Мошенники изобрели новый способ обмана автовладельцев, сдавших машину в ремонт. Они звонят жертвам и представляются сотрудниками сервиса, после чего просят перевести деньги на покупку запчастей. Все данные о клиенте, автомобиле и его неисправностях злоумышленникам известны, поэтому распознать обман очень сложно. Кто передает аферистам личную информацию, и как защитить себя?
– Станислав Иванович С.
– А фамилия?
– С. Просто стоит. И все.
Некий Станислав Иванович позвонил и представился менеджером автосервиса, где Кирилл оставил свою машину.
– Он назвал марку, модель, номер транспортного средства: все буквы и цифры, все назвал. Список запчастей, который под мою машину подходит, – поясняет ставший потерпевшим от действий мошенников Кирилл Чуканов.
Кирилла попросили внести предоплату за ремонт – 36 тысяч. Подвоха он не заподозрил, всю необходимую сумму перевел.
– Дали даже несколько вариантов, сказали, что можно через "Тинькофф", можно через Сбер – как удобнее, – отмечает пострадавший.
На самом деле деньги были украдены. Оказалось, что это новая схема мошенничества. Сначала аферист позвонил в автосервис и узнал все о машине.
– Звонит человек, представляется клиентом. Выясняет, какая машина в автосервисе стоит в ремонте. Говорит, что он владелец этой машины. Узнает, что с этой машиной, какая стоимость ремонта. А дальше говорит: какой у вас мой номер записан контактный? И ему сотрудник диктует, – разъясняет схему мошенничества маркетолог сети автосервисов Михаил Сафронов.
После этого втереться в доверие к жертве было несложно. Ведь мошенник знал все о Кирилле.
– Ничего странного я не заподозрил, машина-то стоит в сервисе! – подчеркивает обманутый автовладелец.
В техцентр в Петербурге подозрительные звонки поступают каждую неделю. Сотрудники научились сходу распознавать обман.
– Спрашивают на дурака: а стоит машина у меня в сервисе. Какая? – BMW. – А какая BMW? – Замена цепи. И если такая машина действительно стоит там, мастер-приемщик как правило на этот развод ведется. Говорит, что да, стоит. Спрашивают сумму, пытаются узнать номер, – передает подробности подобных разговоров с мошенниками мастер автосервиса Петр Прокофьев.
Запись телефонного разговора с очередным псевдоклиентом:
– По поводу машины звоню. Что там, не сделали еще?
– Машина какая?
– Вот которую пригонял на ремонт, у вас какая машина стоит? У вас на ремонте какие машины стоят?
– У нас много машин стоит на ремонте.
Мошенник наугад назвал известный бренд и неисправность.
– На этой неделе пригонял Audi А6.
– С чем она была?
– Чек там надо было менять.
– У нас такой машины не было.
В этот раз попытка провалилась. Но звонки явно продолжатся. Ведь рано или поздно попадется доверчивый менеджер или слесарь, который выложит все.
– В основном это происходит в выходные дни, когда управляющих сервисами нет на местах, – поясняют сотрудники.
Потерпевшим в таких случаях нужно сразу писать заявление в полицию и добиваться возбуждения уголовного дела по статье "Мошенничество". Кроме того, можно предъявить претензии и к автосервису, который несет ответственность за болтливых сотрудников.
– Здесь есть нарушения со стороны автосервиса. Есть утечка персональных данных. Но чтобы это доказать, нужно собирать факты, нужно платить юристам. И у человека возникает дилемма: заплатить юристам, а будет ли гарантия того, что эти деньги вернутся, получится ли доказать этот факт? А таких гарантий, безусловно, нет", – отмечает управляющий партнер аудиторской консалтинговой компании Сергей Елин.
Защититься от обмана можно простым способом. Если поступает звонок с просьбой перевести деньги, лучше положить трубку. И самому перезвонить в техцентр.