full screen background image

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

7

Заволжский моторный завод ЗМЗ, этапы становления и развития, модельный ряд двигателей Заволжского моторного завода сегодня.

Много лет производителем четырехцилиндровых и восьмицилиндровых двигателей для советских автозаводов, прежде всего Горьковского автомобильного завода ГАЗ, был Заволжский моторный завод (ЗМЗ).

Заволжский моторный завод ЗМЗ, этапы становления и развития, модельный ряд двигателей Заволжского моторного завода сегодня.

Во второй половине 50-х годов председатель горьковского областного совнархоза Г. А. Веденяпин, бывший директор ГАЗа, решил использовать здания, оставшиеся от строительства Волжской гидроэлектростанции в поселке Заволжье на правом берегу Волги в 50 км от Горького (сегодня Нижний Новгород), для возведения завода по выпуску велосипедов.

Постановлением Совмина СССР от 7 июля 1956 года строящийся велосипедный завод перепрофилировали на выпуск запчастей и цветного литья. Но Горьковскому автозаводу были необходимы новые производственные площади для выпуска двигателей нового поколения.

Поэтому 17 апреля 1958 года постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР строящийся в Заволжье завод снова был перепрофилирован. Теперь на производство двигателей. Ему присвоили наименование «Заволжский моторный завод». Эта дата считается днем рождения предприятия.

Заволжский моторный завод в начале своей работы.

Литейный цех был запущен 6 августа 1958 года, а в ноябре произведена первая плавка. Сначала в Заволжье освоили выпуск двигателей для легковых автомобилей «Волга». С самого начала на ЗМЗ уделяли внимание освоению прогрессивных технологий. История завода сопровождалась разработкой принципиально новых конструкций. Внедрением передовых методик и собственных новаций.

Летом 1959 года запустили моторный цех, а 4 ноября 1959 года здесь собрали первый мотор для ГАЗ-21 «Волга». Массовое изготовление моторов ЗМЗ-21 началось в феврале 1960 года, что разгрузило производственные мощности ГАЗа.

Заволжский моторный завод ЗМЗ, этапы становления и развития, модельный ряд двигателей Заволжского моторного завода сегодня

Важнейшим направлением деятельности предприятия в Заволжье стало освоение восьмицилиндровых моторов, необходимых для новых грузовиков ГАЗ-53 и ГАЗ-66, а также военных машин. В 1960 году, с целью освоения новых моделей двигателей, на заводе организовали отдел главного конструктора (ОГК). В состав которого вошел экспериментальный цех с исследовательскими лабораториями, оснащенными испытательными стендами, контрольным и иным оборудованием.

Предприятие расширялось и наращивало мощности как за счет строительства новых цехов (таких как литейный, моторный, прессовый, термический, производства по изготовлению лент и вкладышей, стальных и чугунных деталей, сборке и испытанию двигателей), так и путем модернизации действующих производств. Выпуск восьмицилиндровых двигателей ЗМЗ-13 и ЗМЗ-66 был освоен в октябре 1963 года.

В 1966 году Заволжский моторный завод впервые в мировой практике начал массовое производство крупногабаритных блоков цилиндров из алюминиевых сплавов методом литья под давлением. Запущена в эксплуатацию полностью автоматическая линия по обработке головки блока двигателя.

Развитие Заволжского моторного завода.

С 1967 года заволжские двигатели стали поставляться и на комплектацию автобусов ПАЗ производства Павловского автобусного завода. Это позволило павловчанам освоить новое семейство автобусов ПАЗ-672. А позднее — его полноприводного варианта ПАЗ-3201. В том же году на ЗМЗ начата сборка первых двигателей ЗМЗ-24 для новых автомобилей ГАЗ-24 «Волга», а к массовому выпуску этих моторов Заволжский моторный завод перешел в 1970 году.

Тогда же главным конструктором ЗМЗ назначен П.Э. Сыркин, конструктор ГАЗа, один из разработчиков всего семейства восьмицилиндровых V-образных двигателей. В 1971 году была начата глобальная реконструкция производства.

В декабре 1976 года Заволжский моторный завод стал головным предприятием в Заволжском объединении по производству автомобильных двигателей «Автодвигатель». Куда, помимо ЗМЗ, вошли Ростовский поршневой завод и воронежское предприятие «Автозапчасть». В результате к 1978 году мощности объединения по выпуску двигателей выросли до 450 тыс. шт. в год.

В декабре 1972 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР заводу присвоено наименование «Заволжский моторный завод имени 50-летия СССР». А в феврале 1976 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Заволжский моторный завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Рост объемов производства и реструктуризация Заволжского моторного завода.

Периодом роста объемов производства и реструктуризации предприятия стали 80-е годы. Активно разрабатывались бензиновые и дизельные двигатели нового поколения. В 1982 году начат промышленный выпуск модернизированных моторов ЗМЗ-53-11 и ЗМЗ-672-11. Сконструирован и испытан мощный мотор серии ЗМЗ-406 с двумя распределительными валами в головке цилиндров. Впервые он был показан на международной выставке «Экомобиль-92» в Сочи.

В 90-х годах этот двигатель в разных модификациях стал основным для новых моделей автомобиля «Волга» и малотоннажных машин семейства «Газель» и «Соболь». Практически спасших ГАЗ в тяжелое время экономических реформ. Именно на моторах семейства ЗМЗ-406 внедрялась система распределенного впрыска топлива. Позволившая соответствовать современным экологическим показателям.

Другой важной разработкой заволжского завода стал дизельный четырехцилиндровый двигатель ЗМЗ-514. Также соответствующий новым экологическим стандартам. В 2000 году Заволжский моторный завод стал первым в России моторостроительным предприятием, сертифицировавшим систему менеджмента качества всего производства на соответствие международным требованиям стандартов ISO 9001.

Новый этап развития Заволжского моторного завода.

Новый этап развития Заволжского моторного завода связан со сменой собственника предприятия. В 2001 году ОАО ЗМЗ вошло в холдинг ОАО «Северсталь-авто». А с 1 июля 2008 года завод находится в собственности компании ОАО «Соллерс». В 2002 году на ЗМЗ внедрена не имеющая аналогов на российских машиностроительных предприятиях массового производства автоматизированная система планирования и учета затрат.

28 апреля 2004 года с главного сборочного конвейера ЗМЗ сошел тринадцатимиллионный двигатель. В XXI веке основным потребителем заволжских двигателей стал Ульяновский автомобильный завод. Также входящий в состав ОАО «Соллерс». С 90-х годов двигатели ЗМЗ соответствуют экологическому стандарту Евро-2. Выйти на следующий уровень Евро-3 удалось в 2008 году. А с 2011 года продукция ЗМЗ соответствует нормам Евро-4.

Сегодня модельный ряд Заволжского моторного завода состоит из следующих основных типов двигателей для:

— Грузовых автомобилей УАЗ Профи — ЗМЗ-409051.10, ЗМЗ-409052.10 (предназначен для работы на газе или бензине).
— UAZ Patriot — ЗМЗ-40906.10.
— УАЗ Хантер — ЗМЗ-40905.10
— Экспортных и специальных автомобилей УАЗ — ЗМЗ-409.10 (Евро-0).
— Автомобилей УАЗ семейств «3303», «3742», «3909», «3962» — ЗМЗ-40911.10.
— BAW-RUS — ЗМЗ-409061.10.
— УАЗ — ЗМЗ-51432.10 (дизель), ЗМЗ-5143.10 (турбодизель).
— Автобусов ПАЗ — ЗМЗ-52342.1О, ЗМЗ-5245.10 (работает на газе или бензине).
— Грузовиков ГАЗ-3308 — ЗМЗ-5231.10, ЗМЗ-5233.10.
— Малотоннажных автомобилей «Газель» — ЗМЗ-4063.10 (Евро-0), ЗМЗ-40522.10 (Евро-2), ЗМЗ-40524.10 (Евро-3).
— ГАЗ-31105 «Волга» — ЗМЗ-40525.10 (Евро-3).
— Автомобилей «Волга» — ЗМЗ-4062.10.

Источник https://auto.kombat.com.ua/zavolzhskij-motornyj-zavod-zmz-etapy-stanovleniya-razvitiya-modelnyj-ryad-dvigatelej/

Источник

Источник

Источник


TAG


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *