Table of Contents
Техника безопасности при ремонте автомобиля: правила соблюдения техники безопасности, инструкция
Сегодня без автомобиля не обходится практически ни один человек. Это удобное средство передвижения помогает быстро добираться до пункта назначения и значительно экономить на дороге. Однако если речь идет о старом авто, которое попало в аварию, то ремонт ТС в специализированном салоне обходится недешево.
Многие автовладельцы решают самостоятельно исправлять неполадки в любимом «железном коне». Однако, даже зная мельчайшие детали устройства ТС, далеко не всем знакомы меры предосторожности в работах подобного типа. Чтобы не пострадать во время «реанимации» машины, важно предварительно изучить технику безопасности при обслуживании и ремонте автомобиля. От этого зависит не только качество производимых работ, но и здоровье самого владельца.
Начало работы
You will be interested: How dangerous is the new coronavirus?
Согласно основным требованиям для слесаря по технике безопасности при ремонте автомобилей, сначала он должен подготовить специализированную защитную одежду, предварительно убедившись в том, что она не повреждена. После этого, проводится проверка рабочего места. Проходы не должны быть забитыми ненужными предметами. Также стоит уделить внимание освещению, оно не должно быть слишком слабым или, наоборот, слепить глаза во время работы. Напряжение переносной электрической лампы примерно составляет 12 В.
Согласно технике безопасности на предприятии по ремонту автомобилей, необходимо подготовить и саму машину. Она должна быть чистой. Если на авто есть грязь, пыль или снег, то все это нужно обязательно очистить.
Если работы проводятся на специализированном посту технического обслуживания, то важно, чтобы все манипуляции производились под наблюдением человека, который несет ответственность за работу сотрудников и их безопасность. Также важно учесть, что во время работы с авто, на нем должна быть соответствующая табличка, которая проинформирует других сотрудников автосервиса о том, что в данном ТС нельзя включать двигатель. Это правило актуально, если с машиной уже работает один из мастеров.
Если предполагаются работы, которые включают в себя проворачивание коленчатого или карданного вала, то перед любыми тестами нужно несколько раз удостовериться в том, что зажигание транспортного средства выключено и не может произойти несчастного случая.
Одним из самых важных правил подготовки авто к ремонту является то, что бензобак ТС должен быть опустошен. Это необходимо в том случае, если речь идет о капитальном или среднем ремонте машины.
Рабочее место
Если обратиться к официальным требованиям по технике безопасности при проведении ремонта автомобиля, то в документе можно найти информацию и о том, в каких условиях должны проводиться работы. Человек может забираться под машину только в том случае, если она установлена над специальной ямой или канавой, на дне которой и размещается мастер. Под спину лучше подкладывать лежак.
Если предполагается использование верстака, то важно очистить его поверхность. Она должна быть достаточно гладкой, лучше обить верстак при помощи листовой стали. Также на нем в обязательном порядке присутствуют сетки предохранительного типа или специальные щиты, высота которых составляет не меньше одного метра.
В правилах техники безопасности при ремонте автомобиля говорится о том, что все инструменты, которые мастер планирует использовать, нужно обязательно проверить перед выполнением любых манипуляций. Если то или иное устройство неисправно, то его нужно убрать подальше от рабочей зоны, чтобы случайно не воспользоваться испорченным предметом.
Детали авто, представляющие наибольшую опасность
Если говорить кратко о технике безопасности при ремонте автомобиля и рассмотреть основные пункты, то, прежде всего, стоит обратить внимание на то, что некоторые части автотранспортного средства могут нести большую опасность для жизни человека, если он не соблюдает особых правил работы.
Человек может получить травмы при поднятии тяжелых частей машины. Даже если используется домкрат, всегда остается риск, что он не выдержит веса авто и ТС рухнет на мастера. Именно поэтому стоит использовать сразу несколько устройств для поднятия, можно загнать «ласточку» на эстакаду, установить ее над специальной ямой.
Если речь идет о старом автомобиле, то, скорее всего, часть его деталей изготовлена из стали. Этот материал значительно тяжелее тех современных сплавов, которые используются сегодня. Поэтому, снимая те или детали авто, стоит проявить предельную осторожность. В противном случае можно серьезно пострадать.
Также в каждой машине присутствуют подвижные детали, которые вполне спокойно могут нанести вред. Например, вентиляторы, располагающиеся под капотом, относятся именно к таким элементам. Если лопасти этого устройства начнут двигаться, то они превратятся в острые ножи. Также стоит быть осторожнее при работе с цепью ГРМ. Если случайно зацепиться за нее краем рубашки, то можно даже лишиться руки.
Не стоит забывать во время работы о технике безопасности при ремонте электрооборудования автомобиля. Например, стоит осторожнее работать с энергоаккумулирующими деталями и электропроводкой. Нельзя халатно относиться к пружинам и емкостям, которые находятся под большим давлением.
Автомобиль отличается довольно сложной конструкцией, поэтому при работе важно остерегаться острых элементов. Если случайно пораниться о них, то можно очень легко занести в свой организм инфекцию. Нередки ситуации, когда от такого соприкосновения с загрязненными и масляными деталями людям приходилось лечиться от столбняка. Нужно понимать, что на металлических деталях присутствует ржавчина, различные реагенты, грязь и многое другое.
Техника безопасности при ремонте двигателя автомобиля и других элементов, в которых может содержаться жидкость, также должна быть детально изучена любым автовладельцем, который решил починить авто своими силами. Например, отработанное масло является одним из опаснейших канцерогенов, поэтому не стоит допускать его соприкосновения с кожными покровами.
В тормозной жидкости содержится антифриз, который изготавливается на основе этиленгликоля. Данный компонент является очень опасным ядом. Если человек контактирует с ним, то это может спровоцировать почечную недостаточность.
Осторожность нужно проявлять даже при замене так называемой незамерзайки. Многие производители дешевой продукции используют в качестве основы для таких жидкостей метиловый спирт (метанол). Вдыхание его паров крайне опасно для человека.
Перчатки
Согласно технике безопасности, при обслуживании и ремонте автомобиля лучше работать в перчатках с длинным рукавом.
Изделия этого типа помогут защитить кожные покровы от токсичных жидкостей. Лучше всего использовать одноразовые перчатки, изготовленные из латекса. Однако стоит учитывать, что такие изделие неприемлемы для работ, которые включают в себя замену жидкостей. Для этих целей больше подходят перчатки, изготовленные из нейлона или тонкой кожи. Такое правило объясняется тем, что изделия этого типа пропускают меньше влаги, поэтому они лучше защищают руки мастера.
Даже если на улице стоит сильная жара, рекомендуется надевать специальный защитный комбинезон. Он поможет сохранить кожу всего тела от случайных брызг токсичных веществ и в некоторой степени защитить от ожогов, если мастер по неосторожности прикоснется к горячей детали автотранспортного средства.
Стоит обратить внимание на то, что от свободной одежды на время ремонтных работ лучше всего отказаться. Ее края могут легко зацепиться за выступающие детали авто и привести к серьезным травмам.
Защитные очки
Помимо всего прочего, в требованиях техники безопасности при проведении ремонта автомобиля содержатся пункты, которые касаются защиты глаз. При этом нет совершенно никакой разницы, ведется работа с новым или старым ТС. В процессе демонтажа деталей машины от них могут отлетать брызги жидкостей или частицы загрязнений, или ржавчины. Если они попадают в глаза, то это может привести к сильнейшему травмированию.
Ни в коем случае нельзя забывать о защитных очках, если для работы применяется инструмент, работающий от электричества. Особую осторожность нужно проявлять с приборами, предназначенными для шлифовки металла. В этом случае мелкая острая стружка разлетается во все стороны и с легкостью может попасть в глаза.
Джек-стенды
Ежедневно в мире регистрируется сотни случаев, когда домкрат не выдерживает вес автомобиля, и лежащий под ним человек получает серьезные травмы, или вовсе погибает. Чтобы исключить эту опасность, стоит всегда использовать дополнительные фиксаторы.
Однако перед соблюдением этого пункта техники безопасности при ремонте кузова автомобиля стоит убедиться, что выбранные джек-стенды способны выдержать массу авто. Лучше использовать сразу несколько фиксирующих приспособлений. Например, домкраты и вспомогательное оборудование.
Упоры для колес
Для соблюдения всех правил техники безопасности при ремонте автомобиля важно убедиться, что машина полностью обездвижена и не сможет скатиться в самый неожиданный момент. Для этого недостаточно поставить авто «на ручник». В этой ситуации машина все равно может легко сместиться. Особенно это касается транспортных средств с задним приводом. В этом случае ее удерживают исключительно два колеса. Если приподнять ее при помощи домкрата, то она с легкостью начнет скатываться.
Чтобы избежать вероятности несчастного случая, стоит использовать специальные упоры. Если их не оказалось под рукой, то подойдут и обычные деревянные бруски, которые нужно установить таким образом, чтоб авто оказалось в неподвижном состоянии.
Аккумулятор
При проведении работ под капотом обязательно следовать требованиям техники безопасности на участке ремонта автомобилей. Это означает, что перед началом работ необходимо отключить минусовой кабель от аккумулятора.
Нужно понимать, что машина является источником повышенного напряжения, поэтому такого рода работы должны проводиться с особой осторожностью. В противном случае есть риск короткого замыкания и того, что человек получит сильнейший электрический разряд.
Ключи
Чтобы защитить свои руки от возможных повреждений, стоит изучить технику безопасности при ремонте автомобиля и использовать специализированные инструменты. Например, для работы лучше приобрести длинные ключи и рычаги, при помощи которых намного проще и безопаснее производить любые манипуляции с машиной.
Как правило, при использовании таких инструментов работает принцип крутящего момента. Таким образом, автовладельцу не приходится прикладывать много сил для того, чтобы отсоединить необходимый винт, гайку или любой другой крепежный элемент.
Респиратор и проветривание помещения
В требованиях по технике безопасности при ремонте автомобиля много говорится о токсичных компонентах, которые могут навредить здоровью человека. Поэтому ни в коем случае нельзя распылять опасные жидкости непосредственно внутри закрытого помещения. Пары химикатов обычно начинают подниматься вверх. Если они попадут в дыхательные пути человека, то это может привести к сильнейшему отравлению.
Даже если необходимо просто произвести обработку ржавой гайки при помощи состава WD40, следует делать это в респираторе или на улице. После проведенных работ рекомендуется всегда проветривать гараж, особенно если он закрытого типа.
В обязательном порядке нужно соблюдать технику безопасности при ремонте автомобиля во время его покраски или обработки другими веществами. Респиратор поможет защитить слизистую оболочку гортани и сами дыхательные пути от ожогов и других неприятных явлений, которые происходят в случае вдыхания токсичных паров растворителя и других жидкостей. То же самое касается работ по металлу. Если проводятся шлифовальные работы, лицо обязательно должно быть защищено.
Аварийное оборудование
Каждый гараж оборудуют защитными средствами, которые помогут в случае нештатной ситуации. Поэтому в рабочем помещении обязательно должен быть огнетушитель, песок и прочее. Ежегодно фиксируется тысячи случаев, когда сервисные центры по ремонту авто сгорали дотла. Поэтому даже если автолюбитель занимается исключительно своим авто, и это является все лишь его хобби, всегда нужно помнить о своей безопасности.
Также рекомендуется приобрести специализированный измеритель угарного газа. Во время ремонта авто мастеру приходится по нескольку раз заводить мотор, для того чтобы понять, удалось ли ему отремонтировать неисправную деталь. В такой ситуации очень легко получить отравление угарным газом, особенно если гараж не имеет вентиляции или хотя бы открытого окна.
Некоторые автовладельцы выводят на улицу трубки, по которым газ выходит наружу. Однако есть риск утечки, поэтому не стоит рисковать своей жизнью.
Кроме этого, в гараже обязательно должна быть аптечка. Если автолюбители или опытный мастер случайно поранился, нужно незамедлительно обработать место поражения, чтобы предотвратить возможный столбняк.
Требования по технике безопасности при ремонте автомобиля в случае аварии
Если автомобиль или его часть потеряли устойчивость, необходимо незамедлительно прекратить все работы и отойти как можно дальше от транспортного средства. Если речь идет о специализированной мастерской, то о случившемся обязательно докладывается старшему руководителю.
В случае возгорания важно как можно быстрее потушить пожар при помощи огнетушителя, асбестовых покрывал и других средств. Если ликвидировать огонь не получается, то требуется незамедлительно вызвать пожарную службу, покинуть помещение и доложить о случившемся старшему по смене.
Завершение работ
Изучая технику безопасности при ремонте подвески автомобиля и других его частей, не стоит забывать о заключительных мерах предосторожности. Когда автомобиль отремонтирован, необходимо очистить рабочее место, протереть все инструменты от налипшей грязи и остатков жидкостей, уложить их в специально отведенное место (например, переносной ящик).
Оставлять машину на ночь на домкрате ни в коем случае нельзя. Если оборудование не выдержит и авто съедет, может произойти нештатная ситуация. Когда в гараже никого нет, подобное чревато очень серьезными последствиями.
Защитную одежду, которая использовалась в процессе ремонтных работ, рекомендуется очистить и убрать в шкаф. После этого, автовладелец должен тщательно умыться при помощи мыла и хорошенько очистить руки, на которых могли остаться частицы токсичных компонентов. Рассмотренные правила и требования безопасности важно соблюдать, тогда проблем не возникнет.
Некоторые вопросы безопасности при ремонте собственного автомобиля
Транспортные средства могут представлять повышенную опасность не только во время эксплуатации, но и при ремонте. Требования безопасности предъявляют к каждому автомобилисту без условия наличия у него навыков устранения неисправностей машины. Конечно, устройство современного автомобиля довольно сложное. Соответственно, повышено требование к знаниям «ездока».
В нем есть узлы и детали, которые предъявляют особые требования к квалификации специалиста при обращении с собой. При этом большинство составных частей могут быть отремонтированы или заменены собственными силами.
К сожалению, зачастую во время этих мероприятий люди по незнанию или в результате собственной беспечности нарушают элементарные требования защиты своего здоровья. Это приводит к его нарушениям разной степени тяжести.
- Травмы: царапины, ушибы, переломы, вывихи и другие повреждения.
- Ожоги химические, открытым пламенем или горячими предметами.
- Отравления путем вдыхания паров отравляющих веществ или заглатыванием их в жидком состоянии.
- Поражение электрическим током.
Все эти состояния могут вызывать чувство легкого недомогания, тяжелые страдания, а порой приводить к смерти человека. Поэтому необходимо знать и соблюдать меры предосторожности во время ремонта автомобиля.
Помещение
Если починка автомобиля проводится в замкнутом пространстве, то необходима его достаточная вентиляция. Иногда нужен запуск двигателя. В результате выделяется угарный газ. Он должен выводиться наружу принудительным способом вентилирования. Все место должно быть чистым. Без луж воды, бензина или смазочных веществ.
Имеются требования к температуре среды внутри помещения. Она должна быть комфортной. В натопленных гаражах существенно увеличивается вероятность отравления летучими ядами и быстрая потеря сознания. Холод может сильно исказить показатели некоторых измерительных приборов.
Помещение в целях безопасности работ должно быть достаточно освещено. Желательно использовать источники, близкие по характеристикам к дневному свету. При хорошем освещении видны самые мелкие детали, но глаза мастера не подвергаются ослеплению излишней яркостью. Лучше, если установлены несколько осветительных приборов с возможностью изменения направления лучей.
Обязательно наличие стеллажей, где можно удобно и аккуратно разместить инструменты и запасные детали. Обязательно наличие короба с песком и огнетушителя с функцией пенообразования. Можно дополнить противопожарный инвентарь куском чистого брезента, достаточного для укрытия тела человека.
Очень важно наличие в гараже емкости с чистой водой для промывки ран или смыва агрессивных жидкостей с кожи. Для манипуляций при первой помощи должна быть на видном месте расположена медицинская аптечка. Лучше, если это будет отдельный навесной шкафчик с постоянно обновляемым содержимым.
Средства защиты работников
Приступать к ремонту автомобиля в одежде для повседневной носки не рекомендуется. Есть определенные требования к экипировке автослесаря. Комплект должен представлять собой предметы одежды, прилегающие к телу, но дающие ему хорошую свободу действий. Это увеличит безопасность работ.
Отвисших излишков ткани, болтающихся свободно концов лямок или шнуров быть не должно. Их может легко намотать на какой-нибудь вращающийся элемент. Но и облегания добиваться не стоит. Должна сохраняться возможность быстрого скидывания с тела внезапно загоревшегося элемента костюма.
При ремонте автомобиля осуществляется контакт кожных покровов с металлом и опасными в химическом отношении жидкостями. Поэтому работать следует в специальных перчатках из плотной ткани, а в некоторых случаях из резины. Например, при изготовлении электролита, где подразумевается контакт с кислотой.
Для многих видов требования безопасности предполагают защиту глаз специальными очками, органов дыхания респиратором, а барабанных перепонок берушами. Иногда для защиты тела надевают прорезиненный фартук.
Техническое обеспечение работ
Желательно иметь в помещении небольшую лебедку для демонтажа тяжелых агрегатов. Обязательно наличие набора необходимых инструментов. Хорошо, если у них рукоятки покрыты резиной. Это не дает им скользить в руке, следовательно, работать проще и легче. Их функциональные поверхности не должны быть изношены.
Электроинструмент надо использовать исправный. Для безопасности его провода необходимо располагать на подвесах так, чтобы они не касались поверхности пола. Обязателен стол с установленными на нем тисками. И несколько небольших столиков на колесиках, куда будет удобно складывать детали и инструменты.
Удобный лежак, используемый автолюбителем при ремонте автомобиля, тоже имеет смысл оборудовать небольшими колесиками. Так намного удобнее попадать под автомобиль и выбираться из-под него. Комплектация гаража другими видами оборудования зависит от частоты ремонтных работ автомобиля и профессионализма самого хозяина.
Все мелкие детали нужно разложить по жестяным банкам и хранить на стеллаже. Всегда пригодится запас ветоши в отдельном ящике. А вот то, что некоторые автовладельцы буквально начиняют свои гаражи сосудами с воспламеняющимися жидкостями, не зная меры, грозит катастрофическими последствиями.
Сгорит техника не только виновника, который не соблюдал требования пожарных служб, но и соседей. Ведь зачастую ремонт автомобиля производится в одном из боксов гаражного кооператива. Хотя это противоречит правилам.
Безопасность самого процесса
Ремонтные работы проводятся только обездвиженного транспортного средства. Для этого надо зафиксировать его ручным тормозом и включить минимальную передачу. Колеса с обеих сторон надежно подпереть чурками или специальными ограничителями движения. В пути на обочине для этого использовать камни, а под домкрат для устойчивости на почве подложить дощечки.
Если планируется нахождение человека под днищем машины, то под приподнятый край подкладывают одно на другое два колеса. Лучше при подобном ремонте использовать эстакаду. Но при въезде на нее необходима посторонняя помощь, чтобы контролировать движение автомобиля по полозьям. Иногда машины падают.
Многие виды ремонта могут осуществляться без участия электрической системы машины. В этом случае аккумулятор безопаснее снять до устранения поломки. Перед планируемой заменой масла надо дать время ему остыть. Не стоит полагаться на температуру пробки. Она гораздо холоднее масла, от которого можно получить тяжелые ожоги.
Слив любой отработавшей свой срок жидкости требует предельной осторожности и внимания. Ведь помимо того, что многие из них изначально являются опасными, после срока службы они накапливают в себе много вредных веществ и становятся сущим ядом. Поэтому пролитые составы требуют немедленного удаления.
Требования при ремонте узлов автомобиля, содержащих какую-либо жидкость, гласят о том, что она перед демонтажем должна быть слита полностью. Только после этого можно снимать агрегат и нести его на стол для починки. Отработанные составы утилизируются незамедлительно по установленным правилам.
Хранению не подлежат даже на непродолжительный срок. В процессе ремонта автомобиля нельзя разбрасывать инструменты на порогах, корпусе или внутри него. Для них предназначено место на передвижном столике.
Все эти нехитрые требования помогут новичку и знатоку сохранить не только свое здоровье, но и безопасность окружающих.
Техника безопасности при ремонте автомобилей
↑ Техника безопасности при проведении ремонтных работ
Гараж или бокс, где проводятся ремонтные работы, должен хорошо проветриваться, дверь — легко открываться как изнутри, так и снаружи. Проход к двери всегда держите свободным.
↑ Предотвращение отравления ядовитыми газами
При работе двигателя (особенно на пусковых режимах) выделяется оксид углерода (угарный газ) — ядовитый газ без цвета и запаха. Опасная для жизни концентрация оксида углерода может образоваться даже в открытом гараже, поэтому перед запуском двигателя обеспечьте принудительный отсос отработавших газов за пределы гаража.
При отсутствии принудительной вытяжки можно запускать двигатель на короткое время, надев на выпускную трубу отрезок шланга и вынув его наружу. При этом система выпуска и ее соединение со шлангом должны быть герметичны.
↑ Меры предосторожности при ремонте системы питания
При ремонте системы питания впрысковых двигателей необходимо отсоединять «отрицательную» клемму аккумуляторной батареи от «массы» и сбрасывать давление в системе.
↑ Сварочные работы
На время сварочных работ запаситесь огнетушителем (лучше углекислотным). Перед этим отсоедините провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи, отключите все электронные блоки управления от бортовой сети автомобиля, а контакт «массы» сварочного провода располагайте как можно ближе к месту сварки.
Проследите за тем, чтобы электрический ток не проходил через подвижные (подшипники, шаровые опоры) или резьбовые соединения – иначе они могут быть повреждены.
При ремонте цепей электрооборудования или при риске их повреждения (сварка, рихтовка вблизи жгутов проводов) отключайте клемму «-» аккумулятора.
↑ Средства защиты
Для защиты рук от порезов и ушибов во время «силовых» операций надевайте перчатки (лучше кожаные). Для защиты глаз надевайте очки (лучше специальные, с боковыми щитками). При работе с электролитом очки обязательны.
↑ Оборудование и инструмент
Не применяйте неисправный инструмент: рожковые ключи с «раскрывшимся» зевом или смятыми губками, отвертки со скругленным, скрученным шлицем или неправильно заточенные, пассатижи с плохо закрепленными пластмассовыми ручками, молотки с незафиксированной ручкой и т.п.
↑ Домкраты и подъемники
При возможности пользуйтесь ромбическим или гидравлическим домкратами взамен штатного — они более устойчивы и надежны. При вывешивании автомобиля (с помощью домкрата или подъемника) никогда не находитесь под ним. Предварительно убедитесь, что соответствующие силовые элементы кузова (усилители пола, пороги) достаточно прочны.
Используйте для подъема автомобиля только штатные точки опоры. Запрещается вывешивать автомобиль на двух или более домкратах — используйте подставки промышленного изготовления. Запрещается нагружать или разгружать автомобиль, стоящий на домкрате (садиться в него, снимать или устанавливать двигатель). При ремонте автомобиля со снятым двигателем (силовым агрегатом) учитывайте, что развесовка по осям изменилась: при вывешивании на домкрате такой автомобиль может упасть. Работайте только на ровной нескользкой площадке, под невывешенные колеса подкладывайте упоры.
↑ Технические жидкости
Отработанные масла способствуют возникновению рака кожи. При попадании масла на руки, вытрите их ветошью, а затем протрите специальным «средством для чистки рук» (или подсолнечным маслом) и вымойте теплой водой с мылом (запрещается мыть руки горячей водой, при этом вредные вещества легко проникают через кожу!).
В охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя (антифризе) содержится этиленгликоль, который ядовит при попадании в организм и — в меньшей степени — при попадании на кожу. При отравлении антифризом нужно немедленно вызвать рвоту, промыть желудок, а в тяжелых случаях принять солевое слабительное (например, глауберову соль) и обратиться к врачу. При попадании на кожу – смыть большим количеством воды. То же при отравлении тормозной жидкостью.
Электролит при попадании на кожу вызывает жжение, покраснение. Если электролит попал на руки или в глаза, вначале смойте его большим количеством холодной воды. Запрещается мыть руки с мылом! Затем руки можно промыть раствором питьевой соды или нашатырного спирта (из автомобильной аптечки). Помните, что серная кислота даже в малых концентрациях разрушает органические волокна – берегите одежду! Поэтому при работе с аккумуляторной батареей (электролит почти всегда присутствует и на ее поверхности) надевайте очки и защитную одежду (резиновые перчатки желательны).
Бензин, масла, тормозная жидкость почти не перерабатываются естественным путем. Тормозная жидкость содержит ядовитые гликолевые эфиры, масла – отработавшие минеральные и органические присадки, внешние загрязнения, продукты изнашивания. Свинцовые аккумуляторы, помимо свинца, содержат сурьму и другие элементы, образующие высокотоксичные для организма человека соединения, долго сохраняющиеся в почве.
Резинотехнические изделия и пластмассы также практически не разлагаются в естественных условиях, а при сжигании образуют токсичные, в том числе канцерогенные соединения.
Источник https://ruud.ru/avtomobili/34523-texnika-bezopasnosti-pri-remonte-avtomobilya-pravila-soblyudeniya-texniki-bezopasnosti-instrukciya/
Источник http://autoremont2.ru/main/tehnika-bezopasnosti.html
Источник https://ovaze.ru/106-tehnika-bezopasnosti.html
Источник