходы на замену автомобильных шин.

Поступление, перемещение и выбытие запчастей для автомобиля в бухучете отразите на субсчете 10-5 «Запасные части» к счету 10 «Материалы».

Обычно замена запчастей в автомобиле происходит при его ремонте (текущем или капитальном).

Порядок списания запчастей в бухучете зависит от того, как будет ремонтироваться автомобиль – собственными силами организации или подрядчиком.

Документальное оформление

Если организация ремонтирует автомобиль самостоятельно, а ремонтное подразделение находится на ее территории, то при списании запчастей оформите требование-накладную по форме № М-11. Если запчасти передаются для ремонта в подразделение, которое находится за пределами территории организации, или подрядчику, то оформите передачу накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Такие правила предусмотрены пунктом 100 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, и указаниями по заполнению форм № М-11 и № М-15, утвержденными постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

Ситуация: нужно ли составлять акт по форме № ОС-3 при замене запчастей в автомобиле?

Если местонахождение автомобиля при замене запчастей не меняется, то составлять акт по форме № ОС-3 не нужно.

Это объясняется тем, что составление акта по форме № ОС-3 обязательно при приеме-сдаче автомобиля от заказчика к исполнителю (указания по заполнению формы № ОС-3, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2001 г. № 7). Если автомобиль ремонтирует сотрудник организации (например, водитель), то приема-передачи основного средства не происходит. При этом замену детали необходимо документально подтвердить (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Для этого можно составить акт о замене запчастей в автомобиле. Типовой формы такого документа не предусмотрено, поэтому его можно составить в произвольной форме.

Совет: чтобы упростить документооборот, акты о замене запчастей в автомобиле можно составлять в конце месяца по каждому исполнителю работ.

Бухучет

В бухучете затраты на ремонт автомобиля отразите в том отчетном периоде, к которому они относятся. Они включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 27 ПБУ 6/01, подп. 5, 7 ПБУ 10/99). Поэтому списывайте запчасти в момент их отпуска со склада (при составлении документов на отпуск запчастей) (п. 93 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Списание запчастей при ремонте автомобиля собственными силами отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44…) Кредит 10-5

– списаны запчасти на ремонт автомобиля.

Если ремонт производится подрядным способом, то в договоре может быть сказано, что запчасти для ремонта автомобиля заказчик передает подрядчику (ст. 704 ГК РФ). В этом случае право собственности на эти материалы к подрядчику не переходит. Поэтому в учете заказчика передачу материалов отразите проводкой:

Дебет 10-7 Кредит 10-5

– переданы подрядчику материалы для ремонта автомобиля.

По окончании работ подрядчик должен сдать заказчику отчет об израсходованных материалах (п. 1 ст. 713 ГК РФ). На основании полученного отчета материалы нужно списать на счета учета затрат. В зависимости от того, за каким подразделением организации закреплен отремонтированный автомобиль, сделайте проводку:

Дебет 20 (25, 26, 29, 44…) Кредит 10-7

– списаны запчасти, израсходованные на ремонт автомобиля (на основании отчета подрядчика).

Если запчасти, списанные со склада, были израсходованы не полностью, они должны быть возвращены. Возврат оформите накладной (формы № М-11, № М-15). Об этом сказано в пункте 112 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

В бухучете возврат неиспользованных запчастей оформите проводкой:

Дебет 10-5 Кредит 20 (23, 25, 26, 29, 44…), 10-7

– оприходованы на склад неиспользованные запчасти при ремонте автомобиля собственными силами, при ремонте подрядным способом.

Стоимость запчастей, по которой они списываются на затраты, определите одним из способов их оценки, закрепленных в учетной политике организации (ФИФО, по стоимости каждой единицы запасов, по средней себестоимости). Такие правила установлены пунктом 73 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Подробнее об этом см. Как отразить в учете отпуск материалов в эксплуатацию (производство).

Иногда после замены старые запчасти остаются пригодными для дальнейшего использования. К бухучету их можно принять на основании требования-накладной по форме № М-11 (п. 57 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н).

Поступление демонтированных запчастей отразите в составе прочих доходов. Старые запчасти могут быть пригодны для дальнейшего использования, например, для ремонта.

Организация может руководствоваться положениями пункта 79 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н. В нем сказано, что пригодные для использования детали, узлы и агрегаты выбывающих объектов основных средств приходуются по текущей рыночной стоимости. Поступление таких запчастей отразите в составе прочих доходов. Под рыночной стоимостью в данном случае понимается сумма денежных средств, которая может быть получена организацией в результате продажи этой запчасти (п. 9 ПБУ 5/01).

При поступлении запчастей, полученных после ремонта автомобиля, на склад сделайте проводку:

Дебет 10-5 Кредит 91-1

– оприходованы запчасти, бывшие в эксплуатации (на основании требования-накладной по форме № М-11).

Иногда, чтобы привести замененные запчасти в пригодное состояние, организации ремонтируют их. В этом случае в стоимость восстановленных запчастей нужно включить затраты на ремонт (п. 11 ПБУ 5/01).
Если в организации создана собственная ремонтная служба, отнесение стоимости ремонта на цену запчасти отразите проводкой:

Дебет 10-5 Кредит 23

– учтены в стоимости запчасти расходы на ремонт, выполненный собственными силами.

Если запчасти ремонтирует подрядчик, то отнесение стоимости ремонта на стоимость запчасти отразите так:

Дебет 10-5 Кредит 60

– учтены в стоимости запчасти расходы на ремонт, выполненный подрядным способом.

Если в дальнейшем замененные, но пригодные запчасти будут использованы, то их стоимость нужно списать на расходы (п. 5 ПБУ 10/99). В учете списание запчастей отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 26, 25, 29, 44…) Кредит 10-5

– списаны запчасти (на основании требования-накладной).

Ситуация: как отразить в бухучете расходы на установку сигнализации и прочего оборудования в автомобиле?

Расходы на установку сигнализации и прочего оборудования учитывайте как при дооборудовании. То есть включите их в первоначальную стоимость автомобиля, эксплуатационные качества которого улучшаете.

Это прямо предусмотрено абзацем 2 пункта 14 ПБУ 6/01. Вот какие проводки необходимо сделать.

При приобретении сигнализации, противоугонных и других устройств оприходуйте их на счете 07 «Оборудование к установке»:

Дебет 07 Кредит 60 (76)

– принято на учет оборудование для последующей установки в автомобиль;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

– отражен НДС по приобретенному оборудованию;

Дебет 60 Кредит 51

– оборудование оплачено поставщику.

Передачу оборудования для установки в автомобиль отразите на счете 08. Сами вы устанавливаете сигнализацию или это делает сторонняя организация, неважно:

Дебет 08 Кредит 07

– стоимость оборудования для установки в автомобиль учтена в составе вложений во внеоборотные активы.

Не забудьте и остальные расходы на дооборудование:

Дебет 08 Кредит 10 (20, 23, 25, 60, 70, 76…)

– затраты на дооборудование автомобиля учтены в составе вложений во внеоборотные активы;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

– отражен НДС по работам, оказанным сторонними организациями.

После завершения работ по дооборудованию, когда автомобиль снова можно использовать:

Дебет 01 Кредит 08

–увеличена первоначальная стоимость автомобиля на сумму затрат по его дооборудованию;

Дебет 69 Кредит 19

– принят к вычету НДС по приобретенному устройству и работам по его установке.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 01, 07, 08, 20 и 60).

Вам будет интересно  Что такое ходовая часть автомобиля и ее неисправности

В налоговом учете стоимость запчастей относится к затратам на ремонт и включается в состав прочих расходов (п. 1 ст. 324, п. 1 ст. 260 НК РФ).

При методе начисления стоимость запчастей включите в состав расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором автомобиль был отремонтирован (п. 5 ст. 272, п. 1 ст. 260 НК РФ). То есть когда был подписан документ, свидетельствующий о фактической замене запчасти (акт по форме № ОС-3, акт о замене запчасти). Именно в этот момент расходы признаются экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ).

При использовании запчастей для ремонта автомобиля у организации может возникнуть обязанность начислить НДС (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). Это произойдет, если одновременно выполнены два условия:

  • стоимость переданных запчастей не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации;
  • имеет место фактическая передача запчастей структурным подразделениям организации (в т. ч. обслуживающим производствам и хозяйствам или обособленным подразделениям).

Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 16 июня 2005 г. № 03-04-11/132 и МНС России от 21 января 2003 г. № 03-1-08/204/26-В088.

Другими словами, НДС придется начислить, если организация передает запчасти для ремонта автомобиля, закрепленного за структурным подразделением, затраты по которому не включаются в расходы по налогу на прибыль. Например, если запчасти передаются в гараж дома отдыха, который числится на балансе организации. Если же запчасти применяются для ремонта автомобилей, используемых в производственной деятельности, НДС начислять не нужно. Подробнее об особенностях начисления НДС в подобных ситуациях см. Как рассчитать НДС при передаче товаров, работ, услуг для собственных нужд.

Пример определения обязанности по начислению НДС при замене запчастей автомобиля

На балансе кондитерской фабрики ООО «Альфа» находится база отдыха для сотрудников. Плата за отдых с сотрудников фабрики не взимается.

Расходы на содержание и ремонт автомобилей производственного назначения уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Поэтому со стоимости запчастей, израсходованных на ремонт этих автомобилей, НДС не начисляется. Затраты на ремонт автобуса, закрепленного за базой отдыха, налогооблагаемую прибыль фабрики не уменьшают. Поэтому со стоимости запчастей, использованных на ремонт этого транспортного средства, бухгалтер «Альфы» начислил НДС.

Ситуация: как при расчете налога на прибыль отразить поступление и использование запчастей, полученных после ремонта автомобиля? Запчасти пригодны для дальнейшего использования.

При расчете налога на прибыль стоимость материалов, полученных при ремонте, включите в состав внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ, письма Минфина России от 6 октября 2009 г. № 03-03-06/1/647, от 28 сентября 2009 г. № 03-03-06/1/620, от 11 декабря 2007 г. № 03-03-06/1/852).

Отразить такие доходы нужно в момент поступления запчастей на склад (при составлении накладной по форме № М-11) (подп. 1 п. 4 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ). Материалы включите в состав доходов по рыночной стоимости, определенной по правилам статьи 105.3 Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 274 НК РФ).

При дальнейшем использовании запчастей, полученных от ремонта автомобиля, в деятельности организации их стоимость можно учесть в расходах. При этом налогооблагаемую прибыль можно уменьшить на стоимость запчастей, которая ранее вошла в доход при их получении в ходе ремонта. Такое право прописано в пункте 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ. В нем сказано, что в составе материальных расходов организация вправе учесть стоимость пригодных для дальнейшего использования излишков МПЗ, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже и разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при их ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации.

При этом порядок определения данной стоимости установлен только для МПЗ, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, а также выявленных при проведении инвентаризации (абз. 2 п. 2 ст. 254, п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ). Несмотря на это, стоимость запчастей, полученных в ходе ремонта и пригодных для дальнейшего использования, определяйте в аналогичном порядке.

Если организация примет решение продать запчасти, полученные в ходе ремонта автомобиля, то их стоимость можно учесть в составе расходов от реализации (подп. 2 п. 1 ст. 268, абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 мая 2010 г. № 03-03-06/1/352.

Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете оприходования и списания запчастей, поступивших на склад после ремонта автомобиля и использованных повторно

В июне ООО «Альфа» собственными силами провело текущий ремонт автомобиля, используемого в торговой деятельности организации. Ремонтная служба на предприятии отсутствует.[1]

В результате ремонта была произведена замена аккумуляторной батареи. Для замены был куплен новый аккумулятор стоимостью 3540 руб. (в т. ч. НДС – 540 руб.). Аккумулятор, бывший в употреблении, было решено использовать в качестве запасного. Замена аккумулятора оформлена актом по форме № ОС-3. Сведения о проведенном ремонте отражены в инвентарной карточке учета основного средства по форме № ОС-6.

На момент поступления старого аккумулятора на склад его рыночная стоимость составила 1500 руб. Для отражения в учете полученных запчастей бухгалтер «Альфы» открыл к счету 10 субсчет «Запчасти, выявленные в ходе ремонта».

«Альфа» платит налог на прибыль помесячно, применяет метод начисления.

Бухучет материалов ведется без использования счетов 15 и 16.

В учете организации сделаны следующие проводки:

Дебет 10-5 Кредит 60
– 3000 руб. (3540 руб. – 540 руб.) – приобретен аккумулятор для ремонта автомобиля;

Дебет 19 Кредит 60
– 540 руб. – учтен НДС со стоимости аккумулятора;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 540 руб. – принят к вычету НДС;

Дебет 44 Кредит 10-5
– 3000 руб. – списан аккумулятор, установленный в автомобиль;

Дебет 10 субсчет «Запчасти, выявленные в ходе ремонта» Кредит 91-1
– 1500 руб. – оприходован аккумулятор, ранее бывший в эксплуатации.

В июне при расчете налога на прибыль бухгалтер «Альфы» учел расходы на ремонт автомобиля в сумме 3000 руб. В составе внереализационных доходов отражено 1500 руб.

В июле запасной аккумулятор был установлен в автомобиль, используемый для нужд аппарата управления. В учете эту операцию бухгалтер отразил так:

Дебет 26 Кредит 10 субсчет «Запчасти, выявленные в ходе ремонта»
– 1500 руб. – списан аккумулятор, используемый в качестве запасного.

При расчете налога на прибыль в июле бухгалтер учел всю стоимость списанного запасного аккумулятора. В состав материальных расходов было включено 1500 руб.[2]

Если организация платит единый налог с доходов, то замена запчастей никак не отразится на ее налоговых обязательствах, так как при таком объекте налогообложения не учитываются никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Если организация платит налог с разницы между доходами и расходами, то стоимость запчастей, приобретенных для замены, можно включить в состав расходов на ремонт основных средств (подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). См. также бухгалтерский учет ремонта основных средств.

Стоимость запчастей можно списать только при одновременном выполнении двух условий:

  • новые запчасти фактически установлены на автомобиль (при ремонте собственными силами подтверждается актом по форме № ОС-3, актом о замене запчастей; при ремонте подрядным способом – актом приема-передачи ремонтных работ или актом по форме № ОС-3) (п. 2 ст. 346.17, п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ);
  • запчасти оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Такие разъяснения даны в письме УФНС России по г. Москве от 31 марта 2006 г. № 18-11/3/25186.

Ситуация: как при расчете единого налога отразить поступление и использование запчастей, полученных после ремонта автомобиля? Организация применяет упрощенку.

Стоимость запчастей, полученных в результате ремонта автомобиля, включите в состав внереализационных доходов при расчете единого налога (п. 13 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ, письма Минфина России от 6 октября 2009 г. № 03-03-06/1/647, от 28 сентября 2009 г. № 03-03-06/1/620).

Отразить такие доходы нужно в момент поступления запчастей на склад (при составлении накладной по форме № М-11) по рыночным ценам (п. 1 ст. 346.17, п. 4 ст. 346.18 НК РФ).

Если в дальнейшем такие запчасти будут использованы повторно (реализованы), их не удастся учесть при расчете налоговой базы.[3]

Организации, которые платят единый налог с доходов, при расчете налоговой базы никакие расходы не учитывают (п. 1 ст. 346.14, п. 4 ст. 346.18 НК РФ).

Организации, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, любые расходы признают только после их фактической оплаты. Оплатой признается прекращение обязательств перед поставщиками путем перечисления денежных средств или иным способом. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

При получении демонтированных запчастей в ходе ремонта автомобиля у организации не возникает никаких обязательств. Более того, выявление запчастей вообще не связано с появлением каких-либо расходов, поскольку экономические выгоды организации не уменьшаются. Дальнейшее использование бывших в употреблении запчастей в производстве или их реализация тоже не повлияет на расчет единого налога. Ведь условие о погашении задолженности в отношении выявленного имущества так и останется невыполненным.

Таким образом, никаких оснований для того, чтобы включать в расходы стоимость запчастей, полученных после ремонта автомобиля, у организации, которая применяет упрощенку, нет.

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (ст. 346.29 НК РФ). Поэтому замена запчастей в автомобиле никак не отражается на налоговых обязательствах организации.

ОСНО и ЕНВД

Если автомобиль одновременно используется в деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, стоимость запчастей, приобретенных для замены, нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Это связано с тем, что при расчете налога на прибыль расходы, относящиеся к деятельности на ЕНВД, учитывать нельзя. Стоимость запчастей для автомобиля, используемого только в одном виде деятельности, распределять не нужно.

Сумму НДС, выделенную в счете-фактуре на приобретение запчастей, также нужно распределить. НДС распределяйте пропорционально доле операций, облагаемых этим налогом. Долю операций, облагаемых НДС, определите исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых НДС, в общем объеме отгрузки за налоговый период. Такой порядок предусмотрен в пунктах 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Сумму НДС, которую нельзя принять к вычету, прибавьте к доле расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пример распределения стоимости запчастей автомобиля, приобретенных для замены. Организация совмещает общий режим налогообложения и ЕНВД. Автомобиль отремонтирован вспомогательным подразделением организации

ООО «Торговая фирма «Гермес»» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения (метод начисления). Розничная торговля переведена на ЕНВД.

Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

Сумма доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности в феврале, составляет:

  • по оптовой торговле (без учета НДС) – 1 800 000 руб.;
  • по розничной торговле – 650 000 руб.

Операции, освобожденные от НДС, организация не осуществляла.

В феврале организация приобрела для замены служебного автомобиля, используемого для нужд аппарата управления, редуктор заднего моста. Стоимость запчасти составила 5400 руб. (в т. ч. НДС – 824 руб.).

Чтобы распределить расходы и НДС между двумя видами деятельности организации, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов за февраль.

Доля доходов от оптовой торговли в общем объеме доходов за февраль составляет:
1 800 000 руб. : (1 800 000 руб. + 650 000 руб.) = 0,735.

Доля расходов на приобретение запчасти при расчете налога на прибыль за февраль равна:
(5400 руб. – 824 руб.) × 0,735 = 3363 руб.

Сумму НДС, которую можно принять к вычету, бухгалтер «Гермеса» сможет определить по итогам I квартала.

на техническое обслуживание и ремонт автомобильной техники

г. Москва 10 июня 2013 года

ООО «Иванов», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице генерального директора Иванова И.И., действующего на основании Устава, и ООО «Петров», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице директора Петрова П.П., действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем.

1. Предмет договора

1.1. Исполнитель принимает на себя обязательства:

— по ремонту и техническому обслуживанию принадлежащей Заказчику автомобильной техники (далее по тексту — автомобилей) в период ее эксплуатации, включая предоставление необходимых запасных частей и расходных материалов;

— по продаже Заказчику по его заявке необходимых запасных частей, расходных материалов и аксессуаров;

— по ремонту автомобильных сигнализаций и аудио (видео) — аппаратуры, установленной непосредственно Исполнителем.

2. Порядок выполнения работ

2.1. Заявка на очередное техническое обслуживание или ремонт осуществляется уполномоченным представителем Заказчика по телефону (факсу) или письменно.

2.2. После осмотра автомобиля и составления ведомости дефектов Исполнитель информирует Заказчика об ориентировочной стоимости и сроках выполнения работ (оказания услуг) по техобслуживанию и ремонту (включая стоимость запчастей, аксессуаров и расходных материалов) до принятия автомобиля на техобслуживание и ремонт.

2.3. Окончательная стоимость работ (услуг) и срок их выполнения (оказания) фиксируются в заказ-наряде при приемке автомобиля Исполнителем на техобслуживание и ремонт, и заверяются подписями ответственных лиц Заказчика и Исполнителя, права подписи которых оформлены распорядительным письмом или доверенностью.

2.4. В случае отсутствия на складе Исполнителя запасных частей, требуемых для ремонта, Исполнителем после согласования с Заказчиком сроков и цен оформляется заявка на поставку с завода-изготовителя необходимых запасных частей. После получения запасных частей Исполнитель согласовывает с Заказчиком срок повторного предъявления автомобиля на техническое обслуживание или ремонт.

2.5. В случае выявления в ходе техобслуживания или ремонта по заявке Заказчика каких-либо дополнительных, не отмеченных в заявке, неисправностей, влияющих на безопасность дорожного движения, Исполнитель незамедлительно информирует об этом Заказчика с указанием ориентировочной стоимости устранения неисправностей. Заказчик без промедления обязан принять решение о необходимости выполнения указанных работ (оказания услуг) и сообщить об этом Исполнителю по факсу или письменно. Неисправность устраняется с составлением дополнительного заказ-наряда в ходе работ (услуг) по выполнению основной заявки при наличии необходимых запчастей и материалов на складе Исполнителя.

2.6. Исполнитель отпускает продаваемые запасные части и материалы представителю Заказчика при наличии доверенности от Заказчика на основании заявки, представленной Заказчиком.

2.7. В случае отказа Заказчика от проведения отдельных работ (оказания услуг), которые, по мнению Исполнителя, необходимо произвести (оказать) на автомобиле Заказчика, Исполнитель делает отметку в заказ-наряде об отказе за подписью Заказчика.

2.8. При получении автомобиля из ремонта Заказчик обязан проверить его комплектность, объем и качество выполненных работ, а также исправность узлов и агрегатов, подвергшихся ремонту. Одновременно Исполнитель передает Заказчику счет (наряд), счет-фактуру на выполненные работы.

2.9. При получении автомобиля после ТО, проводимого по «Графику планового ТО автомобилей», Исполнитель передает Заказчику информацию (заполняет раздел «Рекомендации заказ-наряда») о выявленных недостатках, не влияющих на безопасность дорожного движения и марках заправленных масел и жидкостей.

3. Права и обязанности сторон

3.1. Исполнитель обязуется:

3.1.1. Обеспечить качественное и своевременное проведение технического обслуживания и ремонта автомобилей Заказчика.

3.1.2. Обеспечить необходимые гарантии на произведенные работы (оказанные услуги) и установленные запчасти, приобретенные у Исполнителя, в соответствии с п.п. 6.1., 6.2. настоящего договора.[4]

3.1.4. Предоставить Заказчику перечни и объемы видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) при различных категориях технического обслуживания автомобилей, нормы времени на основные виды ремонтных работ и категории технического обслуживания.

3.1.5. Допускать представителей Заказчика в основные производственные помещения в соответствии с Перечнем участков, определенных администрацией Исполнителя.

3.2. В случае наличия у Заказчика задолженности по оплате работ (услуг) Исполнителя за ранее проведенные техническое обслуживание и/или ремонт автомобилей Заказчика на сумму более 10 000 (Десяти тысяч) рублей, Исполнитель вправе удерживать автомобили Заказчика, поступившие для проведения технического обслуживания и ремонта, до момента полного погашения Заказчиком задолженности перед Исполнителем за ранее выполненные работы (оказанные услуги) по Договору.

Вам будет интересно  Вот так не повезло: сначала разбила машину, потом рухнул столб

3.3. Заказчик обязуется:

3.3.1. Передавать автомобили на техническое обслуживание и ремонт в соответствии с графиком или в предварительно согласованное с Исполнителем время. Срочная постановка автомобилей на ремонт согласовывается по телефону.

3.3.2. В течение 3 (Трех) рабочих дней оплачивать счета выставленные Исполнителем за выполненные работы (оказанные услуги) и проданные Заказчику по его заявке запасные части, расходные материалы и аксессуары, или по желанию Заказчика производить авансовую оплату работ (услуг).

3.3.3. В течение 1 (Одного) рабочего дня с даты получения извещения от Исполнителя о готовности забирать готовый автомобиль из ремонта.

3.4. Заказчик имеет право на выборочное проведение работ (оказание услуг).

Передача товара оформляется накладной, либо иным первичным учетным документом, форма которого утверждена учетной политикой Исполнителя, содержащего все обязательные реквизиты, предусмотренные федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», отражающего продажу (отпуск) товарно-материальных ценностей сторонним организациям, подписанной уполномоченными лицами Сторон. Право получения товара представителем Заказчика подтверждается надлежаще оформленной доверенностью.

3.6. Оказание дополнительных услуг (выполнение работ) проводится только по согласованию с Заказчиком.

4. Стоимость работ (услуг) и порядок расчетов

4.1. Стоимость материалов и запасных частей указываются в заказ-наряде (акте приемки-сдачи работ (услуг) и в счетах (нарядах), выдаваемых после выполнения работ (оказания услуг) Заказчику, с учетом НДС. Стоимость работ (услуг) (с НДС), определяется согласно тарифам, установленным Исполнителем и норм времени на ремонтные работы и категории технического обслуживания. Оплата стоимости работ (услуг) Заказчиком производится в течение 3 (Трех) банковских дней со дня получения от Исполнителя счета (наряда).

4.2. Цены (с НДС) на выполнение различных видов работ (оказание услуг), на запасные части, аксессуары и расходные материалы (с НДС) устанавливаются в рублях.

4.3. Работы по восстановлению кузова и другие жестяные и покрасочные работы автомобилей оформляются отдельным заказ-нарядом, калькулируются Исполнителем отдельно и подлежат оплате Заказчиком по отдельному счету (наряду), согласно условиям п. 4.2. настоящего Договора.

5. Ответственность сторон

5.1. При невыполнении Заказчиком обязательств согласно п. 4.1. настоящего Договора, Исполнитель имеет право приостановить выполнение работ (оказание услуг) по ремонту и техническому обслуживанию. При этом стоимость выполненных работ (оказанных услуг) Заказчик оплачивает полностью.

5.2. Исполнитель несет ответственность за сохранность автомобиля, содержимое салона и багажника только при нахождении автомобиля в ремонтной зоне. После передачи автомобиля Заказчику и выезда его за пределы ремонтной зоны Исполнитель не несет ответственность за сохранность автомобиля Заказчика.

6. Гарантийные обязательства

6.1. Исполнитель обеспечивает качество проводимого технического обслуживания и ремонта автомобилей Заказчика. Гарантия на выполненные Исполнителем работы (оказанные услуги) действует в течение одного месяца со дня приемки автомобиля Заказчиком.

6.2. Гарантии на установленные запчасти, приобретенные у Исполнителя, действуют в соответствии с техдокументацией на них или в течение месяца со дня установки, если гарантия не оговорена в техдокументации.

6.3. В случае некачественного выполнения работ (оказания услуг) и возникновения в связи с этим в период гарантийного срока неисправностей, Исполнитель устраняет их безвозмездно и в первоочередном порядке.

6.4. Исполнитель обеспечивает гарантию на запасные части оригинального производства в течение срока, установленного документацией на них.[5]

6.5. Гарантия не распространяется на запчасти, купленные Заказчиком на другом предприятии для установки их Исполнителем.

7. Порядок разрешения споров

7.1. Претензии по качеству выполненных работ (оказанных услуг) решаются Сторонами в индивидуальном порядке по каждой позиции произведенных работ (оказанных услуг).

7.2. Споры по настоящему договору рассматриваются в третейском суде при Торгово-промышленной палате Московской области.

8.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или неполное исполнение обязательств по настоящему Договору, если оно явилось следствием форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, правительственные акты и другие причины, неподконтрольные сторонам), создающих невозможность выполнения обязательств по настоящему Договору. В случае действия вышеуказанных обстоятельств и их последствий свыше одного месяца, Стороны имеют право отказаться от дальнейшего выполнения взятых на себя обязательств и расторгнуть Договор. За 5 (Пять) рабочих дней до расторжения Договора Стороны осуществляют полный расчет по взаимным обязательствам и производят соответствующие выплаты.

9. Прочие условия

9.1. Срок действия Договора:

9.1.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует в течение одного года.

Видео (кликните для воспроизведения).

9.1.2. Стороны могут согласовывать дополнительные условия, отражающие специфику выполнения работ (оказания услуг) и особенности взаимоотношений Сторон, которые оформляются дополнительным соглашением к настоящему договору.

9.3. Все Приложения к настоящему договору являются его неотъемлемой частью и должны быть подписаны Сторонами.

10. Адреса и реквизиты

на техническое обслуживание и ремонт автомобильной техники

г. Москва 10 июня 2013 года

ООО «Иванов», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице генерального директора Иванова И.И., действующего на основании Устава, и ООО «Петров», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице директора Петрова П.П., действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем.

1. Предмет договора

1.1. Исполнитель принимает на себя обязательства:

— по ремонту и техническому обслуживанию принадлежащей Заказчику автомобильной техники (далее по тексту — автомобилей) в период ее эксплуатации, включая предоставление необходимых запасных частей и расходных материалов;

— по продаже Заказчику по его заявке необходимых запасных частей, расходных материалов и аксессуаров;

— по ремонту автомобильных сигнализаций и аудио (видео) — аппаратуры, установленной непосредственно Исполнителем.

2. Порядок выполнения работ

2.1. Заявка на очередное техническое обслуживание или ремонт осуществляется уполномоченным представителем Заказчика по телефону (факсу) или письменно.

2.2. После осмотра автомобиля и составления ведомости дефектов Исполнитель информирует Заказчика об ориентировочной стоимости и сроках выполнения работ (оказания услуг) по техобслуживанию и ремонту (включая стоимость запчастей, аксессуаров и расходных материалов) до принятия автомобиля на техобслуживание и ремонт.

2.3. Окончательная стоимость работ (услуг) и срок их выполнения (оказания) фиксируются в заказ-наряде при приемке автомобиля Исполнителем на техобслуживание и ремонт, и заверяются подписями ответственных лиц Заказчика и Исполнителя, права подписи которых оформлены распорядительным письмом или доверенностью.

2.4. В случае отсутствия на складе Исполнителя запасных частей, требуемых для ремонта, Исполнителем после согласования с Заказчиком сроков и цен оформляется заявка на поставку с завода-изготовителя необходимых запасных частей. После получения запасных частей Исполнитель согласовывает с Заказчиком срок повторного предъявления автомобиля на техническое обслуживание или ремонт.

2.5. В случае выявления в ходе техобслуживания или ремонта по заявке Заказчика каких-либо дополнительных, не отмеченных в заявке, неисправностей, влияющих на безопасность дорожного движения, Исполнитель незамедлительно информирует об этом Заказчика с указанием ориентировочной стоимости устранения неисправностей. Заказчик без промедления обязан принять решение о необходимости выполнения указанных работ (оказания услуг) и сообщить об этом Исполнителю по факсу или письменно. Неисправность устраняется с составлением дополнительного заказ-наряда в ходе работ (услуг) по выполнению основной заявки при наличии необходимых запчастей и материалов на складе Исполнителя.

2.6. Исполнитель отпускает продаваемые запасные части и материалы представителю Заказчика при наличии доверенности от Заказчика на основании заявки, представленной Заказчиком.

2.7. В случае отказа Заказчика от проведения отдельных работ (оказания услуг), которые, по мнению Исполнителя, необходимо произвести (оказать) на автомобиле Заказчика, Исполнитель делает отметку в заказ-наряде об отказе за подписью Заказчика.

2.8. При получении автомобиля из ремонта Заказчик обязан проверить его комплектность, объем и качество выполненных работ, а также исправность узлов и агрегатов, подвергшихся ремонту. Одновременно Исполнитель передает Заказчику счет (наряд), счет-фактуру на выполненные работы.

2.9. При получении автомобиля после ТО, проводимого по «Графику планового ТО автомобилей», Исполнитель передает Заказчику информацию (заполняет раздел «Рекомендации заказ-наряда») о выявленных недостатках, не влияющих на безопасность дорожного движения и марках заправленных масел и жидкостей.

3. Права и обязанности сторон

3.1. Исполнитель обязуется:

3.1.1. Обеспечить качественное и своевременное проведение технического обслуживания и ремонта автомобилей Заказчика.

3.1.2. Обеспечить необходимые гарантии на произведенные работы (оказанные услуги) и установленные запчасти, приобретенные у Исполнителя, в соответствии с п.п. 6.1., 6.2. настоящего договора.[4]

3.1.4. Предоставить Заказчику перечни и объемы видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) при различных категориях технического обслуживания автомобилей, нормы времени на основные виды ремонтных работ и категории технического обслуживания.

3.1.5. Допускать представителей Заказчика в основные производственные помещения в соответствии с Перечнем участков, определенных администрацией Исполнителя.

3.2. В случае наличия у Заказчика задолженности по оплате работ (услуг) Исполнителя за ранее проведенные техническое обслуживание и/или ремонт автомобилей Заказчика на сумму более 10 000 (Десяти тысяч) рублей, Исполнитель вправе удерживать автомобили Заказчика, поступившие для проведения технического обслуживания и ремонта, до момента полного погашения Заказчиком задолженности перед Исполнителем за ранее выполненные работы (оказанные услуги) по Договору.

3.3. Заказчик обязуется:

3.3.1. Передавать автомобили на техническое обслуживание и ремонт в соответствии с графиком или в предварительно согласованное с Исполнителем время. Срочная постановка автомобилей на ремонт согласовывается по телефону.

3.3.2. В течение 3 (Трех) рабочих дней оплачивать счета выставленные Исполнителем за выполненные работы (оказанные услуги) и проданные Заказчику по его заявке запасные части, расходные материалы и аксессуары, или по желанию Заказчика производить авансовую оплату работ (услуг).

3.3.3. В течение 1 (Одного) рабочего дня с даты получения извещения от Исполнителя о готовности забирать готовый автомобиль из ремонта.

3.4. Заказчик имеет право на выборочное проведение работ (оказание услуг).

Передача товара оформляется накладной, либо иным первичным учетным документом, форма которого утверждена учетной политикой Исполнителя, содержащего все обязательные реквизиты, предусмотренные федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», отражающего продажу (отпуск) товарно-материальных ценностей сторонним организациям, подписанной уполномоченными лицами Сторон. Право получения товара представителем Заказчика подтверждается надлежаще оформленной доверенностью.

3.6. Оказание дополнительных услуг (выполнение работ) проводится только по согласованию с Заказчиком.

4. Стоимость работ (услуг) и порядок расчетов

4.1. Стоимость материалов и запасных частей указываются в заказ-наряде (акте приемки-сдачи работ (услуг) и в счетах (нарядах), выдаваемых после выполнения работ (оказания услуг) Заказчику, с учетом НДС. Стоимость работ (услуг) (с НДС), определяется согласно тарифам, установленным Исполнителем и норм времени на ремонтные работы и категории технического обслуживания. Оплата стоимости работ (услуг) Заказчиком производится в течение 3 (Трех) банковских дней со дня получения от Исполнителя счета (наряда).

4.2. Цены (с НДС) на выполнение различных видов работ (оказание услуг), на запасные части, аксессуары и расходные материалы (с НДС) устанавливаются в рублях.

4.3. Работы по восстановлению кузова и другие жестяные и покрасочные работы автомобилей оформляются отдельным заказ-нарядом, калькулируются Исполнителем отдельно и подлежат оплате Заказчиком по отдельному счету (наряду), согласно условиям п. 4.2. настоящего Договора.

5. Ответственность сторон

5.1. При невыполнении Заказчиком обязательств согласно п. 4.1. настоящего Договора, Исполнитель имеет право приостановить выполнение работ (оказание услуг) по ремонту и техническому обслуживанию. При этом стоимость выполненных работ (оказанных услуг) Заказчик оплачивает полностью.

5.2. Исполнитель несет ответственность за сохранность автомобиля, содержимое салона и багажника только при нахождении автомобиля в ремонтной зоне. После передачи автомобиля Заказчику и выезда его за пределы ремонтной зоны Исполнитель не несет ответственность за сохранность автомобиля Заказчика.

6. Гарантийные обязательства

6.1. Исполнитель обеспечивает качество проводимого технического обслуживания и ремонта автомобилей Заказчика. Гарантия на выполненные Исполнителем работы (оказанные услуги) действует в течение одного месяца со дня приемки автомобиля Заказчиком.

6.2. Гарантии на установленные запчасти, приобретенные у Исполнителя, действуют в соответствии с техдокументацией на них или в течение месяца со дня установки, если гарантия не оговорена в техдокументации.

6.3. В случае некачественного выполнения работ (оказания услуг) и возникновения в связи с этим в период гарантийного срока неисправностей, Исполнитель устраняет их безвозмездно и в первоочередном порядке.

6.4. Исполнитель обеспечивает гарантию на запасные части оригинального производства в течение срока, установленного документацией на них.[5]

6.5. Гарантия не распространяется на запчасти, купленные Заказчиком на другом предприятии для установки их Исполнителем.

7. Порядок разрешения споров

7.1. Претензии по качеству выполненных работ (оказанных услуг) решаются Сторонами в индивидуальном порядке по каждой позиции произведенных работ (оказанных услуг).

7.2. Споры по настоящему договору рассматриваются в третейском суде при Торгово-промышленной палате Московской области.

8.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или неполное исполнение обязательств по настоящему Договору, если оно явилось следствием форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, правительственные акты и другие причины, неподконтрольные сторонам), создающих невозможность выполнения обязательств по настоящему Договору. В случае действия вышеуказанных обстоятельств и их последствий свыше одного месяца, Стороны имеют право отказаться от дальнейшего выполнения взятых на себя обязательств и расторгнуть Договор. За 5 (Пять) рабочих дней до расторжения Договора Стороны осуществляют полный расчет по взаимным обязательствам и производят соответствующие выплаты.

9. Прочие условия

9.1. Срок действия Договора:

9.1.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует в течение одного года.

9.1.2. Стороны могут согласовывать дополнительные условия, отражающие специфику выполнения работ (оказания услуг) и особенности взаимоотношений Сторон, которые оформляются дополнительным соглашением к настоящему договору.

9.3. Все Приложения к настоящему договору являются его неотъемлемой частью и должны быть подписаны Сторонами.

10. Адреса и реквизиты

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ РЕМОНТЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Ситуация и связанные с ней вопросы

Организация-заказчик обратилась за услугами по ремонту автомашины с заменой запасных частей. Запчасти принадлежат организации-исполнителю, осуществлявшей ремонт. На использованные при ремонте запчасти в адрес организации-заказчика выписана товарная накладная, а на стоимость услуг оформлен заказ-наряд. В заказе-наряде отражены лишь наименования замененных запчастей и их количество без указания стоимости. Запчасти как отдельные объекты организация-заказчик не получала, эти запчасти были использованы на месте организацией-исполнителем при выполнении ремонтных работ.

В рассмотренной ситуации у субъектов хозяйствования возникают вопросы:

1. Правомерна ли выписка организацией-исполнителем товарной накладной в адрес заказчика на использованные при ремонте запасные части?

2. Как правильно отразить в бухгалтерском учете исполнителя передачу этих запчастей заказчику?

Согласно п.2.9 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43 (далее — Положение № 43), материалы, запасные части и фурнитура, используемые субъектами хозяйствования при оказании платных услуг населению и таких же услуг субъектам хозяйствования, включаются в цены (тарифы) на услуги или дополнительно оплачиваются населением и субъектами хозяйствования по ценам их приобретения с добавлением фактических затрат на их приобретение. При использовании основных материалов импортного производства, закупленных по прямым контрактам с зарубежными поставщиками, стоимость материалов включается в цену (тариф) на услугу по ценам, определяемым в соответствии с п.2.13 Положения № 43. Используемые при оказании услуг основные материалы собственного производства включаются в цену (тариф) услуги по отпускным ценам. При формировании цен (тарифов) на услуги рентабельность исчисляется как отношение прибыли к себестоимости обработки (без учета стоимости материалов).

В соответствии с п.9 Инструкции о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 24.03.2000 № 54 (далее — Инструкция № 54), тарифы на услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей формируются без учета стоимости основных материалов, агрегатов, узлов и деталей.

Стоимость основных и вспомогательных материалов, агрегатов, узлов и деталей, используемых при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, дополнительно оплачивается заказчиками (или включается в тарифы на оказываемые услуги) по ценам приобретения с добавлением фактических затрат по их приобретению. При использовании материалов, агрегатов, узлов и деталей импортного производства, закупленных по прямым контрактам с зарубежными поставщиками, стоимость материалов, агрегатов, узлов и деталей дополнительно оплачивается заказчиками (или включается в тарифы на оказываемые услуги) по ценам, определяемым в соответствии с п.2.13 Положения № 43 (п.10 Инструкции № 54).

Последствия оформления накладных на запчасти, использованные при ремонте транспортных средств

Во-первых, запасные части и материалы заказчику в действительности не передаются, а используются исполнителем при ремонте.

Вам будет интересно  Как новичку выбрать автосервис и не разориться

Во-вторых, если на запасные части выписать накладную, то заказчик должен эти запчасти в качестве давальческих материалов передать уже по своей накладной исполнителю для оказания последним услуг по ремонту автомобиля. Исполнитель услуг должен принять данные запчасти на учет на забалансовый счет 003 «Материалы, принятые в переработку» и отразить их в разделе 3 «Запасные части и материалы, принятые от заказчика» заказа-наряда формы ЗН-1.

Кроме того, исполнитель должен представить заказчику документ, обосновывающий использование полученных им от заказчика давальческих запчастей с указанием их стоимости, так как заказчик на основании оформленной им накладной вправе списать запчасти лишь в дебет счета 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону», а для отнесения стоимости этих запчастей в дебет затратных счетов требуется документ, подтверждающий использование переданных исполнителю запчастей для выполнения ремонта автомобиля. Заказ-наряд формы ЗН-1 не может выступать в качестве такого документа, так как в разделе 3 «Запасные части и материалы, принятые от заказчика» заказа-наряда указывается только наименование и количество принятых от заказчика запчастей. Отсутствие стоимости не позволяет с уверенностью утверждать, что заказчик передал исполнителю именно те запчасти, которые ему отписал по накладной исполнитель, и что именно эти запчасти фактически использованы при ремонте. При большом ассортименте запчастей у заказчика, которые к тому же могут быть использованы им и при самостоятельном выполнении ремонта транспортных средств, вести учет без документа (акта) исполнителя, подтверждающего использование полученных от заказчика давальческих запчастей для выполнения ремонта, будет весьма сложно.

Помимо этого, следует обратить внимание и на такой момент. Согласно подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» (далее — Указ № 117) в договорах купли-продажи (за исключением договоров розничной продажи товаров гражданам) в качестве существенного условия договора должна указываться цель (цели) приобретения товаров (для собственного производства и (или) потребления, вывоза из Республики Беларусь, оптовой и (или) розничной торговли, переработки на давальческих условиях, поставки для государственных нужд или по квотам, установленным Советом Министров РБ).

Представляется, что в договорах на покупку запчастей, которые будут использоваться для ремонта, организация, осуществляющая ремонт, должна указать цель приобретения «для собственного производства». Материалы, запасные части, детали и узлы к автомобилям в этом случае должны быть отражены в бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (далее — Инструкция № 89), на счете 10 «Материалы».

Вместе с тем, если эта передача заказчикам материалов (запасных частей) по накладным будет производиться исполнителем на постоянной основе, это вызовет правомерный вопрос о том, не является ли такая передача торговлей запчастями. Как следствие, встанет вопрос и о том, что цель приобретения в договорах купли-продажи запчастей указана неверно, и это может повлечь за собой меры ответственности (согласно подп.2.2 п.2 Указа № 117 нарушение установленного подп.1.1 п.1 этого Указа порядка оформления договора влечет наложение штрафа на продавца (поставщика) и (или) покупателя в размере 10% от суммы договора).

В-третьих, если такая реализация запчастей осуществляется в адрес физического лица, то это уже расценивается как розничная торговля, осуществление которой возможно при наличии соответствующей лицензии.

С учетом изложенных выше обстоятельств выписка исполнителем товарной накладной на использованные при выполнении ремонта автомобиля запчасти представляется нецелесообразной.

Применение заказа-наряда формы ЗН-1

В целях обеспечения прав граждан на безопасные, качественные работы, услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств категории М1, а также соблюдения налогового законодательства принято постановление Совета Министров РБ от 09.08.1999 № 1238 «Об упорядочении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств». Во исполнение указанного постановления Правительства Минфин РБ приказом от 30.09.1999 № 267 утвердил бланк заказа-наряда формы ЗН-1.

Согласно письму Минфина РБ от 26.07.2006 № 15-3/461 «О применении бланка заказа-наряда формы № ЗН-1» (далее — письмо № 15-3/461) бланк формы ЗН-1 обязателен к применению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств независимо от их категорий.

Формой бланка предусмотрено указание в нем использованных запасных частей и материалов, оплачиваемых заказчиком, как в количественном, так и в стоимостном выражении. Бланк формы ЗН-1 служит также основанием для принятия к вычету предъявленного исполнителем услуг НДС. Основанием тому служит Инструкция о порядке заполнения счета-фактуры по налогу на добавленную стоимость формы СФ-1, утвержденная постановлением Минфина РБ от 05.06.2003 № 91. Согласно п.3 названной Инструкции счета-фактуры плательщиками не составляются при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств с оформлением заказа-наряда формы ЗН-1 или талона формы Т-1.

Вопросы лицензирования при оказании услуг по ремонту автомобилей

Ремонт автомобилей согласно Декрету Президента РБ от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемым видом деятельности не является.

Вместе с тем часто возникает вопрос, а следует ли организации, занимающейся ремонтом автомобилей, иметь лицензию на розничную торговлю, если запасные части оплачиваются физическими лицами дополнительно к стоимости услуги по ремонту.

Техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств согласно Общегосударственному классификатору ОКРБ 015-97 «Услуги населению» относится к бытовым услугам (код 017 000). А в бытовом обслуживании практически всегда стоимость материалов и запчастей, использованных при ремонте изделий, оплачивается дополнительно к стоимости услуги, и при этом оплата материалов и запчастей не рассматривается как розничная торговля этими материалами и запчастями (лицензии на розничную торговлю в таком случае не требуется).

Аналогичная ситуация с медицинскими услугами, где также использованные материалы не включаются в стоимость услуги, а оплачиваются дополнительно. Минздрав РБ официально ответил, что наличия лицензии на розничную торговлю в таком случае не требуется, поскольку материалы или медицинские изделия в чистом виде заказчику не передаются.

В связи с изложенным видится вполне обоснованным то, что и при оплате физическими лицами стоимости использованных при ремонте автомобилей запчастей дополнительно к стоимости услуги (с отражением стоимости этих запчастей в заказе-наряде формы ЗН-1) лицензии на розничную торговлю не требуется.

Иная ситуация возникает, если на использованные при ремонте запчасти выписывается товарная накладная. В товарной накладной перечисляются наименования запчастей, их количество и стоимость, а в строке «цель приобретения» указывается: «Для собственного потребления». Но из накладной не видно, что эти запчасти оплачены сверх стоимости услуги по ремонту автомобиля, а в связи с чем приобретение этих запчастей заказчиком может быть расценено в качестве самостоятельной операции по купле-продаже. В этом случае рассмотренная операция ничем не отличается от розничной торговли запчастями, и, следовательно, возникает необходимость наличия у исполнителя лицензии на розничную торговлю.

Отражение в бухгалтерском учете затрат на ремонт автомобилей

В соответствии с Инструкцией № 89 затраты по ремонту автомобилей отражаются в бухгалтерском учете исполнителя услуг следующим образом:

Д-т 20 — К-т 02, 10, 70, 68, 69 и др. — формирование фактической себестоимости оказываемых услуг по ремонту (без учета стоимости использованных при этом запчастей);

Д-т 50, 51, 62 — К-т 90-1 — отражение выручки от реализации услуг (с учетом стоимости дополнительно оплачиваемых заказчиком запчастей, использованных при ремонте);

Д-т 90-2 — К-т 20 — списание фактической себестоимости реализованных услуг;

Д-т 90-2 — К-т 10 — списание стоимости использованных при ремонте запасных частей;

Д-т 90-3 — К-т 68-21 — исчисление НДС (примечание) по полученной выручке;

Д-т 90-5 — К-т 68-22 — исчисление целевых платежей в размере 3% от стоимости оказанных услуг по ремонту автомобиля и от валового дохода по использованным при ремонте запчастям;

Д-т 90-9 — К-т 99 — отражение финансового результата от реализации услуг по ремонту автомобиля и использованных при этом запасных частей и материалов.

Что касается заказчика услуг, то здесь необходимо отметить следующее.

В соответствии с подп.4-2.44 п.4 ст.3 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, включаются расходы на все виды ремонта основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности. При этом применительно к затратам на ремонт легковых автомобилей, используемых в качестве служебных, следует учитывать нормы постановления Совета Министров РБ от 03.05.1999 № 638 «О расходах на содержание служебного легкового автотранспорта» (далее — постановление № 638).

В частности, постановлением № 638 закреплено, что в состав затрат, учитываемых при налогообложении, включаются затраты по содержанию только одной единицы легкового служебного транспорта.

Согласно Разъяснению порядка включения в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат по специальным и служебным легковым автомобилям Минэкономики и Минфина РБ от 05.09.2001 № 13-13/4898/15-9/700 к расходам на содержание служебного легкового автотранспорта (кроме специального) в соответствии с постановлением № 638 относятся:

стоимость горюче-смазочных материалов;

расходы на проведение всех видов ремонта;

расходы на проведение технического осмотра и технического обслуживания транспортного средства.

Пример заполнения заказа-наряда ЗН-1

С учетом изложенного рассмотрим пример заполнения заказа-наряда формы ЗН-1:

УП «Евросервис»
(предприятие)
Серия АБ
УНН 101 125 130 ЗАКАЗ-НАРЯД № 012345
Заказчик ООО «Ритм» Дата оформления 05.01.2007
Адрес г.Минск, ул.Мира, 2, р/с 3012000012345 исполнения 09.01.2007
в ф-ле 500 АСБ «Беларусбанк», г.Минск, код 601 фактического
исполнения
10.01.2007
Владелец ООО «Ритм»
Исполнитель УП «Евросервис», г.Минск, Принадлежность Код оплаты
пр-т Дзержинского, 88-107, р/с 3012000987654
в ЦБУ 101 ОАО «Приорбанк», г.Минск, код 749
Транспортное средство Модель Год выпуска Показания спидометра Двигатель № Кузов № Номерной знак
ИЖ 2717 1,6 2001 158 000 Н/З 017613 87-87 АХ
1. ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ
Номер позиции Наименование работ (код) Норматив времени, час % надбавки Стоимость услуг Исполнитель
1 2 3 4 5 6
1 Снять-установить фильтр масла 0,1 2902 Данилов А.А.
2 Снять-установить масляный насос 1,4 40 268 Данилов А.А.
3 Снять-установить шатунные подшипники 1,2 34 824 Данилов А.А.
4 Снять-установить коленвал/все коренные подшипники 1,5 43 890 Данилов А.А.
Итого 121 884
2. ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ И МАТЕРИАЛЫ, ОПЛАЧИВАЕМЫЕ ЗАКАЗЧИКОМ
Номер позиции Наименование запчастей и материалов Номен-клатур-ный номер Единица измерения Коли-чес-тво Цена Сумма Отпустил (получил)
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Герметик силиконовый 85 г. шт. 1 14 956 14 956 Жуков А.В.
2 Комплект прокладок двигателя (картон) комплект 1 4985 4985 Жуков А.В.
3 Гайка подшипника коленвала шт. 8 603 4824 Жуков А.В.
4 Маслоприемник шт. 1 9799 9799 Жуков А.В.
5 Масляный насос — PAS шт. 1 66 912 66 912 Жуков А.В.
6 Прокладка поддона пробк. шт. 1 7260 7260 Жуков А.В.
7 Вкладыш коренной двигателя 0,00 комплект 1 12 047 12 047 Жуков А.В.
8 Вкладыш шатунный двигателя 0,00 комплект 1 12 047 12 047 Жуков А.В.
9 Масло моторное «Спринт» 5 л банка 1 33 478 33 478 Жуков А.В.
10 Фильтр масляный шт. 1 9534 9534 Жуков А.В.
11 Промывочная жидкость 0,5 л банка 1 8475 8475 Жуков А.В.
ИТОГО 184 317
Первоначальная стоимость заказа Получил аванс по квитанции № ____
«___» _________ 20__г.
Сумма __________ руб.
(прописью)

Заказ исполнил мастер Тихон В.И.Тихон
(должность, подпись, И.О.Фамилия)

Валентина Прохожая, экономист

Журнал «Главный Бухгалтер. Учетная и отчетная документация» № 2, 2007 г.

От редакции: C 1 марта 2007 г. пункты 2-4 Указа Президента Республики Беларусь от 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» на основании Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2007 № 116 утратили силу.

Как выбрать хорошие запчасти на авторазборках, а к чему лучше и не подходить

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Авторазборки – кладезь качественных и не очень запчастей.

1. Что можно покупать в гаражной разборке

Какие автомобильные детали можно смело приобретать на авторазборке/ Фото: drivenn.ru

При слове «авторазбор» водители представляют себе удалённый от города пустырь с разбросанными тут и там автомобилями и горами автозапчастей, готовых к продаже. Да, такие разборы существуют и по сей день, и там действительно можно найти для себя кое-что интересное.

Самобытные или гаражные авторазборы идеально подходят для покупки деталей, состояние которых можно легко проверить на месте, например:

Такие авторазборы примечательны низкой стоимостью отдельных запчастей и большим выбором деталей на популярные автомобили. Главным минусом остаётся отсутствие гарантии и вообще каких-либо документов, подтверждающих покупку в этом месте.

2. Какие запчасти нельзя брать на авторазборе

Что не рекомендуется покупать на автомобильных разборках/ Фото: auto-parts36.ru

Приобретение автозапчастей на разборах напоминает лотерею, где покупатель может либо стать везунчиком, либо наоборот – серьёзно «пролететь», в том числе и финансово. В связи с этим существует список автозапчастей, которые никогда не стоит брать на авторазборах:

Крайне не рекомендуется покупать двигатели, коробки передач и рулевые рейки в сборе, а также запчасти на них на авторазборах, которые не могут дать гарантию и сопроводительные документы, подтверждающие факт покупки.

Исключением могут стать официальные автосервисы, имеющие в своём ведении авторазбор, которые дают гарантии на выполненные работы и в случае брака силовых агрегатов согласны по договору произвести их замену или ремонт. При этом чем престижнее сервис, тем больше шансов приобрести качественный агрегат, ведь репутация сегодня стоит дороже денег.

3. Новое слово в авторазборе

Современные авторазборы/ Фото: vk-sto.by

Иногда авторазборы напоминают целое предприятие, где есть отдельные зоны для разборки автомобилей, цеха по восстановлению агрегатов и запчастей, мастерские по ремонту электронных плат, склады готовой продукции.

Особое доверие у потребителя должна вызывать сертификация на восстановленные автозапчасти, которую завод получает в соответствии с техническим регламентом безопасности машин и оборудования.

Вам повезло, если подобный центр есть поблизости. Иногда восстановленными запчастями торгуют в интернете. В этом случае помогут отзывы реальных клиентов и рейтинги поисковых систем. Спросите у своих знакомых, был ли у них опыт заказа б/у запчастей на подобных ресурсах – рекомендации являются лучшим способом сделать правильный выбор в пользу покупки качественного агрегата.

Но давайте отправимся на территорию магазина, торгующего б/у-шными агрегатами, и посмотрим, как выбрать подходящие для нашей машины двигатель и коробку передач.

4. Двигатель

Моторы б/у/ Фото: 2gis.ru

Важная часть любого автомобиля. Его стоимость у автодилера может составлять до половины стоимости самой машины. Но на авторазборе можно приобрести хороший агрегат всего за треть цены нового двигателя.

Большие авторазборы скупают битые автомобили со всего мира, поэтому список исправных или восстановленных автозапчастей в наличии может превышать миллионные значения. Используйте маркировку узла и VIN-номер автомобиля для точного подбора агрегата, подходящего для вашего авто.

После того, как менеджер найдёт нужный вам двигатель, мотор нужно будет хорошенько осмотреть:

Осмотрите двигатель со всех сторон на предмет наличия микротрещин, вмятин, сколов. Проверьте болты крепления – они не должны быть сорваны. Сточенные грани болтов говорят о возможной перетяжке соединений, что губительно скажется на работе мотора в будущем.

5. Коробка передач

Коробка передач BMW на авторазборке/ Фото: rydo.ru

Играет не менее важную роль в работе автомобиля в целом, поэтому покупать её нужно на таких же авторазборах, готовых дать гарантию и полный набор документов на агрегат.

Осматриваем коробку на повреждения. Никаких трещин, вмятин, сколов быть не должно. В названии должны фигурировать такие понятия, как контрактная или б/у, но никак не гарантийная коробка передач. Последняя фраза означает заводскую неисправность, по причине которой этот агрегат был снят с автомобиля и доставлен сюда на продажу конечному покупателю. Возможно, в этой коробке уже был устранён заводской дефект, но есть высокая вероятность, что вам придётся самостоятельно ремонтировать коробку за свой счёт.

Обязательно просим продавца снять поддон и внимательно осматриваем его содержимое на наличие стружки, запаха гари, чёрного масла. При наличии этих факторов от коробки следует отказаться. Другим способом проверить внутреннее состояние коробки будет осмотреть щуп. Масло должно быть абсолютно прозрачным, в обратном случае также отказываемся от покупки.

Далее смотрим узел сцепления – он должен быть абсолютно сухим, без ржавчины и признаков сильного износа, которые проявляются при активном стирании фрикционов при агрессивной езде. Если это так, налёт из фрикционной пыли неизбежно будет присутствовать на стенках корпуса. Если его нет, всё в порядке, можно брать.

На таких авторазборках неопытному водителю могут продать не слишком качественную запчасть. Однако обмануть неискушенного автолюбителя могут и в сервисе, используя для этого наиболее распространенные способы .

Источник https://iz.ru/1142901/anna-razina/dorogoi-remont-na-chto-khvatit-polisa-osago

Источник https://kuzzov.ru/remont-avtomobilya-zapchasti-zakazchika/

Источник https://novate.ru/blogs/160721/59780/

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: