full screen background image

Что такое подушка безопасности?

22

Что такое подушка безопасности?

Безопасность при вождении — один из первых вопросов, которым стоится озаботиться будущему водителю при покупке автомобиля. Среди всех элементов безопасности ключевое место занимают подушки безопасности. Качественные подушки могут уберечь от удара даже при непристегнутых ремнях.

Что такое подушки безопасности?

Подушка безопасности — это элемент пассивной безопасности автомобиля, предназначенный для защиты жизни и здоровья водителя (или пассажира) в случае серьезного дорожно-транспортного происшествия.

Подушки безопасности, хотя и называются подушками, имеют мало общего с одноименной постельной принадлежностью. Пожалуй единственное их сходство — и те, и другие должны быть мягкими.

Существуют несколько типов подушек безопасности:

  • Фронтальные — в передней части автомобиля.
  • Боковые — в боковых частях автомобиля.
  • Шторки — над боковыми окнами автомобиля.
  • Коленные — в районе ног водителя или пассажира.

При обыденном управлении автомобилем подушки безопасности никак не проявляют себя. Они находятся в сложенном состоянии и скрыты элементами обшивки салона.

Личный кабинет

← Вернуться Из списка

Как работают подушки безопасности?

Рассмотрим механизм работы подушек безопасности. В случае дорожно-транспортного происшествия подушки за доли секунды автоматически раскрываются. Это происходит за счет наполнения их специальным газом. Водитель и пассажиры обычно даже не успевают заметить момент срабатывания подушек.

При этом подушка раскрывается таким образом, чтобы заполнить собой пространство между человеком и элементами автомобиля. В случае ДТП человек избегает жесткого удара о руль, стойки, панель и т.п. Удар приходится на достаточно мягкую подушку. Это во многих случаях позволяет либо полностью избежать травм, либо избежать тяжелых последствий для организма.

Кроме того, мягкая подушка позволяет избежать и внутренних травм. Одна из причин гибели людей при ДТП — удар внутренних органов о кости человека при быстром замедлении.

Например, смерть может наступить из-за удара мозга о череп человека в момент ДТП.

Подушки безопасности помогают уменьшить замедление, т.е. провести остановку тела более равномерно.

Сразу же после столкновения подушки выпускают газ, чтобы не мешать водителю и пассажирам выбираться из автомобиля.

Обратите внимание, подушки безопасности помогают только при первом ударе автомобиля (бывают ДТП с несколькими последовательными ударами), а также на то, что все подушки безопасности одноразовые.

При повседневной езде раскрытие подушек исключено, поскольку они оборудованы специальными датчиками. Кроме того, подушки безопасности раскрываются только при определенных условиях, т.е. в случае серьезного ДТП.

Например, если Вы заденете зеркалом автомобиля какое-нибудь препятствие, то подушки конечно же не сработают.

Устройство механизма

Устройство выглядит как мягкая оболочка и в нужный момент наполняется газом, так же в набор идет газогенератор и система управления. Сама подушка изготовлена из нейлоновой ткани, для того чтоб смазать подушку и не прорвать во время срабатывания, используется тальк или крахмал. Их часто можно наблюдать в воздухе во время срабатывания подушки.

Главным назначением газогенератора является наполнение самой подушки газом. Таким образом, это уже модуль подушки безопасности. Между собой газогенераторы отличаются по форме (трубчатые и круглообразные), по характеру работы (с двухступенчатым и одноступенчатым срабатыванием) и по способу газообразования (гибридные и твердотопливные).

Самым распространенным считается твердотопливный, он состоит из корпуса, пиропатрона и определенного заряда твердого топлива. Как правило, топливо воспламеняется от пиропатрона, в результате получается газ азот.

Гибридный же газогенератор состоит из пиропатрона, газового заряда под высоким давлением аргона или сжатого азота, корпуса и заряда твердого топлива. Само наполнение подушки происходит сжатым газом, в результате выталкивания заряда из твердого топлива.

В систему управления подушками входят традиционные датчики удара, центральный блок управления и исполнительное устройство (газогенераторный пиропатрон).

Сколько подушек безопасности бывает в современных автомобилях?

В 2020 году выпускаются всего несколько старых моделей автомобилей, в которых вообще нет подушек. С каждым годом их остается все меньше.

Количество подушек 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Фронтальная подушка водителя + + + + + + + + + +
Фронтальная подушка переднего пассажира + + + + + + + + +
Боковые передние подушки (2) + + + + + + +
Шторки (2) + + + + +
Коленная подушка водителя + + + + +
Боковые задние подушки (2) + + +
Коленная подушка переднего пассажира +

В большинство современных автомобилей устанавливаются от 2 до 7 подушек безопасности. 8, 9 и 10 подушек можно встретить только на нескольких моделях машин.

Практически все современные автомобили выпускаются с расчётом на последующую установку подушек безопасности, поэтому не стоит заранее волноваться о том, «куда их установить» и «есть ли для них место в автомобиле». Именно принцип различия подушек по расположению в салоне лежит в основе основной классификации подушек безопасности.

Фронтальные

Как становится понятно из названия, предназначены они для погашения импульса при лобовом столкновении. Подушка водителя расположена в рулевом колесе, а пассажирская спрятана в панели. Основной целью фронтальных подушек является предотвращение травмирования самых уязвимых мест на теле: головы и шеи. Подушка поглощает порядка 90% всего импульса, а также значительно смягчает контакт лица с находящейся перед ним поверхностью.

Боковые (шторки)

Как правило, шторки располагаются в крайних полостях сидений водителя и пассажира. В отличие от фронтальных, боковые подушки безопасности призваны смягчить последствия удара для корпуса в целом, а не только для верхней части тела. Также различают водительские и пассажирские подушки. В норме для каждого стоит по две шторки(они находятся по краям от головы).

Головные(шейные)

Их так же стоит по две на каждого. Представляют собой разновидность боковых, но более специализированную. Призваны защитить от бокового удара именно голову. Находятся в крыше автомобиля, как со стороны дверцы, так и в центре.

Коленные

Достаточно недавно появившаяся разновидность подушек, основной целью которой является защита от травм хрупкого коленного сустава. Со стороны водителя находятся под рулём, со стороны пассажира в районе бардачка. Стоит по две.

Центральные

Как и коленные, появились достаточно недавно и в функциональном плане очень похожи на шторки(боковые подушки безопасности). Обеспечивают дополнительную защиту для рук, прежде всего при боковых столкновениях. Размещаются такие airbag в центральной части салона. Их стоит максимум две на всю машину — по одной для передних и для задних(если возможно) пассажиров.

Кроме этого, все подушки можно условно также разделить на пассажирские и водительские. Дело в том, что водительское место, как правило, несколько отличается от пассажирских средним расстоянием между телом и ближайшими твердыми поверхностями в момент столкновения. Самое серьёзное различие заключается врасстоянии от тела водителя до рулевого колеса, которое сильно разнится с расстоянием между пассажиром и приборной панелью.

Имеют место и другие небольшие различия в расстояниях. В связи с этим, при установке подушек безопасности их размер и скорость полного срабатывания должны подбираться с учётом их расположения и конструкционных особенностей автомобиля. К счастью, в настоящее время в продаже уже начинают появляться подушки, работу которых можно идеально отрегулировать исходя из множества параметров, среди которых есть даже такие, как рост и вес водителя.

В настоящий момент ведутся разработки нового вида подушек безопасности, предназначенных для задних пассажиров. Толчок для начала разработок — частые травмы среди задних пассажиров, которых ремни безопасности не всегда спасают от удара. Причина, по которой подушки для задних пассажиров ещё не созданы заключается в ещё более значительных, в отличие от передних мест, колебаниях расстояний между пассажиром и внутренними поверхностями автомобиля. Это подразумевает, что принцип работы задних подушек хоть и будет основываться всё на том же пиропатроне и выбросе газа, неизвестно, сколько технических модификаций придётся претерпеть им до своего окончательного воплощения в жизнь. Однако с учётом существующих достижений в области разработок систем безопасности, можно быть уверенными, что они появятся в продаже уже в ближайшие годы.

Проверяем подушки безопасности

Сразу после покупки б/у авто, новый владелец железного коня должен убедиться не только в работоспособности своего приобретениея, но и проверить подушки безопасности. В первую очередь стоит убедиться в том, что они вообще предполагаются для данной модели машины. Об этом будут свидетельствовать соответствующие надписи SRS или Airbag на «баранке» и панели «торпедо». Вокруг этих аббревиатур не должно быть сколов или царапин, так как это означает, что защитный аксессуар уже был использован и не факт, что прежний владелец позаботился о дорогостоящей услуге по заполнению пневмоподушек газом. Однако, даже если переустановка изделия была все же произведена, нет гарантии, что процедура выполнена корректно.

Полезно! Срок годности подушек обычно составляет от 10 до 14 лет (в зависимости от модели, марки и года выпуска машины). После этого срока патрон разряжается и изделие приходит в негодность.

Также стоит обратить внимание на стекла (особенно на лобовое). Если они менялись, то вероятнее всего подушка безопасности уже использовалась.

Стоит обратить внимание на дату изготовления ремней безопасности. Данные должны совпадать на всех сиденьях. Если эти элементы были заменены, то возможная причина – сильный удар, который также провоцировал открытие «аэрбега».

Кроме этого, есть еще несколько способов, как проверить наличие и работоспособность подушек:

  • Включить зажигание и дождаться появления на приборной панели надписи «аэрбег», которая должна исчезнуть через несколько секунд.
  • Если в авто есть специальный разъем для диагностики работы систем (обычно расположен под рулем), то необходимо завести двигатель, подождать 30 секунд и закрыть контакты 4 и 13 при помощи обычной канцелярской скрепки. После этого кнопки на приборной панели должны начать моргать. Если на одной из них отображается человек с подушкой, и эта кнопка моргает чаще остальных, то это говорит об ошибке получаемого кода. Если лампочка и вовсе не подает признаков жизни, то это свидетельствует о том, что продавец авто вообще отключил этот модуль.

Безусловно, устанавливать или нет подушки безопасности на своё авто — личный выбор каждого. Однако, исходя из многолетней статистики аварий, не следует отказываться от установки airbag без наличия на то веских причин. Если же есть сомнения, нужна ли вам подушка безопасности, то лучше всего запастись уверенностью, посмотрев видео и почитав соответствующую литературу.

Передние боковые подушки безопасности

Боковые подушки распространены меньше, чем фронтальные. Они устанавливаются на более дорогих автомобилях или в более продвинутых комплектациях.

Передние боковые подушки предназначены для защиты плеча, бока и таза при боковом ударе автомобиля. Обычно они устанавливаются в боковой части передних кресел (со стороны дверей автомобиля).

В автомобилях с боковыми подушками безопасности нужно соблюдать дополнительные правила перевозки грузов. Нельзя размещать в карманах дверей сильно выпирающие предметы. В случае ДТП они могут помешать работе подушки и навредить человеку.

Примечание. Передние боковые подушки в 2020 году устанавливаются как на отечественные (Lada Vesta), так и на недорогие иностранные модели (Renault Logan, Datsun On-do).

Коленные подушки безопасности

Коленная подушки безопасности предназначена для защиты коленей водителя или переднего пассажира при фронтальном (переднем) ударе.

Подушка водителя располагается под рулевой колонкой в нижней части панели.

Подушка переднего пассажира также выполняет защиту при переднем ударе, однако располагается она перед пассажирским сиденьем.

Обратите внимание, при наличии коленной подушки безопасности нужно внимательно отнестись к регулировке водительского сиденья. Ноги водителя должны находиться не менее, чем в 10 сантиметрах от нижней части панели.

Примечание. Коленная подушка водителя в 2020 году встречается на многих автомобилях C-класса, имеющих среднюю стоимость (Volkswagen Golf, Suzuki SX4).

Коленную подушку пассажира в 2020 году можно найти только в дорогих внедорожниках (Toyota LC200).

Задние боковые подушки безопасности

Задняя боковая подушка безопасности защищает плечо, бок и таз заднего пассажира при боковых ударах. Ее предназначение аналогично передней боковой подушке безопасности.

Задние боковые подушки обычно располагаются в нижней части боковой обшивки автомобиля (сбоку от задних сидений).

Примечание. Задние боковые подушки в 2020 году можно встретить на крайне ограниченном количестве моделей (например, Skoda Octavia).

Как найти подушки безопасности в автомобиле?

Подушки безопасности в автомобиле обозначаются значками airbag. Эти значки могут быть либо выдавлены на пластике, либо нанесены на специальные тканевые бирки.

Выше уже речь шла о том, где располагаются подушки каждого вида. Фронтальные, коленная, задние боковые и шторки безопасности обычно отмечены на пластиковых деталях обшивки, передние боковые подушки отмечаются на тканевых бирках сбоку от сидений.

Не рекомендую открывать или разбирать обшивку салона вблизи от подушек безопасности без отключения аккумулятора. Попытка снять подушку под напряжением может привести к ее срабатыванию. А это, в свою очередь, может повлечь тяжелые травмы.

Что делать, если сработали подушки безопасности?

Обычно подушки безопасности срабатывают при достаточно серьезных дорожно-транспортных происшествиях. Поскольку подушки являются одноразовыми, требуется полная замена всех сработавших подушек.

Также требуется замена датчиков подушек безопасности и элементов обшивки, сломанных при срабатывании подушек. Ну и само собой требуется ремонт кузова и внутренних частей автомобиля после ДТП.

Отмечу, что нередко после срабатывания подушек безопасности автомобиль вообще не восстанавливают, т.к. стоимость ремонта может превысить стоимость аналогичного нового автомобиля.

Иногда подушки безопасности могут сработать и без ДТП. Например, если неквалифицированный человек попытается разобрать подушку. В этом случае потребуется замена только подушки безопасности. Сама подушка стоит ориентировочно 10 — 20 тысяч рублей. Дополнительно придется оплатить и работы по ее замене.

Самостоятельный ремонт подушек безопасности автомобиля после ДТП я настоятельно рекомендую не выполнять. В первую очередь это связано с тем, что проверить правильность работы подушек будет возможно только при следующем ДТП. Однако исправлять ошибки может быть уже поздно.

Можно ли установить дополнительные подушки безопасности в автомобиль?

Иногда у водителей возникает вопрос по поводу установки дополнительных подушек безопасности в автомобиль.

Например, при покупке автомобиля денег на дополнительные подушки не хватило. Через пару лет деньги появились и водитель захотел повысить уровень безопасности транспортного средства.

Теоретически дополнительные подушки установить можно, практически — это экономически нецелесообразно. И вряд ли кто-то возьмется за эту работу.

Дешевле приобрести аналогичный автомобиль с дополнительными подушками, чем пытаться «засунуть» подушки, датчики и новые управляющие блоки в свою машину.

Так что будем считать, что установить дополнительные подушки в автомобиль нельзя.

Совместная работа подушек и ремней безопасности

Некоторые водители, обладающие скромными познаниями в области автомобильной безопасности, считают, что если в автомобиле есть подушки безопасности, то они защищают достаточно хорошо и использовать ремни безопасности не нужно. «Самые умные» пытаются обмануть датчик непристегнутых ремней, пропускают ремень безопасности за спиной и застегивают его в замок. Так делать не следует.

Подушки безопасности разрабатываются с расчетом на то, что они будут использоваться совместно с ремнями безопасности.

Например, если пассажир, не пристегнутый ремнем, попадет в ДТП, то он продолжит движение вперед по инерции. А «спасительная» подушка раскроется ему навстречу на скорости около 200 км/ч. В данном случае пассажир может получить тяжелые травмы.

Так что запомните. Ремни безопасности защищают в том числе и в автомобилях без подушек безопасности. А вот подушки работают только совместно с ремнями.

Неисправности подушек безопасности

При эксплуатации автомобиля могут возникнуть проблемы, связанные с работой подушек безопасности. При этом на приборной панели загорается специальная лампочка, сигнализирующая о неисправности. В данном случае требуется доставить автомобиль в сервисный центр для устранения неисправности.

В заключение хочу отметить, что подушки существенно повышают безопасность водителя и пассажиров автомобиля. Так что чем больше подушек в машине, тем лучше. Скорее всего подушки безопасности никогда и не пригодятся, но на всякий случай они должны быть припасены.

Подушки безопасности

Современные автомобили передвигаются со скоростями, о которых еще несколько десятков лет назад можно было только мечтать. С ростом средней скорости потока появилась необходимость внедрения новых систем безопасности, которые могли бы уберечь как водителя, так и пассажиров от травм при авариях. Подушки безопасности водителя и пассажира — это одна из таких систем, и на данный момент они устанавливаются на все сходящие с конвейера машины. Сегодня мы расскажем о том, что собой представляет подушка безопасности водителя и пассажира, и как она работает.

Острая необходимость

Подушки безопасности водителя и пассажира устанавливались на автомобили далеко не всегда. До того момента, когда началось серийное производство подобных устройств, обычно ограничивались обыкновенными ремнями безопасности, которые призваны намертво привязать пассажира к сиденью во время удара и не позволить ему получить травмы при резких и сильных столкновениях.

Подушки безопасности

Такая система действительно отлично себя зарекомендовала и по сей день выполняет свои функции. Тем не менее современная машина способна разогнаться до таких скоростей, которые раньше считались недостижимыми. Это вполне закономерно привело к тому, что тяжесть травм при авариях возросла, и риск получить серьезные увечья при столкновении стал более чем очевидным.

Подушки безопасности автомобиля созданы для того, чтобы облегчить удар, который может претерпевать человек в момент аварии. Для того чтобы в полной мере осознать, почему подушка может быть полезна, стоит вспомнить школьный курс физики и понять, как действуют силы в момент удара и куда приходится максимальная нагрузка.

При ударе импульс, который передается автомобилю от другой машины или неподвижной преграды, направлен в противоположную сторону движению. Получается, что если удар пришелся на переднюю часть кузова авто, то импульс от удара прижмет пассажира к сиденью и, таким образом, создаст весьма ощутимую нагрузку на его позвоночник и внутренние органы.

Удар не обязательно приходится на переднюю часть машины. По этой причине подушки, соответствующий им блок и датчики могут быть расположены в самых различных частях салона. Статистика показывает, что в современном авто количество датчиков и подушек безопасности, взаимодействующих с блоком, может достигать шести или даже восьми, в зависимости от комплектации и оснащенности. При этом форма подушек и их размер могут быть различными, а датчики, которые подсоединяются к электронному блоку, иметь разные характеристики и чувствительность.

Основные разновидности

Первые подушки безопасности появились еще во второй половине прошлого века. Сначала они предназначались исключительно для водителя и предусматривали всего один датчик, подсоединенный к электронному блоку. Затем производители со всего мира стали заботиться и о пассажирах, в связи с чем подушка безопасности могла появиться в самых разных частях салона.

Подушка водителя соединяется с датчиком удара. В свою очередь, он располагается во фронтальной части кузова авто и соединяется с блоком управления при помощи проводов. Задача такой подушки — выстреливать в момент удара в переднюю часть и максимально предохранять водителя от травм. Как правило, речь идет о травмах головы и внутренних органов, поскольку обычно страдает именно верхняя часть, ударяющаяся о рулевое колесо или приборную панель.

Особенностью, которой обладает такая подушка безопасности, является то, что она встроена в корпус рулевого колеса и выстреливает из его центральной части. Конструктивно она имеет резиновое кольцо и оборудуется шлейфом, который осуществляет соединение газового генератора с датчиком.

Фронтальные подушки безопасности, которые стоят напротив переднего сиденья, предназначаются для предохранения от травм пассажира, сидящего спереди. Подушка устроена таким образом, что при срабатывании датчика человек, находящийся на переднем сиденье, мягко ударяется о ее поверхность, а затем откидывается на спинку сиденья, которая уже окончательно нивелирует импульс от удара.

Помимо фронтальных, в автомобиле стоят боковые подушки безопасности. Наряду с фронтальными, эти устройства также гасят удары и способствуют максимальному снижению травмирования людей, находящихся на передних сиденьях. Обычно размер таких подушек достаточно большой, что позволяет охватить большую площадь поверхности и повысить общий уровень безопасности.

О задних пассажирах производители автомобилей тоже задумались достаточно давно, поэтому дополнительные задние подушки безопасности можно увидеть практически на всех выпускаемых ныне моделях. Подушка безопасности с передней части здесь не нужна: ее функции выполняет мягкая спинка переднего кресла. По этой причине задние подушки обычно устанавливаются сбоку, и датчики их располагаются именно с боковой части кузова. Таким образом, машина защищена от ударов со всех сторон, а уровень безопасности остается максимальным.

Все подушки безопасности в Hyundai Tuscon

Электронная составляющая

Разумеется, такая современная система, как подушки безопасности, не обходится без электронной начинки в виде специального функционального блока. Этот блок необходим для того, чтобы при ударе мгновенно передавать импульс датчику, который, в свою очередь, позволяет устройству сработать в наиболее подходящий для этого момент.

Блок оборудуется набором микросхем, которые способны принимать входящие импульсы и перенаправлять их должным образом. Так, можно вспомнить, что в современном автомобиле может быть шесть или даже восемь подушек безопасности, каждая из которых покрывает собственную область салона и обеспечивает должный уровень безопасности именно в ней.

В самых новых автомобилях система безопасности устроена достаточно хитро и сложно. К примеру, устанавливаются дополнительные устройства в задней части авто, которые улавливают удары именно со стороны багажника. Как известно, в этом случае по инерции люди, находящиеся в салоне, не ударяются о спинку кресла или приборную панель, а, наоборот, смещается в заднюю часть салона.

Тем не менее внезапно надувшаяся от удара сзади передняя подушка может нанести здоровью ощутимый вред, поэтому с целью обеспечения должного уровня безопасности в момент такого удара устройства в передней части принудительно отключаются от питания и дезактивируются. Как показала практика, такое решение способно спасти жизни сотням людей и повысить шансы получить травмы невысокой степени тяжести даже при серьезных авариях.

Как это работает?

Для многих остается открытым вопрос: каким образом происходит работа подушек безопасности и каково их устройство? Действительно, при ударе подушка надувается всего за доли секунды, при том, что никакого электрического компрессора и баллона со сжатым воздухом конструкцией не предусмотрено.

Подушка в руле хорошо помогает при фронтальных ударах

Для того чтобы объем воздуха за десятую долю секунды увеличился в сотню раз, приходится использовать так называемые газовые генераторы. Во многом такой газовый генератор по своему принципу работы напоминает обыкновенную гранату, за исключением того, что здесь в роли чеки выступает электронный блок, который подает генератору необходимый для его срабатывания электрический импульс.

Что же находится внутри газогенератора? В современных машинах он делится на две камеры, которые в равной степени заполнены специальным химическим веществом в виде порошка. В зависимости от силы удара, который при столкновении претерпевает машина, срабатывает одна или же сразу две камеры одновременно. В зависимости от этого подушка может надуваться с разной интенсивностью, что гарантирует минимальные травмы при относительно слабых ударах.

Для каждой из камер предусмотрен отдельный электрод, по которому в момент удара к порошкообразному веществу подводится ток достаточной для прохождения химической реакции мощности. Как только ток подается на электрод, порошок начинает активно взаимодействовать с воздухом, за счет чего выделяется газ, объем которого стремительно растет.

Именно благодаря возникновению газа и надувается подушка, объем которой достигает максимальной величины всего за несколько миллисекунд. Надо отметить, что в ткани, из которой изготавливается оболочка подушки безопасности, имеется множество микроскопических пор. За счет этого устройство после удара мгновенно сдувается, тем самым предотвращая удушье.

Сработавшие подушки в Peugeot 306

Резюме

Подушки безопасности — это неотъемлемый элемент автомобиля как отечественного, так и зарубежного производства. Изобретение этого незаменимого устройства позволило спасти тысячи жизней, тем самым повысив общий уровень безопасности на дорогах общего пользования.

Источник https://auto-metal.ru/spravka/podushki-bezopasnosti-v-avtomobile.html

Источник https://portal-mashin.ru/service/podushki-bezopasnosti.html

Источник

Источник




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *