Table of Contents
Кто сделал это первым? Часть 2: 1978–2020
В первой части нашей подборки «пионеров» технических решений, которая охватила период с 1900 до 1976 года, мы узнали о том, кто впервые оснастил свои автомобили спидометром, стартером, кондиционером, литыми дисками или климат-контролем. Когда появились первые моторы V8 или V12, инжектор, дизели, компрессоры, турбонаддув и многие другие привычные нынче вещи. Сегодня вы узнаете о появлении на серийных автомобилях бортового компьютера, ксенона, диодных фар, активной аэродинамики, «навигации» проекционного дисплея и многих других «фишек». А заодно и познакомитесь с моторами необычных W-конфигураций и вспомните о первом гибриде и электромобиле.
1978. Турбодизель
Mercedes-Benz 300SD
Мы уже рассказывали, что Mercedes-Benz стал первым автомобилем с дизельным двигателем, но турбодизель тоже впервые появился под капотом Мерседеса — им стал S-класс 300SD в кузове W116. Модель выпустили как раз во время роста цен на топливо в США, поэтому и продавалась она только за океаном. 3,0-литровый 5-цилиндровый агрегат развивал всего 111 л.с. Тем не менее за два года продали почти 30 тысяч машин. До 1985 года модернизированную версию этого же мотора устанавливали на следующий S-класс (W126).
1978. Бортовой компьютер
Cadillac Seville
Некое подобие маршрутного компьютера присутствовало еще на Saab 93 GT750 в 1958 году, но то было полностью механическое устройство, которое не встретишь на современных машинах. Первым же массовым автомобилем, оснащенным электронным бортовым компьютером, стал Cadillac Seville 20 лет спустя. На сегодняшний день этот прибор — сущая обыденность.
1980. Отключение цилиндров
Cadillac
На заре ХХ века — в 1905 году — малоизвестная бостонская фирма Sturtevant придумала силовую установку, которая могла отключать три из шести цилиндров во время езды, но технология не прижилась, да и сама компания приказала долго жить уже в 1907 году. Неудивительно, что первая современная система подобного рода появилась опять-таки в США во времена скачка цен на топливо. В 1981 году покупателям ряда моделей Cadillac предложили мотор V8-6-4. Из названия понятно, что существовала возможность отключения двух или даже четырех цилиндров при невысоких нагрузках. Впрочем, работоспособность этой системы все еще оставляла желать лучшего.
1984. Активное переднее антикрыло
Alfa Romeo 90
Вы думаете, речь пойдет об аэродинамике? Не тут-то было. На седанах Alfa Romeo 90, которые производили с 1984 по 1987 год (было продано около 56 000 машин), присутствовал регулируемый передний спойлер. Он автоматически менял положение при достижении определенной скорости, но не для улучшения обтекаемости, а для того, чтобы направить больше воздуха в моторный отсек для лучшего охлаждения.
1985. Тачскрин
Buick Riviera
Все большее количество современных автомобилей — даже самых бюджетных — оснащаются мониторами типа touch-screen. Нынче такие есть даже у Соляриса и Lada! Впервые же подобную технологию продемонстрировала компания Buick на своем купе Riviera 1985 года. При помощи квадратного дисплея с примитивной графикой можно было управлять бортовым компьютером, радио, «климатом» и системой диагностики.
1986. Выдвижной задний спойлер
Lancia Thema 8.32
Первый в истории выдвижной задний спойлер, и снова — итальянцы! На сей раз первенство принадлежит уникальной Lancia Thema 8.32, под капот которой втиснули 32-клапанный V8 от Ferrari 308 (205 л.с.). Нельзя сказать, что эта Лянча была очень быстрой, но все же набирала «сотню» за семь с небольшим секунд. А еще этот автомобиль «славился» постоянными перегревами — в моторном отсеке было очень тесно.
1987. Система поворота четырех колес
Honda Prelude
Как улучшить маневренность автомобиля? Научить его поворачивать не только передние, но и задние колеса. Впервые система 4WS (4 Wheel Steer) появилась на купе Honda Prelude в 1987 году. Система весила всего 15 кг, была довольно простой и недорогой. Устроена была любопытно: при повороте руля задние колеса сначала поворачивали на 1,7° в сторону передних, а при больших углах уже меняли направление поворота в другую сторону, но на скоростях выше 40 км/ч вновь поворачивались, как и передние. В 1992 году 4WS стала электрогидравлической со специальным рулевым механизмом с электроприводом, встроенным в сложную заднюю подвеску.
1989. Выстреливающие дуги безопасности
Mercedes-Benz SL
По стандартам безопасности, принятым в США, пассажиры кабриолетов должны избегать контакта с поверхностью дороги при перевороте. До 1989 года проблему решали за счет специальных, но стационарных дуг, расположенных за передними сиденьями. Выглядело это не всегда красиво. Поэтому Mercedes-Benz для своей модели SL (R129) впервые разработал скрытые дуги, которые выстреливали в случае вероятного опрокидывания всего за 0,3 секунды.
1990. Активная аэродинамика
Mitsubishi 3000GT
Во многом революционный серийный Mitsubishi 3000GT стал, в частности, пионером в деле полноценной активной аэродинамики. Специальный пакет Active Aero предлагался в качестве опции и включал в себя выдвигающийся из-под переднего бампера спойлер и заднее антикрыло с регулируемым углом атаки. Как это работало? При превышении 80 км/ч передний спойлер выдвигался на 50 мм (тем самым отсекая часть воздушного потока и создавая разрежение под днищем), а антикрыло меняло угол с 3° до 11°, увеличивая прижимную силу. При снижении скорости до 40 км/ч аэродинамика автоматически возвращалась в «неактивное» положение.
1990. Проекционный дисплей
Oldsmobile Cutlass Supreme
Исследования по безопасности показывают, что большинству водителей требуется некоторое время, чтобы перевести взгляд с дороги на приборную панель. Поэтому проекционный дисплей, безусловно, делает вождение более безопасным. Но даже в современных автомобилях класса «премиум» полноценный дисплей появился не так давно, да и предлагают его, как правило, за доплату. Первым же еще в 1990 году стало купе Oldsmobile Cutlass Supreme, у которого HUD (Head-Up Display) умел отображать скорость.
1990. GPS-навигация
Mazda Eunos Cosmo
Только в 1990 году появился первый автомобиль — Mazda Eunos Cosmo — оснащенный настоящей спутниковой навигацией (до этого уже существовало некоторое количество «механических» карточных систем), действующей через GPS-спутники ВВС США. Точность системы была весьма относительной из-за того, что военные «размывали» координаты, чтобы не дать использовать систему при наведении террористам. Более или менее корректным GPS-позиционирование стало только после 2000 года. Сегодня теоретически можно определить местоположение с точностью до 20–30 см. Но и сейчас это не очень-то на руку военным.
1991. Карбоновый монокок
Bugatti EB110
Еще в 1981 году мир узнал, что такое «карбоновый монокок» — когда инженер McLaren Джон Барнард вывел на трассу Формулы 1 первый в истории гоночный автомобиль подобной конструкции. Спустя десять лет эта технология, позволяющая построить более легкий и прочный кузов, появилась и на серийной дорожной, хотя и очень быстрой и дорогой машине. Ею стало великолепное купе Bugatti EB110.
1991. Камера заднего вида
Toyota Soarer
В очень далеком 1956 году концепт-кар Buick Centurion оснащали так называемой парковочной камерой. Но, как вы понимаете, в то время это было очень громоздким устройством и на серийных машинах так и не появилось. В производство же эту удобную «фишку» запустила компания Toyota на своей модели Soarer 1991 года. Камера была установлена в заднем спойлере и передавала изображение на цветной экран в салоне автомобиля.
1991. Первый двигатель V10
Dodge Viper
Вплоть до 1991 года силовыми установками конфигурации V10 не комплектовались серийные легковые автомобили. Конечно же, такой двигатель просто обязан был появиться именно в США с их страстью к многолитровым моторам. Носителем 8,0-литрового атмосферного монстра стало сумасшедшее купе Dodge Viper. На тот момент двигатель развивал 400 л.с. и 465 Нм момента, а весил более 320 кг. Жаль, но последний Viper сошел с конвейера в августе 2017 года. Его мотор был той же конфигурации, но при объеме 8,4 л выдавал уже 645 л.с. и 813 Нм.
1992. Ксенон
BMW 7 Series
За 30 лет газоразрядные фары не только успели стать обыденностью, которую можно установить чуть ли не в любой мастерской, но и успели утратить популярность, уступив место более мощным и современным диодным и матричным фарам. Первый же «ксенон» — правда, только ближний свет — появился на флагманском седане BMW 7-й серии в 1992 году. Разработали систему компании Hella и Bosch, баварцы назвали ее Litronic. Ксеноновые фары дальнего света появились только в 1999 году на Mercedes-Benz CL (C215).
1995. «Поворотники» в зеркалах
Ford Bronco
Мы давно привыкли к «поворотникам» в корпусах зеркал заднего вида. Но на первом автомобиле, оснащенном подобной «фишкой», повторители располагались… на самих зеркальных элементах! Пионером стала версия Eddie Bauer популярного в Америке внедорожника Ford Bronco в 1995 году с опцией Signal Mirrors. На корпуса же «поворотники» впервые переехали в 1998 году на Mercedes-Benz Е-класса (W210).
1995. Система стабилизации
Mercedes-Benz CL600
ESP (Electronic Stability Program), ESC (Electronic Stability Control) и просто система стабилизации — как только мы теперь не называем многочисленные системы, призванные минимизировать риск опасных ситуаций на дороге в случае потери контроля над автомобилем. Впервые же ESC появилась на шикарном Mercedes-Benz CL600 в 1995 году. А двумя годами позже, после скандала с опрокидыванием А-класса, ESP стала обязательной и для этого «малыша». В США систему стабилизации устанавливают на все автомобили с 2012 года, а в Европе — с 2014 года.
1996. Электромобиль
General Motors EV1
Удивительно, но факт: первый серийный электромобиль появился даже раньше первого гибрида! Им стал единственный у американского бренда автомобиль, выпущенный под маркой General Motors — EV1. Первое поколение модели вышло в 1996 году, но автомобиль нельзя было купить, а можно было лишь взять в лизинг всего в двух штатах. Свинцово-кислотные аккумуляторы позволяли проехать до 160 км. Более поздние версии EV1 оснащались уже никель-металлгидридными «батарейками», что уменьшило время зарядки, а также увеличило пробег до 220 км. Электромотор развивал 137 л.с., что позволяло EV1 разменивать вторую «сотню» всего за восемь секунд. В силовой конструкции использовался алюминий, панели кузова были пластиковыми, устанавливался ЭУР (!), а шины с низким сопротивлением качению специально разрабатывали в Michelin.
1997. Гибрид
Toyota Prius
Годом позже появился и первый полноценный серийный гибрид — Toyota Prius — которому было суждено разойтись по миру миллионными тиражами. Связка бензинового мотора, работающего по циклу Аткинсона, с электромотором и аккумуляторами оказалась очень даже надежной, несмотря на свою сложность. Сейчас на автомобильной арене выступает уже четвертое поколение популярнейшего гибрида, в поддержку которому появилась и Plug-In версия.
1998. Адаптивный «круиз»
Mercedes-Benz S-klasse
Прошло ровно 40 лет с тех пор, как в 1958 году появился первый в мире круиз-контроль — на модели Chrysler Imperial. И вот в 1998 году технологии позволили провести полезный апгрейд, сделав «круиз» адаптивным, то есть с возможностью автоматически поддерживать расстояние до впереди идущей машины. Первым автомобилем, способным также и затормозить перед препятствием, стал Mercedes-Benz S-класса в кузове W220.
2000. Ночное видение
Cadillac DeVille
Технология, которая позволяла «видеть в ночи», называлась Raytheon и впервые использовалась в 2000 году на автомобиле Cadillac DeVille в самых дорогих версиях. Система задействовала специальный инфракрасный датчик, который выделял «теплые» объекты и отображал их на монохромном проекционном дисплее. Сначала на модную «фишку» был спрос, но уже к 2005 году покупатели наигрались, почти перестали заказывать Night Vision, и опцию убрали. Вернулись к ночному видению в Cadillac 2015 году с моделью СТ6.
2001. Электронный «ручник»
BMW 7 Series
Стояночный тормоз, который активируется специальной клавишей, а не традиционным рычагом (или «ножником»), и может автоматически «распускаться» при старте с места — вполне обычная нынче вещь. Но впервые эта система разработки Siemens появилась не так давно — в 2001 году — на флагманском седане BMW 7-й серии (Е65). В том же году Lancia представила модель Thesis, оснащенную аналогичной системой от TRW.
2002. Голосовое управление
Infiniti Q45
Современные системы голосового управления позволяют манипулировать чуть ли не всеми электронными функциями автомобиля — от телефона до настроек. Появилась целая «свора» голосовых помощников вроде Siri или «яндексовской» Алисы. Функционал же первой в мире подобной системы, появившейся на серийном Infiniti Q45 в 2002 году, был гораздо более узким: голос понимала только навигационная система.
2002. Первый двигатель W12
Volkswagen Phaeton
В 2002 году компания Volkswagen показала свой первый автомобиль представительского класса — седан Phaeton. Мы не будем сейчас заострять внимание на том, что проект вряд ли оказался удачным, нас он интересует по другому поводу: на топовый Фаэтон устанавливали 6,0-литровый, но весьма компактный двигатель (из-за малых углов развала между рядами) уникальной конфигурации W12, который развивал 450 л.с. и мог быть сагрегатирован с полноприводной трансмиссией.
2003. «Робот» с двумя сцеплениями DSG
Volkswagen Golf R32
Да, гоночные Porsche 956 и 962 использовали коробки передач с двумя сцеплениями (PDK — Porsche Doppelkupplungsgetriebe) еще в 80-х годах. Но первым серийным автомобилем с подобного рода трансмиссией, известной нам сейчас как DSG (Direct Shift Gearbox), стал «заряженный» Volkswagen Golf R32 в 2003 году. То был 6-ступенчатый «робот», который годом позже появился и на купе Audi TT 3.2 quattro.
2003. Автопарковщик
Toyota Prius
Intelligent Parking Assist — именно так в Toyota назвали первую в мире систему, позволяющую определить достаточный «карман» для парковки и уместить в него автомобиль без помощи водителя. Автоматический парковщик предлагался для гибрида Prius на японском рынке, начиная с 2003 года. Всем остальным пришлось ждать еще целых три года, когда аналогичный ассистент появился на роскошном Lexus LS, который продавали не только в Японии.
2005. Первый двигатель W16
Bugatti Veyron
Volkswagen — заслуженный чемпион по созданию двигателей уникальных W-образных конфигураций. Мотор W16 — настоящий «топ» двигателестроения, жемчужина в коллекции VW, которую и установили в 2005 году на подходящий автомобиль — самый быстрый в мире на тот момент (и до 2013 года) Bugatti Veyron. Компания Бугатти анонсировала мощность 8,0-литрового квадро-турбоагрегата в 1001 л.с. Тот Вейрон разгонялся до 200 км/ч всего за 7,3 секунды (до 300 км/ч — за 16,7) и мог набрать максимальные 415 км/ч!
2006. Система предупреждения о помехе в «мертвой» зоне
Volvo S80
В 2006 году шведская компания Volvo поддержала установку самых передовых нововведений на модели-флагманы и представила первую в мире систему предупреждения о помехе в «мертвой» зоне на седане S80. Если в соседней полосе двигался автомобиль, незаметный для водителя Volvo, в зеркалах заднего вида появлялся специальный сигнал. В наше время подобной системой никого уже не удивишь.
2006. Диодные фары
Lexus LS600h
Следующая ступень эволюции головного света — мощные и компактные диодные (LED) фары. Первым автомобилем с диодным ближним светом в 2006 году стал гибридный Lexus LS600h. Но уже в том же году немецкая компания Audi предложила и ближний, и дальний свет с технологией LED для своего спортивного купе R8 в комплектации с двигателем V10.
2008. Турбодизель V12
Audi Q7
Первый и единственный в истории. Именно такого звания удостоился могучий турбодизель V12, который компания Audi с 2008 года устанавливала на кроссовер Q7. 6,0-литровый двигатель TDI развивал 493 л.с. и чудовищные 1000 Нм крутящего момента! Неудивительно, что даже столь крупный и тяжелый автомобиль, как Q7, с этим мотором под капотом катапультировался с места до 100 км/ч всего за 5,5 секунды!
2008. Водородный автомобиль
Honda FCX Clarity
Сейчас с водородными силовыми установками экспериментирует только Mercedes-Benz: с этого года можно взять в лизинг кроссовер GLC, оснащенный подобным агрегатом. Когда-то с водородом играла и фирма BMW, отметившись седаном 7-й серии. Но первыми все же были японцы из Honda, которые еще в 2008 году решили продавать в Японии и Калифорнии уникальный на тот момент серийный автомобиль — FCX Clarity.
2011. 7-ступенчатая «механика»
Porsche 911
Те, кому уже перевалило хотя бы за третий десяток, наверняка помнят, например, как 4-ступенчатая «механика» на Ладах уступила место 5-ступенчатым коробкам передач. С приходом на наш рынок «иностранцев» не в диковинку стала и «механика» о шести передачах. Компания Porsche пошла еще дальше в 2011 году, когда для модели 911 (кузов 991) стала предлагать 7-ступенчатую механическую трансмиссию! Шесть ступеней «укоротили», а седьмую сделали «длинной» и экономичной. Спустя два года примеру немцев последовали инженеры из Chevrolet, представив Corvette седьмого поколения с 7-ступенчатой «механикой» от Tremec.
2014. Apple CarPlay
Ferrari FF
Энцо Феррари всегда говорил, что в автомобиле главное двигатель, а все остальное — в том числе интерьер — вторично. Но после 1988 года, когда Ferrari стала частью Fiat, салоны итальянских суперкаров стали обрастать различными «удобствами», в том числе и электронными. «Докатились» до того, что в 2014 году именно Феррари на своей модели FF впервые анонсировала поддержу столь модного ныне интерфейса Apple CarPlay, позволяющего управлять своим iPhone. Годом позже корейцы из Hyundai выпустили Sonata, оснащенную системой Android Auto.
2014. Лазерные фары
Audi R8
Последняя на данный момент стадия эволюции автомобильного света — лазерные или матричные фары. Функционал таких фар гораздо выше (ближний, дальний, «поворотники», «выпадающие» секции, меняющийся угол наклона), соответственно, и управляет таким светом специальный компьютер, который использует показания от разнообразных датчиков — угла поворота руля, скорости, освещения, дождя, навигации и т. д. Впервые матричные фары появились на ограниченной серии купе Audi R8 LMX (произведено всего 99 единиц). В том же году BMW начала продажи электромобиля i8 с опциональными лазерными фарами.
2016. 48-вольтовая электроника
Bentley Bentayga
Бортовая сеть обычного легкового автомобиля в основном 12-вольтовая. Но многие современные системы — пневмоподвеска, электронные турбины или регулируемые стабилизаторы поперечной устойчивости — требуют больше энергии и работают уже от 48 вольт. Первый кроссовер от Bentley — модель Bentayga — одновременно стал и первым серийным автомобилем с бортовой электроникой на 48 В. Чуть позже к нему присоединился собрат по концерну Volkswagen — Audi SQ7.
2017. 10-ступенчатый «автомат»
Ford F-150
Про уникальные 7-ступенчатые механические трансмиссии мы выше поговорили. Разработку же 10 (!)-ступенчатого «автомата» компания Ford вела совместно с General Motors. В итоге всего два года назад Форд предложил такую трансмиссию для своего пикапа F-150. В GM позже установили 10-АКПП на Chevrolet Camaro ZL1. Сейчас эту трансмиссию устанавливают также на фордовские модели Mustang, Expedition, Everest и Ranger, а также на Lincoln Navigator. GM использует этот «автомат» на Cadillac Escalade и CT6, Chevrolets Suburban RST, Tahoe, Camaro SS и Silverado, а также GMC Yukon Denali. В 2018 году свою 10-ступенчатую коробку передач анонсировали и японцы — на Honda Odyssey.
2017. Двигатель с переменной компрессией
Infiniti QX50
Появившееся в 2017 году второе поколение кроссовера Infiniti QX50 стало революционным именно благодаря наличию под капотом нового 4-цилиндрового двигателя с… переменной степенью сжатия! Вкратце суть работы 4-цилиндрового мотора 2.0 VC-T — в возможности изменения положения верхней мертвой точки, а, соответственно, и отдачи, при помощи сложного механизма с шатунами, траверсами и электроникой. Степень сжатия можно «регулировать» в диапазоне от 8:1 до 14:1. Мощность агрегата — 270 л.с., но экономия топлива по сравнению со «старым» мотором V6 — около 30%.
2019. Защита отпечатком пальца
Hyundai Santa Fe
Всем, конечно же, знакома технология Apple Touch ID, которая позволяет активировать устройство или осуществить проверку подлинности владельца по отпечатку его пальца. Лишь в этом году корейская компания Hyundai стала пионером в этом деле, представив подобную Touch ID систему на своем кроссовере Santa Fe. Приложив палец, можно открыть автомобиль и завести двигатель. Более того, в скором будущем по отпечатку конкретного водителя будет настраиваться посадка, а также климатическая система. Чуть позже эту технологию использовали на Bentley Bentayga для доступа в отсек для хранения вещей на центральном тоннеле.
Лучшие комментарии
Для драйва из япов дальше всех ушли в хонде и сделали 4вс. Штука реально прикольная. Но работала она с колесами без приводов. Привод то передний. Немцы научили поворачивать и задние ведущие колеса. Но хонда всё равно огонь!
Приус тоже выстрелил со своей концепцией. И как бы его не ругали а концепция развивается. Хоть и близок полный запрет двс(
Круче всех конечно США. Вот где умеют делать автомобили. Вот кто сделал автомобиль массовым. Вот кому надо говорить спасибо.
Немцы иногда тоже дикуют и выпускают даблЮ всякие 12 16 и прочие вр6. Ну и по дизелям немцы шарят. Еще бы. Столько подлодок сделали!
Комментарии
Для драйва из япов дальше всех ушли в хонде и сделали 4вс. Штука реально прикольная. Но работала она с колесами без приводов. Привод то передний. Немцы научили поворачивать и задние ведущие колеса. Но хонда всё равно огонь!
Приус тоже выстрелил со своей концепцией. И как бы его не ругали а концепция развивается. Хоть и близок полный запрет двс(
Круче всех конечно США. Вот где умеют делать автомобили. Вот кто сделал автомобиль массовым. Вот кому надо говорить спасибо.
Немцы иногда тоже дикуют и выпускают даблЮ всякие 12 16 и прочие вр6. Ну и по дизелям немцы шарят. Еще бы. Столько подлодок сделали!
приус 2010 г.в. с завода у меня имеет:
Бортовой компьютер
Отключение цилиндров
Тачскрин
Проекционный дисплей
GPS-навигация
Камера заднего вида
Ксенон
«Поворотники» в зеркалах
Система стабилизации
Гибрид
Голосовое управление (правда я японский не знаю)
Автопарковщик
спасибо, что запихали все ето в машину по цене весты на вёслах, швабре древним мотором от двинашки и воющей коробкой конца 80-ых
опять сыровато.
Все таки, важнейшие вехи — это карданный вал вместо цепи (братья РЕНО)-так и не упомянуто, появление 4ВД, полный привод на колеса — это тоже ВАЖНЕЙШЕЕ в автомобилестроении — тоже не упомянуто. Рулевая трапеция (1881 г, Шарль Жанто, выпустил трицикл)-как бы без нее дальше? это вам не отключить пару цилиндров, а основа. Но не сказано не слова, статья -явно с американской перепечатка.
Далее — в статье есть и неточности. Например — ПЕРВЫЙ СЕРИЙНЫЙ ЭЛЕТУРОМОБИЛЬ — якобы аж в 1996 г. Чем думал автор, когда это писал и ДРОМ, когда бездумно перепечатывал? Ясно же, что если до ДВС была целая ЭРА электромобилей — то ТАМ надо искать и первые серийные. Ведь "серия" — это несколько одинаковых авто. А вряд ли делали авто — все в единичном экземпляре и разные. )) Итак, полезли в справочники, в ту же ВИКИ:
"Идея электромобиля — 1799 г, Британия. Это только ИДЕЯ, патент. Мешало отсутствие в природе электродвигателя и источника тока ))) . В 1800 г итальянец ВОЛЬТ создаёт батарейку, а в 1834 российский ученый Борис Якоби — создаёт первый электродвигатель! РОССИЯ! Это в ответ на вчерашнее неграмотное нытьё дромовских русофобов "Россия всегда отставала от США и Европы на 50 лет". Итак , электродвигатель изобретен в РОССИИ.
Далее — тут же на основе эл/дв Якоби и кислотной батарейки ВОЛЬТА — шотландец Андерсон делает модель первого в мире э/мобиля. А в 1935 г два голландца делают еще по электромобилю (модели). И понеслось! 1842 г-шотландец Девидсон делает уже действующий эл/моб, перевозящий людей. 1859 г-француз Планте-придумал свинцово-кислотный аккум.
Перед этим — в 1838 г — российские ученые Д.А.Лочинов, В.Н.Чикалев, Б.С.Якоби, П.Н.Яблочков- разработали всю теорию относительно электрического транспорта. И в 1876-80 г Федор Пироцкий (Россия) научился по рельсам передавать эл/эн и сделал первый в мире электрический трамвай — и испытал в Петербурге. А в 1881 г Симменс в Германии запустил уже регулярное трамвайное сообщение. В Англии США и Японии трамваи появились только в 1885 г, через 5 лет после Федора Пироцкого. Это опять про мычание ягнят "Россия отставала на 50 лет". Хотя придумали эл/двиг и трамвай в России, в Питере, но массово регулярное трамвайное сообщение запустили только в 1892 г, в Киеве, потом в Москве и Питере (где единичный трамвай ходил с 1885 г). Предок трамвая КОНка (вагон на КОНях) придуман в США в 1828
Вернусь к АВТО. 1899 г — русский дворянин-инженер Ипполит Романов создал первый росс. электромобиль (брехливые же кудряво-носатые швоньдеры-комиссары внушали шариковым, что русское дворянство-зло). Пробег на 1 зарядке — 60 км со ск. 40 км/ч. Одновременно сделал электроомнибус(автобус) на 17чел. Собирался выпустить 80 шт (а это СЕРИЯ), но задавили проект лоббисты-извозчики. Их владельцы сидели в Думе. Потому "к середине 1914 года в стране было всего восемь электрических экипажей: 4 грузовика, 1 трёхколесный фургон и 3 легковых частных автомобиля".
И первыми серийными эл/моб, в продаже — стали в 1907 г авто «Detroit Electric» , пробег 140 км, макс. ск. 32 км/ч. В 1939 г проект умер, проиграв ДВС по причинам:
1) малого запаса хода (150 км)
2)долгой зарядки
3) отсутствия инфраструктуры зарядочных мест (бензин стоил копейки и был везде)
Фото:
1 — электро/омнибус Романа Ипполитова 1899 г, Петербург
2- легковой «Detroit Electric» 1915 г
Добавляйте что знаете, дополним дромовскую статью
Какие типы двигателей установлены на машинах
Мало кто знает, что двигатель внутреннего сгорания был изобретён ещё 5 веков назад, легендарным инженером и конструктором Леонардо да Винчи. Но, после первого чертежа потребовалось ещё 300 лет, чтобы были созданы первые прототипы, которые могли полноценно работать.
Виды двигателей
Первый полноценный прототип двигателя внутреннего сгорания был сконструирован в далёком 1806 году, который принадлежал братьям Ньепсье. После этого важного исторического факта было недолгое затишье.
Но, в конце 19 века три легендарным немца положили старт автомобилестроению — Николас Отто, Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах. После этого двигатели внутреннего сгорания получили много модификаций и вариантов, которые используются по сегодняшний день.
Рассмотрим, какие существуют виды автомобильных ДВС, а также укажем типы двигателей:
- Паровая машина
- Бензиновый двигатель
- Карбюраторная система впрыска
- Инжектор
- Дизельные двигатели
- Газовый двигатель
- Электрические моторы
- Роторно-поршневые ДВС
Паровая машина
Первым представителем полноценного двигателя внутреннего сгорания следует считать паровую машину, которая устанавливалась на все транспортные средства 19 века, до момента изобретения остальных видов моторов.
На то время паровыми движками оснащались паровозы, автомобили и даже примитивные трёхколёсные самоходные машины (напоминающие мотоциклы). Изобретение такого класса завоевало весь мир, но к концу 19 — начало 20 века стало неэффективное, поскольку транспортные средства на пару не могли развивать достаточно большую скорость.
Бензиновый двигатель
Бензиновый двигатель — это ДВС средством питания, которого является бензин. Горючее подаётся с топливного бака при помощи насоса (механического или электрического) на систему впрыска. Итак, рассмотрим, какие бывают типы бензиновых моторов:
- С карбюратором.
- Инжекторного типа.
Современный мир привык, что большинство автомобилей имеет электронную систему впрыска топлива (инжектор).
Карбюраторная система впрыска
Карбюратор — это тип впрыскового устройства горючего во впускной коллектор с дальнейшим распределением по цилиндрам. Первый примитивный карбюратор был разработан в Германии ещё в конце 19 века и имеет почти 100 летнюю историю развития.
Карбюраторы бывают — одно-, двух-, четырех- и шестикамерные. Кроме этого существует достаточно много прототипов.
Принцип работы карбюратора достаточно простой: бензонасос подаёт топливо в поплавковую камеру, где бензин проходит сквозь жиклёры механическим путём (количество впрыскиваемого топлива регулирует водитель при помощи педали акселератора), и подаётся во впускной коллектор. Недостатком карбюратора стало то, что он чувствительный к регулировкам, а также не соответствует экологическим международным нормам.
Инжектор
Инжекторный двигатель — это тип впрыскового устройства горючего в цилиндры двигателя. Инжекторный впрыск бывает моно и разделённым Данная система на сегодняшний день все больше совершенствуется, чтобы уменьшит выбросы СО2 в атмосферу. Для впрыска используются форсунки, которые ещё ранее начали использоваться на дизельных двигателях.
С переходом на данную систему транспортные средства стали оснащать электронными блоками управления двигателем, чтобы корректировать состав воздушно-топливной смеси, а также сигнализировать о неисправностях внутри системы.
Дизельные двигатели
Дизельный мотор — это вид двигателя, который расходует как горючее дизельное топливо. Основные системы и элементы движка идентичны бензиновому брату, различие состоит в системе впрыска и воспламенении смеси. В дизельном моторе отсутствуют свечи зажигания, поскольку воспламенение смеси от искры не нужно.
На моторах такого типа устанавливаются свечи накала, которые разогревают воздух в камере сгорания, который превышает температуру воспламенения. После этого через форсунки подаётся распылённое топливо, которое сгорает, чем создаёт достаточное давление для привода в движения поршня, который раскручивает коленчатый вал.
Дизель с турбонаддувом
Одним из подвидов дизельного ДВС считается турбодизель. На этом моторе установлена турбина, которая имеет вид улитки. При помощи турбины в мотор подаётся больше количество сжатого воздуха, который даёт больше детонационный эффект, за счёт чего движок можно быстрее разогнать.
Газовый двигатель
Газовые двигатели на сегодняшний день в автоиндустрии в чистом виде почти не используются, поскольку частые поломки моторов, стали причиной полного отказа от них. Вместо этого, газовые установки зачастую можно встретить на бензиновых автомобилях, что значительно экономит расход денег на горючее.
Газ с баллона подаётся на редуктор, который распределяет топливо по цилиндрам, а затем горючее попадает непосредственно в камеры сгорания. После этого с помощью свечей зажигания газ воспламеняется. Единственным недостатком использования газовой установки считается то, что мотор теряет 20% своего потенциального ресурса.
Электрические моторы
Николас Тесла впервые предложил использовать для автомобилей электроэнергию. Электрические моторы на сегодняшний день не распространены, поскольку заряда батареи хватает только до 200 км пути, а заправочных станций, которые могут предоставить услугу зарядки автомобиля — практически нет.
Известная мировая компания, производитель электрических автомобилей «Тесла» продолжает совершенствовать электродвигатели, и каждый год дарит потребителям новинки, которые имеют больший запас хода без дозарядки.
Гибриды
Наверное, самые желаемые двигатели на сегодняшний день. Это смесь бензинового двигателя внутреннего сгорания и электромотора. Существует несколько вариантов работы такого движка.
- Мотор может работать на попеременном питании. Сначала движение производится на бензине, пока генератор заряжает батарею, а затем водитель может переключиться на электропитание.
- Двигатель и электромотор работают одновременно, что помогает сэкономить расход горючего на одно, и тоже расстояние с другими типами ДВС.
Роторно-поршневые ДВС
Роторно-поршневой силовой агрегат в автомобилестроении не нашёл широкого распространения, хотя можно встретить модели автомобилей, которые используют такой тип ДВС. Предложил создание такого мотора — конструктор Ванкель.
Движение осуществляется за счёт вращения трёхзубчатого ротора, который позволяет осуществить любой 4-тактный цикл Дизеля, Стирлинга или Отто без применения специального механизма газораспределения. Данный мотор активно использовался в 80-е годы 20 ст.
Водородный мотор
НОУ-ХАУ современного мира считается водородный двигатель. В автомобиль устанавливается установка водородного типа. Отличие от бензиновых моторов заключается в подаче топлива. Если у бензина топливо подаётся вовремя возврата поршня к ВТМ, то у водородного силового агрегата в момент, когда поршень возвращается к НТМ.
В будущем планируется создать водородный двигатель закрытого типа, когда не будет требоваться выброс отработанных газов, а также на 500 км автолюбитель сможет забить о заправке автомобиле.
Стоит понимать, что автомобили с таким мотором будут стоить весьма не дёшево, пока они полностью не вытеснят бензинового брата.
Вывод
Двигатели внутреннего сгорания имеют достаточно большое количество видов и типов, на любой вкус. Так, самыми популярными, по мировой статистике, считают бензиновые, дизельные и гибридные силовые агрегата. Но, все движется к тому, что человек хочет отойти от использования бензина и его аналогов и перейти полностью на электрику.
8 самых известных типов двигателей в мире и их отличия
После прочтения нашего обзора вы будете понимать, как работают восемь типов двигателей в мире.
Двигатель – это агрегат, который может преобразовать одну энергию в механическую. В эту категорию входит множество видов двигателей, начиная от паровых (двигатели внешнего сгорания) и электрических и заканчивая двигателями внутреннего сгорания (бензиновые, дизельные моторы и т. д.). Мы покажем вам восемь самых известных в мире двигателей, а также просто и интуитивно понятно расскажем вам, как они работают, описав принципы их работы.
1. Оппозитный двигатель
В горизонтально противоположном двигателе (оппозитном) поршни двигаются по обеим сторонам коленчатого вала влево и вправо в горизонтальном направлении. В этом случае высота двигателя уменьшена. За счет использования оппозитного двигателя уменьшается центр тяжести транспортного средства – автомобиль движется более плавно. Крутящий момент, создаваемый поршнями с обеих сторон, компенсирует друг друга, значительно уменьшая вибрацию транспортного средства во время движения.
Также подобная конструкция позволяет сделать двигатели высокооборотистыми. Но, несмотря на высокие обороты, оппозитные моторы имеют меньше шума, чем обычные ДВС.
Двигатели с горизонтальным ходом поршней использует компания Porsche почти во всех моделях. Но, например, в Porsche Cayenne и Panamera оппозитные двигатели не применяются.
2. Рядный двигатель
В рядном двигателе все его цилиндры расположены рядом друг с другом в одной плоскости. Конструкция цилиндров и коленвала довольно-таки проста. Головка блока цилиндров имеет небольшую стоимость при изготовлении. Также рядные двигатели отличаются высокой стабильностью, характеристиками крутящего момента на низких оборотах, низким расходом топлива и компактным размером. Рядные двигатели обычно обозначаются латинской буквой «L-n», где n – количество цилиндров рядного двигателя. Современные автомобили в основном имеют двигатели с обозначением L3, L4, L5, L6.
3. Двигатель V-типа (V-образный силовой агрегат)
V-образный двигатель разделяет все цилиндры на две группы друг напротив друга под определенным углом. В итоге мотор образует плоскость под углом. Если посмотреть на этот тип двигателя со стороны, то он будет иметь V-образную форму. V-образные двигатели имеют небольшую высоту и длину. Этот тип моторов удобнее размещать в автомобиле по сравнению с обычными рядными моторами, которые по своим размерам гораздо больше.
В настоящее время во многих автомобилях среднего и люкс-класса используются V-образные двигатели. Чаще всего это 6-цилиндровые силовые агрегаты. Например, такие двигатели стоят на Volkswagen Passat, Audi A6 и Mercedes E-класса AMG.
4. Квазитурбинный двигатель
Квазидвигатель представляет собой модифицированный двигатель, основанный на роторном силовом агрегате. Если в обычном роторном двигателе задействованы три лопасти, то квазидвигатель использует цепной ротор, состоящий из четырех частей. Это беспоршневой роторный мотор с ромбовидным ротором. Преимущество двигателя: это новый тип двигателя небольшого размера, с высокой мощностью, высоким крутящим моментом, который может работать на множестве источников энергии.
В настоящий момент квазидвигатель не используется ни на одном автомобиле, поэтому невозможно проверить, подходит ли он для замены обычных поршневых двигателей внутреннего сгорания или в качестве лучшей альтернативы обычным роторным моторам. Квазидвигатель все еще находится в стадии создания прототипа.
5. Роторный двигатель
Внутреннее пространство корпуса роторного двигателя всегда разделено на три рабочие камеры. Во время движения ротора объем трех рабочих камер постоянно изменяется. Двигатель также имеет четыре такта: впуск, сжатие, сгорание и выпуск последовательно завершаются в циклоидальном цилиндре.
Роторный двигатель сильно отличается от обычных поршневых двигателей внутреннего сгорания. Себестоимость производства роторных моторов существенно больше, также как и их последующее обслуживание и ремонт. Кроме того поршневой двигатель по сравнению с роторным эффективней с точки зрения мощности, веса, выбросов и энергопотребления.
В сочетании с этим, а также в связи со странности технологий роторного двигателя, крупные автомобильные компании пришли к выводу, что использование роторных силовых агрегатов в автопромышленности бессмысленно. Так как роторные моторы не показали своих преимуществ перед обычными, у автомобильных компаний не появилось энтузиазма по их дальнейшей разработке. Только компания Mazda до сих пор тратит огромные деньги на разработку новых поколений роторных моторов.
6. Двигатель Green Steam
Green Steam – эффективный, экономичный и простой двигатель, разработанный изобретателем Робертом Грином из Лагуна Вудс, Калифорния, США. Этот мотор преобразует избыточное тепло в водяной пар, который и приводит в движение силовой агрегат. Легкий и компактный двигатель Green Steam преобразует возвратно-поступательное движение во вращательное. Его основной характеристикой является гибкий вал, который передает возвратно-поступательное движение от поршней к кривошипу «Z», таким образом, совершая вращательное движение, не используя запястья, шатуны или коленчатые валы.
Этот мотор может использоваться для воздушных насосов, генераторов, водяных насосов, воздуходувок горячего воздуха, аппаратов дистилляции воды, тепловых насосов, кондиционеров, модельных самолетов и т. д.
Одним из наиболее уникальных преимуществ двигателя является его способность генерировать энергию из тепла двигателей. По существу, отработанное тепло выхлопных газов от двигателя транспортного средства может быть преобразовано в энергию, используемую для некоторых систем охлаждения и насосов транспортного средства. Этот двигатель повысит уровень эффективности любого транспортного средства или системы машины, на которой он установлен.
7. Двигатель Стирлинга
Двигатель Стирлинга относится к типам силовых агрегатов внешнего сгорания. Основан на периодическом нагреве и охлаждении рабочего тела с извлечением энергии из возникающего при этом изменении давления. Принцип работы двигателя Стирлинга заключается в постоянном сжатии рабочего цилиндра, в результате чего происходит нагревание его внутренней части, а затем охлаждение. Из-за перепада давления из цилиндра извлекается энергия, образуемая при изменении давления. Обычно в качестве рабочего тела используется водород или гелий. Но чаще в таких моторах используется воздух.
Двигатели Стирлинга отлично подходят для преобразования тепла в электроэнергию. Например, многие специалисты считают, что эти моторы подходят для солнечных электрических установок.
То есть это идеальные силовые агрегаты для преобразования солнечной энергии в электричество.
8. Радиальный двигатель (звездообразный)
Звездообразный двигатель представляет собой поршневой двигатель внутреннего сгорания, в котором цилиндры расположены вокруг коленчатого вала. Один поршень соединен с коленвалом через главный шатун. Остальные поршни прикреплены через шатуны к кольцам главного ведущего шатуна.
Двигатель преимущественно создан для использования в самолетах. До появления реактивных двигателей в большинстве поршневых авиационных двигателей использовались подобные звездообразные конструкции силовых агрегатов. Эти моторы, как правило, устанавливались на самолеты небольшой дальности. Остальные самолетные моторы имели V-образную форму.
Некоторые современные легкие самолеты до сих пор оснащаются радиальными моторами.
Ряд компаний продолжает строить радиальные системы сегодня. Например, вот современный авиационный радиальный 9-цилиндровый двигатель Веденеев мощностью 360–450 л. с., который в настоящий момент используется на самолетах Яковлева и Сухого.
Источник https://www.drom.ru/info/misc/71109.html
Источник https://avtika.ru/kakie-tipy-dvigateley-ustanovleny-na-mashinah/
Источник
Источник