full screen background image

Порядок, сроки и нюансы ремонта автомобиля по ОСАГО

33

Содержание

Порядок, сроки и нюансы ремонта автомобиля по ОСАГО

Компенсация ущерба автомобилю по ОСАГО может быть выплачена как в денежной форме, так и в виде оплаты его ремонта. С 2018 года ремонт автомобилей по ОСАГО стоит в приоритете перед денежным возмещением — поэтому пострадавшую машину, скорее всего, при оформлении компенсации отправят на восстановление. Подробнее о том, как происходит ремонт автомобилей по ОСАГО, вы узнаете далее.

Оценка повреждений машины

Восстановление авто по ОСАГО начинается с оценки его технического состояния в ходе экспертизы. Для этого желательно обратиться к независимой организации, которая предлагает услуги экспертизы. Специалист, назначенный страховой компанией, может занизить стоимость ремонта. Также потребовать независимой экспертизы может и виновник ДТП, если он считает сумму завышенной.

В ходе исследования выявляет повреждения, в том числе скрытые, полученные в ходе ДТП, и определяет их тяжесть. Также он должен определить, является ли именно авария причиной повреждения той или иной детали. Эксперт должен учесть обстоятельства, которые привели к ДТП, и развитие событий во время аварии.

По результатам исследования составляется заключение, в котором обозначается стоимость восстановительного ремонта. Если водитель согласен с озвученной суммой, то он должен передать результаты в страховую компанию для дальнейшего оформления ремонта.

Для проведения независимой экспертизы требуется соблюдения ряда правил:

  • Состояние автомобиля должно оставаться неизменным с момента аварии;
  • Исследования можно выполнять либо в светлое время суток, либо в хорошо освещенном помещении
  • У специалиста должны быть документы, подтверждающие его квалификацию

Страховщик не вправе отказаться от приема результатов независимого исследования. В настоящее время существует единый порядок расчета, что существенно уменьшило разброс между оценками эксперта, назначенного страховой компанией, и специалиста со стороны.

Стоит отметить, что порядок ремонта автомобиля по ОСАГО и КАСКО значительно отличается. В первом случае сумма компенсации привязывается к среднерыночным ценам в регионе эксплуатации машины. Во втором случае расчет стоимости ведется по установленным законом алгоритмам.

Порядок восстановление авто по ОСАГО после ДТП

Процедура получения ремонта не отличается от стандартной. В первую очередь, собственнику автомобиля, из-за которого произошло ДТП, нужно сообщить в страховую компанию об аварии. Последняя направляет для осмотра машины специалиста, который определяет стоимость ущерба и выдает застрахованному лицу направление на ремонт.

Участнику ДТП нужно доставить авто на станцию техобслуживания, сотрудники которого проведут восстановительные работы. Узнать об СТО, с которыми сотрудничает страховщик, вы можете на его официальном сайте или в службе поддержки.

В некоторых ситуациях владельцу автомобиля потребуется доплатить за восстановительный ремонт:

  • Если общая стоимость работ превысила максимальную сумму выплаты по условиям страхового полиса
  • Если ремонту подлежит подержанный автомобиль с износом деталей до 50%
  • Если ДТП оформлено по упрощенной процедуре с применением европротокола, при этом стоимость ремонта превышает 100 тысяч рублей
  • Если все водители, попавшие в аварию, признаны виновными в нарушении ПДД, что и спровоцировало ДТП

Во всех других случаях восстановительные работы полностью осуществляются за счет страховой компании.

Сроки восстановления

Страховой компании дается 20 дней для предоставления водителю, попавшему в аварию, направления в автосервис. Если страховщик допустит просрочку, он должен будет выплатить неустойку — 1% от суммы возмещения за каждый день таковой. При этом ее размер не может быть больше, чем общая стоимость восстановительных работ. Для ее выплаты водитель должен написать на имя страховщика заявление, указав реквизиты счета для перечисления средств.

Срок ремонта автомобиля по ОСАГО определяется в зависимости от размера и тяжести повреждений. Как правило, он не занимает более 30 дней. В качестве точки отсчета берется день прибытия ТС на СТО. При наличии серьезных повреждений или сложностей с транспортировкой запчастей ремонт может длиться дольше.

Водитель вправе предоставить комплектующие самостоятельно, чтобы ускорить проведение восстановительных работ, но страховщик должен дать на это свое согласие в отдельном письменном договоре.

Нюансы ремонта автомобилей

При передаче автомобиля на ремонт пострадавший не сможет выбрать СТО сам. Ему будут доступны только те станции, с которыми у страховой компании заключен договор. Это не позволит, например, выбрать СТО, в которой автомобиль обслуживается по гарантии. Кроме того, станция может отказать в приеме автомобиля, если он не соответствует ее требованиям.

Во время ремонта автомобиля по ОСАГО разрешено устанавливать только новые комплектующие. Одновременно в законе нет запрета касательно установки аналогов оригинальных запчастей. Применение б/у или восстановленных деталей разрешается как исключение только по согласию владельца машины.

При ремонте подержанного автомобиля потерпевшему придется доплатить за замену изношенных деталей. Максимальный размер износа не может быть более 50%. Для минимизации расходов можно дополнительно оговорить установку б/у или более дешевых запчастей.

Что делать в случае некачественного ремонта по ОСАГО

Если ремонт автомобиля по ОСАГО был сделан некачественно, то пострадавший должен предъявлять претензии не страховщику, а СТО. При этом сделать это необходимо еще до приема автомобиля. В противном случае необходимо указать все недочеты в акте приема-передачи.

В случае некачественного ремонта необходимо провести независимую экспертизу, которая выявит и опишет все проблемы. На основании экспертизы составьте и направьте в СТО досудебную претензию. Компания должна будет возместить стоимость восстановления недостатков на другой СТО.

Если станция техобслуживания отказывается выплачивать компенсацию — требуйте судебного разбирательства. К разбирательствам приложите результаты экспертизы и акт приема-передачи с описанием недостатков.

Частые вопросы

Нет — выбрать СТО можно только из списка партнеров страховщика. Для этого нужно изучить перечень сервисов, с которыми сотрудничает страховая компания.

В большинстве случаев ремонт по ОСАГО является приоритетным для всех договоров с 28 апреля 2017 года. Только в некоторых случаях пострадавший сможет гарантированно рассчитывать на выплату:

  • Если стоимость ремонта превышает 400 000 рублей (в случае оформления по справке из ДТП)
  • Если стоимость ремонта превышает более 50 000 рублей (в случае оформления по европротоколу)
  • Если потерпевший получил травмы средней тяжести или тяжкие
  • Если СТО не соответствует требованиям закона
  • Если автомобиль был признан полностью уничтоженным
  • Если потерпевший является инвалидом

В этом случае вы можете сменить станцию техобслуживания на другую из списка партнеров или потребовать денежной компенсации.

Источники

Виктор Авдеев

Работает в проекте с 2018 года, до этого занимался фрилансом. Руководит работой маркетологов и SEO-специалистов. Опыт работы над аналогичными проектами позволяет ему эффективно участвовать в развитии нашего сервиса.

Ремонт авто в сервисе страховой или выплата

Новые правила по выплатам ОСАГО вступили в силу 28 апреля 2017 г. после подписания Президентом откорректированного Государственной думой закона. Денежные выплаты отменили, заменив ремонтными работами в автосервисах за счёт страховой компании. Новация пока ещё не прижилась и ремонт по ОСАГО продолжает вызывать острые споры у автомобилистов.

Восстановление вместо выплат

Ремонт по ОСАГО

Изменения в законе «Об Обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств» действительны для страховых обязательств, выданных после 28.04.2017.

До вступления в силу новшеств водители могли выбирать — ремонт по ОСАГО или деньги от страховой компании. С 28 апреля выбора минимален. Получить деньги от страховщика можно только в исключительных случаях.

Автомобилисты задаются вопросами — что выгодней по ОСАГО: выплата или ремонт, и как работает старый-новый закон? Так что изменилось для автовладельцев с введением новых правил, и что осталось прежним? Очевидно, что не изменилась процедура общения со страховой — владелец пострадавшего в ДТП авто обязан обращаться в компанию, продавшую страховой полис.

Появилось в законе:

  1. Фиксированное время для выдачи направления на восстановление и проведение ремонтных работ.
  2. Расположение СТО (станции техобслуживания) относительно дома клиента — автосервис должен находиться не далее 50 км. от места жительства владельца автомобиля.

Ремонт автоНо нерешённые вопросы всё равно остались. Например, как сделать ремонт авто по ОСАГО в сервисе страховой, если СТО расположен дальше 50 км? Если страховая компания заключила договор с автомастерской без учёта расстояния до дома клиента, владелец авто вправе требовать денежную компенсацию.

Закон предусматривает возможность самостоятельного выбора автомастерской владельцем ТС (транспортного средства), при условии согласования вопроса со страховой компанией.

Претензии к качеству

В согласии с новыми правилами, клиенту страховой не нужно контактировать с работниками автосервиса — претензии к качеству и срокам выполнения предъявляет страховая компания.

По задумке законодателей, мотивация для страховщиков заложена в законе, подразумевающем возможность финансовых и репутационных потерь, дополнительные расходы и судебные разбирательства при низком качестве обслуживания клиентов.

Новые правила ремонтных работ

В соответствии с принятыми поправками к закону «Об ОСАГО» авторемонтные мастерские обязаны:

  • использовать новые детали;
  • иметь сертификат от официального дилера, при гарантийном обслуживании автомобилей;
  • укладываться в указанный срок — 30 дней.

Если СТО не справляется и затягивает с выполнением работы, страховщик выплачивает клиенту 0.5% неустойки за просроченный день. При этом, последний сохраняет возможность на получение денежной компенсации.

Гарантия от авторемонтной мастерской — 6 месяцев для заменённых деталей, 12 месяцев на покраску ТС.

Выбор между наличными и восстановлением по старым правилам

Выплаты по ОСАГОПолучить наличные можно, если данный случай соответствует исключениям установленным законом:

  1. Если страховая компания не выполняет законные требования автовладельца, и он отказывается от ремонтных работ.
  2. Все участники ДТП признаны виновными, при этом клиент не согласен на доплату за восстановление.
  3. Стоимость восстановительных работ больше 400 тыс. руб.

В отдельных случаях пострадавший в ДТП вправе выбирать между выплатой и восстановлением.

  • при получении пострадавшим травм средней и тяжёлой степени тяжести;
  • при инвалидности, когда автомобиль жизненно необходим;
  • если указанный в договоре по ОСАГО автосервис не функционален.

Получить компенсацию деньгами можно при согласии на это страховой компании и заключении дополнительного соглашения между страховщиком и застрахованным.

Ремонт по ОСАГО

В соответствии с обновлённым законом, в обязанности страховой компании входит организация восстановления ТС в автосервисе-партнёре. Верхняя планка стоимости работ — 400 тыс. руб.

Владелец транспортного средства самостоятельно выбирает СТО из предложенных, после чего, в течение 14 дней, подаёт страхователю заявление и требующиеся по закону документы.

Далее, сотрудники компании:

  • осматривают ТС;
  • оценивают уровень повреждений и стоимость работ;
  • составляют итоговый акт;
  • направляют автомобиль на ремонт.

Ремонт машины после ДТПУслуги СТО оплачиваются страховой компанией до начала восстановительных работ.

Автосервис не может использовать при ремонте старые запчасти без согласия владельца ТС. При одобрении клиентом установки б/у деталей, страхователь и страховщик заключают дополнительное письменное соглашение с предварительно оговорённым условиями.

Срок ремонта автомобиля ограничен. На сегодня — это месяц с момента принятия повреждённого авто ТС страховой компанией.

Если предложенная страховщиком СТО расположена дальше 50 км, альтернативным решением проблемы становиться дополнительный договор о доставке автомобиля в мастерскую за счёт страховой компании.

Условия починки автомобиля

Закон указывает на базовые требования, гарантирующие права потерпевшей стороны при восстановлении попавшего в ДТП автомобиля:

  • фиксированное время ремонтных работ;
  • территориальная доступность автосервиса;
  • гарантийное обслуживание (для двухгодичных автомобилей).

Несоблюдение страховой компанией одного из условий означает право владельца ТС на денежную компенсацию.

Гарантийный сервис

Как поступить, если авто на гарантии, а его уже нужно сдать в ремонт?

  1. Сообщите о гарантии в поданном заявлении и дождитесь ответа от страховой компании. Гарантийным обслуживанием занимаются автосервисы, имеющие допуск от производителя или официального дилера на проведение работ.
  2. Требование гарантийного сервиса действительно, если повреждённому автомобилю менее 2 лет с момента выпуска. Гарантии ничего не грозит, если она не превышает указанный срок. Если же обязательства выданы на более долгий срок, тогда их действие автоматически прекращается.

ДоговорЕсли у страховой заключён договор с автосервисом, представляющим официального дилера, услугу предложат незамедлительно. Если договора нет, клиент и компания подписывают дополнительное соглашение о починке ТС в автосервисе, находящемся вне списка страховщика, или решают вопрос с денежным возмещением ущерба.

Особенности восстановительных работ по ОСАГО

Прошло больше года с момента введения поправок по выплатам ОСАГО, и стало понятно, что многое упущено и не учтено.

Так, остаётся нерешённым вопрос, как поступать с автомобилями, запчасти к которым приходится закупать и ждать получения деталей больше месяца. Как ремонтировать машины, находящиеся на гарантии при тотальном дефиците специализированных СТО?

После изменения закона, владельцы автотранспорта стали часто сетовать на то, что вынуждены отказываться от сотрудничества с проверенными специалистами, так как эти СТО отсутствуют в списках страховщиков. Жалобы поступают и на постоянные конфликты со страховщиками, затягивание выполнения восстановительных работ со стороны автосервисов.

По мнению автоюристов, введение правовых новаций в эту сферу повлекло очевидное уменьшение возможностей для махинаций. Но организационные требования при проведении ремонта всё же оставляют «лазейки» для использования наличных средств, а значит — и возможности для мошенничества.

Недоработки в законе

ОСАГОПредполагая изменения к закону «Об ОСАГО», инициаторы корректив исходили из того, что владельцам автотранспорта не важна форма возмещения ущерба. Главное, чтобы автомобиль был восстановлен за максимально короткий срок.

Теоретически, все выглядит правильно:

  • застрахованный выбирает СТО;
  • страховщик оплачивает работу;
  • автосервис ремонтирует ТС;
  • автовладелец получает машину на протяжении месяца.

Так планировалось. Но жизнь вносит коррективы. И, если до изменений страховая компания задерживала выплату, то сейчас та же организация затягивает с выдачей направлений и переводом средств за проделанную работу.

Не произошло чуда и с автосервисами — СТО не укладываются в тридцатидневный срок. Затягиваются ремонты на месяцы. К тому же, мастерская может запросто отказаться от завершения работ, ссылаясь на невыгодность заказа и дефицит запчастей.

Отдельный вопрос — качество работы. Если машина не на гарантии, страховые компании, желая сэкономить, направляют клиентов в автосервисы с низкими ценами и таким же качеством обслуживания.

И, как итог не законченной реформы —сегодня многие страховые компании не желают связываться с восстановлением машин. Они резонно полагают, что дешевле возместить ущерб деньгами с учётом износа, чем оплачивать услуги СТО и новые запчасти. То есть, заложенная в законе идея натурального возмещения, на практике не работает.

Если работа выполнена некачественно

Принимая отремонтированный автомобиль и обнаружив недоработки, владелец авто вправе защитить свои прав:

  1. Зафиксировать данный факт в акте приёмки.
  2. Направить письменную претензию в страховую компанию.

РемонтПолучив жалобу от клиента сотрудники компании:

  • на протяжении 5 дней оценивают проделанную СТО работу и составляют акт;
  • при обнаружении брака и недоработок выдают направление на повторный ремонт.

Невозможность устранения последствий некачественной починки автомобиля означает возникновение у клиента права на денежную компенсацию. Поэтому многие страховые компании сознательно искажают результаты проверок, что приводит к конфликтам с владельцами авто и обращением последних в суд.

Деньги вместо восстановления

Можно ли получить деньги по ОСАГО вместо ремонта? Изменения в законе сократили перечень возможностей, но не отменили денежных выплат страховщиком вовсе.

Материальная компенсация попавшему в ДТП владельцу автомобиля положена:

  • если транспортное средство не подлежит восстановлению;
  • если водитель авто получил травмы средней и высокой степени тяжести;
  • при получении водителем инвалидности;
  • если починка автомобиля обходится более чем в 400 тыс. руб.

Смерть водителя в ДТП означает выплату материальной компенсации от страховой компании родственникам погибшего.

Договор ОСАГОКроме того, законодательство предусматривает возможность договора страховщика и застрахованного лица о выплатах на добровольных началах. В таком случае последнее слово остаётся за страховой компанией.

Что касается обязательных требований к СТО, если ни одна авторемонтная мастерская из списка страховщика не соответствует указанным в законе условиям, страховая компания обязана выплатить денежную компенсацию.

Центробанк РФ контролирует деятельность страховщиков, и при определённых обстоятельствах вправе лишить компанию возможности направлять автомобили в ремонт. Максимальный срок такого запрета — 1 год.

На протяжении этого периода страховая компания вынуждена компенсировать убытки клиентов наличными средствами. Страховщики всеми способами стараются избежать санкций Центробанка. Поэтому у автовладельцев есть смысл обращаться в суд.

При ограничении Центробанком прав страховой компании, направление ТС на восстановительные работы или починку, осуществляется только с согласия потерпевшей стороны. Актуальные данные о решениях Центробанка размещены на сайте организации.

Преимущества и недостатки восстановительных работ

Преимущества ремонта автомобиля по сравнению с финансовыми выплатами всё же имеются:

  1. Фиксированный срок работ. Мотивация СТО очевидна, выполненный в срок заказ — это оплата от страховой компании.
  2. Экономия личного времени. Не нужно ездить и договариваться с СТО — теперь это обязанности страховщика.

Недостатки тоже есть:

  1. Отсутствие наличных средств — расчёты между страховой и авторемонтной компаниями проводятся по безналу.
  2. Как правило, низкое качество ремонта и неэффективный механизм контроля за его процессом.
  3. Ограниченный выбор СТО или его отсутствие. Поэтому, приобретая полис у страховой компании, не поленитесь поинтересоваться расположением авторемонтных мастерских.

Ремонт по ОСАГО оставляет множество вопросов, главный из которых — качество работы автосервиса при восстановлении попавшего в аварию авто.

Плюсы и минусы денежных выплат

Выплаты по ОСАГОПреимущество наличных средств — это возможность самостоятельно распоряжаться полученной суммой, которую можно потратить:

  • на починку автомобиля;
  • на собственные нужды.

Недостатки также очевидны:

  1. Компенсация от страховой компании начисляется с учётом износа внутренних деталей. При этом остаются вопросы к объективности оценки состояния ТС.
  2. Прекращение обязательств компании перед клиентом, после перевода средств. Если денег на ремонт не хватит, придётся доплачивать из своих.

При возникновении конфликтных ситуаций со страховой компанией, используйте легальные методы защиты собственных прав — обращайтесь в суд с соответствующим исковым заявлением.

Что указывают в направлении на восстановление

После согласования и выбора СТО, клиенту выдают направление на ремонт.

Правильно оформленный документ содержит следующие данные:

  • информацию об автовладельце;
  • сведения о полисе ОСАГО;
  • детальные сведения о пострадавшем в ДТП автомобиле;
  • адрес и название автосервиса;
  • срок ремонта ТС.

Также в направлении указывают данные о предполагаемой доплате автовладельца в связи с заменой изношенных деталей новыми, или о масштабе износа без указания доплаты. В этом случае СТО устанавливает доплату и вносит эту информацию в акт сдачи отремонтированного транспортного средства.

Кто отвечает за качество

Ремонт по ОСАГОЗа качество работ перед клиентом несёт ответственность страховая компания:

  1. При нарушении срока назначения автосервиса включается неустойка — 1% от суммы компенсации за каждый просроченный день.
  2. При нарушении срока ремонтных работ неустойка составляет — 0.5% от объёма страхового возмещения.

При некачественном ремонте автовладелец предъявляет требования к страховой, которая, в свою очередь, решает вопросы с автосервисом.

Рейтинги

Полис ОСАГО, в отличие от КАСКО, защищающего обладателя страховки, компенсирует ущерб, нанесённый здоровью и имуществу граждан виновником аварии.

Страхование по ОСАГО возможно если у страховой компании есть государственная лицензия и она находится в список организаций, работающих по данному направлению.

Рынок страхования изменчив, компании создаются и ликвидируются из-за потерь лицензий, банкротств, конкуренции. Ежегодные рейтинговые списки от экспертов и граждан демонстрируют изменения в уровне сервиса страховых организаций.

Профессиональные агентства составляют списки лучших и худших компаний, опираясь на определённые критерии и статистические данные.

Создатели же «народных рейтингов», опрашивая автовладельцев, руководствуются 3 принципами:

  • быстрота возмещения ущерба;
  • уровень сервиса;
  • мнение окружающих о работе компании.

Важная деталь при составлении такого рейтинга — общий оборот клиентов у страховой организации.

Насколько объективны подобные опросы

Рейтинг страховых компаний по ОСАГОКаждый вправе верить в то, что ему по душе, но следует учитывать, что правдивость и точность обзоров, основанных на мнениях граждан, часто не соответствует действительности и может сознательно корректироваться в нужную заказчикам сторону.

Более точная информация содержится в рейтингах:

  • основанных на официальной статистике;
  • созданных независимыми, незаинтересованными ресурсами.

Обязательное условие для участников профессиональных рейтингов — членство в Российском Союзе Автостраховщиков и наличие документов для осуществления деятельности.

Экспертные списки в 2018

Рейтинг от агентства «Эксперт РА» — одни из самых надёжных страховых компаний РФ:

  • АльфаСтрахование,
  • ВТБ Страхование,
  • Ренессанс Страхование,
  • Росгосстрах,
  • СОГАЗ.

Все участники списка — наделены статусом стабильного развития от экспертного агентства.

Любительский рейтинг

Голосование пользователей ресурса одного из наиболее популярных ресурсов интернета определило топ-компаний, оказывающих услуги по ОСАГО в 2018 году:

  • АльфаСтрахование,
  • Авива,
  • Гута-Страхование,
  • ЭРГО Русь,
  • Мегарусс-Д.

Анализируя данные в списках видим, что в конкретном случае мнения экспертов и автовладельцев совпадают — это указывает на объективность и точности предоставленной информации.

В 2017 г. Государственная дума приняла важные поправки к закону б ОСАГО, изменив механизм компенсации средств: выплаты наличными заменили ремонтом, увеличив законодательную ответственность страховых компаний. Это уменьшило количество махинаций на рынке страховых услуг, но не облегчило гражданам получение средств от страховщиков.

В реальности исполнение закона «хромает на обе ноги», цепочка: клиент —страховая компания — СТО — отремонтированный автомобиль не работает и пробуксовывает на уровне исполнителей.

Поэтому на сегодня, автовладельцам, желающим получить компенсацию от страховщиков, остаётся надеяться, что у государственных мужей появится желание исправить ими же созданную ситуацию и закончить начатое, разработав действенный механизм контроля за исполнением закона.

Ремонт по ОСАГО в 2019 году: как сдать автомобиль и какие нюансы учесть?

Ремонт по ОСАГО в 2019 году: как сдать автомобиль и какие нюансы учесть?

Законодательство об ОСАГО предполагает несколько вариантов возмещения ущерба пострадавшей в ДТП стороны. В их числе — проведение ремонта автомобиля, который организуется непосредственно страховой компанией, выдавшей полис. Ознакомимся с тем, каким образом такой ремонт инициируется и проводится, подробнее.

Возмещение ущерба по ОСАГО: новые правила

Направление на ремонт по ОСАГО — один из двух вариантов возмещения ущерба наряду с денежной компенсацией. При этом, в соответствии с действующим законодательством установлено, фактически, два подвида такого направления:

  • направление на ремонт на СТО, которая аффилирована со страховой компанией (как вариант — принадлежит ей);
  • направление на ремонт на СТО дилера, у которого была куплена машина.

Выбор первого или второго подвида направления на ремонт зависит, прежде всего, от возраста машины. Вариант ремонта с дилером страховая компания обеспечивает, только если возраст ТС не превышает 2 лет. Кроме того, у страховой организации должно быть действующее соглашение с дилером.

Если необходимые условия для проведения ремонта у дилера не соблюдены, то страховая компания применяет альтернативный вариант и инициирует передачу автомобиля для восстановления в партнерскую ремонтную организацию.

Безусловно, учитывается и позиция самого владельца транспортного средства. Для него может быть предпочтительнее определенный вариант — если имеется выбор.

Рассмотрим далее особенности передачи автомобиля на восстановление в аффилированную со страховщиком ремонтную организацию — как, вероятно, самого общего сценария ремонта машины по ОСАГО.

Ремонт автомобиля по ОСАГО: основные этапы

Ремонт автомобиля по ОСАГОМожно выделить следующие ключевые этапы проведения ремонта автомобиля по новым правилам ОСАГО:

  1. Пострадавшее лицо направляет в свою страховую компанию, выдавшую полис ОСАГО, заявление на возмещение ущерба.

Возможен сценарий, при котором пострадавшее лицо обратится не к своему страховщику, а к тому, который выдал полис виновному лицу. Такой сценарий может наблюдаться при банкротстве страховщика пострадавшей стороны.

Заявление необходимо дополнить документами, удостоверяющими обстоятельства ДТП. Получив заявление, страховая компания рассмотрит его, а затем произведет оценку ущерба и назовет ту сумму, которая может быть выплачена пострадавшему лицу в целях компенсации ущерба. Данную сумму человек вправе использовать для последующего проведения ремонта в любом месте.

Но если рассчитанная компенсация не устроит пострадавшее лицо, то оно может инициировать проведение ремонта за счет страховой компании. Во многих случаях это связано с результатами расчета компенсации по деталям с учетом их износа. Определение величины такого износа — и есть ключевой элемент разногласий между страховщиками и их клиентами.

В случае, если пострадавшее лицо сообщило страховщику, что для него желателен ремонт, и если выяснилось, что у дилера он произведен быть не может, то стороны начинают взаимодействие в рамках следующего этапа.

  1. Страховщик предлагает пострадавшему лицу СТО, которое располагается в пределах 50 км от города, в котором проживает данное лицо.

Как правило, страховщики предлагают несколько СТО на выбор. Выдается направление на ремонт в выбранную организацию.

Такое направление выдается в срок, не превышающий 20 дней после получения заявления. Данный срок включает и выходные и праздничные дни. Отсчитывается он с момента подачи пострадавшим лицом документов в страховую фирму, которая выдала полис ОСАГО.

Если страховая компания задержит направление относительно предельного срока, который установлен законом, то должна будет заплатить владельцу ТС неустойку в величине 1% от ущерба ежедневно. Правда, чтобы получить ее, придется писать страховщику официальную претензию, а если он откажется принимать ее — возможно, инициировать взыскание неустойки в судебном порядке.

Примечательно, что у самого направления как документа нет срока действия, строго определенного законом.

  1. Заключается договор между владельцем автомобиля, СТО и страховой организацией. В нем прописываются, в частности:
  • сроки проведения ремонта машины;
  • перечень ремонтных работ и их стоимость.

Возможен сценарий, при котором размер ущерба превышает компенсацию по ОСАГО в размере 400 000 рублей. В этом случае пострадавшее лицо может согласиться на проведение ремонта частично за свой счет — то есть, при условии оплаты суммы, превышающей страховую компенсацию. Впоследствии данную сумму он может попробовать взыскать с виновника ДТП уже в порядке гражданского судопроизводства.

Если владелец автомобиля согласен с переплатой за свой счет — ее условия фиксируются в договоре между ним, страховщиком и СТО либо в отдельном соглашении.

  1. Автомобиль доставляется на согласованную СТО.

Далее производится его ремонт. Страховщик производит в установленном порядке расчеты с СТО. По окончании восстановительных работ собственнику ТС будет предложено подписать акт приемки автомобиля.

Если у него есть нарекания по качеству ремонта — он вправе не подписывать акт, пока недостатки не будут устранены. А если этого не произойдет — обратиться страховую фирму за разъяснениями. И если и они не устроят владельца ТС, то он вправе инициировать обращение в суд.

Владельцу ТС не следует подписывать на СТО какие-либо документы, не имеющие прямого отношения к договору, заключенному между ним, страховщиком и самой ремонтной организацией. Проставление подписи на таких документах может привести к появлению неожиданных для собственника машины дополнительных обязательств — например, по оплате сопутствующих основному ремонту работ по текущему техобслуживанию ТС.

Ремонт автомобиля должен быть произведен в срок, не превышающий 30 рабочих дней. В этом отличие данного срока от периода ожидания направления на ремонт — который считается как в рабочих, так и в выходных днях.

СТО в случае просрочки ремонта будет платить собственнику ТС неустойку в размере 0,5% от суммы ущерба в день. При этом опять же нужно написать туда претензию. А если она не будет удовлетворена — обратиться в суд.

Отметим, что неустойка за просрочку ремонта (как и за просрочку предоставления направления) не может быть больше самой суммы ущерба. Кроме того, если неустойка дошла до сопоставимых с ущербом цифр, то суд может сильно сократить ее размер — сославшись на приоритет адекватности финансовых санкций.

В чем преимущества ремонта перед компенсацией?

В чем преимущества ремонта перед компенсациейМожно выделить следующие основные преимущества инициирования ремонта машины вместо получения денежной компенсации от страховой компании:

  1. Если сумма ущерба — в пределах 400 000 рублей, то у владельца поврежденной машины не будет вообще никаких расходов на организацию ремонта (кроме, возможно, издержек на транспортировку автомобиля на СТО — поскольку в законе однозначно не указано, что страховая компания должна производить такую транспортировку за свой счет).

При денежной схеме компенсации часто бывает, что владелец автомобиля оказывается не у дел: страховая рассчитывает неадекватно низкую стоимость выплаты. Как следствие — за приведение автомобиля в функциональное состояние человеку приходится доплачивать самому, и порой довольно существенно. Разумеется, все издержки впоследствии можно попробовать взыскать через суд, но тут нет никаких гарантий. А в случае с ремонтом по ОСАГО хотя бы будет гарантия того, что автомобиль сможет ездить — в то время как даже такой сценарий при денежной компенсации не всегда может наблюдаться.

  1. Предполагается, что детали на автомобиль при ремонте по ОСАГО будут ставиться новые. Их номинальная стоимость, скорее всего, будет существенно выше той, что соответствовала бы цене деталей с учетом их износа — в рамках схемы с денежной компенсацией ущерба.

При этом закон допускает (хотя и не предписывает рассматривать в качестве правила) сценарий, при котором страховщик, пострадавшая сторона и СТО договариваются о том, что на автомобиль будут установлены подержанные детали. Разумеется, такой подход не должен быть навязан страховщиком: владелец ТС может настоять на использовании одних лишь новых деталей. Однако, страховщик вправе аргументировать целесообразность использования подержанных запчастей тем, что без их использования сумма ущерба превысит 400 000 рублей, а если их поставить, то вполне можно уложиться в предельную величину возмещения.

  1. Страховая компания берет на себя все основные организационные моменты: собственнику в общем случае не нужно тратить время на личное участие в процедуре возмещения ущерба (исключая те действия, которые объективно потребуют его присутствия — например, при подаче заявления на ремонт или при подписании акта приемки автомобиля после ремонта).

Разумеется, пострадавшей стороне может потребоваться приложить определенные усилия к тому, чтобы доказать свою правоту в спорных ситуациях — которые в потенциале могут появляться не реже, чем при денежной схеме возмещения ущерба. Однако, при соответствующей схеме объем подобных усилий, скорее всего, будет аналогичным. Поэтому, в части общей экономии времени сценарий с ремонтом все-таки имеет преимущество.

  1. Законом и договором довольно жестко регламентированы сроки осуществления ремонта.

При их нарушении на обязанную сторону накладываются финансовые санкции — представленные, прежде всего, неустойкой. Кроме того, предусмотренные законом меры воздействия на страховщика может оказать и регулятор — Центробанк. Также у владельца ТС есть все правовые основания для обеспечения приемлемого качества ремонта поврежденной машины.

Вместе с тем, можно выделить и ряд недостатков процедуры ремонта — как способа возмещения ущерба по ОСАГО:

  • Отсутствие четко прописанного в законе механизма контроля над действиями страховщика и аффилированного с ним СТО.

Результаты их взаимодействия могут устраивать каждую из указанных сторон, но совершенно не устраивать собственника ТС — как в части организационных вопросов, так и в части выполнения обязательств по фактическому восстановлению автомобиля.

  • Отсутствие прописанных в законе ограничений на навязывание страховщиком или СТО различных дополнительных условий договора с пострадавшим лицом.

Например — на включение в договор пунктов о согласии безусловно доплатить за ремонт. Или — пунктов о согласии использовать при ремонте машины любые детали, когда-либо бывшие в употреблении. Страховщик или СТО в принципе могут навязать потерпевшему лицу какие угодно услуги — даже если они не имеют прямого отношения к договору на проведение ремонта по ОСАГО. Но, нужно отметить, что эти услуги вполне могут оказаться полезны — и не слишком обременительны в финансовом плане (например, услуги по специальной диагностике ТС на СТО — в целях выявления различных неисправностей, не обусловленных участием машины в ДТП).

Следует иметь в виду, что в законе ничего не сказано о критериях появления необходимости доплаты за ремонт (она лишь подразумевается в контексте взаимодействия сторон в рамках юрисдикции гражданского законодательства) или регламентации применения бывших в употреблении деталей. Поэтому, подобные требования со стороны страховщиков и СТО — о включении в договор условий о частичной доплате за ремонт самой пострадавшей стороной, не должны рассматриваться как обязательное условие проведения ремонта машины. Эти требования — неофициальны и могут быть проигнорированы пострадавшей стороной. Вместе с тем, подобные условия могут быть выгодны данной стороне — если, к примеру, при установке подержанных деталей соблюдается ограничение по сумме ущерба.

Сдача автомобиля в ремонт по ОСАГО: нюансы

Есть ряд обстоятельств, заслуживающих особого внимания со стороны владельцев поврежденных в ДТП машин при принятии решения об обращении к страховщику за проведением ремонта ТС.

Так, следует иметь в виду, что:

  1. Срок гарантии на автомобиль не влияет на установление возможности отремонтировать его у дилера.

Если гарантия превышает 2 года с момента приобретения машины, то, тем не менее, у страховой фирмы не будет обязанности направить ТС на ремонт к официальному дилеру — если машина старше 2 лет.

  1. Гарантия на ремонт по ОСАГО составляет 6 месяцев.

А если в рамках ремонта производились лакокрасочные работы, то гарантия по ним — 12 месяцев. В рамках каждого из указанных сроков владелец ТС вправе инициировать претензии к страховщику по качеству работ.

  1. В случае, если расстояние до СТО превышает установленные законом интервалы, то страховщик, тем не менее, может убедить пострадавшее лицо воспользоваться услугами соответствующего СТО при условии, что расходы на транспортировку машины будут покрыты самим страховщиком.

В свою очередь, нельзя однозначно сказать, кто отвечает за доставку ТС в пределах прописанного в законе расстояния в 50 км от места жительства пострадавшей стороны до СТО, которую предлагает страховщик. Поэтому, в общем случае потерпевшему лицу все-таки следует настраиваться на самостоятельную доставку машины. Если при этом он понесет издержки (например, обусловленные вызовом эвакуатора) — их можно будет попытаться взыскать с виновной стороны в суде.

  1. Если ни одна из ремонтных организаций, с которыми у страховщика подписаны соглашения на осуществление ремонта по ОСАГО, не соответствует предусмотренным законом требованиям в части приспособленности к проведению ремонта ТС с учетом обстоятельств, характеризующих обращение потерпевшего лица, то страховщик — с согласия данного лица, все же может инициировать ремонт ТС на какой-либо из таких СТО. Главное — чтобы между ним и ремонтной организацией был заключен договор.

А если страховщик и пострадавшее лицо в подобной ситуации не договорятся друг с другом, то им придется задействовать вариант денежной компенсации — который может быть менее выгоден для какой-либо из сторон в сравнении со сценарием, при котором производится ремонт ТС.

  1. Страховщик и пострадавшая сторона вправе в письменном виде заключить соглашение о том, что владелец ТС, поврежденного при ДТП, самостоятельно обеспечит ремонт автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора — на момент обработки заявления от пострадавшей стороны.

В этом случае страховщик также выдает направление на ремонт в те же сроки, что определены для взаимодействия с СТО, с которыми у него есть договоры, а затем оплачивает расходы на ремонт, совершенные соответствующей ремонтной организацией.

Важный нюанс во взаимодействии владельца автомобиля, которая пострадала в ДТП, и страховой фирмы заключается в том, что ее деятельность подотчетна Центробанку. И в случае допущения страховщиком явных нарушений при выполнении обязательств, что предусмотрены договором ОСАГО, владелец ТС вправе обратиться в указанную банковскую организацию за содействием в решении спорного вопроса.

Резюме «Вопрос-ответ»

  1. Направление на ремонт или выплата деньгами по ОСАГО: что лучше выбрать?

Есть много аргументов в пользу ремонта. К числу ключевых можно назвать:

  • отсутствие у пострадавшей стороны необходимости нести существенные расходы при восстановлении автомобиля (либо возникновение относительно небольших расходов — которые затем можно взыскать с виновной стороны);
  • отсутствие у пострадавшей стороны необходимости предпринимать какие-либо трудоемкие действия при обеспечении ремонта автомобиля;
  • наличие строгих, регламентированных законом сроков проведения ремонта ТС (при их нарушении СТО платит приличную неустойку).

На автомобиль, ремонтируемый по ОСАГО страховщиком, в общем случае ставятся новые детали (в то время как на денежную компенсацию во многих случаях можно купить только подержанные запчасти). Однако, и при ремонте страховщик, СТО и пострадавшее лицо могут согласовать установку на машину подержанные детали.

В общем случае ремонт проводится на СТО, с которым у страховщика действует договор. Однако, пострадавшая сторона может предложить страховщику другую, удобную для себя СТО — и с его одобрения провести ремонт там.

Главный недостаток ремонта вместо денежной компенсации по ОСАГО заключается в том, что закон прямо не ограничивает действия страховщика и СТО в части дополнения договоров с владельцами ТС различными сопутствующими условиями, а также не предусматривает контроля над такими действиями. Соответствующие дополнения могут быть сильно выгодны участникам страхового рынка.

  1. Как получить направление на ремонт по ОСАГО в дилерский центр или на СТО страховщика?

Нужно подождать, пока страховая рассмотрит обращение от пострадавшей стороны, и выдаст направление. На это у нее есть 20 дней после получения документов у пострадавшей стороны. Если срок будет нарушен, то страховщик заплатит пострадавшей стороне крупную неустойку.

Отремонтировать машину у дилера можно, только если ее возраст не превышает 2 лет. При этом, у страховщика должен быть заключен договор с дилером. То, действует ли у машины гарантия, значения не имеет: она может значительно превышать указанный порог возраста автомобиля.

  1. Сколько действует направление на ремонт по ОСАГО и сколько длится сам ремонт?

Закон однозначно не определяет сроков действия выданного направления на ремонт ТС. Максимальный срок ремонта — 30 рабочих дней. Опять же, при его нарушении пострадавшая сторона вправе рассчитывать на неустойку, которая истребуется у СТО.

По итогам ремонта владельцу ТС будет предложено подписать акт приемки. Можно отказаться — если есть нарекания к результатам проведения восстановительных работ. При отсутствии адекватного реагирования по этим нареканиям — обратиться с жалобой к страховщику, а затем, если и это ни к чему не приведет — в суд.

Договоры со страховщиками и СТО владельцам ТС следует читать внимательно. В них могут закрасться условия о том, то пострадавшая сторона согласна доплатить за ремонт или допустить установку на машину запчастей, бывших в употреблении.

Источник https://vsezaimyonline.ru/insurance/baza-znanij/srok-remonta-po-osago.html

Источник https://avtoved.com/strahovanie/osago/remont

Источник https://mirmotor.ru/article/read/napravlenie-na-remont-po-osago

Источник




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *