Table of Contents
Отличия поколений гбо
Установка газового оборудования на автомобиль с каждым годом становится всё популярнее. Если раньше встретить его можно было преимущественно на общественном транспорте, такси и учебных машинах, то сейчас простые автолюбители, предпочитающие авто самых разных классов, тоже решаются на их переделку. Остается только выбрать конкретное ГБО, а разница между ними есть.
История использования ГБО
Отец ГБО Самюэль Браун
Первая установка с двигателем, работающем на светильном газе
Эксплуатация ГБО в автомобилях началась почти двести лет назад, в 1823 году, когда в Англии был построен первый газовый двигатель внутреннего сгорания. Тогда для этого использовали смесь водорода, метана, угарного газа. Постепенно автомобили и оборудование к ним совершенствовалось, двигатели стали выпускаться массово. В 1928 году в России испытания прошла газогенераторная установка. Она позволяла перерабатывать древесину, уголь, торф.
Несколько лет спустя подобным газовым оборудованием оснастили автомобили ЗИС-5 и ГАЗ-АА. Их отправили по маршруту Москва-Ленинград-Москва. Для превращения твердого топлива в газ требовалось большое количество времени и много свободного пространства, так что конструкция была тяжелой и громоздкой. В конце 30-х годов наконец стало выпускаться ГБО, похожее на современное, хотя и имеющее различия. Грузовики оснащались баллонами, которые заправлялись газом на специальных станциях.
Современные ГБО
С момента, когда начали выпускаться первые грузовики, работающие на газе из баллона, установки несколько раз изменялись. Поколения газового оборудования (ГБО) различались видом топлива, конструкцией и системой питания. Рассмотрим каждое устройство и разницу между ними подробнее.
Первое поколение ГБО
В устройстве ГБО этого типа преимущественно используется пропан-бутановая смесь. Ею заполняется газовый баллон, устанавливаемый в салон или багажное отделение авто. Принцип работы заключается в том, что сжиженное топливо проходит через «испаритель», который доводит газ до состояния пара, а затем подается в редуктор. Это ключевое отличие от более поздних поколений газобаллонного оборудования. Позднее два этих блока в ГБО стали объединять в один. Доведенный до нужного состояния газ направляется в двигатель, где затем и сгорает.
Среди отличий газовой системы первого поколения выделяется самая низкая стоимость из всех существующих и возможность устанавливать её на самые простые автомобили с карбюраторным или инжекторным мотором. Но установка ГБО такого вида нежелательна, поскольку оно не соответствует современным требованиям и принципам безопасности. Надежные компании даже не предлагают своим клиентам такую услугу.
Второе поколение ГБО
Отличия газового оборудования первого и второго поколений ГБО незначительны. Главным образом разница заключается в замене вакуумного запорного клапана в редукторе на электромагнитный. Это дало возможность выбирать используемый вид топлива, не выходя из машины и облегчило запуск остывшего двигателя. Еще одним плюсом стало соответствие установки экологическим требованиями Евро 1. Хотя на сегодняшний день этого мало. Отрицательных отличий у ГБО второго поколения предостаточно:
- Необходимость частой замены свечей зажигания и воздушного фильтра, поскольку они быстро забиваются и выходят из строя.
- Запрет на использование ГБО второго поколения в европейских странах из-за низкого уровня защиты экологии.
- Большая вероятность хлопков газа, что сильно снижает безопасность использования.
Как и в первом случае, газовое оборудование второго поколения практически нигде больше не устанавливается.
Третье поколение ГБО
По сути 3-е изменение конструкции – это не что иное, как модернизированное 2-е. Поэтому разница между поколениями ГБО также незначительна. Главное отличие кроется в автоматической коррекции подачи топлива. Это стало возможным благодаря устанавливаемому контроллеру. Он считывает показания с датчика кислорода и на их основе регулирует количество газовой смеси. Среди основных отрицательных различий газобаллонного оборудования этого поколения:
Медленная реакция на изменение скоростного режима.
Соответствие экологическим требованиям на уровне протокола Евро 2, что не позволяет эксплуатировать автомобиль в современных условиях.
Возможность установки ГБО только на инжекторный двигатель. Впрочем, все оставшиеся модернизации имеют такой же недостаток.
Этот тип оборудования считается устаревшим, как и первые два. Современным водителям рекомендуется обратить свое внимание на следующие модернизации, имеющие более значимые отличия.
Четвертое поколение ГБО
Различие ГБО этого типа и всех предыдущих заметно гораздо сильнее. Главная разница в том, что это оборудование в точности повторяет бензиновый инжектор. Все цилиндры здесь имеют свои газовые форсунки. Они снижают давление на редукторе и с помощью контроллера обеспечивают впрыск газовой смеси в то место, которому это необходимо в данный момент. Среди преимуществ это системы ГБО выделяют:
- Поступление газа в цилиндры еще в жидкой фазе, а значит работа происходит быстрее.
- Мощность двигателя не теряется, оставаясь на том же уровне, что и при использовании бензина.
- Расход газа весьма экономичный.
- Использование ГБО возможно даже при очень низкой температуре окружающей среды.
Именно такое газовое оборудование используется водителями чаще всего. И на то есть веские причины. Экономичность и цена. Соотношение стоимости установки газового оборудования на автомобиль и дальнейшего обслуживания здесь самое выгодное. Да и надежность конструкции очень высока. И это очень важное отличие от предыдущих и последующих поколений автомобильного газового оборудования.
Пятое поколение ГБО
Этот вид ГБО кардинально отличается от всех прежних. Его можно назвать не модернизацией, а самостоятельной системой. Газ здесь используется сразу в жидком виде, соответственно на изменение его состояния ресурсы не тратятся. Это ключевая разница. Постоянное давление в системе нагнетается топливным насосом, расположенным в баллоне.
Из плюсов ГБО отмечается высокая мощность двигателя, сниженный расход топлива и возможность пуска сразу на газовой смеси. Для этого бензин уже не требуется. Но и минусов у этого поколения газового оборудования предостаточно. Для начала, это высокая стоимость установки и дальнейшего обслуживания. Найти компанию, которая работает с этим оборудованием трудно, а в отсутствии конкуренции цены взвинчиваются слишком значительно.
Шестое поколение ГБО
Газовое оборудование этого поколения было разработано в Европе и на текущий момент эксплуатируется только там. Главное отличие в том, что система встраивается в штатную подачу топлива, соответственно использовать газ и бензин поочередно становится очень просто. Само ГБО имеет меньший размер и вес. Из других плюсов газового оборудования шестого поколения:
- Соответствие экологическим требованиям.
- Стандартный расход топлива и мощность. Они не уменьшаются при переходе на газовую смесь.
- Простота в использовании и обслуживании оборудования.
Установить такое ГБО в России совершенно невозможно. Даже в европейских странах оно используется далеко не везде.
Если сравнивать отличия всех видов газового оборудования, то самым удобным для автовладельца в нашей стране считается ГБО четвертого поколения. Перевести свою машину на него предлагает компания Power-Gas. Большой опыт работы позволяет с одинаковой эффективностью модернизировать абсолютно любой автомобиль. Установка ГБО на газель также возможна по привлекательным ценам и в самый короткий срок.
Поколения ГБО
ГБО эжекторного типа. Это самая простая система была разработана для карбюраторных двигателей.
- Жидкий газ – пропан-бутан закачивается в Баллон- 1 через выносное заправочное устройство – ВЗУ- 7 .
- Затем жидкий газ под собственным давлением поступает через Мультиклапан- 2 по медной трубке к Газовому клапану- 3 ,который управляется электронным пультом-коммутатором, установленным в салоне автомобиля и содержит в себе фильтр для очистки жидкой фазы от грубой фракции из баллона.
- После открытия Газового клапана- 3 жидкая газовая фаза поступает на Редуктор-испаритель- 4 ,который обогревается за счет системы охлаждения двигателя.
- В редукторе газ из жидкой фазы под действием температуры испаряется в газообразную и по газовому шлангу поступает через смеситель- 5 в карбюратор, где смешивается с воздухом и под действием разряжения во впускном коллекторе поступает в камеру сгорания.
- Бензоклапан- 6 управляется также пультом из салона и перекрывает подачу бензина в карбюратор при открытии газового клапана- 3 .
Для перевода автомобиля на газ в системе 1-го поколения необходимо завести автомобиль на бензине, прогреть до температуры выше 40 градусов(чтобы редуктор мог испарять жидкую фазу), затем переключить пульт в нейтральное положение(бензоклапан и газовый клапан закрыты) для выработки бензина из поплавковой камеры карбюратора и в момент когда двигатель начинает глохнуть переключить пульт в положение – ГАЗ(газовый клапан открыт, бензиновый закрыт).
Если двигатель прогрет то пуск можно производить из положения – ГАЗ.
Перед постановкой автомобиля на длительную стоянку необходимо на ходу переключить пульт в положение – БЕНЗИН для заполнения поплавковой камеры для следующего холодного пуска автомобиля(если температура окружающей среды не близка к 40 градусам).
Минусы системы ГБО 1-го поколения:
- сложность эксплуатации – переключение БЕНЗИН-ГАЗ в ручном режиме, за счет того, что в редукторе 1-го поколения отсутствует давление, при испарении из газа выпадают в виде конденсата «тяжелые» примеси одоранта и углеводорота, обладающие резким специфическим запахом газа и этот конденсат также необходимо вручную сливать с редуктора выкатав 2-3 баллона;
- механическая регулировка качества смеси – не позволяет корректно работать на инжекторных двигателях;
- при установке ГБО 1-го поколения на инжекторный двигатель при малейших пробоях высоковольтной системы зажигания автомобиля наблюдаются газодинамические хлопки в ресивере впускного коллектора, т.к. в нем находится при работе на газе готовая к воспламенению газо-воздушная смесь;
Но тем не менее это единственная система, способная прекрасно работать на карбюраторном двигателе.
2 ПОКОЛЕНИЕ
ГБО эжекторного типа с электронным дозатором газа. Данная система по сути является аналогом системы 1-го поколения, доработанной для использования на инжекторных двигателях (моновпрыск и распеделенный впрыск бензина).
- Жидкий газ – пропан-бутан закачивается в Баллон- 1 через выносное заправочное устройство – ВЗУ- 3 .
- Затем жидкий газ под собственным давлением поступает через Мультиклапан- 2 по медной трубке к Газовому клапану- 4 , который управляется электронным пультом-коммутатором- 13 , установленным в салоне автомобиля и содержит в себе фильтр для очистки жидкой фазы от грубой фракции из баллона.
- После открытия Газового клапана- 4 жидкая газовая фаза поступает на Редуктор-испаритель- 5 , который обогревается за счет системы охлаждения двигателя- 6 .
- В редукторе газ из жидкой фазы под действием температуры испаряется в газообразную и по газовому шлангу поступает к электронному дозатору- 7 , управляемому электронным блоком- 11 и через смеситель- 9 , установленный после воздушного фильтра- 8 подается в ресивер впускного коллектора, где смешивается с воздухом и под действием разряжения во впускном коллекторе поступает в камеру сгорания.
- Эмулятор форсунок- 12 прерывает подачу импульсов на бензиновые форсунки при открытии газового клапана- 4 .
Электронный блок системы (EСU)- 11 получает сигналы от штатных датчиков автомобиля, таких как: датчик дроссельной заслонки, лямбда-зонд, датчик оборотов двигателя, и в сочетании с электромеханической системой контроля подачи газа, обеспечивает контроль газо-воздушной смеси, для правильной работы лямбда-зонда (датчик кислорода) и каталитического нейтрализатора.
Для перевода автомобиля на газ в системе 2-го поколения необходимо завести автомобиль на бензине, прогреть до температуры выше 40 градусов(чтобы редуктор мог испарять жидкую фазу), затем переключить пульт в положение – ГАЗ(или в режиме полуавтомат сделать перегазовку 2000-2500 об/мин).
Если двигатель прогрет то пуск можно производить из положения – ГАЗ.
Минусы системы ГБО 2-го поколения:
- сложность эксплуатации – переключение БЕНЗИН-ГАЗ в ручном режиме, за счет того, что в редукторе 2-го поколения отсутствует давление, то при испарении из газа выпадают в виде конденсата «тяжелые» примеси одоранта и углеводорота, обладающие резким специфическим запахом газа и этот конденсат также необходимо вручную сливать с редуктора выкатывая 2-3 баллона;
- электронная регулировка качества смеси – не позволяет корректно работать на инжекторных двигателях со сложным алгоритмом впрыска, т.к. шаговый двигатель электронного дозатора обладает высокой инертностью, что негативно сказывается на скорости срабатывания;
- при малейших пробоях высоковольтной системы зажигания автомобиля наблюдаются газодинамические хлопки в ресивере впускного коллектора, т.к. в нем находится при работе на газе готовая к воспламенению газо-воздушная смесь;
- высокая стоимость – стоимость такого комплекта незначительно отличается от системы 4-го поколения, технические характеристики которой на порядок выше, что сводит к нулю целесообразность установки данного оборудования.
3 ПОКОЛЕНИЕ
Распределенный механический впрыск газа. Система была разработана для двигателей с распределенным механическим впрыском бензина.
В системах газобаллонного оборудования третьего поколения электронный блок вместе с дозатором распределителем обеспечивает распределенный синхронный впрыск газа во впускной коллектор с помощью механических форсунок. Электронный блок опирается на сигналы датчика положения дроссельной заслонки (TPS), датчика содержания кислорода в выпускном коллекторе двигателя (лямбда-зонд), датчик частоты вращения коленвала (RPM), датчика абсолютного давления (MAP) и регулирует режим подачи газа.
Индивидуальная подача газа в каждый конкретный цилиндр осуществляется дозирующим устройством — распределителем газа. Механические форсунки открываются за счет избыточного давления в магистрали подачи газа. Электронный блок ГБО третьего поколения создает собственные топливные карты и из-за особенностей конструкции шагового дозатора недостаточно оперативно корректирует состав газовоздушной смеси.
Системы 3-го поколения были сняты с производства в связи с прекращением производства механического впрыска бензина и появлением 4-го поколения ГБО.
4 ПОКОЛЕНИЕ
Распределенный электронный впрыск газа. Система была разработана для двигателей с распределенным электронным впрыском бензина.
- Жидкий газ – пропан-бутан закачивается в Баллон- 1 через выносное заправочное устройство – ВЗУ- 4 .
- Затем жидкий газ под собственным давлением поступает через Мультиклапан- 2 по медной трубке к Газовому клапану- 5 , который управляется электронным блоком управления(ЭБУ) и содержит в себе фильтр для очистки жидкой фазы от грубой фракции из баллона.
- После открытия Газового клапана- 5 жидкая газовая фаза поступает на Редуктор-испаритель- 6 , который обогревается за счет системы охлаждения двигателя.
- В редукторе газ из жидкой фазы под действием температуры испаряется в газообразную и по газовому шлангу поступает через фильтр тонкой очистки- 5 в рампу форсунок- 8 .
- Электронная газовая форсунка точными порциями подает газ в коллектор распределено к каждому цилиндру.
- ЭБУ прерывает подачу импульсов на бензиновые форсунки при открытии газового клапана- 5 .
Для перевода автомобиля на газ в системе 4-го поколения необходимо просто завести автомобиль, ЭБУ отследит температуру двигателя и по достижению 40 градусов(чтобы редуктор мог испарять жидкую фазу) автоматически переключит двигатель на газовое топливо, при этом индикатор на пульте в салоне сменит цвет с красного на зеленый.
В каком режиме Вы не двигались, как только газ в баллоне закончится – ЭБУ моментально переключит систему на бензин и известит Вас об этом звуковым сигналом, а светодиод на пульте станет мигать красным.
Плюсы системы ГБО 4-го поколения:
В данной системе исключены все минусы, которые присутствовали в предыдущих поколениях!
- легкость эксплуатации – переключение БЕНЗИН-ГАЗ полностью автоматизированно, за счет того, что в редукторе 4-го поколения поддерживается постоянное давление(1,5 атм), при испарении из газа не выпадает конденсат – нет необходимости обслуживать редуктор;
- газовое оборудование на авто 4-го поколения позволяет сохранить все алгоритмы и технические характеристики автомобиля заложенные производителем – автомобиль едет также как на бензине, при условии профессионального подбора, монтажа и настройки оборудования ;
- при установке ГБО 4-го поколения при пробоях высоковольтной системы зажигания автомобиля полностью исключены газодинамические хлопки в ресивере впускного коллектора, т.к. в нем при работе на газе, как и на бензине присутствует только воздух. подробнее смотри Впрыск газа
5 ПОКОЛЕНИЕ
Распределенный электронный впрыск жидкого газа(LPi и LPfi). Система была разработана для двигателей с распределенным электронным впрыском бензина.
Система LPi работает во многом, так же как и бензиновая топливная система: жидкое топливо циркулирует по топливопроводу и подается к форсункам.
У системы есть бак с интегрированным насосом мембранного типа. Насос поднимает давление в системе до 5 Бар и подает топливо до регулятора давления. Данный компонент контролирует и регулирует давление в топливной магистрали и так же оборудован запорным электромагнитным клапаном, который открывает подачу газа, когда Вы активируете систему. Избыток топлива возвращается по обратному топливопроводу через регулятор давления в топливный бак(баллон). Газовые инжекторы управляются газовым блоком управления (LPE). Данный модуль использует сигналы бензинового блока управления и адаптирует их для использования с газовыми инжекторами. Все остальные сигналы и информация бензинового блока управления остаются нетронутыми
Плюсы системы ГБО 5-го поколения:
- легкость эксплуатации – жидкий впрыск газа без редуктора-испарителя позволяет полностью исключить работу двигателя на бензине;
- нет отличимой разницы между ездой на бензине и на газе;
- нет риска образования обратных хлопков во впускном коллекторе;
- минимальное количество компонентов в моторном отсеке(нет редуктора);
- минимум вмешательства в двигатель и электронику автомобиля;
Минусы системы ГБО 5-го поколения:
- высокая цена – стоимость установки стартует от 80 000 рублей;
- чувствительность к качеству газа – качество газа производимого в России препятствует широкому распространению у нас данных систем.
6 ПОКОЛЕНИЕ
Непосредственный впрыск жидкого газа(LPdi). Система была разработана для двигателей с непосредственным впрыском бензина.
Так же как LPI, система LPdi сохраняет пропан-бутановую смесь в жидком состоянии на протяжении всего процесса, при этом газ уже впрыскивается непосредственно в камеру сгорания в обход впускных клапанов, что делает эту систему пригодной для использования на самых современных двигателях с непосредственным впрыском топлива (TSI). Жидкий газ подается прямо через бензиновые форсунки.
Газовый насос создает избыточное давление и обеспечивает циркуляцию газа по топливопроводу. Сердце системы LPdi — запатентованный узел FSU (fuel selection unit-узел выбора топлива), который обеспечивает свободный переход между бензином и газом. Жидкий газ и бензин подается в модуль FSU и выбранное топливо подается в насос высокого давления двигателя, который создает избыточное давление более чем 100 Бар , после чего осуществится впрыск топлива.
Какое газовое оборудование лучше поставить
Как правило, в связи с высокими ценами на бензин, все больше и больше автовладельцев задумываются о том, чтобы перейти на газ, устанавливая соответствующее оборудование. Но при этом далеко не всем известно, какое ГБО лучше поставить, тем более что сегодня ассортимент представлен довольно широко.
Конечно, каждый производитель предлагает свою продукцию, разъясняя, почему потребители должны выбрать именно ее. Но чтобы сделать правильный выбор, нужно детально изучить этот вопрос, ознакомиться со всеми факторами и аспектами.
Как правильно и грамотно выбрать газовое оборудование на автомобиль? Полезно знать
Первым делом нужно понимать: прежде чем решить установить ГБО, в обязательном порядке следует учитывать вид топлива, который вы желаете использовать, так как это немаловажная деталь. Например, особой популярностью пользуется сниженная пропан-бутановая смесь, приобрести ее можно с особой легкостью, причем на каждой второй заправке.
Читайте в этой статье, что лучше — метан или пропан.
Но здесь важно учесть, что метан действительно может похвастаться высокой температурой сгорания, он обеспечивает и высокую мощность мотора, но не стоит забывать о некоторых недостатках. Например, это отсутствие смазывающих свойств, которые и приводят к износу цилиндропоршневой группы, высокая взрывоопасность, а это станет принуждать водителя применять различные меры предосторожности, и т. д.
Поэтому, чтобы понять, какое газовое оборудование лучше поставить на свое транспортное средство, необходимо детально изучить подобные факторы.
Внимание: Учтите, что опытные специалисты всегда советуют устанавливать на легковой автомобиль исключительно пропановое оборудование. Оно отличается тем, что в действительности не способно оказать негативного эффекта на ресурс мотора, более того не требует отказа от свободного пространства в багажнике, что немаловажно.
В тот момент, когда вы будете решать, какое газовое оборудование лучше установить, внимательно изучайте и отзывы автомобилистов, их можно отыскать в сети Интернет.
Стандарты, поколения газового оборудования
Нужно понимать, выясняя, какое газовое оборудование лучше поставить на иномарку, обязательно нужно учесть и стандарт, так как это не менее важный фактор оборудования. Например, если это ГБО первого поколения, то здесь следует учесть, что оно выпускается только для карбюраторных моторов, которые отличаются низкой мощностью, соответственно, иномарки в эту категорию не попадают, а значит, от такого варианта придется отказаться.
Второе поколение оборудования отличается тем, что может похвастаться простым электронным управлением, в результате чего можно устанавливать его на впрысковые двигатели. Что касается дополнительных форсунок, то их здесь вовсе нет, они отсутствуют, а вот подача топлива станет осуществляться исключительно через электромагнитный клапан.
Третье поколение принято считать универсальным вариантом, а это значит, что оно идеально подойдет для того или иного инженерного транспортного средства. Так что теперь вы знаете, какое ГБО выбрать для иномарки.
При этом нужно отметить, что подобное оборудование не имеет форсунок, но отличается тем, что имитирует их работу, благодаря специальному электронному блоку. Выделяя основной плюс ГБО данного типа, стоит сказать о дешевизне, но есть и минус, например, нестабильная работа, ну и, конечно же, повышенный расход топлива.
Поэтому, когда вы станете решать, какое ГБО выбрать на автомобиль, то желательно внимательно изучить все варианты, все тщательным образом проанализировать и «взвесить», принимая разумное, грамотное решение.
Четвертое поколение ГБО, как правило, считается высококачественным, и оно может похвастаться такими плюсами, как большая продолжительность эксплуатации, незначительный расход топлива и т. д. Такое устройство однозначно станет уступать пятому, так как у него одноточечный впрыск заменен распределенным.
Рейтинги производителей. Особенности выбора
Начиная задумываться о том, какой редуктор ГБО 2 поколения лучше, или желая отыскать лучшее газовое оборудование, всегда нужно изучать тщательным образом продукцию современных производителей.
Помните, что выбрать ГБО вполне возможно, если изучить рейтинги компаний, которые и производят такое оборудование. Например, Италия занимает лидирующие позиции, всегда можно отдать предпочтение и оборудованию из Польши, оно отличается высоким качеством, долгим сроком службы. Это может быть и ГБО из России, такой вариант идеально подходит соотечественникам.
Нужно понимать, ГБО какой фирмы лучше поставить, чтобы агрегат служил долгие годы, а владелец транспортного средства был избавлен от тех или иных неприятностей, с которыми, порой, приходится сталкиваться на практике.
Важная информация
В момент выбора газобаллонного оборудования всегда можно приобрести и комплект из устройств, которые будут выпущены одним производителем. Например, как показывает статистика, в действительности хорошей считается голландская фирма «Prins». Ведь подобные наборы можно считать наиболее качественными. Несмотря на то, что обходятся они недешево, все же, приобрести их стоит обязательно.
Причем всегда есть смысл осуществить установку подобного оборудования на транспортных средствах премиум-сегмента. Кроме того, при желании, можно приобрести и универсальные системы, они состоят из компонентов от тех или иных производителей.
Конечно, это обойдется дешевле, но здесь потребуется грамотным образом настроить устройства, обеспечивая их надежную, эффективную, а самое главное – безопасную работу.
О плюсах и минусах установки ГБО на авто вы можете прочитать по ссылке.
Заключение
Только когда все эти пункты и критерии будут соблюдены, можно подобрать такое газовое оборудование, которое станет отличаться высоким качеством, безопасностью, долгим сроком службы.
Источник https://power-gas.ru/articles/otlichiya-pokolenij-gbo
Источник https://autoplus74.com/reviews/pokoleniya_gbo/
Источник https://gazblog.ru/gbo/oborudovanie/kakoe-gbo-luchshe-postavit
Источник