full screen background image

Техника безопасности автомобиля

191

Содержание

Техника безопасности автомобиля

Эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей.

К сожалению, но это так, давно среди автомобилистов бытует такое распространённое мнение, что новые и не совсем дешевые автомобили не нуждаются в своем регулярном предварительном осмотре перед поездкой, Но это далеко не так, это скажем вам всего лишь мнения определенных и не совсем подкованных в автомеханике автомобилистов.

Вопреки всему хотим напомнить, что техника безопасности автомобиля в первую очередь и заключается в ежедневном осмотре автомобиля перед поездкой, на предмет различных утечек жидкостей, выявления всевозможных неисправностей в электрике, а также на предмет износа колес (шин). Все это необходимо не только старым и не дорогим автомобилям, но и всем классам автомобилей независимо от их состояния и стоимости.

По статистике было установлено, что в наши дни 75% всех водителей не проверяют свой автомобиль перед поездкой не по причине того, что им просто не хочется тратить лишние минуты на осмотр автомобиля, а по причине отсутствия у них элементарных начальных знаний об автомобиле, а именно, как можно выявить всевозможные неисправности в автомашине по простому ее визуальному осмотру. Также, существует большое количество автовладельцев которые просто не знают, что такое техника безопасности автомобиля, которая включает в себя экспресс-диагностику возможных поломок в автомобиле перед тем, как водитель собирается в дорогу.

А дело все в том, что раньше, во времена СССР система подготовки водителей в автошколах включала в себя не только обучение навыкам вождения и правилам дорожного движения, но и обязывала учащихся автошкол получать необходимые технико-теоретические знания, связанные с техническим обслуживанием машины, с ремонтом и диагностикой обнаружения всевозможных неисправностей.

Скорее всего многие из нас сегодня уже и не вспомнят, говорил ли кому инструктор в автошколе о необходимости обязательного каждодневного осмотра автомашины перед поездкой. В настоящее время, не смотря на ужесточение требований новых правил подготовки водителей в автошколах, былая качественная система подготовки водителей в Советские годы безвозвратно уже утрачена.

Тем не менее, большая часть всех автовладельцев в нашей стране все-же знает о такой необходимости предварительного осмотра автомобиля перед поездкой, но как правило этим пренебрегает, а это часто приводит к авариям и дорогостоящим поломкам. Мир вокруг нас меняется быстро и с ускореным темпом. Если раньше темп нашей жизни был гораздо спокойней и размеренней, то сейчас в настоящее время мы все куда-то спешим и у нас на все постоянно не хватает времени.

Понимая о том, что осматривать автомобиль перед поездкой необходимо, мы все-равно откладываем это на потом, так как считаем, что это отнимет у нас много времени. Но самом деле это не так, предварительный осмотр машины не занимает много времени. Подумайте над этим друзья, экономя на этом какие-то лишние секунды, мы ставим под угрозу безопасность не только своей жизни, но и подвергаем такой опасности всех своих близких и окружающих людей. Эти секунды могут впоследствии стоить Вам самого дорогого.

Запомните пожалуйта, что проверка автомобиля перед поездкой является самым быстрым способом диагностики безопасности автомашины, которая и ответит каждому автомобилисту на вопрос, пригоден ли его автомобиль для эксплуатации. Стоит не забывать, что при осмотре автомобиля мы практически и фактически не потратим своего личного дорогого времени, которое хотели бы сэкономить. Как правило такая проверка (осмотр) автомобиля может быть произведена вами во время прогрева двигателя, а это, как вы знаете, необходимо делать на любом автомобиле.

Даже если на улице плюсовая температура короткий прогрев необходим любой автомашине. Если не прогревать автомобиль, то это грозит непредвиденной и дорогостоящей поломкой для вас в любой момент. Это тоже самое, как проснувшись рано утром, взять и тут-же без передышки пробежать расстояние в 5 километров. После пробуждения нашему организму необходимо сначало растянуть мышцы, которые затекли во время сна, а за одно и разогнать кровь и т.д. и т.п. Также и в машине, после определенного простоя необходимо прогреть все ее системы и все находящиеся в ней жидкости, чтобы она нормально функционировала.

Так что же должен делать водитель ежедневно перед поездкой на машине? Объясняем. Перед тем, как отправиться в поездку рекомендуется изначально обойти вокруг своего транспортного средства два раза. Один по часовой стрелке, другой — против часовой. Обход по часовой стрелке включает в себя осмотр автомобиля от левого поворотника до правого заднего фонаря.

Проверьте пожалуйста следующее:

— Утечка жидкости под передней частью автомобиля.

— Левый поворотник спереди и сзади убедившись, что они функционируют.

— Передние фары: проверить, работает ли ближний свет.

— Внешний осмотр: на случай всевозможных повреждений кузова.

— Осмотр лобового стекла: на предмет появления трещин и т.п. повреждений.

— Проверка под крышкой бензобака, на герметичность крышки горловины.

При обходе против часовой стрелки проверьте пожалуйста следующее:

— Правые поворотники спереди и сзади автомобиля.

— Дальний свет в фарах.

— Стоп-сигналы задних фонарей.

Проверка износа шин включает в себя визуальный их осмотр на предмет, всевозможных проколов и падения уровня давления в последних.

Еще раз повторить внешний осмотр машины на предмет, всевозможных повреждений кузова, которые Вы могли не заметить при первом визуальном осмотре при обходе автомобиля по часовой стрелке.

Что необходимо знать при проверке автомобиля перед поездкой?

При проверке износа шин будьте предельно внимательны и обращайте внимание на любые мелочи. Помните друзья о том, что в дороге поврежденная или чрезмерно изношенная шина может незаметно спуститься, что может привести к потере управляемости автомобиля.

Как определить износ шин смотрите здесь.

Утечка.

Если в результате осмотра под автомобилем будет обнаружена утечка какой-то из жидкостей, то этому необходимо уделить пристальное внимание.

Вам необходимо определить, что это за жидкость. Это совсем не сложно. Для этого нужно определить ее цвет, запах ну и вязкость данной жидкости. Если Вы сами не сможете определить какая жидкость имеет утечку, то необходимо срочно обратиться в автосервис для диагностики автомобиля.

Поворотники.

При проверке обязательно убедитесь, что поворотники работают. Также необходимо проверить, мигают ли левые и правые поворотники с одинаковой скоростью (в одинаковом режиме).

Передние фары.

Убедитесь, что ближний и дальний свет у фар находятся в исправном состоянии. В том числе необходимо удостовериться, что пучки ближнего света направлен под определенным градусом вниз и не будут в дальнейшем ослеплять идущий на встречу автотранспорт.

Внешние повреждения кузова.

Проверьте кузов автомобиля на предмет сколов, вмятин и царапин, а вместе с тем заодно и на зазоры между кузовом и бампером. Помните пожалуйста, что в ваше отсутствие автомобиль могли и повредить. Если это так, то запомните, согласно действующего законодательства Вы не вправе покидать место ДТП (аварии) и обязаны оформить данную аварию в соответствии с законом.

Внимание! Если Вы не осматриваете регулярно кузов своего автомобиля на предмет повреждений, то существует опасность, что незамеченный вами скол, или царапина, или небольшая вмятина, со временем обязательно приведут к коррозии металла кузова машины.

Крышка бензобака.

Убедитесь перед поездкой, что крышка бензобака и крышка горловины на машине плотно закрыты.

Лобовое стекло.

При осмотре поищите сколы, трещины и любые повреждения стекла на автомобиле. Помните, пожалуйста, что в случае несвоевременной замены лобового стекла Вы снижаете тем самым очень важную для каждого гражданина безопасность на дороге.

Стеклоочистители.

Удостоверьтесь пожалуйста, что щетки стеклоочистителя находятся в надлежащем состоянии и способны в любую погоду и при любых дорожных условиях очищать лобовое стекло машины от различных загрязнений. Для этого включите стеклоочиститель и дайте поработать щеткам, предварительно промыв лобовое стекло жидкостью стеклоомывателя. Помните друзья, что во время работы щеток не должно быть никаких посторонних скрипов, тресков или т.п. сбоев.

Вам будет интересно  Двухтактный двигатель внутреннего сгорания своими руками

Выхлопная труба.

При предварительном осмотре машины перед поездкой, внимательно осмотрите выхлопную трубу под задней частью автомобиля. Во время прогрева автомобиля обратите ваше внимание на то, что выхлопные газы должны выходить только из трубы глушителя. Звук этого выхлопа должен быть без лишнего постороннего треска или жужжания.

Стоп-сигналы.

Обязательно, уважаемые автомобилисты, не забудьте проверить работоспособность задних стоп-сигналов фонарей, по скольку в случае их поломки это может непременно привести к ДТП. Но как их проверить, если для этого необходимо нажать педаль тормоза? Отвечаем.

Все очень просто, не надо ни кого приглашать со стороны. Находясь в машине и нажав на педаль тормоза просто посмотрите в зеркало заднего вида и в боковые зеркала. Если стоп-сигналы в рабочем состоянии, то Вы увидите красный отблеск от этих сигналов, что будет гарантировать вам работу как минимум одного стоп-сигнала заднего фонаря.

Не смотря на то, что наша (данная) инструкция каждодневного осмотра автомобиля перед поездкой включает в себя достаточно большой список процедур, Вы можете проверить все это на практике, уверяем Вас, что на это уйдет максимум 1 — 2 минуты времени (как правило это среднее время прогрева любого автомобиля). Потратив это время Вы убедитесь для себя, что ваш автомобиль по основным параметрам вполне исправен и готов к использованию в повседневной жизни, что будет означать, ваш автомобиль безопасен и для Вас, и для ваших близких, и для всех окружающих людей.

Проверяя каждый день свой автомобиль вы тем самым выполняете не только технику безопасности автомобиля, но возможно и избавляете себя от всевозможных огромных затрат в случае непредвиденных дорогостоящих поломок автомобиля, которые могут произойти внезапно если не обнаружить такую небольшую поломку заранее и вовремя. Так допустим, к примеру, если вовремя не обнаружить утечку тормозной жидкости или тосола в автомобиле, то это непременно может привести в будущем к серьезным поломкам и к дорогостоящему ремонту.

Техника безопасности и охрана окружающей среды

Автомобиль при небрежном отношении является источником повышенной опасности. Во избежание возможных проблем все действия водителя при эксплуатации автомобиля должны быть осознанными и базироваться на всестороннем изучении руководства по эксплуатации автомобиля.

Если автомобиль оснащен дополнительным оборудованием (например, газобаллонное оборудование, дополнительные топливные баки, прицеп и т.д.), необходимо также ознакомится с особенностями и правилами эксплуатации этих устройств.

Опасность отравления выхлопными газами и эксплуатационными жидкостями

Выхлопные газы смертельно опасны для человека и животных. Это необходимо учитывать при хранении автомобиля в крытых помещениях.

Если вы пользуетесь гаражом, необходимо свести к минимуму стоянку в гараже с работающим двигателем, а ворота при этом следует всегда держать широко открытыми.

Все эксплуатационные жидкости, применяемые в автомобиле, в той или иной степени токсичны. Все работы с ними необходимо проводить в защитных перчатках и очках.

Помимо этого, практически все жидкости (кроме антифриза и тормозной жидкости) пожароопасны. Особую осторожность следует соблюдать при работе с бензином.

Правила безопасности при пользовании электроприборами

В процессе эксплуатации автомобиля часто возникает необходимость использования каких-либо электроприборов с рабочим напряжением 220 В (переносная лампа, компрессор для накачивания шин, полировальная машина и т.д.). При этом следует строго соблюдать следующие правила.

  • Электроприборы должны быть исправны. Особенно важно проверить исправность заземления (если предусмотрено конструкцией), изоляции и выключателей.
  • В работе избегать ситуаций, при которых воз-можно повреждение изоляции питающих проводов (такая опасность, например, возникает, если защемить электропровод дверью или крышкой багажника).
  • Многие электроприборы в процессе эксплуатации могут искрить, это надо учитывать при работе в зонах возможного наличия паров бензина.
  • Использовать (при необходимости) средства индивидуальной защиты.

Техника безопасности при проведении работ по ремонту и техническому обслуживанию

При самостоятельном выполнении технического обслуживания и мелкого ремонта автомобиля необходимо соблюдать следующие требования техники безопасности.

  1. Использовать только исправный слесарный инструмент.
  2. Соблюдать меры предосторожности при пользовании домкратом.
  3. При выполнении работ на автомобиле, стоящем на домкрате, обязательно использовать надежные страховочные подставки.
  4. Большинство работ должно выполняться с использованием средств индивидуальной защиты (перчатки, защитные очки). Их надо заранее приготовить.

Меры противопожарной безопасности и правила тушения пожара

Огнетушитель

Огнетушитель

Места хранения, а тем более обслуживания и ремонта автомобиля всегда должны быть оборудованы средствами пожаротушения. Емкость гаражного огнетушителя должна быть не менее 5 литров.

Курение в таких местах строго запрещено! Там, где находятся горюче-смазочные материалы, не допускается проведение сварочных и других работ, связанных с искрообразованием или открытым пламенем.

Все горючие материалы должны храниться в минимальных количествах и только в закрытой таре.
Если возгорания избежать не удалось необходимо выполнить следующее.

  1. Обесточить помещение или автомобиль (отсоединить провод от аккумулятора).
  2. Эвакуировать людей из опасной зоны.
  3. Воспользоваться огнетушителем, а при его отсутствии — подручными средствами (песок, вода и т.д.).
  4. Если есть малейшие сомнения, что возгорание может быть ликвидировано самостоятельно, — немедленно вызвать пожарную охрану, а при необходимости и другие экстренные службы.

Основные мероприятия по снижению вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации и ремонте автомобиля

Законодательство о защите окружающей среды накладывает целый ряд ограничений, связанных с эксплуатацией автомобиля.

Мойка автомобиля должна производиться только в специально предусмотренных местах, оборудованных очистными сооружениями.

Не допускается слив отработанных эксплуатационных жидкостей в почву или утилизация совместно с бытовыми отходами.

Шины, аккумуляторные батареи и эксплуатационные жидкости должны утилизироваться только уполномоченными организациями. Информацию по этим вопросам можно получить в органах местного управления.

Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей: инструкция по охране труда

Человек, решивший заняться ремонтом автомобиля, должен ознакомиться сначала с правилами техники безопасности. На СТО любой новый работник вначале проходит инструктаж и только потом приступает к работе. Несоблюдение техники безопасности может вызвать трагические последствия, поэтому эти правила надо знать и выполнять.

  • Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
    • Общие требования безопасности
      • Видео: Правила безопасности при ремонте автомобиля
      • Видео: Как правильно мыть автомобиль
      • Общие требования
        • Видео: Инструкция по охране труда при ремонте авто

        Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

        При работе над машиной надо соблюдать осторожность и осмотрительность. Человек, приступивший к ремонту или мойке авто, обязан знать заранее, что будет делать и как избежать опасных ситуаций. Существуют правила, позволяющие избежать опасности при ремонте и обслуживании авто.

        Общие требования безопасности

        Ремонт и техническое обслуживание автомашины обязаны осуществляться в отведённых и оснащённых для этих целей местах, в которых имеются нужные инструменты, инвентарь и оборудование. Транспортное средство (ТС) накануне данной процедуры надо помыть и почистить.

        Любой ремонт, техобслуживание, чистка и мойка осуществляются только над автомобилем. При этом надо проследить, чтобы не было вращательных движений частей машины. Для этого рычаг переключения передач ставят на самую низкую скорость, а само авто тормозят стояночным тормозом, а под ведущую колёсную пару ставят специальные упоры (башмаки). На авто с ДВС на бензине надо выключить зажигание. Если машина ездит на дизельном горючем, то перекрывают его поступление. На руль кладут табличку «Двигатель не пускать. Работают люди». Авто ремонтируют и обслуживают при выключённом ДВС. Иногда бывают ситуации, когда для ремонта нужен работающий ДВС.

        При использовании подъёмника на управляющий механизм выставляют предупреждающую о ведении работ табличку. При этом обязательно надёжно фиксируют плунжер подъёмника упором, чтобы исключить его движение вниз. При поточном передвижении автомашин помещение обязано оснащаться свето-звуковыми сигналами, сообщающими работникам о перемещениях транспорта с одного поста на другой. Каждый пост оборудуют сигнальными обозначениями остановки в случае аварии.

        Если надо провернуть коленчатый и карданный валы, следует проконтролировать включение зажигания для ДВС на бензине и посмотреть, как перекрыта подача горючего для движка на солярке. Рычаг коробки передач ставят на нейтральное положение, а рычаг ручного тормоза освобождают. По окончании всех работ ручной тормоз затягивают и устанавливают низшую передачу.
        Знаете ли вы? Имеется гипотеза, что домкрат в старину использовали, чтобы ломать ворота осаждённых городов, поэтому его устройство было секретом.
        Если надо снять какую-либо деталь с жидкостью, то сначала производится их слив. Трудно снимающиеся части и узлы снимают при помощи предназначенных для этого приспособлений (съёмников). При этом нельзя превышать максимально допустимую массу груза для подобных устройств или передвигать детали, не используя захваты, а просто замотав тросом или канатом. Снять и установить рессоры можно после разгрузки от веса машины, установив под шасси специальные подставки (козелки).

        Если нужно произвести обслуживание высоко подвешенного автомобильного элемента, то следует использовать устойчивую стремянку или подставку. Когда работы ведутся под автомашиной, то ремонтнику в обязательном порядке надо использовать лежак.

        Домкрат при подъёме авто в любых условиях обязан находиться на твёрдой поверхности. Если грунт недостаточно твёрдый, то под механизм для его устойчивого положения подкладывают доски.

        При ремонте машины на обочине запрещено быть под авто, нарушив границу проезжей части. Ремонт дна кузова легковушек на поворотном стенде делается при надёжном закреплении, снятии батареи аккумулятора, сливе горючего из баков и жидкости охлаждения. При этом нужно хорошо закрыть горловину ДВС для поступления масла.

        Если требуется продуть систему питания, то используют воздушный насос, работающий от системы подачи сжатого воздуха с влагоотделителем, и давление не должно быть выше 0,5 мПа. Тормозная система также проверяется на стендовых испытаниях, но иногда допускается использование площадки, размеры которой позволяют обезопасить людей и авто в случае неисправных тормозов.

        Видео: Правила безопасности при ремонте автомобиля

        Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

        Мойка авто делается в определённых местах. Мыть вручную можно на участке, изолированном от источников тока и напряжения. Все находящиеся в этом месте осветительные приборы, провода и кабели, электродвигатели обязаны быть надёжно герметизированы. Здесь запрещено использование открытого огня. Мойщик машины надевает спецодежду. При работе с химическими моющими средствами необходимо использовать средства защиты (перчатки, респираторы, очки). Руки накануне по локоть смазываются защитными средствами, которые не обезжиривают кожу.

        Рекомендуем для прочтения:

        • Ремонт кузова автомобиля без покраски
        • Ремонт обшивки салона автомобиля — возвращаем прежний лоск
        • Как правильно мыть машину: учимся вместе
        • Химчистка салона автомобиля: сухая и обычная химчистка

        Все лестницы и поверхности, по которым передвигается работник, обязаны быть с шероховатостью и не скользить. При механизации мойки рабочий находится в кабине, которая защищает от воды. Моечная техника должна иметь управление, осуществляющее работу на 12 В. Магнитные пускатели и кнопки могут питаться от 220 В, если есть устройства для блокировки пускателей при открытии дверец шкафа, а все приборы надёжно гидроизолированы и заземлены.

        Запрещено мыть авто быстро воспламеняющимися средствами. Содержание щёлочи в моющей жидкости не должно быть выше 5%. После обработки моющим всё промывается горячей водой. Элементы ДВС на этилированном бензине можно вымыть лишь после нейтрализации выпавшего тетраэтилсвинца керосином или прочими подходящими средствами.

        Особое внимание уделяется машинам, перевозящим продукты. Для их обработки составляется утверждаемый местными органами саннадзора график. Каждую неделю делается дезинфекция транспорта по перевозке продуктов (мука, мясопродукты, хлеб). Каждые сутки проводится обработка машин, перевозящих мясо, субпродукты и рыбу, 1% раствором соды (кальцинированной). Затем следует промыть тёплой водой и вытереть насухо. Перед этим машину очищают от мелкого мусора.

        Проводить дезинфекцию ТС, которые транспортируют продукты, необходимо как минимум каждую неделю. Перед этим их моют, а затем обрабатывают 2–3% раствором хлорки или 2% жидкостью хлорамина.

        Если кузов внутри оббит оцинкованным железом, то дезинфекция проводится путём протирания тряпкой, которую смачивают в дезинфицирующей жидкости, а простые кузова ей обильно увлажняют. После 2–5 мин. всё смывают тёплой водой со шланга и осуществляют проветривание. Покрытие для продуктов моют щётками мыльным раствором с добавлением 1% соды. После промывают горячей водой и высушивают.

        Ежедневно проводят уборку. Использованный при этом инвентарь тоже моется и дезинфицируется путём погружения на полчаса в 2% раствор хлорки или на 1 час в раствор хлорамина (2%). После его споласкивают тёплой водой и сушат.

        Видео: Как правильно мыть автомобиль

        Техника безопасности при ремонте автомобиля

        Авто является источником опасности для ремонтника. При самостоятельном ремонте автомобиля надо уделить внимание следующим моментам:

        • Соблюдать все требования техники безопасности при подъёме машины или её тяжёлых деталей. Риск падения существует всегда, и меры по своей защите надо предпринять заранее.
        • Откручивая деталь под машиной, следует учитывать, что освободившаяся часть может оказаться слишком тяжёлой и нанести вам травму.
        • Не следует упускать из виду движущиеся детали, с которыми есть возможность соприкоснуться — лопасти вентилятора, цепь ГРМ и прочее. Опасность также могут представлять пружины подвески или элементы, находящиеся под давлением (шланги, трубки).
        • Стоит также проявлять осторожность к острым выступающим деталям, покрытым ржавчиной. Поранившись о них, в кровь вполне возможно занести инфекцию.
        • Немалую опасность также представляют жидкости — отработанное масло, антифриз, серная кислота, находящаяся в аккумуляторе, и тормозная жидкость. Надо избегать их соприкосновения с кожей или слизистыми глаз. Для обмывания лобового стекла нередко используется метанол, который при попадании в органы дыхания наносит ущерб здоровью. Вред при вдыхании могут нанести выхлопные газы, хладагент кондиционера. А о возможности бензина легко воспламеняться также знают все.
        • Любое авто является потенциально опасным источником электричества. Особенно в этом плане опасны гибриды и электромобили.
        • Высокая температура двигателя опасна для ремонтника.

        Частой ошибкой у неопытного ремонтника является откручивание крышки радиатора при неостывшем моторе. В такой ситуации горячий антифриз может буквально стрелять струёй в лицо человека и сильно обжечь глаза и кожу.

        Чтобы избежать вышеперечисленных опасностей, надо выполнять следующее:

        • Надевать перчатки, лучше всего нейлоновые или латексные, с длинными рукавами или раструбами. Это защитит от агрессивных жидкостей, обжигающих кожу, и от порезов. Спецодежда для ремонта не должна свисать, чтобы не зацепиться под движущую деталь. Оптимальной одеждой для ремонта считается комбинезон.
        • Защищайте глаза специальными очками, когда работаете под авто или с электроинструментом и химвеществами.
        • Надевайте респиратор и организуйте хорошее проветривание гаража при работе с такой химией, как краска, растворители, эмульгаторы и другие вещества с резким запахом, сваркой. Никогда не распыляйте их в закрытом месте.
        • Гараж должен быть сух и чист. Укомплектуйте его инструментами и предметами, делающими работы безопасными (песок и огнетушитель, стенд, упоры козелки, домкрат и прочее). В гараже также надо иметь аптечку.
        • Ремонт авто выполняйте при остывшем моторе.
        • Не бросайте инструмент на крыше машины или под капотом. Он может упасть вам на голову.
        • Используйте джек-стенды. Для дополнительной безопасности, на случай, если стенд подведёт, надо дополнительно использовать домкрат или козелки. Лезть под машину, которую держит только домкрат без других удерживающих машину приспособлений, опасно.
        • Надёжно фиксируйте авто. Под ведущую пару колёс всегда следует подкладывать упоры, например, деревянные бруски.
        • До начала работ под капотом надо открепить минусовую клемму аккумулятора.
        • Ремонт гибридного или электрического автомобиля надо делать с осторожностью к проводам, трубопроводам и элементам оранжевого цвета. В них находится сила тока, смертельная для человека.
        • Работая с топливной системой, помните, что металл может вызвать искру, которая приведёт к воспламенению. Этот иногда случается при выбивании некоторых железных деталей. Держите подальше от топлива и моторного масла источники огня и не курите.
        • При снятии тяжёлых деталей надо сначала предварительно узнать их вес и соразмерить свои силы. Последние лучше не переоценивать. При работе с тяжёлыми элементами безопаснее использовать помощника, а при снятии самой детали не держать под ней голову и тело.

        Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей

        Ниже приведена типовая инструкция по охране труда, утверждённая ещё в 1997 году.

        Общие требования

        Всем работникам предъявляются следующие требования:

        • Допуск к работам для новичка осуществляется после вводного инструктажа и медосмотра.
        • Проведение первичного, повторного и внепланового инструктажа на месте работ возложено на их непосредственного руководителя. Об этом записывается в соответствующий журнал регистрации, где руководитель и инструктированный работник ставят свои подписи. Причём повторное инструктирование проводят для всех рабочих раз в квартал.
        • Руководство на протяжении трёх месяцев обучает новичка безопасным способам исполнения работ.
        • При переводе работника с одного рабочего места на другое ему должен быть проведён новый инструктаж с записью в журнал.
        • Руководство обеспечивает рабочих спецодеждой и защитными средствами, требуемыми для безопасности.
        • Работник соблюдает инструкции, личную гигиену, трудовую и производственную дисциплину, правила эксплуатации техники, внутреннего распорядка, электробезопасности и предупреждает своих сотрудников о недопущении нарушений вышеперечисленных правил.
        • В местах работ должна эффективно работать вентиляция, быть достаточно светло.
        • Проводится обслуживание лишь того объекта, по которому было пройдено обучение и инструктаж.

        Видео: Инструкция по охране труда при ремонте авто

        Перед началом работы

        До начала проведения ремонта и техобслуживания авто работник обязан:

        • Надеть спецодежду и обуть ботинки, достав их из места хранения. Волосы спрятать под головной убор, а одежду полностью застегнуть.
        • Надо выставить на виду табличку с указанием «Двигатель не пускать, работают люди».
        • Под колёса разместить приспособления для опоры, а машину поставить на низкую передачу.
        • Проверить отсутствие вытекания масла, горючего, электролита и жидкости для охлаждения.
        • Осмотреть инструмент, приспособления для ремонта и средства индивидуальной защиты. Ключи для закручивания гаек должны иметь необходимый размер и не иметь выемок, а также трещин. Раздвижные ключи не должны болтаться на подвижных участках.
        • При выявлении неисправностей и разных недоработок надо обратиться к соответствующему руководящему лицу для принятия мероприятий по их устранению. Не начинать работ, пока не устранят неполадки.

        Во время работы

        При проведении ремонта и спецобслуживания необходимо придерживаться следующих правил:

        • Проследить за порядком на рабочем месте, удалить все вещи, которые могут мешать.
        • Обратить внимание на наличие на электрической лампе сетки, которая обеспечивает безопасную работу данного устройства, исправность шнура и трубки изоляции. Проконтролировать напряжение переносных ламп и осветительных устройств в яме для осмотра — оно не должно превышать 12 В.
        • Побеспокоиться о специальной лежанке, тележке или подстилке.
        • Наблюдать, чтобы не было посторонних.
        • Убедиться, чтобы не было в машине остатков горючего (в баке, бензопроводной системе).
        • Проводить слив масла и жидкости из соответствующих устройств только в специально подготовленную для этого ёмкость. Не сливать горючее и растворители в канализационную систему.
        • Соблюдать технику безопасности проведения сварки. Работая на станках для резки, шлифовки и обтачки деталей придерживаться соответствующих инструкций по эксплуатации.
        • Не делать ремонт и осмотр под авто, которое находится на плоскости под уклоном. Если сложилась такая ситуация и избежать её нельзя, то поставить машину на тормоз при работе на самой низкой скорости, а под колёса разместить опору, вытянуть ключ зажигания, а кабину запереть.
        • При съёме и установке агрегатов (мостов, колёс) поставить раму авто на козлы из металла, а под колёса поставить опору (клинышки).
        • Домкрат ставить исключительно на твёрдую поверхность. Если грунт рыхлый, том под него подложить доски для придания устойчивого положения.
        • Нельзя проводить работу, если машина стоит на домкрате без необходимых подставок для страховки.
        • Перемещаться под авто и из-под него со стороны проезда. Нужно под ТС расположиться между колёсами вдоль машины.
        • В случае необходимости использовать очки для защиты глаз.
        • Материал для обтирки не оставлять после работы в помещении, а хранить в ящиках из металла, которые хорошо закрываются.
        • Не приближаться к источнику огня, если одежда и руки запачканы бензином. Не курить и не использовать спички, зажигалки.
        • Подкачивать шины сжатым воздухом следует только в определённом месте (клети). При этом следует обратить внимание, чтобы запорное кольцо попало в замковый паз диска.
        • Для перемещения тяжёлых агрегатов и запчастей использовать исправно работающие устройства, которые обеспечивают неопасный подъём, погрузку-разгрузку и передвижение необходимых деталей.
        • Не проводить никаких работ и осмотр под машиной, которая висит на тросе подъёмника.
        • Перед проведением ремонта авто, которое стоит над ямой, для осмотра надо проверить, чтобы машина стояла на тормозе, проконтролировать надлежащую установку колёс и разместить под них распорные прокладки. Нужно также проследить за свободным доступом в яму и использовать только исправную лестницу, а также напольную решётку.
        • Придерживаться правил работы с электроинструментами, если надо их использовать.
        • Замену рессор производить только после поставки козелков под раму. Проверить правильность установки данной запчасти при помощи бородки или оправки. При сборке-разборке рессоры пользоваться соответствующими для того приспособлениями.
        • Проявлять осторожность при использовании кувалды или молотка, чтобы не навредить себе и окружающим.
        • Придерживаться всех правил при работе с подъёмным механизмом согласно инструкциям. При использовании подъёмника проследить за установкой пяток под ТС надлежащим образом. Работа с авто допускается только при поднятии его на необходимую высоту при выключенном устройстве для подъёма.
        • При работе за верстаком нужно проконтролировать гладкость поверхности, которая также должна быть без трещин, заусенец, выемок и обита стальным листом.
        • При работе с металлическими частями (рубке, чеканке и подобное) нужно защитить глаза специальными очками и поставить на верстаке сетки или щиты (высота не меньше 1 м), защищающие от отскакивающих металлических частичек. Пыль и остатки металла убирать только щётками. Сдувать их с верстака запрещено.
        • При работе на заточном станке защитить глаза очками и использовать защитный экран. Проследить, чтобы подручник был зафиксирован, зазор между ним и абразивным кругом был до 3 мм. Запчасть для затачивания крепко прижимать к подручнику и плавно подносить к абразивному кругу.
        • Не проводить ремонт деталей авто, которые движутся, и не располагаться под машиной при включённом ДВС.
        • При проведении манипуляций возле крыльчатки вентилятора снять с него приводной ремень, чтобы избежать неприятностей.
        • При выполнении ремонта несколькими работниками надо согласовать порядок выполнения работ.
        • Во время запуска движка при открытом капоте проследить, чтобы рядом не было других лиц.
        • При включении ДВС держать рукоятку таким образом, чтобы обхват всеми пальцами был с одной стороны.
        • Во время обкатки ДВС на стенде нельзя регулировать его части, которые производят вращение.
        • Не допускать создания загазованности воздуха в закрытом пространстве, обязательно позаботиться о проветривании.
        • При работе с движком, который работает на этилированном бензине, придерживаться инструкции по работе с данным горючим.
        • Не оставлять на рабочем месте горючее в объёме выше разрешённой нормы, а хранить все легковоспламеняющиеся материалы отдельно в установленном месте.
        • Для того чтобы переместить авто на стоянку и для проверки тормозов, надо вызвать дежурного или водителя.
        • Нельзя в качестве опоры под раму использовать кирпичи, дрова и другие подручные средства.

        В аварийных ситуациях

        В случае возникновения аварии надо выполнять следующее:

        • При появлении пожарной ситуации сразу же уведомить руководство и начать принимать меры по его тушению при помощи огнетушительных средств.
        • При возникновении несчастного случая помочь пострадавшему освободиться от травмирующего предмета. При поражении током и оказании помощи пострадавшему проследить, чтобы не было соприкосновения с частями, находящимися под напряжением.
        • Оказать первую медицинскую помощь пострадавшему и сообщить руководству об инциденте.

        По окончании работы

        После окончания ремонтных работ надо сделать следующее:

        • убрать рабочее место и записать в журнал техсостояние оборудования;
        • о неполадках и поломках оборудования сообщить соответствующему руководящему лицу;
        • снять спецодежду и положить в шкаф или другое предназначенное для этого место;
        • вымыть руки и лицо мылом;
        • покинуть рабочее помещение

        Техника безопасности при эксплуатации автомобиля

        Автомобилист при эксплуатации авто должен следовать таким правилам техники безопасности:

        • Управлять автомобилем можно только лицам, имеющим права на вождение.
        • Скорость передвижения в помещении не должна быть более 5 км в час.
        • Запрещено спать в салоне авто при осуществляющем работу ДВС.
        • Газовые выбросы машины достаточно токсичны, поэтому при включении ДВС в любом закрытом помещении позаботьтесь о вентиляции, отворите двери.
        • При передвижении накатом не проводите включение зажигания — это может вызвать включение противоугонного устройства, что приведёт к блокировке вала рулевой колонки. Это может привести к тому, что машина станет неуправляемой.
        • Каталитический нейтрализатор, находящийся в устройстве для выхода выхлопных газов, при работающем движке нагревается свыше 6000°С. Поэтому при осуществлении стоянки важно обратить внимание, чтобы под машиной не было сухой растительности или быстро воспламеняющихся материалов, топлива.
        • Нельзя эксплуатировать транспортное средство при включении лампочки аварийного снижения давления масла. Допускается, чтобы она на пару секунд включалась только при включении ДВС. Данная ситуация также относится к лампочке, сигнализирующей о разрядке батареи аккумулятора. В некоторых случаях включение этой лампы происходит из-за замыкания проводки, что может стать причиной возгорания в отсеке для мотора и вызвать пожар.
        • Накануне включения ДВС следует обратить внимание, чтобы машина была заторможена стояночным тормозом, а сам рычаг, который выполняет функцию переключения передач, находился в нейтральной позиции.
        • Запуск ДВС осуществлять при помощи стартёра. Использовать рукоятку для пуска надо только в случае необходимости.

        При запуске ДВС авто при помощи рукоятки для пуска следует придерживаться таких рекомендаций:

        • проводить поворачивание рукоятки в направлении сверху вниз;
        • не брать её в обхват;
        • во время регулирования угла опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
        • не использовать какие-либо рычаги, усилители и другие устройства, воздействующие на рукоятку пуска или храповик коленчатого вала;
        • запрещается осуществлять запуск ДВС путём буксировки авто.

        Знаете ли вы? В 2011 г. по РФ насчитывалось около 25 тыс. АЗС. Около половины из них принадлежит ВИНК.
        Во время заправки ТС топливом на заправках запрещено:

        • курить сигареты и пользоваться спичками, зажигалками и другими источниками огня;
        • осуществлять ремонт и регулировку автомобиля;
        • проводить заправку машины при работающем ДВС;
        • переливать бензин или другое горючее.

        При ремонте и обслуживании автомобиля следует соблюдать правила безопасности, записанные в инструкциях. На предприятиях за этим следит непосредственное руководство, а если владелец авто сам решил отремонтировать своё авто, то он сам и должен позаботиться о безопасном проведении этих работ. При работах с тяжёлыми элементами надо пригласить помощника, а в случае повышенной опасности работ лучше обратиться к специалистам.

        Источник https://1gai.ru/publ/511597-tehnika-bezopasnosti-avtomobilya.html

        Источник http://autodriving.net/texnika-bezopasnosti-i-oxrana-okruzhayushhej-sredy/

        Источник https://brutals.ru/hobbi/transport/trebovaniya-tehniki-bezopasnosti-pri-tehnicheskom-obslyzhivanii-i-remonte-avtomobilei-instrykciya-po-ohrane-tryda/

        Источник

        Вам будет интересно  Что такое газовое оборудование 4 поколения на автомобиле?



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *