Газовый баллон в машине при правильном пользовании не опасен

Содержание

Газовый баллон в машине при правильном пользовании не опасен

Газовый баллон в машине

Любой газ, являясь горючим и взрывоопасным веществом, не может не представлять опасности. И лучше об этом знать, чем слепо верить в то, что здесь нет проблем. А бензин абсолютно безопасен? Об этом никто не задумывается и принимает его без всяких сомнений.

Газовый баллон по назначению аналогичен бензобаку. Поэтому следует представлять его прочностные возможности и способность противостоять критическим нагрузкам. Они могут возникнуть при различных ситуациях, в том числе и при дорожных происшествиях.

Следует понимать, что эти проблемы были предусмотрены при его проектировании. Испытания подтвердили многократный запас прочности баллона. В дальнейшем все зависит от условий эксплуатации и ответственности водителя.

Газовый баллон в машине и его безопасность

Чаще всего можно слышать такие выражения, как «баллон с газом — это бомба, он взрывается». Сказанное производит гнетущее впечатление и заставляет задуматься. Рассмотрим аргументы «против» в нескольких характерных опасных ситуациях.

Разрыв баллона от внешнего удара

Здесь все зависит от прочностных возможностей этого сосуда. Ими являются толщина стенки баллона и его геометрическая форма.

В современных конструкциях минимальная толщина металла составляет не менее трех миллиметров для баллонов наименьшей емкости. С ростом объема она увеличивается, и может достигать пяти миллиметров. Прочностные возможности таких баллонов достаточно велики.

Цилиндрический газовый баллон в багажнике автомобиля

Цилиндрический газовый баллон в багажнике автомобиля

Их форма также способствует обеспечению высокой надежности. Она может быть либо цилиндрической, либо тороидальной. Разрушить такие конструкции путем внешнего удара очень сложно.

Газовый баллон в машине, наполненный газом, подвергают комплексу всеобъемлющих испытаний на прочность, имитируя возможные ситуации.

Тороидальный баллон Atiker емкостью 52 литра

Тороидальный баллон Atiker емкостью 52 литра

Во-первых, это воздействие открытым огнем. Такое может произойти, если в автомобиле возникнет пожар и баллон окажется в его очаге. Во-вторых, сброс с высоты. Здесь можно предположить, что баллон оторвался от места закрепления и его нахождение не контролировано. В-третьих, попадание пуль от огнестрельного оружия, если совершено такое нападение.

Во всех этих случаях были зафиксированы положительны результаты. Испытуемая емкость не разрушилась. Тем самым подтверждается многократный запас прочности конструкции.

Контроль во время использования

В ходе эксплуатации газовый баллон в машине должен проходить периодические испытания. Это делается один раз в два года избыточным давлением 25 бар.

Целью является подтверждение возможности противостоять нагрузкам с течением времени. Если баллон удачно прошел такой процесс, он допускается для дальнейшего использования.

Тесты на разрушение

Баллон в багажнике автомобиля может подвергнуться удару другой машиной. Были проведены крэш-тесты таких случаев, в том числе и зарубежными испытательными центрами.

Испытывался автомобиль с тороидальным баллоном, установленным в нише для запасного колеса. Он находился в состоянии покоя. На скорости 60 километров в час в него врезается сзади другая машина.

Газовый баллон в машине - крэш-тест при столкновении автомобилей

Газовый баллон в машине — крэш-тест при столкновении автомобилей

После этого была зафиксирована интересная ситуация. Баллон не только не взорвался, но даже предотвратил от полного смятия большую часть багажного отделения. В то же время капот автомобиля, совершившего наезд, пострадал значительно больше.

Имея такую прочность, установленный в багажнике баллон, может сыграть роль усилителя кузова, уменьшив величину деформации.

Разрыв от внутреннего давления

На заправках газовый баллон в машине закачивают под давление до 16 атмосфер. Это немалая величина, но без этого заправить нужное количество топлива невозможно.

Вам будет интересно  Как рассчитать расход газа на легковом автомобиле

Пропан-бутановая смесь находится сразу в двух состояниях – сжиженном и газообразном. Она имеет физическое свойство испаряться при нагреве, увеличивая давление в емкости. Например, заехав в холодное время года в теплое помещение, испарение увеличится. Соответственно давление газа в баллоне через некоторое время возрастет.

Он имеет запас прочности, но по требованиям безопасности на заправочных станциях заполняется только на 80%. Незаполненная часть нужна, чтобы при таком испарении жидкой составляющей давление не превысило безопасную величину.

Заполнение емкости «под завязку» на все 100% объема очень опасно. Это лишает баллон свободного пространства для накопления паров газа.

Что предотвращает опасность

Но даже это не приведет к тому, что он разорвется. Ведь газовый баллон в машине оснащается мультиклапаном. Он имеет устройство для автоматического сброса опасного избыточного давления. Этот механизм сработает, и газ просто выйдет в атмосферу, но баллон не пострадает.

Мультиклапан, смонтированный на тороидальном газовом баллоне

Мультиклапан, смонтированный на тороидальном газовом баллоне

В такой ситуации возникает другая опасность. Произойдет загазование помещения, куда сбросился газ. Если это случилось, следует немедленно принять соответствующие меры. Во-первых, срочно проветрить гараж. Во-вторых, не допускать открытого огня.

Конечно, будет жалко газа, бесцельно выпущенного в атмосферу, ведь за него были заплачены деньги.

Положение поплавка мультиклапана в баллоне: слева - при заполненном баллоне, справа - при пустом

Положение поплавка мультиклапана в баллоне: слева — при заполненном баллоне, справа — при пустом

Мультиклапан, как теперь понятно, штука очень нужная. Он сбросит опасное давление, но если ему не мешать, то предотвратит переполнение баллона при заправке. В нужный момент закачка газа будет остановлена автоматически. Для этого есть специальное отсечное устройство, входящим в его конструкцию.

Желающим затолкать в газовый баллон в машине максимум топлива теперь должна быть понятна простая вещь. Выводить из строя отсечное устройство мультиклапана недопустимо.

Разрыв газовой магистрали

Эта ситуация вполне реальна при определенных обстоятельствах. Ведь трубопровод, по которому газ из баллона доставляется к редуктору в подкапотное пространство, расположен под всем днищем автомобиля.

Газовая магистраль под днищем автомобиля

Газовая магистраль под днищем автомобиля

Может случиться, например, наезд на непредвиденное препятствие. Не качественно закрепленная и провисшая газовая магистраль приведет к обрыву трубопровода и выходу газа. В такой ситуации он начнет истекать под днище автомобиля очень быстро и в большом количестве.

Газовый баллон в машине имеет защиту и от этого. В конструкции мультиклапана предусмотрен скоростной клапан. Это устройство, реагирующее на резкое понижение уровня жидкой составляющей газа в баллоне.

Если топливо начинает расходоваться со значительно большей, чем обычно скоростью, то клапан отреагирует. Он фиксирует этот факт и предотвращает выход газа, закупоривая баллон. При таком происшествии дальнейшее движение автомобиля возможно только на бензине, пока дефект не будет устранен.

Попадание баллона в очаг пожара

Если предположить, что баллон при пожаре охвачен пламенем, то что произойдет? Проведенные эксперименты показали — качественный баллон с исправным мультиклапаном, в такой ситуации не взрывался.

Происходило следующее. При нагреве жидкая фаза газа интенсивно испарялась, давление повышалось. В итоге при 25-ти атмосферах срабатывал предохранительный сбросной клапан. Он открывался, и газ выходил наружу, но баллон не взрывался.

Газовый баллон в машине — что в итоге

Мнения о об этом элементе системы ГБО автомобиля, как потенциальном источнике взрыва, преувеличены. Если баллон качественный, правильно установлен и заправлен в соответствии с требованиями, то также не может стать и первопричиной пожара.

Этого не произойдет даже при ударе и возникновении искры. Ведь он герметичен, в нем нет воздуха для поддержания горения. Именно этим газовый баллон в машине и отличается от бака для хранения бензина.

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Это статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.

Сколько лет можно пользоваться газовым баллоном на авто?

Вы являетесь тем счастливчиком, который уже установил газ на авто, и экономите на топливе? Значит вам будет интересно ознакомиться со следующей информацией. Установка газовой системы требует особого отношения, а многие автовладельцы частенько забывают проходить плановый осмотр даже бензиновых авто. Газовые системы требуют регулярного осмотра и даже сам баллон должен эксплуатироваться в соответствии с требованиями ПБ 10-115-96, которые звучат как «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением».

  1. Правила эксплуатации газового баллона.
  2. Можно ли эксплуатировать газовый баллон после истечения срока эксплуатации?
  3. Использование б/у газовых баллонов для авто.

Правила эксплуатации газового баллона

Каждый газовый баллон, независимо от формы (цилиндрический или тороидальный), имеет свои технические характеристики для безопасной эксплуатации:

  • Срок эксплуатации. В паспорте должен быть прописан срок службы, который колеблется от 10 до 25 лет. Например, пропановый стальной баллон прослужит 10 лет, в то время как метановый стальной баллон прослужит до 25 лет.
Вам будет интересно  Как слить газ с баллона автомобиля?

  • Обязательное освидетельствование состоит из нескольких процедур. Осуществляется осмотр поверхности как внутри, так и снаружи. Проводят гидравлическое и пневматическое испытание. Проверяют массу и вместимость баллона. Для каждого типа баллона освидетельствование должно проходить один раз в 2 года, один раз в 3 года и так далее. Если появились несущественные дефекты, то возможно произвести лакокрасочное покрытие или осуществить маркировку баллона.

  • Сертификат соответствия может потребоваться для регистрации в МРЕО. В нем должна быть указана модель и тип баллона, который установлен на авто.

  • Необходимо осуществлять замену фильтров газовой и жидкой фазы каждые 10-12 тыс. км пробега. Если у вас фильтры с отстойниками, то конденсат сливают по мере наполнения емкости.

  • Хотя бы один раз на 40-50 тыс. км нужно менять ремкомплекты форсунок и редуктора. На такое же расстояние потребуется стендовая чистка жиклеров и чистка редуктора от нагара.

  • Не забывайте проверять корректность настройки ЭБУ.

  • Периодически проверяйте уплотнения, соединения.

  • 2 раза в год меняйте тосол и масло.

Можно ли эксплуатировать газовый баллон после истечения срока эксплуатации?

Многих автовладельцев интересует вопрос, а можно ли эксплуатировать газовый баллон после истечения срока эксплуатации. Конечно, можно! Только для этого понадобится пройти дорогостоящее диагностирование. И вот здесь назревает новый вопрос. А стоит ли оно того? Стоимость диагностики газового баллона может превышать стоимость покупки двух новых баллонов. Так что проще купить новый баллон и, к тому же, намного безопасней для дальнейшей эксплуатации.

Стоит напомнить, что на некоторых метановых заправках могут отказаться заправлять транспортное средство, если баллон просроченный или по какой-то причине не прошел освидетельствование.

Использование б/у газовых баллонов для авто

Как бы аккуратно и лояльно предшествующий владелец не эксплуатировал газовый баллон, со временем металл баллона все равно изнашивается и ржавеет. В местах сварочных швов могут появиться дефекты.

Если баллон долго хранился и не эксплуатировался, то внутрь него могла попасть пыль и даже вода. При возобновлении эксплуатации грязная вода могла попасть в топливо и повредить форсунки и редуктор.

Некоторые недобросовестные мастера могут искусно «подшаманить» б/у баллон и попытаться продать его под видом нового. Внешне отличий можно не заметить. Однако, чтобы не попасть впросак, потребуйте сертификат на баллон. Если сертификат отсутствует, то такой баллон лучше не покупать. Завод-изготовитель перед выпуском проверяет баллоны на герметичность и сопротивление разрыву. К каждому баллону прибивается металлическая табличка — паспорт баллона. На ней вбиты все данные баллона — возраст, емкость, размеры.

Рекомендуем посмотреть видео:

В компании «Сервис Газ» работают только с высококачественным оборудованием европейского производства. Установить ГБО можно в самые короткие сроки, а также мы поможем с оформлением всех документов.

Если вы все же решили пойти правильным путем и сделать все как надо, а именно купить новый баллон, то будьте практичным человеком и не спешите выбрасывать емкости. Их можно применить в домашнем хозяйстве. Предлагаем несколько интересных идей!

Газовые баллоны ГБО автомобилей для пропан-бутановой смеси и метана, запорная и заправочная арматура для ГБО автомобилей, устройство, принцип работы, обслуживание.

Газовые баллоны для хранения газа сжиженного нефтяного (пропан-бутановая смесь) рассчитаны на рабочее давление 1,6 МПа. Они представляют собой сварную конструкцию из углеродистой стали толщиной 3-5 мм. К центральной части с обеих сторон приварены полусферические днища.

Газовые баллоны ГБО автомобилей для пропан-бутановой смеси и метана, запорная и заправочная арматура для ГБО автомобилей, устройство, принцип работы, обслуживание.

Изготавливают три типа газовых баллонов для газа сжиженного нефтяного (пропан-бутановая смесь) : с отдельно расположенными на баллоне вентилями и вентилями, конструктивно объединенными в один узел — мультиклапан, и торроидальные баллоны (в виде тора). Последний вид баллонов удобен тем, что может устанавливаться в углублении для запасного колеса.

Отдельно вентили для заправки, расхода жидкой и газообразной фаз, контроля уровня, а также предохранительный клапан аварийного сброса давления могут располагаться на баллонах большой вместимости, более 100 литров. В нижней точке цилиндрической части газовые баллоны могут иметься отверстие с пробкой для слива конденсата.

Блок запорно-предохранителъной арматуры (мультиклапан) на газовые баллоны для пропан-бутановой смеси в ГБО автомобилей.

Блок запорно-предохранителъной арматуры (мультиклапан) предназначен для установки на газовые баллоны с газом сжиженным нефтяным (пропан-бутановая смесь). Он служит для автоматического контроля уровня и прекращения заправки и подачи пропан-бутановой смеси в магистраль.

Газовые баллоны ГБО автомобилей для пропан-бутановой смеси и метана, запорная и заправочная арматура для ГБО автомобилей, устройство, принцип работы, обслуживание

Мультиклапан также обеспечивает герметичность баллона в случае аварийного обрыва подсоединенных к баллону трубок. При повышении давления в баллоне выше рабочего (1,6 МПа) вследствие нагрева или пожара мультиклапан стравливает газ, предотвращая взрыв баллона.

Вам будет интересно  Идеи бизнеса с нуля

Корпус мультиклапана крепится винтами к фланцу баллона. Герметичность соединения обеспечивается прокладкой. Во время заправки газ поступает в газовые баллоны через входной штуцер, преодолевая усилие подпружиненного шарика. По мере наполнения баллона газом поднимается поплавок.

В момент, когда уровень газа достигнет 80 % от объема баллона, автоматический клапан (отсекатель) перекроет поступление газа и заправка газом прекратится. Шарик перекроет обратный выход газа из баллона.

Газ из баллона поступает в магистраль по трубке забора газа, отжимая шарик скоростного клапана через расходный вентиль. Во время хранения автомобиля на стоянке расходный и заправочный вентили надежно перекрывают газовые баллоны.

В случае нагрева газового баллона свыше 45 градусов или пожара, открывается предохранительный клапан, стравливая избыточное давление газа. Количество газа в баллоне контролируется магнитной стрелкой по шкале. Стрелка перемещается вмонтированным в автоматический клапан магнитом и защищена прозрачным корпусом.

Максимально допустимый объем заправляемого газа предварительно регулируется регулировочными винтами. Для обеспечения естественной циркуляции воздуха для вентилей мультиклапана в случае утечки газа его устанавливают в вентиляционной коробке, которая имеет патрубки для циркуляции воздуха.

Газовые баллоны для ГБО работающего на компримированном (сжатом) природном газе метан.

Газовые баллоны для ГБО работающего на компримированном (сжатом) природном газе метан, предназначены для хранения на борту автомобиля газа при температуре от минус 60 до плюс 50 градусов при максимальном рабочем давлении 19,6 МПа. Промышленность выпускает автомобильные баллоны для метана объемом от 34 до 400 литров. Их изготавливают из стальных бесшовных труб или листовых заготовок, а также из композитных материалов.

Типы газовых баллонов для ГБО на метане.

Газовые баллоны для ГБО работающего на компримированном сжатом природном газе метан

Автомобильные газовые баллоны для компримированного природного газа изготавливают по ГОСТ 949 — 73 из углеродистой или легированной стали и подвергают специальной обработке (из углеродистой стали — нормализации, а из легированной — закалке с отпуском), обеспечивающей однородную структуру металла и безосколочность при разрушении.

Газовые баллоны представляют собой бесшовный сосуд цилиндрической формы со сферическими днищами. В горловине баллона имеется резьба для ввинчивания вентиля. Для уменьшения массы баллонов применяются композитные материалы, выпускаемые по ТУ 45591-001-29416612 — 94 «Баллоны автомобильные газовые облегченные» (для баллонов с металлическим корпусом, армированным пропитанной смолой жгутовой нитью, намотанной в виде обруча).

Проверка и обслуживание газовых баллонов для ГБО автомобилей.

Наружная и внутренняя поверхности газовых баллонов должны быть без раковин, закатов и трещин. На все газовые баллоны, предназначенные для установки в составе газобаллонного оборудования автомобилей, распространяются «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением».

Автомобильные газовые баллоны, являющиеся сосудами, работающими под давлением, должны подвергаться техническому освидетельствованию. Периодическому в процессе эксплуатации и в необходимых случаях — внеочередному. Газовые баллоны для газа сжиженного нефтяного (пропан-бутановая смесь) должны проходить испытания (освидетельствование) один раз в два года.

Стальные баллоны для метана из углеродистой стали освидетельствуются один раз в три года, из легированной стали и композитных материалов — один раз в пять лет. На все газовые баллоны должны быть нанесены следующие данные:

— Товарный знак или наименование завода-изготовителя.
— Порядковый номер баллона.
— Месяц и год изготовления и год следующего испытания.
— Рабочее давление Р и пробное гидравлическое давление П.
— Объем баллона в литрах с точностью +-0,2 литра.
— Масса баллона (в кг) с точностью +-0,2 кг.
— Клеймо ОТК завода-изготовителя.
— ГОСТ, по которому изготовлены газовые баллоны.

Автомобильные газовые баллоны, являющиеся сосудами, работающими под давлением, должны подвергаться техническому освидетельствованию

На газовые баллоны, изготовленных из композитных материалов, маркировка наносится на цилиндрической части краской.

Запорная арматура для компримированного (сжатого) природного газа метан.

Запорная арматура для компримированного (сжатого) природного газа метан устанавливается на баллонах, а также в магистрали высокого давления. Она состоит из вентилей различного назначения, заправочных устройств, шаровых кранов и клапанов.

Запорная арматура устанавливается для управления поступлением газа из газовых баллонов, для связи баллонов и участков газовой магистрали, а также для заправки и подсоединения выносного заправочного узла. Вентили позволяют обеспечить безопасность и удобство обслуживания газобаллонного оборудования. Они рассчитаны на давление не более 25,0 МПа.

Баллонный вентиль.

Запорная арматура для компримированного сжатого природного газа метан устанавливается на баллонах, а также в магистрали высокого давления

Вентиль баллонный для дренажной схемы подключения.

Этот клапан перекроет канал входа-выхода газа в случае аварийного обрыва трубопроводов, подсоединенных к штуцеру

Вентиль имеет дренажные каналы. В случае утечки газа из внутренних полостей вентиля газ поступит по этим каналам в вентиляционные кожухи (по аналогии с вентиляционной системой баллона для пропан-бутановой смеси). Также данный вентиль оснащен скоростным клапаном. Этот клапан перекроет канал входа-выхода газа в случае аварийного обрыва трубопроводов, подсоединенных к штуцеру.

Заправочная арматура для газобаллонного оборудования автомобилей.

Для наполнения газовых баллонов служат устройства, расположенные в удобных и безопасных для заправки и эксплуатации автомобиля местах. Выносная заправочная горловина предназначена для подключения и заправки газа. Она подсоединяется к заправочному трубопроводу через выходной штуцер. Заправочная струбцина шланга газовой колонки подсоединяется к фланцу корпуса.

Выносное заправочное устройство для ГБО.

Выносная заправочная горловина предназначена для подключения и заправки газа

Для уплотнения этого соединения служит резиновая прокладка. Во время поступления газа под давлением клапан находится в открытом состоянии. По окончании заправки он автоматически перекроет заправочный трубопровод. Выносная заправочная горловина крепится к кузову автомобиля при помощи кронштейна, который прижимается гайкой.

Выносной заправочный узел предназначен для подсоединения газовой системы питания на метане к наконечнику заправочного шланга при заправке баллонов газом. Фиксация и герметизация соединения штуцера заправочного узла производится при помощи двух кольцевых канавок в штуцере и распорных колец на наконечнике Они также препятствуют отсоединению заправочного шланга до окончания заправки. Во время заправки обратный клапан открыт под действием давления.

Выносной заправочный узел для ГБО.

Выносной заправочный узел предназначен для подсоединения газовой системы питания на метане к наконечнику заправочного шланга при заправке баллонов газом

Обратный клапан и пружина препятствуют выбросу газа из газовой системы при отсоединении заправочного устройства газонаполнительной станции. На заправочный штуцер надевается защитный колпачок.

По материалам книги «Установка и эксплуатация газобаллонного оборудования автомобилей».
Ю.В. Панов.

Источник https://idoit.ru/2018/05/01/gazovyj-ballon-v-mashine/

Источник https://service-gas.com.ua/ru/skolko-let-mozhno-polzovatsya-gazovym-ballonom-na-avto.html

Источник https://auto.kombat.com.ua/gazovyie-ballonyi-gbo-avtomobiley-propan-butanovoy-smesi-metana-zapornaya-armatura/

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: