Описание и принцип работы турбонаддува двигателя

Описание и принцип работы турбонаддува двигателя

Среди всех возможных вариантов наддува двигателя внутреннего сгорания наибольшее распространение получил турбонаддув, в котором воздух подается в цилиндры при помощи специального устройства – турбокомпрессора (турбины). Вращение турбины осуществляют отработавшие газы, что позволяет существенно увеличить мощность двигателя без увеличения частоты оборотов последнего. Помимо этого, турбонаддув позволяет получать большие значения крутящего момента при небольшом расходе топлива. В сравнении с классическими конструкциями при аналогичной мощности турбированный двигатель имеет более компактные габаритные размеры.

Устройство системы турбонаддува

На практике турбонаддув применяется как на моторах, использующих дизельное топливо, так и на бензиновых. Однако наиболее часто эта система встречается именно на дизельном двигателе, поскольку для них характерна высокая степень сжатия, меньшая температура выхлопа и низкие обороты коленчатого вала. Более высокая степень сжатия обеспечивает повышение мощности турбированного двигателя и увеличивает его КПД.

В бензиновых моторах температура отработавших газов выше, что может спровоцировать эффект детонации, приводящий к быстрому износу поршневой группы. Для предотвращения этого явления необходимо использовать бензин с более высоким октановым числом, что не всегда является экономически выгодным.

Как работает турбина

Система турбонаддува состоит из следующих элементов:

  • Воздухозаборник;
  • Воздушный фильтр;
  • Перепускной клапан – регулирует подачу отработавших газов;
  • Дроссельная заслонка – регулирует подачу воздуха на впуске;
  • Турбокомпрессор – повышает давление воздуха во впускной системе. Состоит из турбинного и компрессорного колес;
  • Интеркулер – охлаждает воздух, способствуя лучшему наполнению цилиндров и снижению вероятности детонации;
  • Датчики давления – фиксирует давление наддува в системе;
  • Впускной коллектор – распределяет воздух по цилиндрам;
  • Соединительные патрубки – необходимы для крепления элементов системы между собой.

Принцип работы турбонаддува

shema nadduva

Принцип работы системы турбонаддува заключается в следующем:

  • Отработавшие газы двигателя, проходя через турбокомпрессор, раскручивают турбинное колесо.
  • Вращение турбинного колеса передается компрессорному, поскольку они закреплены на одном валу.
  • Компрессор сжимает воздух, поступающий из воздухозаборника, и направляет его в интеркулер.
  • В интеркулере воздух охлаждается и поступает на впуск в цилиндры двигателя.

В турбокомпрессоре предусматривается возможность регулировки давления выхлопных газов на лопасти турбины с целью не допустить превышение давления наддува в системе. Это осуществляется с помощью перепускного клапана, который приводится в движение пневмо- или электроприводом. В свою очередь, управление приводом осуществляется электронным блоком управления, который считывает информацию с датчика давления.

Вам будет интересно  Как правильно мыть двигатель автомобиля керхером самому

Особенности эксплуатации турбированных двигателей

На режимах разгона автомобиля в силу инерционности системы возникает явление, получившее название “турбояма”. Сущность явления заключается в следующем:

  • Автомобиль движется с небольшой постоянной скоростью.
  • Турбина вращается в соответствующем режиме.
  • При резком нажатии на педаль ускорения в цилиндры двигателя подается больше топлива.
  • После его сгорания образуются отработавшие газы, которые с большей силой воздействуют на турбину и увеличивают мощность двигателя. Однако происходит это с некоторой временной задержкой.

Таким образом, между моментом нажатия на педаль и фактическим ускорением автомобиля присутствует некоторая временная задержка – “турбояма”. Также данное явление проявляется в виде недостатка крутящего момента на малых оборотах двигателя.

Виды систем турбонаддува

Производители разработали различные способы избавления от “турбоямы”:

  • Турбина с изменяемой геометрией. Конструкция предусматривает изменение сечения входного канала. За счет этого выполняется регулирование потока отработавших газов.
  • Два турбокомпрессора, установленных последовательно (Twin Turbo). На каждый режим работы (обороты двигателя) предусматривается свой компрессор.
  • Два турбокомпрессора, установленных параллельно (Bi Turbo). Схема разбиения на две турбины снижает инерцию системы, и турбояма становится не так ощутима.
  • Комбинированный наддув. Устройство предусматривает и механический, и турбонаддув. Первый включается при низких оборотах, второй при высоких.

Что такое турботаймер и для чего он необходим

Автомобильный турботаймер

Другой стороной инерционности системы с турбокомпрессором является необходимость снижать обороты постепенно. Нельзя резко выключать зажигание после того, как двигатель работал на высоких оборотах. Это обусловлено тем, что подшипники будут продолжать вращение, а поскольку масло не будет подаваться в систему – возникнет повышенное трение. Оно, в свою очередь, спровоцирует быстрый износ вала турбины.

Для решения этой проблемы применяется турботаймер. Это устройство устанавливается на приборной панели и подключается в цепь зажигания. После выключения зажигания ключом система запускает таймер, который глушит двигатель спустя некоторое время, давая возможность турбине снизить обороты до приемлемых значений.

Достоинства и недостатки системы турбонаддува

Подводя итоги, можно выделить плюсы и минусы использования на моторе турбонаддува. В числе достоинств:

Как выбрать машину с турбированным мотором

турбированный

Эволюция автомобильных двигателей привнесла множество изменений в их конструкцию. Огромные многолитровые двигатели с отдачей в сотню лошадиных сил, которые были когда-то давно, уступили место 2-литровым агрегатам мощностью по 150-180 сил. А после появились турбины, как простая возможность «надуть» в мотор больше воздуха и получить лучшую отдачу.

Вам будет интересно  Как работает двигатель?

О турбированных моторах говорят с опаской, ведь это более сложный механизм, нежели простой атмосферный двигатель. В чем ключевые отличия этих типов двигателей, как грамотно подойти к покупке машины с турбомотором? Рассказываем в нашей статье.

Турбина: что это и зачем

Турбированный двигатель – это как спортсмен с допингом. Атмосферник честно забирает воздух для сжигания топлива путём движения поршней и освобождения пространства в цилиндрах. Воздух поступает естественным путем, никаких сложных механизмов тут нет, и такой мотор нужно сильнее «крутить» для получения желаемой тяги.

Турбо

Турбомотору помогает турбина – по сути, простой вентилятор, который насильно нагоняет воздух в цилиндры. Сильно дует, больше мощности, всё очень просто.

На первый взгляд покажется, что при таких раскладах атмосферный мотор сам по себе менее интересен, и в чем тогда вообще вопрос. Но у турбомоторов есть как плюсы, так и минусы, в которых стоит разобраться.

  • Стабильная тяга и высокая мощность;
  • Более низкий расход топлива;
  • Не нужно крутить двигатель, чтобы получить отдачу;
  • Меньший объем двигателя, следовательно, меньший вес.

Несмотря на то, что воздух поступает интенсивнее, чем в атмосферный мотор, расход топлива меньше. Этот эффект достигается за счет того, что у турбомоторов есть тяга уже с «низов», а атмосферный двигатель нужно сильно крутить, чтобы получить полную мощностью

  • Дорогостоящий ремонт турбины;
  • Технически сложное устройство самого двигателя;
  • «Турбояма» на старых моторах;
  • Тихий звук мотора и выхлопа.

У турбомотора намного больше разных патрубков и датчиков, следовательно, вероятность поломки выше. Старые двигатели грешат так называемой «турбоямой», когда для раскрытия турбине надо немного времени после нажатия на педаль – буквально полсекунды, но в критической ситуации они могут решать.

Что касается звука, то речь не столько о стиле и имидже, сколько о необходимости слышать работу мотора. Иногда звук подскажет о приближающейся поломке.

Турбированные авто на российском рынке

Курс на турбины был взят уже много лет назад, и постепенно атмосферных двигателей становилось все меньше, а доля турбомоторов всё больше. Первым делом скажем о тех машинах, которых лучше избегать: это представители семейства VAG с моторами 1.2 и 1.4 литра.

Вам будет интересно  Классы автомобилей по двигателю

Эти двигатели задумывались немецким концерном для того, чтобы европейские покупатели платили меньше налога. Моторы вышли откровенно слабыми, а наличие турбины сделало их ещё и не слишком надежными. Они ставились на Skoda Fabia, Volkswagen Polo, Volkswagen Tiguan и даже на Volkswagen Passat, несмотря даже на то, что это тяжёлые автомобили. В связке с коробкой DSG получается адское сочетание.

Если не считать этот случай, вообще турбина обычно означает высокую мощность. Двухлитровые моторы «наддувают» до 250 лошадиных сил и выше, и здесь уже стоит ориентироваться на отзывы о конкретно взятом автомобиле, и налоговую ставку на «лошадей».

шкода

«Народные» автомобили до 250 сил есть как у европейцев, так и у азиатов. Например, «заряженная» Skoda Octavia RS (600-1200 тысяч рублей) или KIA Optima GT (от 1600 тысяч рублей). В последние годы эти модели искусственно «приводят к знаменателю», и в паспорте у них прописано 249 лошадиных сил.

Премиум-немцы, кроме Audi по причине вхожести её в VAG, оснащают турбинами преимущественно мощные авто: BMW 335i (306 лошадиных сил, цены от 800 тысяч за «живой» авто), современная линейка Mercedes AMG поголовно оснащается турбинами, но ценники на такие авто кусачие, как и на обслуживание – готовьте 2 миллиона рублей минимум.

На что смотреть

Когда речь идёт о выборе машины с турбомотором, в первую очередь, нужно оценить состояние силового агрегата: в каком состоянии ремень или цепь ГРМ и натяжители, в каком состоянии турбина. Помните, что ресурс у этих моторов ограничен, и болячки у них могут появляться раньше, чем у атмосферных.

капот турбина

Вообще к двигателям с турбиной надо быть внимательным: «жор» масла, вытягивание цепи и прочие проблемы могут привести к ущербу всему мотору. И турбине тоже. А такой ремонт очень дорогой – сама турбина с установкой может стоить как капитальный ремонт атмосферного двигателя (порядка 200 тысяч рублей и более). Также стоит узнать подробнее о манере езды собственника машины. Если машина «выехала» уже почти 100 тысяч километров, или даже больше, и при этом владелец из любителей погонять, то нужно быть осмотрительным. Вполне вероятно, в скором времени машина захочет замены турбины, или элементов мотора.

В среднем, ресурс турбины в спокойном режиме езды составляет 120-150 тысяч километров – такое расстояние на новом автомобиле турбомотор проходит без нареканий. После чего следует как минимум замена самой турбины – деталь + работа будет стоить порядка 150 тысяч рублей. Возможно, немного дешевле, возможно, немного дороже – понятно, что турбина на Porsche выйдет дороже, чем турбина на Volkswagen.

А вы сталкивались с выбором машины с турбированным мотором? Оставляйте комментарии внизу текста.

Источник https://techautoport.ru/dvigatel/vpusknaya-sistema/turbonadduv-dvigatelya.html

Источник https://avtocod.ru/blog/post/kak-vybrat-mashinu-s-turbirovannym-motorom

Источник

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: