full screen background image

Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации

16

Содержание

Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации

1.1. При эксплуатации экскаваторов и других строительных машин должны быть выполнены требования, обеспечивающие предупреждение или снижение воздействия на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

  • движущихся машин, их рабочих органов и частей, а также перемещаемых машинами изделий, конструкций, материалов;
  • обрушивающихся грунтов и горных пород;
  • разрушающихся конструкций машин;
  • повышенной загазованности, запыленности и влажности воздуха рабочей зоны;
  • повышенного значения напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
  • расположения рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
  • повышенной или пониженной температуры воздуха на рабочем месте;
  • повышенной скорости ветра в рабочей зоне машины;
  • повышенного уровня вибрации на рабочем месте;
  • повышенного уровня шума в рабочей зоне;
  • недостаточной видимости рабочей зоны из кабины машиниста;
  • физических и нервно-психических перегрузок машинистов.

1.2. Безопасность процесса эксплуатации экскаваторов и других строительных машин должна обеспечиваться:

  • использованием машин в соответствии с проектом производства работ (технологическими картами), содержащим решения по выбору типа машин и места их установки и (или) схемы движения машин с учетом особых условий работы машин вблизи линий электропередачи, выемок, по применению ограждающих и сигнальных устройств для ограничения доступа работающих в опасную зону машины, использованию средств связи для согласования действий машиниста с рабочими, а также другие меры по предупреждению воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, указанных в п.1.1, организацией, производящей работы;
  • поддержанием работоспособного состояния машины в соответствии с требованиями эксплуатационной и ремонтной документации организацией, на балансе которой она находится, а при передаче машин во временное пользование — организацией, определяемой договором на передачу;
  • обучением работающих безопасности труда в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-79;
  • применением работающими средств индивидуальной защиты.

1.3. К управлению, техническому обслуживанию и ремонту экскаваторов и других строительных машин допускаются лица, прошедшие обучение по ГОСТ 12.0.004-79 и имеющие право на выполнение работы, соответствующей их квалификации.

1.4. При эксплуатации экскаваторов и других строительных машин следует руководствоваться ГОСТ 25646-83, ГОСТ 12.1.013-78, настоящим стандартом, стандартами на технологические процессы с использованием машин, правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей и правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Госэнергонадзором, а также требованиями эксплуатационной и ремонтной документации по предупреждению воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, указанных в пп. 1.1.

1.5. Пояснения терминов, используемых в настоящем стандарте, даны в справочном приложении 2.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭКСКАВАТОРОВ И ДРУГИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

2.1. К использованию допускаются экскаваторы и другие строительные машины в работоспособном состоянии. Перечень неисправностей и предельных состояний, при котором запрещается эксплуатация машин, определяется эксплуатационной документацией.

2.2. При выборе типа машин для производства работ необходимо, чтобы техническая характеристика машины соответствовала параметрам технологического процесса и условиям работ.

2.3. Использование машин следует осуществлять, если температура окружающего воздуха, скорость ветра и влажность соответствуют значениям, указанным в эксплуатационной документации на машину.

2.4. До начала работ с использованием машин необходимо определить рабочую зону машины, границы опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими, обслуживающими машину, и машинистами других машин.

2.5. При использовании экскаваторов и других строительных машин должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста. В том случае, когда машинист, управляющий машиной, не имеет достаточного обзора или не видит рабочего (специально выделенного сигнальщика), подающего ему сигналы, между машинистом и рабочим (сигнальщиком) необходимо устанавливать двустороннюю радиосвязь или телефонную связь.

2.6. Рабочая зона машины в темное время суток должна быть освещена. Нормы освещенности в соответствии с правилами по проектированию электрического освещения строительных площадок, утвержденными Госстроем СССР.

2.7. При использовании экскаваторов и других строительных машин в режимах, установленных эксплуатационной документацией, уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности не должны превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.003-83, ГОСТ 12.1.012-78, ГОСТ 12.1.005-76.

2.8. Использование машин в охранных зонах электропередачи в соответствии с ГОСТ 12.1.013-78.

Установка и работа стреловых самоходных кранов вблизи линий электропередачи должны производиться в соответствии с правилами устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР.

2.9. При выполнении взрывных работ машины должны быть удалены на безопасное от места взрыва расстояние, определяемое проектом производства работ и требованиями безопасности при взрывных работах, утвержденными Госгортехнадзором СССР.

Работающие должны быть удалены из машин в специальные укрытия.

2.10. При необходимости использования машин в экстремальных условиях (срезка грунта на уклоне, расчистка завалов) следует применять машины, оборудованные средствами защиты, предупреждающими воздействие на работающих опасных производственных факторов, возникающих в указанных условиях.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ ЭКСКАВАТОРОВ И ДРУГИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

3.1. Требования безопасности при техническом обслуживании и текущем ремонте строительных машин — согласно п. 1.4.

При выполнении ремонта и технического обслуживания базовых автомобилей строительных машин требования безопасности — по ГОСТ 12.3.017-79.

3.2. Техническое обслуживание и текущий ремонт машин следует осуществлять в оборудованных помещениях или площадках. Для производства технического обслуживания и ремонта в условиях эксплуатации машина должна быть выведена из рабочей зоны.

3.3. Допустимые уровни шума на рабочих местах — по ГОСТ 12.1.003-83, допустимые уровни вибрации — по ГОСТ 12.1.012-78, воздух рабочей зоны — по ГОСТ 12.1.005-76.

3.4. Пожарная безопасность на рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с ГОСТ 12.1.004-85 и правилами пожарной безопасности для промышленных предприятий, утвержденными Главным управлением пожарной охраны МВД СССР.

Заправка машин должна производиться закрытым способом в специально отведенных местах.

Смазочные, лакокрасочные и легковоспламеняющиеся материалы следует хранить отдельно друг от друга в специально оборудованных складских помещениях или площадках.

3.5. Рабочие места при техническом обслуживании и текущем ремонте машин должны быть оборудованы комплектом работоспособных ручных машин (инструмента), приспособлений, инвентаря, грузоподъемными машинами и средствами пожаротушения.

3.6. Техническое обслуживание и ремонт машин следует осуществлять только после остановки машины, выключения двигателя (привода) при исключении возможности случайного пуска двигателя, самопроизвольного движения машины и ее частей, снятия давления в гидро- и пневмосистемах, кроме случаев, которые допускаются эксплуатационной и ремонтной документацией.

Пользование открытым огнем для разогрева агрегатов и узлов не допускается.

3.7. Части машин, перемещающиеся под действием собственной массы при техническом обслуживании и ремонте, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с целью исключения их самопроизвольного перемещения.

3.8. При техническом обслуживании машин с электроприводом должны быть приняты меры, не допускающие случайной подачи напряжения на ремонтируемое оборудование. Плавкие вставки предохранителей в цепях питания токоприемников должны быть вынуты, пусковые устройства закрыты на замок и на них вывешены запрещающие знаки безопасности с поясняющей надписью "не включать — работают люди".

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ И ХРАНЕНИИ ЭКСКАВАТОРОВ И ДРУГИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

4.1. Транспортирование экскаваторов и других строительных машин железнодорожным, водным и воздушным транспортом следует осуществлять в соответствии с правилами, действующими на транспорте указанных видов.

При перемещении машин своим ходом, на буксире или на транспортных средствах по дорогам общего назначения должны быть соблюдены правила дорожного движения, утвержденные МВД СССР.

При транспортировании машин через естественные препятствия или искусственные сооружения, а также в условиях, не предусмотренных эксплуатационной документацией, должен быть разработан проект производства работ, содержащий технические и организационные решения по безопасному транспортированию машины.

4.2. При подготовке экскаваторов и других строительных машин к транспортированию или длительному хранению необходимо:

  • в процессе монтажа и демонтажа машин перемещение сборочных единиц выполнять с применением грузоподъемных устройств, оснащенных грузозахватными приспособлениями, обеспечивающими устойчивость перемещаемого груза;
  • очистку, мойку машин и нанесение защитных покрытий выполнять с обязательным применением работающими средств индивидуальной защиты, используя пожаробезопасные технические моющие средства.

4.3. При хранении машина должна быть поставлена на подкладки, применены башмаки (упоры), исключающие ее самопроизвольное перемещение, навесное оборудование должно быть опущено до упора, а также выполнены другие мероприятия, предусмотренные эксплуатационной и ремонтной документацией.

4.4. При хранении машин в межсменное время, организации кратковременного (от десяти дней до 2 мес.) и длительного хранения (свыше 2 мес.) должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие пожарную безопасность машины.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

5.1. Работающие должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми им в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке.

Средства коллективной защиты, установленные на машине, должны отвечать конструкторской документации на машину.

6. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ

6.1. Контроль за техническим состоянием строительных машин должен осуществляться в соответствии с ГОСТ 25646-83.

6.2. Контроль за обучением работающих правилам техники безопасности при производстве работ должен проводиться в порядке, установленном ГОСТ 12.0.004-79 и строительными нормами и правилами по технике безопасности в строительстве.

6.3. Контроль вибрационных характеристик машин — по ГОСТ 12.1.012-78.

6.4. Контроль шумовых характеристик машин — по ГОСТ 12.1.023-80 или ГОСТ 12.4.095-80 в зависимости от типа машины.

6.5. Контроль требований пожарной безопасности — по ГОСТ 12.1.004-76.

6.6. Контроль за концентрацией вредных веществ и параметров микроклимата воздуха рабочей зоны — по ГОСТ 12.1.005-76.

6.7. Контроль требований электробезопасности — по ГОСТ 12.1.013-78.

Приложение 1 Справочное

ПЕРЕЧЕНЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН, ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОТОРЫХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УЧТЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА

  • Экскаваторы одноковшовые.
  • Экскаваторы многоковшовые.
  • Экскаваторы-планировщики.
  • Бульдозеры.
  • Скреперы.
  • Автогрейдеры.
  • Грейдер-элеваторы.
  • Комплект машин для скоростного строительства автодорог.
  • Машины бурильно-крановые.
  • Машины горизонтального бурения.
  • Погрузчики одноковшовые.
  • Бетононасосы.
  • Автобетоносмесители.
  • Автобетононасосы.
  • Автоцементовозы.
  • Краны автомобильные.
  • Краны на спецшасси автомобильного типа.
  • Краны пневмоколесные.
  • Краны короткобазовые.
  • Краны гусеничные.
  • Краны на тракторах.
  • Краны козловые.
  • Краны башенные.
  • Краны стреловые рельсовые.
  • Подъемники грузовые и грузопассажирские.
  • Строительные лебедки.
  • Трубоукладчики.
  • Автогидроподъемники.
  • Вышки автомобильные.
  • Распределители дорожно-строительных материалов.
  • Асфальтосмесители.
  • Авсфальтоукладчики.
  • Катки дорожные.
  • Оборудование для свайных работ.
  • Трамбовки.

Приложение 2
Справочное

ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ

Рабочая зона машины — пространство, в котором осуществляется перемещение машины и ее рабочего органа в процессе работы.

Опасная зона машины — пространство, в пределах которого постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные и вредные производственные факторы, возникающие в процессе эксплуатации строительных машин.

ГОСТ Р 52648-2006
Машины и оборудование лесосплавные. Требования безопасности. Методы контроля требований безопасности

1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой Технического комитета по стандартизации 361 РГ 19 в составе представителей ОАО "ЦНИИлесосплава", ОАО "ЦНИИМЭ", ГУ ВПО МГУЛ, НО "АС Сертлесмаш"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 361 "Лесные машины"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на машины и оборудование, используемые для лесосплавных работ (далее — машины и оборудование), и устанавливает требования, обеспечивающие безопасные условия труда при их эксплуатации, техническом обслуживании, монтаже и транспортировании, а также методы контроля требований безопасности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

4 Общие требования безопасности к машинам и оборудованию

4.3 Пропускные ворота запани следует оборудовать рабочими мостиками шириной не менее 1 м. На рабочих мостиках, изготовленных из бревен, устанавливают настил из досок толщиной не менее 4 см. Вдоль краев настила ставят упорные брусья высотой не менее 5 см. Запрещается установка поперечного настила.

4.4 Сортировочные ворота запаней и бассейнов оборудуют рабочими мостиками шириной 1,2 м на высоте не более 0,8 м от поверхности воды. Вдоль краев рабочих мостиков ставят упорные бортики высотой не менее 10 см из досок толщиной не менее 2,5 см. Рабочие мостики должны иметь перила, если это не препятствует производству работ.

4.6 Края рабочих площадок машин на плавучем основании должны быть оборудованы упорными брусьями высотой не менее 50 мм. Места, не связанные с производством работ, должны быть ограждены леерами. В леерном ограждении необходимо предусматривать закрывающиеся входы.

4.7 На сортировочно-сплоточно-формировочных и сплоточных машинах должны быть предусмотрены трапы для прохода к месту обвязки пучков.

4.8 Машины на плавучем основании на период автономного плавания и во время буксировки должны быть оборудованы сигнальными огнями на высоте не менее 2 м над палубными надстройками, видимыми по горизонту на 360°: машины длиной до 50 м — одним белым огнем, свыше 50 м — по одному белому огню на носу и корме, дноуглубительные и дноочистительные машины — одним зеленым огнем на мачте.

4.9 Конструкция машин должна обеспечивать возможность их зачаливания для буксирования.

4.10 Самоходные машины на плавучем основании должны быть оборудованы сигнализаторами опасного крена.

4.11 В местах размещения брашпилей, шпилей, кнехтов и в районе движения якорной цепи от брашпиля до клюза на расстояние не менее 600 мм не должно быть выступающих конструкций: комингсов, люков, вентиляционных головок и т.д.

4.12 Понтоны плавучих оснований должны быть оборудованы водонепроницаемыми отсеками, предохраняющими от возможного затопления при механическом повреждении любого отсека понтона. У каждого отсека понтона должно быть контрольное закрывающееся отверстие для проверки его водонепроницаемости без вскрытия люков. Диаметр отверстия должен быть достаточным для откачки через него воды средствами осушения. Машины должны быть снабжены ручными помпами, а при наличии автономного источника энергии — средствами осушения, приводимыми в действие этим источником.

4.13 Уплотнения дверей, горловин, палубных люков, окон и иллюминаторов должны обеспечивать их водонепроницаемость. Двери должны иметь возможность фиксации в начальном и конечном положениях.

4.14 Подвижные мосты, стойки, тележки должны быть оборудованы упорами.

4.15 Металлическая палуба лесосплавных машин на плавучем основании в проходах и на рабочих местах должна иметь рифление или быть покрыта мастикой, исключающей скольжение.

4.16 При невозможности установки постоянных переходов следует предусмотреть откидные мостики, сходни или трапы, оборудованные поручнями.

4.17 Топливные баки и емкости машин на плавучем основании, оснащенных силовыми установками с двигателями внутреннего сгорания, должны обеспечивать проведение закрытой бункеровки топливом.

Выхлоп двигателей внутреннего сгорания должен осуществляться в воздух через глушитель.

4.18 Машины и оборудование должны быть оснащены устройствами, предотвращающими попадание в водные объекты горюче-смазочных, подсланевых и хозяйственно-бытовых сточных вод при эксплуатации на всех этапах технологического цикла машин, техническом обслуживании, отстое и зимнем хранении.

4.22 В машинах с автоматизированными системами управления должно быть предусмотрено прекращение технологического процесса или обеспечены звуковая и световая сигнализация в случае, если оператор покинет рабочее место.

4.25 Машины на плавучем основании должны быть оборудованы контейнерами для сбора ветоши и обтирочного материала и контейнером с песком, используемыми для уменьшения скольжения при работе в условиях обледенения.

4.27 Оборудование для обработки круглых лесоматериалов на воде должно быть оснащено специальными устройствами, предотвращающими попадание отходов в воду.

4.28 Стальной буксирный канат необходимо оборудовать рычажным замком, обеспечивающим безопасность его открывания.

5 Требования безопасности к рабочим местам и кабинам машин и оборудования

5.1 По согласованию с заказчиком машины и оборудование могут изготавливаться с кабиной или без кабины.

5.7 Кабина должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.098. По согласованию с потребителем допускается установка кабины объемом не менее 12 м и площадью не менее 5,5 м на одного работающего.

5.7.1 Окна кабин следует остеклять безосколочным стеклом, вставленным в рамы на уплотняющих прокладках.

Рамы должны иметь только вертикальные переплеты.

5.7.2 Конструкция кабин должна предусматривать наличие устройств, исключающих запотевание стекол.

5.7.3 Кабина должна быть снабжена устройствами (козырьком, навесом и т.д.), защищающими стекла от прямого попадания дождя, а оператора — от ослепляющего действия солнечных лучей.

5.7.5 Кабина управления должна быть оборудована светильниками общего свечения, обеспечивающими номинальную освещенность 25-30 лк на уровне пульта управления.

Светильники должны располагаться так, чтобы прямой и отраженный световой потоки ламп не были направлены в глаза оператора.

5.7.6 Электрические и гидравлические устройства, являющиеся дополнительными источниками шума, следует размещать вне кабины.

5.7.7 Дверь кабины должна открываться наружу.

5.7.8 Кабина должна быть оборудована шкафом (карманом) для документов, термоизолированным бачком для питьевой воды объемом не менее 3 л на одного оператора, футляром для аптечки первой медицинской помощи, огнетушителем, шкафом для одежды.

Размеры шкафа: высота не менее 1200 мм, ширина 450-500 мм, глубина 250-400 мм.

Допускается вместо шкафа оборудовать кабину крючками для верхней одежды.

5.7.9 Внешние шумовые характеристики машин и оборудования на плавучем основании — в соответствии с техническими условиями на машины и оборудование конкретного типа.

5.7.10 На машинах с закрытыми кабинами должно быть установлено внутреннее освещение.

Должна быть предусмотрена электрическая розетка для подключения переносной лампы.

6 Требования к органам управления машин и оборудования

6.1 Орган управления остановкой двигателя

Орган управления остановкой двигателя должен быть четко обозначен. Орган управления остановкой двигателя (в случае расположения отдельно от ключа зажигания) должен быть красного цвета. Орган управления остановкой двигателя, приведенный в положение "стоп", должен оставаться в этом положении.

6.2 Другие органы управления

Органы управления должны соответствовать приведенным ниже требованиям.

Основные органы управления должны быть расположены в зонах комфорта, а второстепенные — в зонах досягаемости в соответствии с ГОСТ 27258. При работе оператора в зимней одежде требования к пространству и функционированию органов управления должны соответствовать ГОСТ Р ИСО 3411 (если отсутствует отопление кабины оператора).

Функции органов управления должны быть обозначены, за исключением очевидных случаев (например рулевое колесо или педаль тормоза). Обозначения должны быть четкими и не смываемыми водой.

Движения органов управления и их последовательность должны быть указаны в руководстве по эксплуатации. Необходимые условия для приведения в действие и перемещения органов управления должны быть согласованы с частотой их использования и эргономикой с тем, чтобы минимизировать усталость или напряжение оператора.

Ножные педали должны иметь широкую, нескользкую опорную поверхность.

Рычаги органов управления должны автоматически возвращаться в нейтральное положение при освобождении их оператором. Данное требование не относится к органам управления перемещением или другим органам, если необходимо их застопоренное положение.

Органы управления движением машины и рабочим оборудованием должны быть защищены или снабжены стопорами, фиксирующимися в нейтральном положении, или расположены так, чтобы минимизировать их случайное включение во время входа (выхода) оператора в машину (из машины).

Для машин с более чем одним рабочим местом перемещение оператора с одного рабочего места на другое не должно приводить к случайному включению органов управления.

6.3 При необходимости управлять машиной или оборудованием с нескольких рабочих мест должно быть предусмотрено устройство, исключающее возможность одновременного пользования дублированными органами управления.

Включение механизмов машины должно осуществляться только с одного рабочего места.

6.4 При наличии на одной панели нескольких органов управления необходимо располагать их в последовательности, соответствующей последовательности выполнения технологических операций.

7 Требования безопасности к электрооборудованию и местному освещению

7.2 Каждая машина должна иметь выключатель ручного или дистанционного действия, с помощью которого производится отключение электрооборудования от сети, расположенный в удобном для эксплуатации месте.

7.3 Для машин и оборудования с несколькими пультами управления каждый пульт должен быть оснащен кнопкой аварийного отключения, при этом кнопки аварийного отключения должны быть расположены на расстоянии не более 10 м друг от друга.

7.4 Класс пожароопасной или взрывоопасной зоны для машин и оборудования, а также степень защиты оболочек, электродвигателей и электроаппаратуры, установленной вне оболочек, должны быть указаны в эксплуатационных документах на машину (оборудование) конкретного типа.

7.5 Электрооборудование должно быть оснащено нулевой защитой по ГОСТ 12.1.030, исключающей самопроизвольное включение машин и оборудования при восстановлении внезапно исчезнувшего напряжения.

7.6 Приводные электродвигатели следует располагать на стороне машины или оборудования, наименее используемой для выполнения рабочих операций, в местах, обеспечивающих свободный доступ для их обслуживания и ремонта.

7.7 Электроаппаратура, соединительные токоведущие устройства должны быть надежно изолированы и размещены в станине машины или специальных шкафах, кожухах или других защитных устройствах, устанавливаемых вне машины или оборудования.

7.8 На внутренней стороне дверцы шкафа для электроаппаратуры должна находиться монтажная схема электрооборудования с условными обозначениями окраски проводов. При невозможности размещения монтажной схемы электрооборудования на дверце шкафа допускается помещать монтажную схему в эксплуатационных документах.

На электрических схемах должна быть нанесена маркировка проводов и электроаппаратуры.

7.9 Корпусы электродвигателей или других электрических устройств, а также станины машин и оборудования должны быть оборудованы устройствами электрозащиты.

8 Противопожарная безопасность

8.1 Требования противопожарной безопасности — по ГОСТ 12.1.004. Для защиты оператора машины должны быть обеспечены портативным огнетушителем с массой реагента не менее 2 кг, применяемым для тушения горящего топлива, масла и древесных материалов. Огнетушитель должен быть расположен в легкодоступном для оператора месте кабины и легко сниматься с креплений.

8.2 Должна быть предусмотрена возможность отключения от электрической сети аккумуляторной батареи при ее коротком замыкании с помощью автоматического выключателя, расположенного за пределами кабины. Такое отключение не должно влиять на работу системы безопасности, например системы пожаротушения.

8.3 Машины должны быть сконструированы так, чтобы уменьшать риски возникновения пожара. Это может быть достигнуто, например, ограничением скопления мусора на машине, возможностью легкой очистки внутреннего пространства, ограждением трубопроводов, установкой топливных фильтров, исключающих утечки топлива, а также надлежащим расположением, креплением и защитой электропроводки и гидравлических линий.

8.4 Скорость горения материалов рабочего места оператора не должна превышать 100 мм/мин.

8.4 Место для размещения огнетушителя должно быть обозначено специальной надписью.

9 Техническое обслуживание и места хранения

9.1 Должны быть предусмотрены шкафы для хранения или места для крепления принадлежностей (например аптечки первой медицинской помощи, индивидуальных средств защиты, инструмента, радиотелефона, руководства по эксплуатации, коробки с едой) так, чтобы они оставались на месте во время работы машины. Аптечка первой медицинской помощи и руководство по эксплуатации должны храниться отдельно от других принадлежностей.

9.2 Должна быть предусмотрена возможность выполнения плановой смазки и технического обслуживания при неработающем двигателе, как установлено в руководстве по эксплуатации машины. Если регулировки должны осуществляться с работающим двигателем, предприятие-изготовитель должно предоставить инструкции по безопасному выполнению работ. Если части машины поднимают для проведения текущего ремонта, необходимо обеспечить механические поддерживающие устройства вместе с информацией по их использованию. Специальные инструменты, необходимые для проводимого оператором планового технического обслуживания, должны быть предоставлены предприятием-изготовителем. Должно быть предусмотрено место для хранения таких инструментов.

9.3 Заправку и слив рабочих жидкостей необходимо выполнять закрытым способом так, чтобы они не разливались в воду или на землю, и не допускать контакта обслуживающего персонала с топливом.

9.4 На случай отказа, приводящего к тому, что части машины продолжают поддерживаться давлением жидкости, должна быть предусмотрена возможность опустить эти части машины или закрепить их в безопасном положении контролируемым способом в соответствии с руководством по эксплуатации.

10 Информация для потребителя

10.1 Руководство по эксплуатации

Все машины должны быть снабжены руководством по эксплуатации по ГОСТ 2.601, а также информацией по безопасному использованию и обслуживанию. В тексте руководства по эксплуатации следует особо выделить:

— операции, выполняемые машиной;

— порядок ввода машины в эксплуатацию;

— описание и функции всех органов управления и объяснение применяемых символов;

— назначение предупреждающих знаков на машине;

— предупреждение об опасностях работы вблизи воздушных электролиний высокого напряжения;

— информацию о необходимых индивидуальных средствах защиты;

— расположение и способ открытия запасных выходов;

— меры предосторожности в отношении движущихся частей при выполнении рабочих операций;

— информацию о точках приложения усилий при подъеме, буксировке и креплении и допускаемой нагрузке в этих точках;

— опасности, связанные с аккумуляторными батареями и размещением их общих выключателей;

— безопасные методы заправки и слива баков и резервуаров;

— требования к обучению персонала;

— противопожарные мероприятия и порядок тушения пожара;

— предупреждение о необходимости находиться в необходимом удалении от опасной зоны при работающем двигателе;

— предупреждение о необходимости находиться в необходимом удалении от зоны поднятых частей машины;

— предупреждение о необходимости наличия ограждений и экранов во время работы двигателя;

— общие требования к обслуживанию, ремонту и использованию специальных инструментов;

— процедуры регулировки машины при работающем двигателе;

— использование устройств, удерживающих части машины в поднятом положении при обслуживании и ремонте;

— указания о снижении давления и информацию о наличии подвешенных частей машины и источников аккумулированной энергии, в которых давление не снижено или не сброшено с помощью обычной процедуры выключения двигателя;

— информацию о сроках замены гидравлических рукавов высокого давления.

10.2 Предупреждающие знаки и надписи

Все машины должны быть снабжены предупреждающими знаками и надписями. Назначение предупреждающих знаков должно быть объяснено в руководстве по эксплуатации. Должны быть обозначены места и точки подъема, крепления и буксировки, а также нанесены предупреждающие знаки и (или) надписи о том, что следует:

— поставить опоры при подъеме частей машины во время обслуживания и ремонта;

— находиться в необходимом удалении от опасной зоны при работающем двигателе;

— находиться в необходимом удалении от поднятых частей машины;

— держать закрытыми ограждения и экраны при работающем двигателе;

— находиться на необходимом удалении от воздушных линий электропередачи при работе на машине, поднимающей груз или какую-либо свою часть на высоту более 5 м. Данная предупреждающая надпись должна быть расположена в кабине оператора;

— посторонним не приближаться к работающей машине в пределах зоны риска;

— держать закрытыми двери и окна машины во время работы.

11 Методы контроля требований безопасности

11.1 Методы контроля требований безопасности — по ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.005, ГОСТ 12.1.012, ГОСТ Р 52543, ГОСТ 12.2.101, ГОСТ 12.3.001, ГОСТ Р 12.4.026, ГОСТ 9.032, ГОСТ Р МЭК 60204-1.

11.2 Методы определения осадки машин на плавучем основании

11.2.1 Осадку понтонов сортировочно-сплоточных машин , м, определяют по формуле

ГОСТ Р 52648-2006 Машины и оборудование лесосплавные. Требования безопасности. Методы контроля требований безопасности,

где — высота борта машины;

— высота надводной части борта.

Высоту борта измеряют в начале, середине и конце каждого понтона.

11.2.2 Измерения проводят в штиль линейкой.

11.2.3 Осадку плашкоутов без груза измеряют в штиль линейкой. Измерения проводят в четырех точках плашкоута: в носу, корме, в диаметральной плоскости и по бортам в миделевом сечении. Среднеарифметическое значение измерений составляет осадку плашкоута без груза.

11.2.4 Осадку топлякоподъемного агрегата определяют в двух местах по обоим бортам на расстоянии 1,5 м от кормы и 3,5 м от носа агрегата. Осадку топлякоподъемного агрегата определяют как среднеарифметическое значение всех измерений.

11.2.5 Для измерения осадки топлякоподъемного агрегата с грузом к стреле крана подвешивают контрольный груз массой 4000 кг, стрелу разворачивают в сторону кормы и устанавливают под углом 45° к диаметральной плоскости топлякоподъемного агрегата.

11.2.6 Для определения глубины опускания грузозахватного органа топлякоподъемного агрегата стрелу устанавливают под углом 30°, а грузозахватный орган опускают до уровня воды. Затем подсчитывают число витков, оставшихся на барабане грейферной лебедки, минус два витка. Диаметр барабана лебедки измеряют рулеткой.

11.2.7 Максимальный вылет стрелы от борта и от кормы топлякоподъемного aгрегата измеряют на плашкоуте, пришвартованном с этой целью к борту или корме агрегата. Измерения проводят рулеткой от отвеса, закрепленного на оси крюка, до борта или кормы агрегата. Перед измерением стрела должна быть опущена в крайнее положение до срабатывания конечного выключателя, установленного на стрелоподъемной лебедке.

Источник https://exkavator.ru/main/news/inf_news/123446_stroitelnie_mashini_obshie_trebovaniya_bezopasnosti_pri_eksplyatacii.html

Источник https://engenegr.ru/gost-r-52648-2006

Источник

Источник




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *