full screen background image

Цинкование кузова легкового автомобиля в домашних условиях

15

Содержание

Цинкование кузова легкового автомобиля в домашних условиях

Оцинковка кузова автомобиля: виды и технология самостоятельного выполнения Как сделать оцинковку кузова автомобиля в домашних условиях

Оцинковка кузова автомобиля своими руками с видео и фото

В статье пойдет речь о оцинковке кузова автомобиля своими руками. В конце статьи Вас ждет видео все на ту же тему. Оцинковка кузова автомобиля дело достаточно щепетильное. Поэтому мы рекомендуем вам изначально потренироваться на любой другой железной поверхности, а когда вы уже набьете руку, можете смело приступать к оцинковке кузова своего автомобиля своими руками.
Для оцинковки железа нам понадобится паяльная кислота (цинк хлор) ее можно купить в магазине радиодеталей, можно сделать самостоятельно — кидать кусочки цинка в соляную кислоту до тех пор, пока не остановится реакция; цинковый электрод; стаканчик соленой пальчиковой батарейки; кусочек ткани или ваты; провод.

Провод подсоединяем к плюсу аккумулятора. Скидываем плюсовую клемму. Минус остается на кузове.

Зачищаем металл, что на нем не осталось ни капли ржавчины.

Пропитываем ткань паяльной кислотой.

Начинаем водить нашим тканевым наконечником по поверхности металла.

Вот какая реакция проходит.

Продолжаем водить по поверхности.

У кого хватит терпения таким образом может и обработать весь кузов автомобиля. После все смывается водой. А для тех кто хочет перестраховаться, могут смывать легким щелочным раствором, например, раствором пищевой соды. Цинк можно достать из солевых батареек или из старых советский карбюраторов. Вместо аккумулятора можно использовать зарядное устройство. Вот на этом месте 2 года назад у нас была сильная ржавчина, которую мы зачистили и оцинковали таким методом.

Мы уже 2 года эксплуатируем автомобиль в таком состоянии и ржавчина заново не появилась. Так что можете смело пробовать, не забудьте потренироваться перед тем, как будете работать с автомобилем.

Как легко и быстро удалить ржавчину и оцинковать кузов автомобиля

На кузове стали появляться сколы с очагами коррозии? Очистить металл кузова и надежно защитить ее от появления ржавчины можно очень простым и дешевым способом.

Для этого понадобятся:

  • Цинковая деталь. Например, можно взять обычную солевую батарейку (ее корпус выполнен из цинка).
  • Ортофосфорная кислота.
  • Провода.
  • Ватные диски или тряпочка.
  • Сода.

Нанесение цинка на металл кузова автомобиля будет производиться гальваническим способом.

В качестве цинкового элемента будет использоваться обычная солевая батарейка. С батарейки необходимо снять пластиковую защиту, под которой и находится цинковый корпус.

К корпусу батарейки нужно закрепить провод и ватный диск.

Другой конец провода, нужно подключить к плюсу аккумулятора автомобиля.

Смочив ватный диск в ортофосфорной кислоте, нужно его прижать к проблемному участку с коррозией.

Спустя некоторое время ржавчина на месте контакта слезет, а сам металл покроется тонким слоем цинка.

После оцинковки, участок обязательно нужно обработать раствором соды, чтобы нейтрализовать кислоту.

Все, дальше можно закрашивать оцинкованный участок. Больше это место ржаветь не будет.

Подробнее о гальваническом оцинковании, можно посмотреть в видео:

Типы оцинковки

Что такое оцинковка кузова автомобиля: описание и список моделей
Существуют разные типы цинкования металла:

  1. Гальванический. Цинк из цинксодержащего электролита осаждается на поверхности кузова в ходе электрохимических процессов.
  2. Горячий (термический). Корпус машины опускается в расплав цинка. Также цинк может наноситься на металлический лист, который затем идет в прокатку, либо распыляться из специального пистолета (шоопирование). Горячий метод считается самым дорогим, но наиболее эффективным видом цинкования.
  3. Холодный. Чаще всего применяется в домашних условиях, так как является несложным в проведении. Подразумевает нанесение цинка на поверхность металла способом, схожим с окрашиванием обычными полимерными красками.
  4. Диффузный. Порошком цинка производят обработку (шерардизацию) деталей при температуре +290…+450 градусов либо погружают их в пары цинка при +800…+900 градусах.

По полноте обработки цинкование классифицируют на полное, частичное или узловое. В последнем случае нанесение металла осуществляется только на отдельные узлы и соединения. При покупке новой машины тип проведенной оцинковки можно уточнить в прилагающихся документах, где также указывается толщина созданного покрытия и гарантийный срок его службы. Профессионалы даже без документов знают, какие модели машин подвергаются оцинковке в заводских условиях и каким именно образом наносится металл на детали кузова.

Автомобили с горячим типом оцинкования

Изначально такой тип стал применяться на заводах Volkswagen и Audi, причем первой оцинкованной серийной моделью была Audi A80. Далее обрабатывать кузова машин горячим способом начали Porsche, Volvo и другие автопроизводители. Ввиду высокой стоимости горячей технологии оцинковки она используется для машин премиум-класса. Из недорогих моделей, которые получили столь надежную защиту, можно указать:

  • Chevrolet Lacetti;
  • Chevrolet Epica;
  • Opel Astra;
  • Opel Vectra;
  • Ford – Sierra, Mondeo, Escort;
  • Fiat Albea;
  • Fiat Marea.

В ходе обработки создается прочное покрытие толщиной 2–10 мкм (в зависимости от модели и конкретной компании-производителя), защищающее кузов от ржавления.

Машины с гальваническим типом оцинковки

Себестоимость машин, подвергшихся гальванической обработке, намного ниже, чем при методе горячего цинкования. Этот способ нанесения покрытия применяется японскими, европейскими, американскими производителями. Поскольку защита будет хуже, ведущие автокомпании ввели некоторые улучшения. Вот основные из них:

  • толщина слоя цинка – 9–15 мкм;
  • применение высоколегированной стали без примесей;
  • прочный слой специально подобранной грунтовки и краски.

Среди автомобилей, которые подверглись оцинковке таким методом, можно назвать некоторые модели Honda, BMW, Mercedes, Alfa Romeo, а также:

  • Skoda Octavia;
  • Skoda Fabia;
  • Renault Logan;
  • Renault Espace 3;
  • большинство из модельного ряда Toyota;
  • Chrysler 300M;
  • Mitsubishi Lancer.

Авто отечественного производства

Продукция «АвтоВАЗа» в свое время готовилась из зарубежной стали, которая уже была подвергнута оцинковке. Из-за слишком высокой себестоимости импортного материала компания перешла на отечественную сталь, а кузова начали цинковать холодным способом, дающим невысокую степень защиты. В российских машинах оцинковке подвергается не весь кузов, а только отдельные детали и узлы. Некоторые соединения обрабатывают методом катафореза без применения цинка.

Среди российских машин можно назвать:

  • ВАЗ 2110 (примерно 50% деталей);
  • Lada 4х4 (катафорезное грунтование без оцинковки);
  • первое поколение «Калины» (до 52% деталей);
  • второе поколение «Калины» (оцинковка всего кузова, кроме капота, крыши, лонжеронов);
  • «Лада Приора» (100% кузова в современных моделях);
  • «Лада Гранта» (хэтчбэк – оцинковка крыльев, дверей, седан – цинкование отсутствует);
  • «Лада Веста» (полная оцинковка, за исключением порогов);
  • «Лада XRAY» (полная оцинковка, за исключением крыши).

Поскольку созданная методом холодного цинкования защита не является на 100% надежной, при длительной эксплуатации она нарушается, и металл начинает ржаветь. При неблагоприятном воздействии такой процесс может начаться уже через несколько лет езды на новом автомобиле.

Основные способы оцинковки

Защитное цинковое покрытие наносится двумя основными способами.

  1. Горячий. Это заводской метод, когда кузов автомобиля, после очистки кислотами и нанесения флюса, окунают в ванну с расплавленным цинком. Он дорог и сложен, поэтому применяется далеко не всеми автопроизводителями, даже с мировым именем. Такое покрытие наиболее прочное и устойчивое к механическим воздействиям. Им обладают машины брендов Porsche, Volvo с 1975 года, Chevrolet Lachetti, некоторые модели Ford и Opel, а также ВАЗ 2110 (опционально).
  2. Холодный. В свою очередь, он делится на гальванический и механический. Гальваника – это тоже достаточно надежно, но полностью кузов этим способом цинкуется только на заводах, поскольку связан с применением больших объемов агрессивных веществ – щелочей, кислот, аммиака. Им пользуются производители марок Mercedes, Skoda, Volkswagen, Toyota, Reno Logan. На ограниченных площадях его можно применять и для самостоятельной оцинковки. Механические способы нанесения защитного покрытия (покраска составами, содержащими цинк) наименее надежны, но они просты и дешевы.

«Цинкарь» — эффективный преобразователь ржавчины

Оцинковка кузова автомобиля своими руками батарейкой

Создатели этого эффективного препарата для борьбы с коррозией смогли совместить преимущества двух описанных выше способов борьбы с ржавчиной. Тут необходимо отметить, что в данном случае под понятием «совмещение» не следует подразумевать традиционное сложение, наподобие «два плюс два равно четыре». В нашем случае, совмещение означает применение при изготовлении оптимального соотношения входящих в состав средства компонентов, таких как соли марганца и цинка, а также ортофосфорная кислота. После обработки препаратом «Цинкарь» стальной, начавшей ржаветь, поверхности наблюдается химическое разрушение оксидов железа, последующий их переход в фосфаты, при одновременном течении реакций с участием марганца и цинка. В результате на поверхности металла, обработанного подобным способом, возникает прочный и в то же время достаточно активный защитный слой. Стоит сказать еще раз: для достижения желаемого результата, входящие в состав средства борьбы с ржавчиной компоненты должны присутствовать в его формуле идеально точных соотношениях. Именно от этой точности зависит правильность течения химических реакций на поверхности обрабатываемого материала и, как следствие, эффективность обработки ржавеющего металла препаратом «Цинкарь». В ходе исследований, производимых при создании этого препарата, разработчики изучили влияние ранее используемых методов для защиты железа от ржавчины, а также оценили их эффективность. После ряда успешно проведенных экспериментов им удалось выявить несколько закономерностей, проявившихся после добавок органических и неорганических веществ к ортофосфорной кислоте, влияющих на эффективность защитного покрытия. В результате их успешной работы мировая общественность получила такое эффективное, давно ожидаемое средство борьбы с коррозией металла, как препарат «Цинкарь», успешно сочетающий в себе механические и гальванические способы защиты. В настоящее время на рынке присутствуют две разновидности средства борьбы с ржавчиной под наименованием «Цинкарь»:

  • обычный флакон оранжево-желтого цвета с соответствующей надписью;
  • флакон с распылителем оранжево-желтого цвета с измененной формой.

Форма емкости, имеющей распылитель, была создана с учетом обеспечения возможности комфортного удержания флакона в руке при обработке исходного материала.

Домашнее цинкование

Оцинковка и лкп кузова лада веста

Как вы понимаете, о термической оцинковке в домашних условиях и речи идти не может, поэтому мы расскажем, как это сделать при помощи гальванического нанесения цинка.

Итак, дома вы можете выполнить оцинковку любой стальной детали следующим образом:

Возьмите раствор соли цинка, сульфат или хлорид цинка. Если такового в готовом виде вы не купили, тогда сделайте его самостоятельно, растворив этот металл в соляной или серной кислоте. Подобные наборы юного химика можно найти в магазинах радиодеталей. Здесь хлорид цинка продают как паяльную кислоту. Серная кислота найдётся в магазинах автозапчастей, так как нередко применяется в роли электролита для кислотных аккумуляторов. Во время приготовления раствора сперва положите в кислостойкую ёмкость цинк, а затем уже подливайте туда аккуратно кислоту. На один литр кислоты понадобится около 400 г металла. Выполняйте такие манипуляции на свежем воздухе и вдалеке от очагов возгорания, так как продуктом реакции является также и водород. Он горит и взрывоопасен. Убедиться, что кислота полностью выработалась, можно, положив в ёмкость ещё немного цинка после растворения предыдущей партии. Если пузырьки водорода не выделяются, значит, реакция отсутствует. Отделите прозрачный раствор от жидкого осадка. Возьмите деталь, которую необходимо цинковать, и подключите к ней минус источника тока. Плюс подключите к кусочку металлического цинка. Поместите их в полученный электролит на определённом расстоянии и подайте напряжение. Можно вполне обойтись 12 вольтами, которые выдаёт автомобильный аккумулятор и зарядное устройство. Благодаря току цинк осядет на детали из стали, металлический цинк будет растворяться и обогащать раствор

Очень важно, чтобы с раствором не контактировал провод, к которому подсоединён кусочек цинка. В противном случае процесс оцинковки будет испорчен, так как в растворе начнёт растворяться и провод. При правильном протекании процесса на детали появится серый равномерный слой

При слишком быстром протекании оцинковки стальная поверхность может стать рыхлой и тёмной. Достаточно использовать ток силой до 1 ампера. После цинкования промойте деталь в растворе питьевой соды или в воде. Это позволит нейтрализовать оставшуюся кислоту.

На видео — цинкование диска автомобиля:

Прочитав вышеизложенную инструкцию по оцинковке кузова, каждый опытный автолюбитель задумался о том, как он будет помещать габаритный корпус своей автомашины в раствор. Дело в том, что опускать его никуда не нужно.

Для гальванического цинкования в гаражных условиях купание кузова в электролитной ванне не проводится. Вы с помощью этого метода можете выполнить оцинковку только отдельной детали корпуса авто. Для этого, очистите её поверхность от грязи и ржавчины, используя шкурку. Важный момент — применять ортофосфорную кислоту или уничтожитель ржавчины нельзя!

Теперь оберните кусочек цинка тканью несколько раз. Подсоедините к нему провод, соединённый с плюсом аккумулятора. При этом минус аккумулятора должен оставаться на массе, то есть быть подключённым к кузову машины. Для соединения проводов лучше всего использовать зажимы для прикуривания

Важно, чтобы ткань, в которую завернут цинк, не касалась их

Мокните обёрнутый кусок цинка в приготовленный раствор и водите им по участку, который необходимо оцинковать. Металл будет осаживаться на поверхности кузова.

На видео — цинкование детали кузова авто:

В конце промойте оцинкованное место раствором питьевой соды или водой, просушите его и смело приступайте к окрашиванию и грунтовке.

Соблюдая правила безопасной работы с химическими растворами и электричеством, вы без проблем сможете выполнить оцинковку кузова своего автомобиля без помощи мастеров из СТО. Это значит, что защитить автомашину от коррозии и ржавчины в гаражных условиях реально и несложно.

Преимущества оцинковки

Оцинковка кузова автомобиля: виды и технология самостоятельного выполнения

Подобный способ успешно применяется в европейских странах десятки лет. Наше производство тоже развивается и постепенно начинает его использовать. Огромное количество тех автомобилей, которые были выпущены задолго до появления этой технологии, не защищены.

В данной ситуации возникает потребность в оцинковке кузова, и проводить её необходимо самостоятельно.

Совет! Если нет возможности провести оцинковку всего кузова, то стоит уделить внимание тем участкам, которые чаще всего подвержены развитию коррозионных процессов.

Всем известно, что чаще всего от коррозии страдают те детали автомобиля, которые находятся ближе всего к дорожному покрытию.

Почему именно они? Ответ прост, потому что они подвержены воздействию химических элементов больше, чем те, которые находятся дальше и выше.

Именно поэтому необходимо провести оцинкование кузова, чтобы в дальнейшем не нести постоянные затраты на ремонт отдельных деталей.

Оцинкование имеет намного меньшую стоимость по сравнению с той суммой, которую понадобится заплатить за новый корпус. Практически все производители автомобилей главное внимание уделяют только днищу.

На него наносится специальное анодное покрытие, которое представляет собой металл имеющий потенциал меньший, чем основной металл, из которого изготавливается корпус.

Внимание! Самым оптимальным материалом для защиты считается цинк, поскольку он имеет невысокую стоимость и обладает при этом хорошими антикоррозийными свойствами.

Способы оцинковки кузова

Оцинковка кузова автомобиля: виды и технология самостоятельного выполнения

Выделяют три основных способа оцинкования автомобиля, которые чаще всего применяют на практике:

  • способ, при котором детали автомобиля погружают в специально подготовленный и разогретый до определенной температуры цинкосодержащий раствор называется – термический;
  • вторым не менее популярным, считается гальванический способ оцинковки. В данном случае выбранную деталь погружают в специальную ванну с раствором цинка. Затем к детали крепят электрод, имеющий отрицательный заряд, а к корпусу ванны – положительный. В результате этого деталь обволакивается частичками, которые несут положительный заряд;
  • третий способ представляет собой холодный процесс оцинкования. Этот метод созвучен с гальваническим, но при этом нет необходимости погружать нужную деталь в специальную ёмкость. Она просто проходит обработку специальным электродом, который в свою очередь подключается к положительному заряду.

Оцинковка автомобилей на заводе

Оцинковка кузова автомобиля: виды и технология самостоятельного выполнения

Большинство известных автомобильных фирм проводят оцинковку кузова непосредственно на этапе производства. Некоторые делают это только по отношению к отдельным частям, многие оцинковывают полностью весь кузов.

Также практикуется оцинковка подобной технологией целиком самых уязвимых деталей, а менее подверженные коррозии – обрабатываются с одной стороны.

Внимание! По такой технологии работает завод по производству Лады Калина, а также отдельные зарубежные производители.

Производители Лады Калины утверждают, что оцинкована почти половины кузова автомобиля. Отдельные детали для полноценной оцинковки подвергаются погружению в гальваническую среду.

Остальные детали, не имеющие большого риска коррозии, проходят только внутреннюю обработку с той стороны, где нет полноценного покрасочного покрытия. Как утверждают специалисты по автомобилестроению, если отдельные элементы кузова Калины не оцинкованы, то они в полной мере защищены грунтовкой.

В основном, оцинковке подвергают те участки кузова, на которых не всегда удобно обнаружить развитие коррозионных процессов.

Существуют и другие зарубежные производители, которые внедряют в производство полное или частичное оцинкование.

Некоторые из них используют термический метод оцинкования:

Другие известные марки автомобилей оцинкованы методом погружения в гальваническую ванну. К ним относятся:

  • Audi;
  • Honda;
  • Mersedes;
  • Toyota и другие.

В случае, когда оцинкованию подвергается весь кузов автомобиля, его срок эксплуатации увеличивается во много раз, но и стоимость такой модели будет намного дороже, чем модель, которая не проходила данный вид обработки.

Как произвести оцинковку своими руками

Не в заводских условиях чаще всего оцинковку автомобиля производят при помощи гальванического или холодного метода. Для их использования не понадобится следовать сильно заумным рекомендациям и технологиям, поскольку здесь всё максимально просто.

МЕТОД ХОЛОДНОГО ОЦИНКОВАНИЯ

Перед тем как приступить непосредственно к самому процессу оцинковки необходимо предварительно подготовить поверхность детали или кузова. Для этого нужно очистить поверхность от загрязнений и следов ржавчины. После этого можно наносить цинк, который имеет мелкодисперсное состояние. Сам процесс оцинковки похож на метод окраски с помощью баллончика.

МЕТОД ГАЛЬВАНИЧЕСКОЙ ОЦИНКОВКИ

Осуществить оцинковку деталей гальваническим способом можно, но достаточно проблематично. Кроме этого этот процесс нельзя отнести к дешевым.

Для оцинковки понадобится специальный раствор, который состоит из солей цинка, сульфата и хлорида цинка. Поскольку приобрести готовый раствор не всегда есть возможность, то придется потрудиться и сделать его самостоятельно. Для этого нужно растворить цинк в соляной и серной кислоте.

Совет! Все необходимые средства можно приобрести в автомагазинах или тех, которые специализируются на продаже радиодеталей.

Цинк помещается в подходящую емкость и заливается кислотой. На один литр кислоты используется около 400 грамм металла. Именно такая пропорция даст высокий уровень оцинковки.

Все работы по оцинкованию лучше проводить снаружи помещения. Запрещается делать это вблизи огня и легковоспламеняющихся материалов.

Важно! Необходимо использовать средства индивидуальной защиты, поскольку данные работы опасны для кожи и дыхательных путей.

Перед тем как приступить к работе необходимо убедится, что вся кислота выработалась, а затем отделить от основного раствора осадок. К выбранной детали подсоединяется минус, а плюс к цинку. Это соединение помещается в раствор и пускается ток. В качестве источника тока можно использовать аккумулятор для автомобиля.

Под действием тока все цинковые частички, которые находятся в растворе, оседают на поверхность детали. Стоит обратить внимание на то, что провод должен быть защищен от контакта с раствором. Поскольку это может внести неприятные коррективы в работу.

Ведь та часть провода, которая хоть немного, но контактирует с самим раствором, под воздействием среды начинает окисляться и в итоге вся работа будет напрасной.

В случае выполнения точных и правильных действий на поверхности детали начнет образовываться слой серого цвета.

После завершения процесса оцинковки, деталь необходимо тщательно промыть.

Почему и всегда ли цинк защищает

Не все знают причину того, почему оцинкованный металл не ржавеет. Скажем больше: цветной металл цинк (химический элемент Zn) имеет меньшую стойкость к окислению и коррозии, чем защищаемое им железо. Протектором для него цинк становится из-за имеющейся разницы в электрических потенциалах на поверхности кристаллических решеток.

Этот эффект называется электрохимической коррозией, а заключается он в разрушении активного металла при контакте с менее активным, который получает дополнительные ионы и восстанавливается. Если на поверхности оцинкованного листа образуется повреждение до железа, то весь защитный слой может растаять, буквально как снег весной. Активный электрохимический процесс приводит к ускорению окисления обоих металлов.

Это интересно: Мовиль против ржавчины: нестареющая классика

Оцинковка дома – это несложно

Оцинковать кузов своими руками можно только одним из холодных способов. Для нанесения покрытия гальваническим методом вам понадобится:

  • хлорид (ZnCl2) или сульфат (ZnSO4) цинка;
  • источник постоянного тока;
  • электрод из цинка.

Хлорид получают растворением цинка в соляной, а сульфат – в серной кислоте. Эти реактивы можно купить готовыми. Предпочтение стоит отдать хлориду, поскольку он лучше растворяется в воде. Для сульфата ее надо вскипятить.

Источником постоянного тока послужит аккумулятор или зарядное устройство. Цинковый электрод делают из оболочки круглой батарейки.

Поверхность тщательно очищается от краски, грязи, ржавчины и обезжиривается. Применять модификаторы с ортофорсфорной кислотой ни в коем случае нельзя!

Мелкие детали можно поместить в чистую обрезанную пластиковую канистру из-под масла и полностью залить их раствором хлорида цинка, который сыграет роль электролита. Цинковый электрод подключается к плюсовой клемме и опускается в канистру.

На вертикальных поверхностях надо принять меры для того, чтобы электролит не растекался. Машину можно повернуть нужным боком, используя кантователь. Днище цинкуется электродом, который обмотан пористым материалом, стойким к кислоте.

Чтобы не мучиться с подбором ингредиентов, купите готовый набор для домашнего гальванирования. Например, «Цинкор Авто».

Обрабатываемая деталь покрывается светло-серым налетом. Длительность процесса зависит от желаемой толщины наносимого покрытия.

Если сила тока будет слишком большой, то процесс ускоряется, но покрытие получается рыхлым и ненадежным. Поэтому лучше применять зарядное устройство с регулятором.

Оцинкованная поверхность обрабатывается раствором соды (нейтрализация кислоты).

Необработанные участки железа, соседствующие с цинковой пленкой, должны быть тщательно загрунтованы и закрашены во избежание начала процесса электрохимической коррозии.

Если в вашем инструментарии есть пескоструйный аппарат, то его можно использовать для нанесения цинкового порошка. На скорости сверхзвука он отлично впечатывается в поверхность защищаемой детали.

Цинкование холодным способом можно провести нанесением состава, сходного по физическим свойствам с обычной краской. Они наносятся на чистые и обезжиренные поверхности.

Отечественный защитный состав «Гальванол» содержит до 96 процентов чистой цинковой пудры. Его можно наносить кистью, валиком, обмакивать деталь полностью или использовать как наполнитель краскопульта.

Зарубежные производители предлагают цинковые спреи в аэрозольных баллончиках. Это, например, составы Zinga, LIQUI MOLY Zink Spray.

Теперь вы знаете, как нанести заветный слой оцинковки на свой автомобиль. Если не будете торопиться, тщательно очистите все поверхности и защитите обработанное место слоем грунтовки и краски, то признаков коррозии не будет несколько лет.

Что такое холодное цинкование

Холодная оцинковка – это окраска металлических деталей грунтом, который насыщен порошкообразным цинком. После процедуры в покрытии содержится более девяноста процентов цинка, поэтому для этих целей необходимо использовать только высокодисперсное вещество.

Для того чтобы холодное цинкование принесло ожидаемые плоды, правильно подберите материал. Всё дело в том, что различные растворы имеют разную эффективность. Кроме этого, многие материалы требовательны к качеству обрабатываемой поверхности кузова, и вы можете своими руками испортить машину, неправильно нанеся раствор или забыв о финишном покрытии.

К тому же, если вы выберите раствор с недостаточной силой адгезии, то покрытие очень быстро начнёт отслаиваться. Некоторые начинающие автолюбители удивляются, почему после оцинковки деталь кузова начинает покрываться паутинкой трещин. Всё дело в том, что они применили материал с низкой эластичностью.

Внимательно изучайте состав и характеристики раствора прежде, чем наносить его на деталь автомобиля.

Гальваническая оцинковка кузова своими руками

Простой способ обработки отдельных деталей выглядит приблизительно так:

Берется раствор цинка, сульфат или хлорид. Если этого нет, раствор можно приготовить самому, для чего металл растворяется в соляной или серной кислоте. Ингредиенты можно найти в магазинах, где продаются радиодетали. Хлорид цинка используется в качестве паяльной кислоты. В магазинах автозапчастей продается серная кислота, часто применяющаяся в кислотных аккумуляторах в качестве электролита. Понадобится кислостойкая емкость, в которую сначала помещается цинк, а потом аккуратно и без спешки все заливается кислотой. Приблизительное содержание цинка: 400 г на 1 л кислоты

Действие важно выполнять на открытом воздухе, вдалеке от очагов возгорания, ведь при реакции выделяется водород. Простой способ определения того, выработалась ли кислота, — бросить еще немного цинка

Если пузырьков водорода не будет, значит, реакция завершилась. Прозрачный раствор отделяется от жидкого осадка. На предназначенную для цинкования к детали подключается минусовой провод от источника тока. Плюс подключается к цинку. Деталь и цинк помещаются в раствор, и включается напряжение. Вполне хватит 12 вольт от аккумуляторной батареи и зарядного устройства. Под действием тока растворенный металл осядет на детали, а кусок металла обогатит раствор. Важно, чтобы провод, к которому подключен цинк, не контактировал с раствором! Из-за этого возможна реакция, и процесс пойдет не так. При правильном течении процесса на детали образуется равномерный серый слой. Главное, чтобы процесс протекал не очень быстро, так как металл может потемнеть или стать рыхлым. Во избежание этого подводится ток силой не больше 1 А. По завершении процесса деталь промывается в растворе пищевой или водой. Это делается для нейтрализации остатков кислоты.

Гальваническая оцинковка вовсе не предполагает «купания» кузова в электролите. Этим способом оцинковываются отдельные детали авто. Во время подготовки счищается грязь и ржавчина, причем нельзя использовать ортофосфорную кислоту или уничтожитель ржавчины.

Далее кусок цинка обертывается тканью, желательно несколько раз. Металл можно добыть, к примеру, из разобранной круглой батарейки — стаканчик как раз из необходимого металла. К стаканчику подключают «плюс» от аккумулятора, «минус» остается на массе машины. Провода идеально соединяются зажимами для прикуривания, главное, чтобы их не касалась ткань.

Обернутый бинтом стаканчик смачивается паяльной кислотой либо хлористым цинком, и им бережно водят по обрабатываемой детали. Металл потихоньку будет осаживаться на поверхности.

В завершении процедуры оцинкованное место промывается раствором пищевой соды или водой.

Особенности защиты цинкованием

Большая часть металлов, к примеру, таких как цинк, олово и алюминий, контактируя с воздухом, окисляются, от этого на их поверхности образуется плотная оксидная пленка. Она не позволяет проникать кислороду глубже поверхностного слоя металла, тем самым останавливает его окисление. Но в случае окисления железа такая пленка не образуется. Так как оксиды и гидроксиды железа – рыхлые и не защищают этот металл от дальнейшего окисления.

Покрытие металла кузова машины цинком защищает его от коррозии по двум причинам. Во-первых, потому что плотная пленка цинка, образующаяся на поверхности металла, не допускает взаимодействия последнего с атмосферным кислородом. Во-вторых, железо и цинк являются гальванической парой, в которой цинк – значительно более активный элемент. Значит, при нарушении целостности пленки оцинкованного железа первым в реакцию с кислородом, защищая железо машины, вступит цинк. Цинкование и лужение авто на первых порах защищают железо автомобиля от ржавчины одинаково. Различие обнаруживается при механическом повреждении покрытия кузова авто. Олово в отличие от цинка – менее активный, чем железо металл. Поэтому при повреждении защитного покрытия он не замедляет коррозию железа кузова авто, а ускоряет ее, оставаясь нетронутым сам.

Оцинковка автомобиля — что это такое

Прежде чем говорить об оцинковке, давайте разберёмся, каким образом на машине появляется ржавчина. Дело в том, что большинство современных кузовов изготавливается из листовой стали. Это оправдано высокой прочностью материала и его относительно низкой стоимостью по сравнению с более лёгкими металлами. Цена, например, алюминия едва ли не в 3 раза выше за тот же объём, а про углепластик и упоминать не стоит. Однако сталь, будучи одним из сплавов железа, легко подвержена коррозии.

Вот и получается, что при значительном повреждении лакокрасочного покрытия металл оголяется и контактирует с воздухом и водой. Входящий в их состав кислород вступает в химическую реакцию с железом и запускает процесс окисления. Всё это приводит к образованию очага коррозии, который постепенно разрастается и разрушает металл. Иногда разрушение бывает настолько сильным, что в повреждённом месте образуется сквозная дыра. Так как же защитить прочную сталь от ржавчины?

Из-за контакта с воздухом и водой на обнажённом металле начинается процесс коррозии

Для борьбы с этим явлением уже давно придумали такой процесс, как оцинковка. Действует он просто: железосодержащий сплав покрывается тончайшим слоем цинка, который образует на поверхности защитную плёнку. Именно эта плёнка не даёт кислороду попадать на металл и вступать с ним в химическую реакцию. Эта процедура считается высокоэффективным средством защиты от коррозии.

Помимо оцинковки, для защиты стали применяется лужение, то есть покрытие оловом. Однако в случае с автомобилями этот метод считается менее надёжным и более дорогостоящим. Если необходима реставрация участков кузова, то лужение и оцинковку применяют в паре, так как слоем олова можно сгладить рельеф, образовавшийся вследствие устранённого слоя ржавчины.


Оцинковка защищает металл от ржавчины

Преимущества и недостатки оцинковки

Как и любой другой процесс, оцинковка имеет свои положительные и отрицательные стороны. К её плюсам можно отнести следующие факторы:

  • оцинковка надёжно защищает автомобиль от агрессивного воздействия воздуха, влаги и солей и не допускает появление очагов коррозии на обнажённых участках металла;
  • в зависимости от вида оцинковки срок службы защитного покрытия может составлять от 5 до 30 лет;
  • покрытие цинком более надёжно и выгодно, чем покрытие оловом.

Минусы у процедуры тоже есть, но они куда менее внушительные. К недостаткам метода можно отнести довольно высокую стоимость, если вы пользуетесь услугами специалистов. Некоторые виды оцинковки можно провести самостоятельно, но для этого понадобятся определённые навыки, время и чёткое следование инструкциям.

Защитный цинковый слой всегда разрушается со временем. Скорость разрушения составляет от 1 до 5 мкм в год.

Виды оцинковки

Оцинковать кузов автомобиля можно различными способами. Они значительно отличаются не только по своей технологии, но и по цене и полученному результату. Сегодня активно применяются три следующих метода:

  • термическая или горячая оцинковка;
  • холодная оцинковка;
  • гальваническая оцинковка;

Поговорим о каждом из этих методов подробнее.

Термическая или горячая оцинковка

В процессе цинкования кузов автомобиля погружают в подходящую по глубине ёмкость с расплавленным цинком. При этом температура металла может достигать 4000 °C.

Термический метод считается наиболее эффективным, так как полученный слой цинка составляет от 2 до 15 мкм. При повреждении ЛКП он надёжно защищает сталь, а в случае незначительных повреждений цинкового слоя иногда может восстанавливаться самостоятельно. Это происходит благодаря появлению цинковых отложений, которые как будто бы латают повреждённый участок. Неудивительно, что срок службы после прохождения такой процедуры составляет минимум 15 лет, а при бережном отношении к автомобилю все 30.

Горячая оцинковка — дорогостоящая процедура, которая значительно увеличивает цену автомобиля. Поэтому производители используют её в основном для автомобилей премиум и бизнес-класса. Провести его в домашних условиях невозможно.

Горячее цинкование металла было описано ещё в 1742 году. Открытием мы обязаны французскому физику и химику Полю Жаку Малуэну. А почти век спустя, в 1836 году, Станислас Сорель получил патент на использование данного метода.


Горячая оцинковка кузова считается самым высокоэффективным методом защиты от ржавчины

Холодная оцинковка

По своей сути холодная оцинковка — это скорее грунтование автомобиля. Различие лишь в том, что в составе грунта находится большое количество мелкодисперсного цинка. Слой такого грунта может защитить корпус авто, но лишь в случае незначительных сколов ЛКП. Если будет повреждён непосредственно слой цинка, то коррозия обязательно появится.

Подобный метод защиты от ржавчины является самым ненадёжным, но при этом самым дешёвым. Производители бюджетных моделей автомобилей часто используют его, чтобы не завышать конечную стоимость продукта.

Однако насколько честно называть этот метод оцинковкой — большой вопрос. Скорее всего, это лишь маркетинговый ход для того, чтобы привлечь покупателей, которые не разбираются в методах защиты от ржавчины.

Тем не менее холодная оцинковка хорошо подходит для самостоятельного выполнения, так как не требует специфической техники или особых условий проведения процедуры.


Холодная оцинковка считается самым ненадёжным методом защиты от ржавчины

Гальваническая оцинковка

Гальваническая оцинковка занимает промежуточную ступень между холодным и горячим методом. С одной стороны, она достаточно надёжна, а с другой — обладает приемлемой стоимостью и подходит для выполнения в условиях гаража.

Метод заключается в погружении детали автомобиля в цинковый электролит и дальнейшем воздействии тока. Благодаря ему образуются прочные связи между сталью и цинковым покрытием, которые обеспечивают хорошую защиту от коррозии. По сравнению с термической оцинковкой такая процедура будет менее надёжной: срок службы покрытия составит от 10 до 20 лет.

Гальваническое цинкование популярно среди производителей автомобилей средней ценовой категории.


Гальваническую оцинковку выбирает большинство производителей автомобилей из-за оптимального соотношения цены и качества

Цинкрометалл

Существует и другой способ горячей оцинковки: расплавленный цинк наносят на металлические листы, а затем приступают к прокатке. Полученные стальные листы с тонким слоем цинка называют цинкрометаллом. Из этого материала можно изготавливать кузов или детали, которые смогут противостоять коррозии. При этом защита будет ниже, чем в случае с термическим или гальваническим методом, но гораздо выше, чем при холодном цинковании.


Иногда сталь оцинковывают перед тем, как отправить на прокат

Также для цинкования металла применяются термодиффузионный и газотермический методы. Они используются в промышленности, но имеют массу специфических моментов, которые делают их непригодными для оцинковки автомобильных кузовов.

Есть или нет оцинковка – как узнать на практике

Перед тем, как выполнить оцинковку легкового автомобиля своими руками, желательно определить, была ли процедура сделана изначально. Если информацию о новой машине можно найти в документах (хотя и не всегда), то с подержанным авто дело обстоит намного сложнее.

При наличии документов, где указаны технические характеристики машины, стоит внимательно ознакомиться со всеми сведениями. При отсутствии слов «цинкование», «оцинковка» можно уверенно сказать, что обработка металла не производилась. Только выражение «полная оцинковка» означает присутствие качественной противокоррозионной защиты. Большинство производителей машин эконом-класса применяют частичную оцинковку, поэтому многие детали кузова все равно остаются подверженными ржавлению.

Самому определить, было ли выполнено цинкование, невозможно. Придется обратиться в специализированный центр, ведь в простых автомастерских подобная методика в силу дороговизны и сложности не практикуется. Цена исследования высока, поэтому оно не всегда целесообразно. Лучше поискать информацию о цинковании конкретной модели в интернете, хотя на 100% быть уверенным нельзя.

Так ли необходима оцинковка

Безусловно, если спросить мнения владельца Audi 80, BMW, Volkwagen или Mercedes-Benz, то он скажет, что благодаря оцинковке кузов машины уже долгое время остается нетронутым ржавчиной. Даже при тяжелых условиях эксплуатации машина не страдает от разрушения кузовных частей. Тут все понятно, такие крупные производители действительно способны потратить миллиарды на то, чтобы организовать качественный производственный процесс.

Но, если речь идет о более маленьких концернах, то все может в корне поменяться. Например, все минусы оцинковки ощутили на себе владельцы Peugeot 307 с односторонней горячей оцинковкой. Такая обработка не только не смогла предоставить нужный уровень защиты, но и даже привела к тому, что кузов машины покрывался коррозией намного быстрее, чем металл, не покрытый цинком.

Скрытая ржавчина

Это объясняется тем, что некачественная (а иногда даже и хорошая) оцинковка обладает следующими весомыми недостатками:

  • Говорить о реальной защите можно только в том случае, если была выполнена полная оцинковка с точным соблюдением технологического процесса.

Полезно! В таблице ниже приведены автомобили, прошедшие оцинковку (частичную или полную) и уровень их защиты.

  • Если обработка некачественная, то это сократит срок службы авто на 3-4 года.
  • Есть риск, что коррозия будет проникать под оцинкованный слой и распространяться там совершенно незаметно для автовладельца.
  • Слой цинка со временем стирается, поэтому придется его периодически обновлять.

Некоторые производители, чтобы набить цену на свою продукцию, часто говорят о том, что кузов машины оцинкован. Проверить это очень просто, достаточно взглянуть в технические характеристики. Если там написано просто «оцинковка», то максимум защитным слоем были покрыты пороги и днище машины. Только фраза «полная оцинковка» является гарантом того, что весь кузов прошел качественную обработку.

Как делают авто с оцинкованным кузовом

Попробуем разобраться миф это или реальность и существуют ли авто с оцинкованным кузовом. В настоящее время используются следующие технологии оцинковывания кузовных элементов автомобилей:

  • термическое оцинкование;
  • гальваническое оцинкование;
  • холодное оцинкование;
  • цинкрометалл.

Технологии нанесения цинка на кузов

В настоящее время цинковое покрытие является самой эффективной защитой кузова от процесса коррозии. При горячем (термическом) оцинковании металл погружают в специальную ёмкость, наполненную расплавленным цинком (t=500-4000°C).

Предварительно кузов подвергают дополнительной подготовке и тщательной сушке. После термического оцинкования производители дают от 15 лет гарантии на кузов. Такая технология обеспечивает толщину защитного слоя цинка от 2 до 15 мкм.

При гальваническом оцинковании на металлическую поверхность наносят тонкую цинковую плёнку. Для этого металл погружают в специальный цинкосодержащий электролит и пропускают через него электрический ток.

Такая обработка обеспечивает равномерное нанесение покрытия, однако металл больше подвержен появлению ржавчины. Толщина покрытия составляет от 5 до 20 мкм.

После гальванического оцинкования производители дают от 10 лет гарантии на кузов.

Технология холодного оцинкования распространена в бюджетном сегменте автомобилей. Оцинкование осуществляется посредством обработки высокодисперсионными грунтовочными материалами с содержанием цинка более 90%.

По сути данный метод сочетается с нанесением слоя лакокрасочного покрытия, поэтому он не обеспечивает высокую антикоррозионную устойчивость. Фактически такая защита пробивается даже незначительными царапинами.

Цинкрометалл подразумевает использование для изготовления кузова стальных листов, уже покрытых слоем цинка на стадии проката.

Обычно защитное покрытие цинкрометалла включает два слоя: нижний содержит цинковые частицы, органический верхний слой — с высоким содержанием цинка. Далее из такой стали собирают автомобильный кузов.

Защитное покрытие хорошо переносит формование, сваривание, грунтовку и покраску.

К недостаткам цинкрометалла можно отнести слабую влагостойкость и низкую антикоррозионную устойчивость по сравнению с другими технологиями, поэтому такую обработку практикуют при производстве бюджетных автомобилей.

Многие автопроизводители осуществляют оцинкование на этапе изготовления кузова, другие оцинковывают уже собранный кузов.

Некоторые компании практикуют полное оцинкование только отдельных элементов, оставшиеся участки покрывают защитным слоем только с одной стороны или ограничиваются тщательной грунтовкой.

При этом покупателю предлагается якобы авто с оцинкованным кузовом. В действительности моделей с полностью оцинкованным кузовом на рынке единицы и стоят такие автомобили недёшево.

Зачем нужен оцинкованный корпус?

Оцинковка проводится для того чтобы защитить кузов автомобиля от коррозии и воздействия различных химических соединений, в избытке находящихся на дорожном покрытии. Гораздо проще один раз провести эту операцию чем постоянно латать корпус.

оцинковка кузова на заводе

Производители автомобилей обычно проводят эту процедуру только с нижней частью корпуса (чаще всего ограничиваются только днищем), как с наиболее уязвимым местом машины. Для этого наносят анодную защиту – то есть металл, который имеет меньший электрохимический потенциал по сравнению с основным металлом корпуса.

Наибольшей популярностью пользуется цинк благодаря своей дешевизне и высоким химико-физическим свойствам.

Как произвести оцинковку кузова машины самостоятельно

Существует множество способов защиты кузова автомобиля от коррозии. Один из самых надёжных — оцинковка. Его суть крайне проста. Под напряжением на поверхность металла наносится раствор из электролитов. Он покрывает деталь надёжным слоем и защищает её от коррозии и других негативных эффектов.

Оцинковка кузова автомобиля впервые была применена на Западе около 30 лет назад. К сожалению, до сих пор многие отечественные автомобили такой защиты не имеют. Мало того, даже не у всех иномарок оцинкован кузов. К примеру, в китайских машинах старого образца днище начинает гнить на 5—7 год эксплуатации.

Дело в том, что китайские автомобили не предназначены для использования в наших широтах. Именно поэтому, если вы покупаете бывшую в употреблении машину, сделанную в Китае, не забудьте сделать оцинковку кузова. Это позволит ещё много лет эксплуатировать транспортное средство.

Немного о заводской оцинковке

Перед тем как перейти к оцинковке кузова своими руками, нужно знать, как проходит этот процесс в заводских условиях. Сейчас большинство компаний цинкуют свои автомобили или хотя бы их самые уязвимые части.

Ради экономии производители идут на крайне неординарные шаги, к примеру, цинкуют только одну сторону детали. Если же говорить про отечественный автопром, то кузов «Лады Калины» цинкуется на 40 процентов.

Отдельного внимания заслуживают способы оцинковки кузова. Существует несколько наиболее распространённых. Во-первых, можно делать оцинковку всего кузова целиком. Для этого применяется широкоформатная гальваническая ванна. Во-вторых, наименее уязвимые детали чаще всего обрабатываются только с внутренней стороны. Это крайне практичный подход, позволяющий сэкономить немало денег.

гальваническая ванна

Чаще всего гниению в наибольшей мере подвержена внутренняя часть кузова автомобиля. Именно она подвергается оцинковке в первую очередь. Дело ещё и в том, что гниение в этой части конструкции определить сложнее всего.

Промышленные мощности заводов позволяют использовать термический метод оцинковки кузова автомобиля и гальванический. Среди компаний с мировым именем, их применяют следующие:

  • Volvo,
  • Ford,
  • Alfa Romeo,
  • Audi,
  • Peugeot,
  • Honda,
  • Mersedes,
  • Toyota.

Полная оцинковка кузова автомобиля добавляет ему стоимости. Поэтому покупая топовую модель этого года выпуска, вы можете не волноваться за состояние конструкции на протяжении 10—20 лет.

картинка

Методы оцинковки кузова автомобиля

Всего существует три метода оцинковки кузова автомобиля. Причём каждый имеет свои достоинства и особенности:

  1. Термический — кузов полностью погружается в ёмкость со специальным цинкосодержащим раствором. Ванна подогревается до нужной для обработки температуры.
  2. Холодная оцинковка автомобиля — деталь погружается в ёмкость и обрабатывается посредством цинкосодержащего электрода, последний подключается к положительной клемме.
  3. Гальванический — деталь также погружается в ванну, содержащую растворённый цинк. Кузов автомобиля подсоединяется к отрицательному электроду, а ванна к положительному. Начинается процесс присоединения заряженных частиц цинка к поверхности.

Чаще всего для оцинковки кузова своими руками применяются второй и третий методы. В большинстве случаев используется холодная оцинковка. Так как она в разы менее затратная, а её применение не требует каких-либо особых знаний или дорогого оборудования.

Оцинковка в гаражных условиях

Создание раствора

Если вы решили использовать гальваническую методику, вам понадобится раствор соли цинка и сульфата или хлорид цинка. К сожалению, купить такое вещество не всегда возможно. Но его можно сделать своими руками. Достаточно растворить цинк в соляной или серной кислоте.

Набор для создания нужного раствора можно приобрести в любом магазине радиодеталей. Серная кислота продаётся в магазинах с автомобильными запчастями. Это связано с тем, что данное вещество используется как электролит в кислотных аккумуляторах.

серная кислота

Чтобы приготовить раствор, положите в ёмкость цинк. После чего залейте его кислотой. Пропорции следующие: на один литр кислоты необходимо не менее 400 грамм металла. Это оптимальное соотношение, которое позволит вам качественно обработать поверхность.

Процесс оцинковки

Работу нужно выполнять на свежем воздухе. Нельзя чтобы поблизости находились очаги возгорания. В процессе смешивания металла и кислоты выделяется водород, поэтому нужно сохранять предельную осторожность.

Чтобы убедиться, что кислота полностью выработалась, положите в ёмкость немного цинка. Если пузырьков водорода нет, значит, смысл продолжать процесс растворения металла, нет.

Возьмите деталь, которую собираетесь обработать. Подключите к ней минусовой источник тока. Плюс должен выходить на кусочек металлического цинка. Поместите запчасть и цинк в раствор. После чего подключите ток.

При обработке в качестве источника питания можно использовать автомобильный аккумулятор. Его мощности вполне достаточно, что произвести оцинковку кузова автомобиля быстро и качественно.

Ток будет воздействовать на частички цинка, растворённые в жидкости. В результате они будут оседать на поверхности детали. При этом кусочек металла будет постепенно растворяться, тем самым обогащая раствор.

частички цинка

Когда провод хоть немного погружён в раствор, он также начинает растворяться. Итог закономерен. Деталь может быть испорчена безвозвратно. Если же всё делать правильно, то постепенно начнёт образовывать равномерный серый слой.

Не стоит пытаться ускорить процесс оцинковки кузова автомобиля. Это может пагубно сказаться на качестве стальной поверхности, сделав её рыхлой и тёмной. Лучше всего использовать ток силой не более одного ампера.

Когда обработка завершена, деталь промывается. При этом нельзя использовать простую воду. В ней нужно растворить питьевую соду в свободной пропорции. Это нейтрализует оставшуюся кислоту.

Особенности использования гальванического метода в условиях обычного гаража

оцинковка кузова

После прочтения инструкции по оцинковке кузова автомобиля у вас должен был возникнуть вопрос о том, как обработать весь кузов в гаражных условиях. В действительности создать ванну нужного размера в гараже невозможно. Поэтому каждая деталь погружается в небольшую ёмкость отдельно.

Перед тем как приступить к оцинковке детали кузова автомобиля её необходимо очистить. Для этого лучше всего использовать шкурку.

В процессе обработки просто оберните кусочек цинка несколько раз тканью и присоедините к нему провод с положительным зарядом. Минус должен при этом выходить на кузов автомобиля.

Чтобы соединить провода между собой используйте зажимы для прикуривания. При этом ткань, в которую завёрнут цинк не должна их касаться. Мокните её в получившийся раствор и начните медленно водить по обрабатываемой поверхности.

Прямо у вас на глазах будет осуществляться оцинковка кузова автомобиля. Ржавая поверхность медленно покроется серым слоем цинка с серебряным отливом, полностью скрыв все дефекты.

Итоги

Пришло время делать выводы. Оцинковка позволяет защитить кузов автомобиля от пагубного влияния внешней среды и коррозии. Этот процесс может осуществить каждый автомобилист и покрыть наиболее уязвимые места своего железного коня надёжной бронёй, которая будет держаться многие годы.

Существует три основных метода обработки поверхности. В домашних условиях можно использовать два: гальванический и холодный. Первый позволяет с удобством и высокой скоростью обрабатывать детали кузова.

Как оцинковать детали кузова машины в собственном гараже

Качественный кузов автомашины — это уже 80% гарантия её надёжности и длительного срока службы. Именно поэтому полная оцинковка корпуса автомобиля является важной характеристикой при его покупке. Но что делать тем, кто покупает бывшую в употреблении машину или экономмодель? Всё очень просто: оцинковка кузова автомобиля своими руками вполне возможна. Само собой, для этого вам потребуется определённый набор инструментов и багаж знаний, которыми мы хотим далее с вами поделиться.

Результат цинкования детали кузова

Результат цинкования детали кузова

Чем привлекателен оцинкованный кузов

Как известно, оцинковка ответственных деталей автомашины защищает их от коррозии и воздействия химических соединений дорожного покрытия. Гораздо проще сразу привести кузов в порядок, чем постоянно занимается его ремонтом и латанием. Поверьте, оцинковка стоит гораздо дешевле, чем новый корпус автомобиля.

Автопроизводители обычно подвергают этой процедуре только днище своих моделей, то есть наиболее уязвимый элемент кузова. Для этого они наносят анодную защиту — металл с меньшим электрохимическим потенциалом по сравнению с металлом корпуса авто. Наиболее подходящим признан цинк благодаря своей сравнительно невысокой цене и высоким физико-химическим свойствам.

На видео — локальное цинкование на крыше авто:

Виды цинкования

Сегодня компании, выпускающие автомобили, используют три основных вида цинкования кузова:

  • гальваническое;
  • термическое;
  • холодное.

Второе могут выполнять с одной или с двух сторон корпуса, который в готовом виде погружают в цинковый расплав. Существует также технология, согласно которой расплав цинка наносят на лист металла при прокате. Термическую оцинковку проходят автомашины марок Volvo, GM, Porsche и Ford. Она весьма эффективна и защищает автомобиль от коррозии даже после его дальнейшей обработки.

Гальваническое цинкование заключается в выдержке готовой детали в ванне, содержащей цинковый электролит. Ток воздействует на цинк, а тот, в свою очередь, прилипает на поверхность металла кузова. Эта технология очень распространена среди японских и европейских производителей авто.

Холодная оцинковка менее надёжна предыдущих видов, но и обходится гораздо дешевле, благодаря чему применяется для цинкования кузовов экономвариантов. Представляет собой нанесение мелкодисперсного цинка в виде краски на поверхность корпуса автомашины.

Набор для цинкования кузова авто

Набор для цинкования кузова авто

Домашнее цинкование

Как вы понимаете, о термической оцинковке в домашних условиях и речи идти не может, поэтому мы расскажем, как это сделать при помощи гальванического нанесения цинка.

Итак, дома вы можете выполнить оцинковку любой стальной детали следующим образом:

  1. Возьмите раствор соли цинка, сульфат или хлорид цинка. Если такового в готовом виде вы не купили, тогда сделайте его самостоятельно, растворив этот металл в соляной или серной кислоте. Подобные наборы юного химика можно найти в магазинах радиодеталей. Здесь хлорид цинка продают как паяльную кислоту. Серная кислота найдётся в магазинах автозапчастей, так как нередко применяется в роли электролита для кислотных аккумуляторов.
  2. Во время приготовления раствора сперва положите в кислостойкую ёмкость цинк, а затем уже подливайте туда аккуратно кислоту. На один литр кислоты понадобится около 400 г металла. Выполняйте такие манипуляции на свежем воздухе и вдалеке от очагов возгорания, так как продуктом реакции является также и водород. Он горит и взрывоопасен.
  3. Убедиться, что кислота полностью выработалась, можно, положив в ёмкость ещё немного цинка после растворения предыдущей партии. Если пузырьки водорода не выделяются, значит, реакция отсутствует.
  4. Отделите прозрачный раствор от жидкого осадка.
  5. Возьмите деталь, которую необходимо цинковать, и подключите к ней минус источника тока.
  6. Плюс подключите к кусочку металлического цинка.
  7. Поместите их в полученный электролит на определённом расстоянии и подайте напряжение. Можно вполне обойтись 12 вольтами, которые выдаёт автомобильный аккумулятор и зарядное устройство. Благодаря току цинк осядет на детали из стали, металлический цинк будет растворяться и обогащать раствор. Очень важно, чтобы с раствором не контактировал провод, к которому подсоединён кусочек цинка. В противном случае процесс оцинковки будет испорчен, так как в растворе начнёт растворяться и провод.
  8. При правильном протекании процесса на детали появится серый равномерный слой. При слишком быстром протекании оцинковки стальная поверхность может стать рыхлой и тёмной. Достаточно использовать ток силой до 1 ампера.
  9. После цинкования промойте деталь в растворе питьевой соды или в воде. Это позволит нейтрализовать оставшуюся кислоту.

На видео — цинкование диска автомобиля:

Прочитав вышеизложенную инструкцию по оцинковке кузова, каждый опытный автолюбитель задумался о том, как он будет помещать габаритный корпус своей автомашины в раствор. Дело в том, что опускать его никуда не нужно.

Для гальванического цинкования в гаражных условиях купание кузова в электролитной ванне не проводится. Вы с помощью этого метода можете выполнить оцинковку только отдельной детали корпуса авто. Для этого, очистите её поверхность от грязи и ржавчины, используя шкурку. Важный момент — применять ортофосфорную кислоту или уничтожитель ржавчины нельзя!

Теперь оберните кусочек цинка тканью несколько раз. Подсоедините к нему провод, соединённый с плюсом аккумулятора. При этом минус аккумулятора должен оставаться на массе, то есть быть подключённым к кузову машины. Для соединения проводов лучше всего использовать зажимы для прикуривания. Важно, чтобы ткань, в которую завернут цинк, не касалась их.

Мокните обёрнутый кусок цинка в приготовленный раствор и водите им по участку, который необходимо оцинковать. Металл будет осаживаться на поверхности кузова.

На видео — цинкование детали кузова авто:

В конце промойте оцинкованное место раствором питьевой соды или водой, просушите его и смело приступайте к окрашиванию и грунтовке.

Соблюдая правила безопасной работы с химическими растворами и электричеством, вы без проблем сможете выполнить оцинковку кузова своего автомобиля без помощи мастеров из СТО. Это значит, что защитить автомашину от коррозии и ржавчины в гаражных условиях реально и несложно.

Источник https://mt-online.ru/cvetmet-i-splavy/kak-ocinkovat-kuzov-avtomobilya-svoimi-rukami.html

Источник https://mashintop.ru/articles.php?id=2160

Источник http://365cars.ru/remont/ocinkovka-kuzova.html

Источник




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *