Table of Contents
Техническое обслуживание и ремонт пожарных автомобилей: ТО-1,2
Пожарные автомобили, как и любые автомобили, проходят перед сдачей в эксплуатацию ряд обязательных процедур. Здесь постановка на учет, обкатка с последующим техническим обслуживанием и ремонтами. Но обслуживание машин этого типа немного отличается, потому что они относятся к категории «спецтехники». Итак, рассмотрим в статье виды ТО пожарных автомобилей, планирование этих мероприятий и порядок проведения.
Виды техобслуживания
Техническое обслуживание техники, используемой при ликвидации огня и последствий ЧС, зависит от периодичности ее эксплуатации и типа машин. Это комплекс мер планово-предупредительной системы. Они проводятся по графику. Сколько видов ТО пройдет машина, зависит от условий содержания пожарных автомобилей.
Проводимые в рамках техобслуживания операции делятся по категориям:
- моечные;
- смотровые, или диагностические;
- крепежные;
- пускорегулировочные;
- топливно-заправочные;
- смазочные;
- шинные.
Первое ТО
График проведения ТО-1 составляет начальник технического отдела пожарной части и согласовывает его с начальником гарнизона. Периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже одного раза в месяц или через каждые 1500 км пробега. Специальную технику проверяют строго раз в месяц или при пробеге 1000 км. При этом важно учитывать общий пробег, который составляет расстояние, пройденное на выезде, и работу мотора при активации насоса.
В первом ТО важно соблюсти порядок действий:
- Обслуживание автомобиля в месте постоянной дислокации на специальном техпосту. На этом этапе машину полностью промывают, смазывают все вращающиеся и перемещающиеся детали, подтягивают крепежи.
- Диагностика, включающая в себя оценку работы осветительных приборов, наноса и всех коммуникаций.
- После проверки боевую техническую единицу заправляют топливом и огнетушащими средствами, а также проводят окончательную регулировку деталей.
Все процедуры ТО-1 проводит экипаж машины в свободное от дежурства время. Руководителем назначается старший водитель. Весь комплекс мероприятий в рамках первого технического обслуживания проводится за 2 дня.
Если в ходе диагностики были выявлены неполадки, выполняют текущий ремонт: сварочные работы, замену дисков сцепления, элементов управления и ходовой части. На каждый вид назначают ответственных, которые делают отметки о проведенных мероприятиях в специальном журнале.
Второе ТО
Его проводят раз в год или после каждых 7000 км пробега. Для спецтехники показатель уменьшается до 5000 км. Обслуживание также проводит экипаж, но уже не на месте дислокации, а в пожарно-техническом центре.
ТО-2 полностью дублирует первое, но с более углубленной диагностикой состояния машины. На этом этапе проверяют:
- раму, кабину, кузов;
- мотор;
- сцепление;
- трансмиссию;
- карданный вал;
- рулевое управление;
- передний и задний мосты;
- аккумулятор;
- тормозную систему;
- осветительный комплекс;
- водяной резервуар и емкость для средств пожаротушения;
- насос;
- систему подогрева резервуара;
- место для пожарного расчета.
На ТО-2 для основных ПА отводится 2 дня, для спецтехники – 3 суток, а для машин типа АЦЛ и АЦПК – 5. Пятидневная проверка предусмотрена и для машин, находящихся в эксплуатации более 10 лет.
Сезонное
Технику обязательно готовят к смене сезона. Как правило, стараются совместить СО с одним из ТО, обычно первым. И только в северных регионах СО считается отдельным видом обслуживания ПА. В его рамках проводят:
- прочистку охлаждающего контура;
- диагностику кранов и слива тормозной системы;
- замену смазки всех агрегатов;
- проверку карбюратора и топливного насоса;
- очистку бака горючего;
- тестирование аккумулятора на стенде.
Ежедневное
ЕТО – проверка автомобиля при каждой смене караула. Экипаж обязан убедиться, что принимает технику в исправном состоянии. Ответственным назначается командир отделения. При ЕТО необходимо завести ПА и убедиться в корректной работе его двигателя, насоса и всех агрегатов. Второй этап – заправка топливом, маслом, водой и ОТС.
В момент проведения проверки следует придерживаться регламента работы ДВС:
- ПА общего назначения с мотором с карбюратором – 3 мин.;
- ПА целевого использования на дизеле с многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;
- ПА специального типа – 7 мин.;
- АЛ и АЦПК – 10 мин.
Ответственность за состояние машины лежит на сдающем карауле. Если выявлены неисправности, то их пытаются устранить на месте. В работе принимают участие водительский состав обеих смен. Если требуется ремонт, ПА отправляют в специальный бокс. Все действия фиксируют в журнале учета с указанием числовых данных (уровень масла, напряжения, давление пневмосистемы, люфт руля и т.д.).
Каждые 10 дней при ЕТО проверяют плотность электролита, давление в шинах и фиксацию колесных гаек.
ТО на пожаре и АСР
Во время непосредственной работы машина испытывает большие нагрузки, поэтому даже во время пожара проводят обслуживание основных механизмов системы. Комплекс мер состоит в следующем:
- выведение пожарной единицы из зоны огня;
- устранение перегибов рукавов и всасывающих сопел;
- смазка уплотнителей через каждые 60 минут работы;
- проверка двигателя и наноса на протечки;
- диагностика нагрева охлаждающей жидкости;
- контроль уровня масла в двигателе;
- очистка пенообразователя и каналов от ВМП;
- заполнение резервуара водой после окончания работ по пожаротушению;
- откачка остатков воды из наноса.
ТО в зависимости от вида ПА
При повседневной эксплуатации периодичность и объем работ в рамках ТО зависит от вида пожарных автомобилей и определяется не только приказом МЧС, но и инструкциями предприятия-изготовителя. Оно включает все основные виды обслуживания по заранее утвержденному в подразделении графику.
Автомобили, находящиеся на хранении, обслуживают строго по инструкции производителя. Это может быть ежемесячное, полугодовое, годовое обслуживание и регламентные работы. Обязательно проверяют состояние защитных покрытий и герметизирующей оклейки. Также очищают технику от пыли и грязи.
Меры безопасности при проведении техобслуживания
Независимо от вида ТО и ремонта пожарных автомобилей необходимо соблюдать правила техники безопасности.
- Все операции с машинами проводят на постах и в помещениях, оборудованных естественной и принудительной вентиляцией.
- Работы проводят на смотровых ямах, ширина которых соответствует колее автомобиля. Чтобы избежать сползания и опрокидывания машины в канаву, вдоль движения по ней устанавливают железобетонные или металлические реборды.
- Ямы, не задействованные при обслуживании и ремонте, во избежание падения в них людей накрывают металлическими щитками.
- В помещениях обязательно должны быть газоотводы от выхлопных труб. Они всегда подключаются к выхлопной системе ПА, поступившего на осмотр, и саморазмыкаются с началом движения машины.
- Запрещено выполнять диагностику трансмиссии при работающем двигателе.
- Нельзя выполнять работы с ПА, подвешенным только на подъемных механизмах без дополнительной фиксации.
- Не допускается промывать детали легковоспламеняющимися жидкостями.
Где и кем проводится
Техническое обслуживание пожарных автомобилей осуществляется как в гараже приписки, так и в специальных гаражах ГПС.
В редких случаях возможно обслуживание техники механиками на базе охраняемого объекта под руководством старшего водителя.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей
ТО базы пожарной машины
Автомобили, которые временно не используются в работе подразделений, также должны проходить ТО, подтверждающее полную готовность к введению их в действие на замену или для усиления подразделения.
Виды ТО пожарных автомобилей, находящихся в резерве на базе:
- ежемесячное;
- полугодовое;
- ежегодное;
- регламентное.
Условия хранения техники прописаны в технических документах предприятия-производителя. Организовывается очистка пыли и грязи на функциональных узлах, проверка целостности краски, смазка уплотнителей.
Ремонт пожарного автомобиля
Сезонное обслуживание (СО)
Этот вид техобслуживания надо рассматривать, как одно из ТО. Чаще, как ТО-1. Поэтому во многих случаях СО подгоняют под график первого технического обслуживания. Сезонное ТО пожарного автомобиля проводится два раза в год (осенью и весной). Основная задача – подготовить оборудование к работе в жаркое или холодное время года. В северных регионах СО является самостоятельным видом технического обслуживания пожарных машин.
Замена шин – сезонное техническое обслуживание
Обслуживание центробежного насоса
Работоспособность этого оборудования наиболее важна при тушении пожара, поэтому ему уделяется особое внимание.
Для безотказного функционирования насоса необходимо:
- регулярно производить смазку вращающихся узлов агрегата;
- менять масло в редукторе по мере отработки и во время сезонных ТО;
- проверять вакуумную систему и разрежение в насосе на посту диагностики;
- следить за состоянием лакокрасочных покрытий деталей, восстанавливать их в случае повреждения.
При проведении работ следует четко выполнять инструкции предприятия-изготовителя.
Обслуживание пожарно-технического вооружения
Оборудование, устанавливаемое на обычные и специальные автомобили, также подлежит ТО.
Классификация инженерных работ для ПТВ описана в таблице.
– наличия систем и надежности их крепления;
– состояния и комплектности рукавов для подачи составов;
– укладки и влажности пожарных веревок;
– зарядки аккумуляторов, исправной работы лампочек и светильников;
– укомплектованности перчатками, ковриками, ножницами;
– комплектности и количества средств самоспасения;
– работоспособности систем связи.
– промыть, протереть, проверить целостность покрытия оборудования;
– заменить рукава на новые в случае повреждения;
– привести в порядок использованную спецодежду;
– пополнить арсенал вспомогательным инструментом;
– проверить наличие вооружения по описи.
– организацию контроля состояния оборудования;
– испытание на герметичность;
– проверку дополнительных агрегатов.
Перечисленные мероприятия являются частью технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.
Техобслуживание на пожаре
К порядку проведения ТО на пожаре подходят с тех же позиций, которые озвучены в инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля. Его чаще всего проводит водитель, но иногда подключаются члены экипажа.
Суть проведения ТО этого типа состоит в том, что во время работы всех агрегатов и механизмов машины она подвергается большим нагрузкам. И цель водителя – отследить, чтобы какой-то из узлов не вышел из строя. Поэтому не существует нормативов, которые касаются времени проведения ТО этого типа. Но в сложной боевой обстановке это делать надо все равно, в независимости от того, что происходит на пожаре.
Главное в проведении ТО этого типа – отслеживать работу мотора автомобиля и насосного оборудования. Если одно из них выйдет из строя, то толку от машины не будет.
После окончания тушения пожара полости насоса необходимо промыть. Это касается и коммуникационных трубопроводов, если тушение огня производилось пеной. Обязательно цистерну заполняют водой. После чего автомобиль направляется в пожарную часть. По дороге проверяют работу тормозов, мотора и других вращающихся деталей.
Обслуживание автомобиля во время пожара
Раньше, после прибытия машины в часть, также проводилось ТО. Сегодня это не делают. Но обязательно автомобиль моют, заполняют топливом и огнетушащим веществом, проверяют агрегаты, детали и узлы. Также проводят осмотр пожарных рукавов на предмет их технического состояния. Если оно неудовлетворительное, то шланги меняют на новые.
Было еще одно техобслуживание, которое проводилось после пробега по спидометру в 1000 км. По сути, это было ТО-1. Сегодня оно тоже отменено.
Проекты по теме:
Технологии
Транспорт
Транспорт и автопром
Транспорт
Автоколонны • Грузовой транспорт • Индивидуальный транспорт • Легковой транспорт • Наземный транспорт • Общественный транспорт • Специализированный транспорт
Автозаправочные станции • Автобазы • Автовокзалы • Автомойки • Автопарки • Автосервисы • Автостоянки • Автострады • Автоцентры • Гаражи • Специализированные автостоянки • Транспортные системы
Бронирование транспорта • Водительские удостоверения • Договора на оказание транспортных услуг • Договора на транспортно-экспедиторское обслуживание • Логистика и грузоперевозки (общая) • Краны автомобильные • Организация перевозок и управление на транспорте • Переоформление авто • Регистрация транспорта • Транспортировка • Транспортная экспертиза • Шиномонтаж • Антикоррозийные работы • Тонирование стекла
Абразивные материалы • Авиационное оборудование • Автозаводы • Автозаправочное оборудование • Автокосметика, автохимия • Автомобили — испытания • Автомоечное оборудование • Автопокрышки, диски • Автосервисное оборудование • Аккумуляторные батареи • Транспортные схемы строительства
Audi • BMW • Cadillac • Chery • Chevrolet • Chrysler • Citroen • Daewoo • Dodge • Fiat • Ford • Great Wall • Honda • Hyundai • Infiniti • Jaguar • Jeep • Kia • Lada (ВАЗ) • Land Rover • Lexus • Mazda • Mercedes-Benz • Mitsubishi • Nissan • Opel • Peugeot • Porsche • Renault • Skoda • SsangYong • Subaru • Suzuki • Toyota • Volkswagen • Volvo
Приказ № 630 об охране труда в пожарной охране
Безопасность работников должна быть приоритетом для любой организации. Однако там, где здоровье и даже жизнь сотрудников подвергается реальной опасности в силу характера их должностных обязанностей, этот вопрос становится принципиальным. Это касается и подразделений пожарной охраны, в которой порядок реализации мер по охране труда регулируется на государственном уровне.
Законодательная база безопасности сотрудников пожарной охраны
В течение длительного времени для этой сферы деятельности применялся приказ МЧС от 31 декабря 2002 года N 630, который вводил в действие особые правила охраны труда для подразделений Государственной противопожарной службы Министерства. Он также известен под аббревиатурой ПОТРО-01-2002.
Этот нормативный документ не следует путать с приказом 630 о переподготовке военнослужащих, который был принят Министерством обороны 21 октября 2015 года. Приказ 630 о переподготовке распространяет свое действие на вопросы профессионального переобучения отдельных категорий военнослужащих, проходящих контрактную службу, по одной из гражданских специальностей.
В приказе № 630, разработанном МЧС, всесторонне определялись задачи по сохранению жизни и здоровья работников противопожарной службы, которые включали систему мер по следующим направлениям:
- социально-экономическое;
- организационно-техническое;
- санитарно-гигиеническое;
- лечебно-профилактическое;
- реабилитационное;
- прочие.
Охрана труда по 630 приказу МЧС должна была обеспечивать сохранение здоровья работников и их работоспособности в ходе выполнения должностных обязанностей.
Этот нормативный документ действовал в течение 12 лет. Однако впоследствии приказом МЧС от 15 апреля 2015 года N 183 он был отменен. Это, однако, не означало, что вопросы охраны труда работников противопожарной службы больше не находятся в сфере интересов государства. Для регулирования этих задач заранее, в конце предыдущего года, был принят другой правовой акт.
Однако, поскольку теперь основным государственным органом, ответственным за формирование и реализацию федеральной политики в области безопасности труда, стал Минтруд, именно он разработал и принял новый нормативный документ. Им стал приказ Министерства от 23 декабря 2014 года N 1100н. Суть этого приказа фактически осталась прежней: он утвердил новые правила по охране труда в подразделения государственной противопожарной службы (ГПС).
Организация работ по охране труда в ГПС: общие требования
Невзирая на то, что работа сотрудников пожарной охраны имеет выраженную специфику, в области безопасности персонала здесь во многом действуют общие требования, применяющиеся и к другим категориям сотрудников. Так, согласно положениям приказа № 1100 правила проведения подготовки по ОТ в ГПС, как и в других сферах деятельности, регулируются совместным постановлением Минобра и Минтруда от 13.01.2003 N 1/29. Этот нормативный документ предусматривает два основных вида подготовки:
- инструктаж по ОТ;
- обучение по ОТ.
Инструктаж проводится с применением инструкций, разработанных отдельно для каждого вида инструктажа и категории работников. При этом, однако, согласно пункту 2 приказа № 1100 в подразделениях пожарной охраны при составлении инструкций ответственные лица должны руководствоваться Правилами по ОТ, утвержденными для этой области деятельности.
Еще один общий момент в регулировании деятельности в сфере безопасности труда работников ГПС — применение индивидуальных и коллективных защитных средств, обеспечивающих минимизацию воздействия опасных факторов. Правила обеспечения сотрудников такими средствами регулируются приказом Минздрава от 1 июня 2009 года N 290н.
Особые правила ОТ в работе пожарной охраны
Однако, конечно, работа сотрудников государственной противопожарной службы — это совершенно особый вид деятельности, сопряженный с высоким уровнем опасности. Поэтому для данной категории сотрудников, помимо общих требований, применяемых и к другим категориям персонала, для гарантии их безопасности применяются и специальные правила, сформулированные в приказе № 1100. Они имеют системный характер и охватывают все аспекты работы в этой сфере. В структуре приказа имеются следующие разделы:
- правила эксплуатации зоны выполнения работ, используемой вспомогательной техники и инструментов. В этом разделе отдельно выделяются правила эксплуатации особых типов помещений, включая караульное помещение, комнату для еды, центральные пункты обеспечения пожарной связи, гараж, рукавную базу, аккумуляторное помещение и проч.
- порядок эксплуатации профессионального пожарного оборудования и его технического обслуживания. В данном разделе приводятся правила применения пожарных автоцистерн, насосно-рукавных автомобилей, автомобилей, порошкового, газового и смешанного газово-порошкового тушения, автолестниц и коленчатых автоподъемников, аварийно-спасательной техники и проч.;
- обеспечение охраны труда в ходе осуществления разных технологических процессов. В этой части нормативного документа описывается порядок несения службы в дежурных караулах, выезда и следования к месту возгорания, разведки пожара, проведения аварийно-спасательных работ в зоне возгорания и разрушения, работы с инженерными сетями и проч.
В приложении к правилам, утвержденным приказом № 1100, приводится список веществ и химических соединений, при которых производить тушение водой может быть опасно. Эти сведения оформлены в виде таблицы, в которой зафиксировано название вещества или соединения, его химическая формула, а также возможная реакция при контакте с водой — это может быть взрыв, воспламенение, повышение температуры или другие нежелательные эффекты.
Основные требования охраны труда
Важнейшими требованиями охраны труда работников противопожарной службы, зафиксированными в соответствующих подразделах Правил, можно назвать следующие нормы:
- помещения должны обеспечиваться аптечками первой помощи;
- работники обеспечиваются средствами личной защиты;
- пожарная техника должна иметь инвентарный номер, сертификат соответствия и сертификат пожарной безопасности, а также регулярно проходить испытания на предмет работоспособности;
- управление спецтехникой могут осуществлять только работники, прошедшие особую подготовку;
- при заступлении на дежурство ответственный специалист обязан провести осмотр пожарной техники;
- при заступлении на дежурство начальник смены обязан провести комплексную проверку готовности подразделения к экстренным ситуациям, включая готовность личного состава, техники, помещений и средств связи, а также инструктаж работников о требованиях ОТ с учетом параметров текущей обстановки;
- все работники обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, охраны труда и производственной санитарии.
Выполнение этих правил, дополненное следованием инструкциям по эксплуатации конкретных объектов, обеспечивает минимизацию рисков для здоровья и жизни сотрудников в ходе работы.
Требования безопасности при то пожарных автомобилей
ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Требования пожарной безопасности
Buildings and facilities for service of cars. Fire safety requirements
Дата введения 2018-05-01
Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛЬ — Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" МЧС России (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)
2 ВНЕСЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательским институтом противопожарной обороны" МЧС России (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)
4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика в сети Интернет
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве, монтаже, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении зданий и сооружений для обслуживания автомобилей.
1.2 Настоящий свод правил распространяется на здания, сооружения предприятий для обслуживания колесных транспортных средств [1], а также сельскохозяйственной техники.
1.3 Действие настоящего свода правил не распространяется на здания пожарных депо, здания и сооружения для обслуживания подвижной техники военного назначения, автомобилей для транспортирования радиоактивных, ядовитых и инфицирующих материалов, а также на здания для обслуживания автомобилей, работающих на водороде и сжиженном природном газе.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие своды правил:
СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты
СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности
СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения
СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации
СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод
СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности
СП 156.13130.2014 Станции заправочные автомобильные. Требования пожарной безопасности
Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и принятые сокращения
В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 газобаллонный автомобиль: Транспортное средство с двигателем, работающим на компримированном природном или сжиженном углеводородном газе.
3.2 групповая баллонная установка: Установка газоснабжения, в состав которой входит более двух баллонов вместимостью не менее 5 л каждый.
3.3 жидкое моторное топливо: Топливо для двигателей внутреннего сгорания, находящееся при нормальных условиях в жидком состоянии (бензин, дизельное топливо, керосин и др.).
3.4 кладовая: Небольшое помещение для хранения различных предметов при отсутствии в нем постоянных рабочих мест.
3.5 обслуживание автомобилей: Рабочие операции по осмотру, ремонту, замене отдельных деталей, узлов или масла, обслуживанию и зарядке аккумуляторов, окраске, мойке, шиномонтажу, установке устройств, не входящих в комплект автомобиля, и т.д.
3.6 пост: Рабочее место (на открытой площадке или в помещении) для обслуживания одного автомобиля.
3.7 технические помещения: Вспомогательные помещения, в которых размещено инженерное оборудование, предназначенное для обеспечения производственного процесса и комфортных условий труда (вентиляционные, трансформаторные, электрощитовые, тепловые пункты, насосные системы пожаротушения, водоснабжения и канализации, щитовые управления процессами безопасности, дымоудаления, оповещения и т.д.).
3.8 централизованное газоснабжение: Газоснабжение от газопровода или групповой баллонной установки, размещенной за пределами обслуживаемого здания.
ГБА — газобаллонный автомобиль;
ЖМТ — жидкое моторное топливо;
КПГ — компримированный природный газ;
СУГ — сжиженный углеводородный газ;
ТО — техническое обслуживание;
ТР — текущий ремонт;
— свободный объем помещения;
— допустимый объем помещения;
НКПР — нижний концентрационный предел распространения пламени.
4 Общие требования
4.1 Для обслуживания автомобилей могут использоваться отдельные здания или группа зданий, помещение или группа помещений, а также открытые площадки.
4.2 Помещения для обслуживания автомобилей относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф5.1. Помещения для обслуживания автомобилей могут быть пристроены к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.4, Ф3 (кроме Ф3.4), Ф4 (кроме Ф4.1), Ф5, встроены в здания класса функциональной пожарной опасности ФЗ (кроме Ф3.4), Ф5 и отделяться от них противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.
Встраивание помещений для обслуживания ГБА в здания класса функциональной пожарной опасности Ф3 не допускается.
Входы и въезды в помещения для обслуживания автомобилей должны быть изолированы от входов и въездов в другие части здания.
4.3 К зданиям, сооружениям, помещениям и наружным установкам предприятий по обслуживанию автомобилей должны применяться все общие требования, предъявляемые к производственным объектам, если они не оговорены дополнительно в настоящем своде правил.
5 Требования к размещению
5.1 Огороженная территория, при количестве постов технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) более 10, должна иметь не менее двух выездов, находящихся на расстоянии не более 1500 м друг от друга. Ширина ворот автомобильных въездов должна быть не менее 4,5 м, а ширина ворот для железнодорожных въездов — не менее 4,9 м.
5.2 Расстояния между зданиями на территории предприятия, а также расстояния от зданий предприятия до объектов, находящихся вне территории предприятия, должны быть не менее предусмотренных СП 4.13130.
5.3 Расстояние от резервуаров на площадках поста слива СУГ или выпуска КПГ до зданий и сооружений предприятий по обслуживанию автомобилей следует принимать по таблице 1.
Здания и сооружения
Расстояние, м, не менее
до надземных (в числителе) и подземных (в знаменателе) резервуаров единичной емкости до 25 м и общей до 50 м
до надземных (в числителе) и подземных (в знаменателе) резервуаров единичной емкости до 5 м и общей до 10 м
Производственные, складские, административные, бытовые здания
Минимальные расстояния от сбросной трубы паров СУГ и КПГ до зданий и сооружений предприятия определяются расчетом в соответствии с требованиями СП 156.13130.
5.4 Расстояния от площадки складирования дегазированных автомобильных баллонов до других объектов не нормируются.
5.5 Хранение баллонов с негорючими газами, в том числе порожних, в количестве до десяти штук каждого наименования допускается производить в отдельных вентилируемых металлических шкафах, устанавливаемых в простенках между оконными или дверными проемами снаружи производственных зданий на расстоянии не менее 0,5 м до проема или на отдельных площадках под навесом из негорючих материалов. Расстояние от площадки до глухих стен производственных зданий не нормируется.
5.6 Наименьшие расстояния от зданий складов, навесов, открытых площадок для хранения баллонов с кислородом, азотом, горючими газами в количестве более десяти до производственных и вспомогательных зданий должно быть не менее 20 м.
6 Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
6.1 Степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности, высоту зданий для обслуживания автомобилей и площадь этажа в пределах пожарного отсека в зависимости от категории по взрывопожарной и пожарной опасности следует принимать по таблице 6.1 СП 2.13130.
6.2 Допускается помещения для хранения автомобилей размещать совместно с помещениями для ТО и ТР в здании I, II и III степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности не ниже С1 категорий В, Г и Д по пожарной опасности. Помещения для хранения автомобилей должны отделяться от других помещений противопожарными стенами 2-го типа и противопожарными перекрытиями 3-го типа.
6.3 Допускается шиномонтажные работы производить в помещении постов ТО и ТР, а хранение автомобильных шин следует предусматривать в обособленном помещении, отделенном от примыкающих помещений противопожарными перегородками 1-го типа. Помещения для хранения автомобильных шин площадью более 50 м должны располагаться у наружных стен с оконными проемами.
6.4 В отдельных помещениях здания следует предусматривать участки краскоприготовления, а также кладовые или склады для хранения:
твердых горючих материалов (пластмасс, резины, упаковочных материалов).
Кладовые и склады горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке следует размещать у наружных стен, отделяя их от смежных помещений и коридоров в зданиях I-III степени огнестойкости противопожарными перегородками 1-го типа, противопожарными перекрытиями 3-го типа, в зданиях IV степени огнестойкости противопожарными перегородками 2-го типа и противопожарными перекрытиями 4-го типа.
Помещения для хранения лакокрасочных и смазочных материалов (в том числе и отработавших) должны располагаться у наружной стены здания с непосредственным выходом наружу. Допускается хранение в помещении не более 5 м жидких горючих смазочных и лакокрасочных материалов.
Источник https://pozharnyj-expert.ru/pozharnaya-i-inzhenernaya-tehnika/tekhnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont-pozharnikh-avtomobilei-to-1.html
Источник https://www.klerk.ru/blogs/attek/503045/
Источник https://docs.cntd.ru/document/551085666
Источник