Как читать автомобильные электрические схемы

Содержание

Как читать автомобильные электрические схемы

Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе – такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!

Почему полезно разбираться в автоэлектрике

Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах – замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту “карусель” значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное – уметь их читать и понимать.

Электросхемы? – разберется даже школьник!

Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов – стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях – обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.

Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления – это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.

Пример принципиальной электрической схемы автомобиля

Пример принципиальной электрической схемы автомобиля

На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом – на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.

Схематическое расположение электрических компонентов на кузове

Схема автомобильной электрики

Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.

Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля

Трехмерная электрическая схема автомобиля

Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.

Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля

Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.

Стандартные цепи питания и соединение элементов

Цепи питания – элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом (“плюс” аккумулятора), а внизу – с нулевым, т.е. земля (или “минус” аккумулятора).

Цепи питания под номерами 30 и 15 на автомобильной электросхеме

Цепь 30 – идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 – от аккумулятора через замок зажигания – “Зажигание 1” alt=»Обозначение цепи заземления на электросхеме автомобиля» width=»528″ height=»51″ />Цепь под номером 31 – заземление

Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):

Обозначение контактов на автомобильной схеме по номерам

Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

Вам будет интересно  Самый дешевый авто с акпп

Цветовые обозначение проводов на электросхеме

Что означает пустой кружок в узлах схемы

Иногда можно встретить пустую окружность в узле – это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.

Обозначение разъемов на электросхеме – коннекторы

Одно из изображений автомобильных разъемов

Пин №2 разъема С301 соединяется с пином №9 разъема С104, который, в свою очередь, идет в пин №3 разъема С107

Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них – разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой “С” и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не “пин №2”, а “терминал №2”, если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.

Как считать номера контактов в разъеме

Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны “мамы” с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны “папы”, соответственно, зеркально.

Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют “фишками”, в гугле по поводу такой “этимологии” никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.

Соединение проводов в автомобиле – соединительные колодки (Splice)

Соединительные колодки или пакет перемычек

Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском – Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой “S” и порядковым номером, например: S202, S301.

Схема с автомобильными соединительными колодками

В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

Обозначение предохранителей на электросхемах

Как обозначается предохранители на электросхеме

Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию – предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef – предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) – предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом – в блоках предохранителей и реле.

Номиналы предохранителей и внешний вид блока

Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

Как выглядит автомобильное реле

Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

Датчики на автомобильной электросхеме

  1. Датчик холостого хода (ДХХ)
  2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
  6. Датчик давления в системе кондиционирования
  7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.

Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах – примеры схем

Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.

Как на электросхеме обозначается стартер, АКБ, замок зажигания

  1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
  2. Замок зажинагия
  3. Комбинация приборов
  4. Выключатель
  5. Стартер
  6. Генератор

Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.

Как обозначается ЭБУ и другие контроллеры на схемах

  1. Катушка зажигания
  2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
  3. Датчик положения коленчатого вала

На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как – блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ – только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.

Вам будет интересно  Автоэлектрика своими руками – с током не шутят!

Обозначение блока управления двигателем на схеме

  1. Блок управления двигателем (ЭБУ)
  2. Октан-корректор
  3. Электромотор (в данном случае – бензонасос)
  4. Датчик концентрации кислорода

На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.

Условные изображения электромагнитного и гравитационного клапана на электросхеме

  1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
  2. Двухходовой клапан
  3. Гравитационный клапан
  4. Комбинация приборов
  5. Электронный блок управления двигателем
  6. Датчик скорости

На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.

Условные обозначения приборов на схеме автомобиля

  1. Переключатель наружного освещения
  2. Переключатель указателей поворота
  3. Переключатель корректора фар
  4. Корректор левой фары
  5. Левая фара автомобиля
  6. Корректор правой фары
  7. Правая фара автомобиля

На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.

Автоэлектрика? Проще простого!

Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!

Блог радиолюбителя: принципиальные схемы, радиоэлектронные самоделки

Принципиальная схема микрофонного усилителя. Устройство собрано на двух канальном операционным усилителе TLO82

Схема мощного тиристорного регулятора напряжения

Принципиальная схема регулятора напряжения собранного на двух тринистерах и двух динисторах.

С помощью этого устройства можно регулировать напряжения от несколько десятков вольт до 220 В, при активной нагрузке.

Тринисторы VS1 и VS2 подключены параллельно между собой, на встречу друг к другу и последовательно к нагрузке. При включении тринисторы закрыты, через R5 происходит зарядка конденсаторов C1, C2. Конденсаторы C1, C2 и переменный резистор R5 образуют фазосдвигающую цепочку.

Динисторы VS3 и VS4 образуют импульсы, с помощью которых происходит управление тринисторами.

В тот момент когда конденсаторы зарядятся напряжением равным напряжению открытия динистора, произойдет скачок напряжения который включит тринистор и через нагрузку потечет ток. В начале отрицательного полупериода напряжения сети, происходит отключение данного тринистора и происходит новый цикл зарядки конденсаторов, но уже в обратной полярности. Происходит открытие другого тринистера и динистора.

Используемые детали

  • R1, R2, R3, R4 — 51 Ом
  • R5 — 270 кОм
  • VS1 — КУ202Н
  • VS2 — КУ202Н
  • VS3 — КН102А
  • VS4 — КН102Н
  • C1 — 0,25 мкФ
  • C2 — 0,25 мкФ

Установив VS1 и VS2 на радиаторы, можно увеличить нагрузку до 1,5 кВт.

Конденсаторы необходимо использовать рассчитанные на напряжение не менее 300 В.

В схеме можно использовать динисторы КН102Б но при этом нужно уменьшить емкость конденсаторов до 0,2 мкФ или КН102В — ёмкость уменьшить до 0,15 мкФ. Переменный резистор типа СП2-2-1

среда, 31 марта 2021 г.

Микрофонный усилитель на двух транзисторах

Принципиальная схема усилителя для микрофона.

Простая схема подходит для новичков радиолюбителей.

Данная схема собрана на двух высокочастотных транзисторах разной проводимости. Транзисторы подключены в схеме общий эмиттер — общий эмиттер. При снижении напряжения питания усилитель продолжает стабильно работать, благодаря сочетанию транзисторов разной структуры.

Транзисторы можно заменить на аналоги — КТ3102, КТ3107 или можно использовать зарубежные аналоги например VT1 можно заменить BC307, BC308.

Коэффициент усиления данного микрофонного усилителя будет не менее 200 в полосе частот от 50Гц до 20 кГц.

четверг, 25 марта 2021 г.

При повороте ключа зажигания ничего не происходит.

автомобиль zaz sens

Столкнулся с такой проблемой — автомобиль «zaz sens» перестал заводиться. Вставляю ключ зажигания, поворачиваю до первого щелчка вроде все как обычно, начинает качать бензонасос. Насос перестает качать, я поворачиваю ключ зажигания, чтобы завести автомобиль и в этот момент все гаснет и ничего не происходит, как будто автомобиль выключается. При этом приборная панель, габаритные огни и даже аварийка не моргает и ничего не работает. Если включить свет в салоне, то он светит очень тускло, едва заметно. При следующих попытках завести, уже и бензонасос не качает. Если подождать пару часов, то повторяется та же ситуация, качает насос при попытке запустить стартер — все отключается и тишина.

Как я решил данную проблему.

Первое на что я подумал, это плохой контакт на массе. Я взял провод и подсоединил минус от аккумулятора напрямую к кузову, при этом клеммы не отсоединял. Попробовал завести ничего не изменилось.

Вам будет интересно  Топ-10 новых авто с АКПП стоимостью до 800 000 рублей в 2019 году

стрелкой показано где находится масса автомобиль zaz sens

Второе что я сделал — это проверил все предохранители, они все оказались исправные.

На следующей день я решил зарядить аккумулятор, снял клеммы и поставил на зарядку. Полностью зарядил, не помогло.

Решил почистить клеммы, стал опять откручивать и случайно заметил что гайка на плюсовой клемме аккумулятора — очень слабо закручена, к которой присоединяется тонкий провод идущий от блока управления. Я открутил, все почистил и закрутил потуже. И все завелось, как обычно, даже ещё лучше.

При повороте ключа зажигания ничего не происходит

Надеюсь данная информация кому-нибудь пригодится. Всем удачи!

суббота, 19 декабря 2020 г.

Программы для разводки печатных плат

на картинке изображено 4 программы для радиолюбителей. с помощью которых выполняется трассировка платы

Sprint-Layout

easyeda

ZenitPCB

DesignSpark PCB

понедельник, 2 ноября 2020 г.

Детектор скрытой проводки схема

изображена схема искателя скрытой проводки на трех транзисторах

У всех бывает такая ситуация, когда нужно пробурить отверстие в стене, например повесить картину. Чтобы не повредить провод, проходящий в стене, нужно при себе иметь детектор проводки. Схема данного устройства простая и подходит для новичков радиолюбителей.

Принцип работы данного устройства заключается в том что вокруг любого проводника под напряжением, образуется электрическое поле которое и улавливает детектор.

Схема состоит из двух биполярных транзисторов Q1, Q3, которые образуют мультивибратор и на полевом Q2, выполняющий функцию электронного ключа.

Если кнопка SB1 нажата, а электрического поля в зоне действия антенного щупа WA1 нет, то Q2 открыт и мультивибратор не работает, светодиод LH1 не горит. Когда около щупа WA1 появляется электрическое поле, транзистор Q2 закроется, шунтирование базовой цепи транзистора Q3 прекратится и мультивибратор начнет работать, а светодиод будет светиться. Антенный щуп должен быть от 50мм до 100мм. Если чувствительность слишком большая, то длину антенны следует укоротить.

Данным детектором можно искать неисправную свечу зажигания в автомобиле или найти обрыв провода сетевого удлинителя. Подключив к розетке удлинитель, нужно вести детектором вдоль провода, где светодиод погаснет там и будет обрыв. Все очень просто, где светодиод не светится — там нет электричества.

Электросхемы автомобилей – чтобы знать место каждому проводу!

Сегодня с таким стремительным развитием технологий очень важно знать, как читать электросхемы автомобилей. И не стоит думать, будто это нужно только владельцам современных иномарок, где полно автоматики. Даже если у вас старенькие Жигули, также полезно будет ознакомиться с этой информацией, так как устройство любой машины предполагает наличие автоэлектрики.

Что такое электросхемы?

Электросхемы – это обыкновенное графическое изображение, на котором показаны пиктограммы разных элементов, расположенных в определенном порядке в цепи и связанных между собой последовательно или параллельно. При этом такие чертежи не отображают реальное расположение данных элементов, а только указывают их связь между собой. Таким образом, человек, разбирающийся в них, с одного взгляда может определить принцип работы электроприбора.

Фото электросхемы автомобиля, autoprospect.ru

В схемах всегда изображаются три группы элементов: источники питания, вырабатывающие ток, устройства, отвечающие за преобразование энергии, и узлы, которые передают ток, в их роли выступают разные проводники. В роли источника питания могут выступать гальванические элементы с очень маленьким внутренним сопротивлением. А за преобразование энергии часто отвечают электродвигатели. Все объекты, из которых и состоят схемы, имеют свои условные обозначения.

На фото - электрические элементы автомобиля, manual-car.info

Зачем разбираться в электросхемах?

Уметь читать такие схемы довольно важно для всех, у кого есть автомобиль, ведь это поможет сэкономить очень много денег на услугах специалиста. Конечно, какие-то серьезные поломки починить самостоятельно без участия профессионалов сложно, да и чревато, ведь ток ошибок не терпит. Однако если речь идет о какой-либо элементарной неисправности либо же нужно подключить аккумуляторную батарею, ЭБУ, фары, габаритные огни и прочее, то сделать это самостоятельно вполне реально.

Фото подключения аккумуляторной батареи авто, insidecarelectronics.com

Кроме того, нередко мы хотим ввести в цепь и дополнительные электронные устройства, такие как сигнализация, магнитола, автомобильный кондиционер, которые значительно облегчают процесс вождения и наполняют нашу жизнь комфортом. И здесь не обойтись без умения разбираться в электрических схемах, ведь зачастую они прилагаются ко всем перечисленным приборам. Также это актуально и для владельцев машин с прицепом, так как иногда возникают проблемы с его подключением. И тогда понадобится электросхема прицепа легкового автомобиля и, естественно, навыки, позволяющие разобраться в ней.

На фото - электрическая схема автомобиля, autosecret.net

Как читать электросхемы автомобилей – основные обозначения

Для того чтобы понять принцип работы какого-то устройства, знающему человеку будет достаточно взглянуть на электросхему. Рассмотрим же основные нюансы, которые помогут разобраться в цепях даже новичку. Понятное дело, что ни один прибор не будет работать без тока, который поступает посредством внутренних проводников. Эти трассы обозначаются тонкими линиями, причем цвет их должен соответствовать реальному цвету проводов.

Фото схемы подключения электроприборов автомобиля, filekondr.ru

Если электросхема состоит из большого количества элементов, то трасса на ней изображается отрезками и разрывами, при этом обязательно указываются места их соединения либо же подключения.

На фото - электросхема авто из большого количества элементов, vaz-2115i.ru

Номера, указанные на узлах, должны соответствовать реальным цифрам. Числа в кружках показывают места соединений проводов с «минусом», а обозначение токоведущих дорожек облегчает поиск элементов, расположенных на различных схемах. Комбинации же цифр и букв соответствуют разъемным соединениям. Существуют специальные таблицы, с помощью которых очень легко идентифицировать элементы электрических цепей. Их очень просто найти как в интернете, так и в пособиях для специалистов. В общем, автоэлектросхемы читать достаточно легко, главное разобраться с функциональностью их элементов и следить за цифрами.

Читая электросхему, следует учитывать некоторые особенности:

  • электропроводка обозначается одним или двумя цветами, обычно на дополнительном цветовом обозначении есть риски, расположенные поперёк или вдоль;
  • в одном жгуте одноцветные провода всегда соединены друг с другом;
  • при входе в жгут любой провод имеет определённый наклон, указывающий на направление, в которое он проложен;
  • чёрный цвет провода всегда используется для соединений «на массу»;
  • часть проводов имеют цифровую маркировку в определённом месте подключения, так можно узнать, откуда идёт провод, не просматривая всю электрическую цепь.

Источник https://artsybashev.ru/cardriver/kak-chitat-elektricheskie-shemi-avtomobilya/

Источник https://www.zvix.ru/

Источник https://carnovato.ru/kak-chitat-jelektroshemy-legkovogo-avtomobilja-pricepa/

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: