full screen background image

Почему мы не пристегиваемся в автомобиле? Психология человека и стоит ли рисковать? Обзор

42

Содержание

Почему мы не пристегиваемся в автомобиле? Психология человека и стоит ли рисковать? Обзор

Какие оправдания мы придумываем себе, чтобы не пристегиваться в машине ремнём безопасности. В последние годы появилось большое количество социальной рекламы, где водителей призывают пристегивать ремень безопасности в машине, однако многие всё ещё считают, что это ненужно и необязательно. Некоторые водители пристегиваются исключительно в тех случаях, когда видит на дороге инспектора ГИБДД, чтобы не платить штраф.
Некоторые водители даже, несмотря на вероятность заплатить денежный штраф, не используют ремень безопасности по определённым своим соображениям. Рассмотрим наиболее распространенные причины, из-за которых водители не пристёгивают ремни безопасности в автомобиле.

«Ремень — это неудобно»

Если человек привык ездить непристегнутым, то фиксатор на груди может создавать дискомфорт. Некоторые автолюбители утверждают, что лента их «душит», давит на сердце и легкие. На самом деле это просто вопрос привычки, если вас учили правилам езды в машине с детства, ремень не будет вам мешать.

При столкновении на скорости более 60 км/ч у пристегнутых пассажиров часто ломаются ребра. Но ограничитель спасает человека от столкновения с панелью и лобовым стеклом, о которое легко сломать шею. Нарушители в таких ситуациях обычно отправляются в морг, в редких случаях — это кома и реанимация.



Голова в порядке

Важность использования ремня безопасности подтверждает ещё и тот факт, что без него не сработает и подушка безопасности. То есть нет, конечно, при ударе механизм этого устройства подействует, да только пассажиру от этого пользы не будет. Подушка вылетает со скоростью примерно 300 км/ч, практически мгновенно в неё поступает воздух. Если тело человека в этот момент не будет зафиксировано ремнём, то подушка просто не сможет выполнить свою основную функцию – равномерно снизить скорость движения человека. В каком положении при «стыковке» будет находиться водитель или пассажир, механизм угадать не сможет.

Какой штраф грозит за непристёгнутый ремень безопасности? Сейчас в мире насчитывается с десяток разновидностей подушек: от классической, встроенной в рулевое колесо, до центральной, уменьшающей угрозу столкновения двух рядом сидящих людей (при перевороте или боковом ударе). В последнее время стали популярными подушки, встроенные в ремни безопасности. Как утверждают производители, после удара они раскрываются в течение 40 миллисекунд и увеличивают диаметр ремня в несколько раз. Эта функция особенно полезна для ребёнка: ремень «смягчается» и значительно снижает риск травм кожи и неокрепшего скелета маленького пассажира. Статистика утверждает, что применение средств пассивной безопасности снижает риск летальных исходов при авариях почти на 90%.

Нечасто, но всё же иногда в комплекс обустройства безопасности автомобиля входят и так называемые активные подголовники. Они оборудованы специальным подвижным рычагом, спрятанным в спинке кресла, который нажимается при резком ударе тела, что приближает подголовник к голове водителя ещё до её опрокидывания.

«Пренебрежительное отношение к средствам пассивной безопасности, – напоминает генерал-майор полиции, заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Владимир Кузин, – в случае ДТП чаще всего характеризуется получением наиболее тяжёлых травм и летальным исходом. Мы всегда говорим, что детей необходимо перевозить в детских удерживающих устройствах, а ремни пристёгивать ещё до начала движения. У Госавтоинспекции, к сожалению, есть огромный запротоколированный материал о смертности в результате вылета пассажира через заднее стекло или водителя – через лобовое. И очень обидно, что практически всех этих «протоколов» можно было бы избежать, если бы средства пассивной защиты использовались добросовестно и в комплексе».

«Не пристегнусь — отделаюсь только синяками»

Обычно пассажиры игнорируют рекомендации автоинспекторов из-за того, что ремень может спровоцировать травмы. При резком торможении некоторые повреждения неизбежны:

  • перелом ключицы и ребер;
  • смещение шейных позвонков;
  • травма мягких тканей и внутренних органов.

Все это — плата за жизнь. Если не пристегиваться, можно получить множественные переломы голени и стоп о педали. Держаться руками за руль бесполезно, с ним столкнется голова и грудная клетка, и шансы тут выжить невелики.

Ляльку — в автолюльку!

Отдельная история с перевозкой младенцев. «Ни в коем случае нельзя возить малышей на руках. Никто не способен гарантировать безопасность чада, которое не пристёгнуто. Анатомическая конструкция автокресла вопреки предубеждениям неопасна даже для новорождённого, в случае столкновения это устройство способно сохранить жизнь и здоровье ребёнку», — не перестаёт повторять молодым родителям директор НИИ хирургии детского возраста РНИМУ им. Н. И. Пирогова, доктор медицинских наук, профессор Владимир Розинов.

У младенца плохо развиты мышцы шеи, слабая спинка, незатянутый родничок и мягкие кости черепа. Даже незначительное ДТП — это риск сотрясения мозга и перелома шейных позвонков. Мягкие плечики и рёберные кости повышают вероятность переломов, которые могут привести к повреждению лёгких, печени, селезёнки и сердца. Строение автолюльки учитывает все эти особенности.

Некоторые беспечные родители для перевозки совсем маленьких детей используют люльку от коляски. Безусловно, это удобно, но при внезапном ударе даже на самой маленькой скорости малыш просто вылетит из такой ненадёжной конструкции. Поэтому люльку лучше брать автомобильную, которая имеет соответствующие ремни и крепления.

«Меня спасет подушка безопасности»

Это грубая ошибка, которая может стоить жизни. Дело в том, что подушка рассчитана на работу одновременно с ремнем безопасности, они функционируют как единое целые, в обоих механизмах заданы настройки. Во время столкновения лента фиксирует человека и «притормаживает» его тело, не дает ему слишком сильно удариться о воздушную прослойку.

Если встретиться с подушкой без ремня — это удар 300 кг. С такой силой бьет чемпион по боксу, а если контакт придется на шею или голову, то серьезные увечья гарантированы. В тяжелом случае будет летальный исход из-за перелома 2-го шейного позвонка.

Когда непристегнутый ремень спасет жизнь

Водителю сегодня грозит штраф за непристегнутый ремень в размере 1 тысячи рублей, плюс к тому наказание накладывается не только на водителя, но также на пассажиров. Им придется заплатить по 500 рублей.

Если водитель пристегнут, а пассажиры нет, первому придется заплатить тот же тысячерублевый штраф за непристегнутых людей в салоне. Когда же нарушены условия проезда в автомобиле несовершеннолетнего ребенка до 12 лет, размер сбора и вовсе увеличивается до 3 тысяч рублей.

Ну и, кроме того, человек за рулем несет ответственность в случае, когда маленький ребенок находится в автокресле, но не зафиксирован ремнем безопасности. При установлении правонарушения ему грозит наказание в 3 тысячи рублей.

Таким образом, представители ГИБДД наделены полномочиями штрафовать и того, кто находится за рулем (ст. 12.6 КоАП) и остальных непристегнутых граждан в автомобиле. Кроме того, еще в прошлом году на дорогах Москвы заработали камеры, которые автоматически фиксируют езду с непристегнутым ремнем безопасности, равно как разговор водителя по телефону. С помощью специальных камер высокой четкости система научилась различать смартфоны, ремни и предметы одежды. Спорные случаи, как показывает практика, трактуются в пользу водителя.

И тем не менее, в законе обозначены ситуации, когда санкции не вводятся. К примеру, если транспортное средство не оборудовано креплениями для ремней безопасности, то можно совершенно законно ездить и не пристегиваться. Уточним, что автомобиль должен конструктивно не иметь ни ремней, ни заводских фиксаторов (специальных приварных гаек). Если же в конструкцию такая система безопасности была заложена, то затем устранена владельцем транспортного средства (к примеру, владелец срезал ремни с креплений на заднем или нескольких рядах), ему будет выписан штраф.

Разберемся, какие автомобили имеют «индульгенцию» на обязательное пристегивание седоков. Например, на многих автомобилях советских времен ремнями безопасности оснащали далеко на всех посадочные места. На том же УАЗ-469 и УАЗ-31512 все было настолько упрощено, что в начальных модификациях и комплектациях с тканевым тентом ремней безопасности не было с завода. Та же история складывается с не менее легендарной «Волгой» ГАЗ-21, где даже передние ремни безопасности не предусматривались ввиду использования массивного переднего дивана. То же касается и других ретро-автомобилей, в том числе иностранного производства.

Отсюда вывод — даже если в вашем автомобиле отсутствуют ремни безопасности, ищите под сиденьями и на внутренних стенках заводские крепления. И даже если их нет, подстрахуйтесь документом о том, что ремни безопасности не предусмотрены заводом изготовителем данной модели. Но если соответствующие крепления под ремни обнаружились, придется приобрести за свой счет комплект и доустановить в сервисе.

В то же время в исключительных ситуациях водитель и пассажиры не только могут, но должны отстегнуть ремни безопасности для предотвращения чрезвычайных ситуаций. Речь идет, к примеру, о преодолении ледовых переправ и замерзших водоемов. Здесь отстегивание ремней безопасности необходимо, поскольку если машина начнет проваливаться под лед, у людей в салоне есть считанные секунды для того, чтобы выбраться. Фактически данный случай не противоречит пункту 2.1.2. ПДД «Общие обязанности водителей», гласящий, что на дороге автомобилист обязан быть пристегнутым. Ведь де-факто на неорганизованных переправах машина движется вне дорог. Для справки: в МЧС России официально рекомендуют отстегивать ремень безопасности при выезде на такие участки, однако добавляют, что ремень следует снова пристегнуть при возвращении на дорогу общего пользования.

Вот еще один похожий сценарий — при преодолении сложных участков на пересеченной местности в горах, например, у обрывов, на ветхих мостах, в бродах быстрых рек также рекомендуется отстегнуться. Ведь в случае увода с курса, сползания в обрыв и прочих экстренных ситуациях от того, насколько быстро вы покинете салон, в буквальном смысле будет зависеть ваша жизнь.

При этом беременным, людям с заболеваниями, при которых ремни создают много неудобств, пристегиваться, вопреки расхожему мнению, необходимо. Российским законом не предусмотрены такого рода послабления, но они есть, к примеру, в Узбекистане, где на официальном уровне закреплены исключения для беременных женщин, в том числе право на езду без ремня безопасности.

«Лучше улететь из автомобиля»

По статистике в 95% случаев пассажиров придавливает машиной, особенно при открытых окнах. Из автомобиля нельзя «катапультироваться», обычно человек погибает в первые 2-3 секунды аварии. Поэтому не пристегиваться в таких случаях — неоправданный риск.

Даже если человек остается в салоне, травмы гарантированы. Один удар головой о рычаг переключения передач может привести к коме, об крышу можно сломать шею под весом и инерцией собственного тела. Ремень же фиксирует человека и обеспечивает безопасность.

Пассажир с ребенком на руках

В данном случае происходит двойное нарушение, потому что пассажир не пристёгивает ни себя, ни ребёнка. Если случится авария, то в большинстве случаев ребёнок вылетает из рук взрослого человека, и получает удар о предметы в машине. А если пассажир всё-таки удержал ребенка в руках, то ударяться, прежде всего, будет именно ребёнок, так как находится перед взрослым. Именно поэтому следует перевозить ребёнка в специальных удерживающих устройствах, чтобы малыш был пристёгнут и получил наименьшее количество травм при аварии.

«На месте за водителем можно не пристегиваться»

Доказано, что при лобовом столкновении шофер на уровне подсознания защищает себя. Даже если рядом будет любимый человек, шансов выжить у него меньше. Эта реакция «запрограммирована» на подсознании и повлиять на нее никак нельзя.

За водителем можно действительно уцелеть, но только в том случае, если пристегнуться. При игнорировании правил безопасности можно вылететь в лобовое стекло, получить тяжелые травмы и оказаться на тротуаре. Ремень — ограничитель, который придумали инженеры специально для снижения смертности при авариях.

Утверждение, что ремни безопасности не имеют смысла

Водители, которые утверждают, что ремни безопасности бессмысленны, не знают данных статистики в целом. Да, они могут знать некоторые истории от своих знакомых, или прочитать их в газетах или интернете, но в целом ситуацию они не оценивают.

А если изучать данные статистики, то ремень безопасности спасал жизни в 50% случаях для водителей, и в 30% для пассажиров. Также если машина при аварии не опрокидывается, то ремень помогает уменьшить вероятность смерти в 5 раз и для водителей, и пассажиров. В данном случае, когда речь идет о жизни человека, важен был бы да даже 1%, а тут такие серьёзные статистические данные.

Поэтому в первую очередь следует беречь себя и думать о своём здоровье.

«На заднем диване ремни не нужны»

Это заблуждение пошло с 70-х, тогда на многих моделях действительно отсутствовали фиксаторы безопасности даже на передних сидениях. Но скорость у авто была значительно ниже, для многих 80-90 км/ч был предел. Позднее в ходе исследований было установлено, что гибель пассажиров при ДТП очень высокая. Поэтому следовать таким рекомендациям — серьезное заблуждение.

При лобовом столкновении у пассажира сзади больше шансов вылететь через переднее стекло, чем у сидящего спереди. Дело в том, что тело успевает набрать скорость и достаточную инерцию, чтобы выбить ветровик. Поэтому ремень в этом случае — спасение.

Ситуации, в которых ремень будет полезен

«Если ездить аккуратно, можно не пристегиваться»

Даже при езде 30-50 км/ч можно получить серьезные повреждения. Если встречный автомобиль ехал с такой же скоростью, на тело при нагрузке приходится 50-80 км/ч. И это минимальные значения. Многие водители ездят по городу довольно быстро, учитывая максимальную «погрешность», которую допускают запрещающие знаки.

К примеру, лобовое столкновение с автомобилем на скорости 60 км/ч сопоставимо с падением с шестого этажа. В этом случае шансы выжить минимальны, поэтому лучше заранее пристегнуться.

Нежелание пристегивать ремень безопасности пассажиром автомобиля

Надо сказать, что пассажиры, которые едут рядом с водителем, при аварии могут пострадать не меньше, чем сам владелец автомобиля. Те пассажиры, которые едут спереди, имеют все шансы получить такое же повреждение, как и водитель, а пассажиры с заднего сиденья врезаются в передние сиденья, и в этом случае они и сами получит вред своему здоровью, а также своим телом могут навредить и впереди сидящему пассажиру.

В интернете можно найти видеоролики, где видно, что происходит в автомобиле с пассажирами и водителями при аварии, если они не пристёгнуты. Такие тесты проводятся регулярно, в автомобиль сажают манекены, часть которых пристегнута, а другие нет.

«Если я упаду в реку, я не выберусь из машины»

Такие аварии случаются крайне редко, если не дрифтовать на льду. Современные ремни безопасности оснащены надежным механизмом, который срабатывает даже под водой. Для спокойствия можно возить с собой нож в ножнах на поясе.

Современные модели оснащены роликовым механизмом, который быстро втягивает ленту. Это уменьшает риск запутаться и дает возможность выбраться из машины после ДТП. Не стоит игнорировать рекомендации инженеров и придумывать себе оправдания — лучше пристегиваться перед каждой поездкой.

Ремень пачкает и мнет одежду

Если по какой-то причине ремень пачкает одежду, то, скорее всего он в чём-то испачкался, исследует его помыть. На ремне также может оседать пыль и грязь, поэтому периодически следует протирать его влажной тряпочкой. Если ремень при пристегивании сильно мнет вашу одежду, то в магазинах продаются специальные мягкие накладки под ремень, которые будут бережно относиться к вашей одежде.

Пристегивание ремня безопасности необходимы для сохранения жизни и здоровья, это важнее, чем одежда.

Ремень безопасности в машине для чего

Записаться на автокурсы в Харькове "Авто-Дор", курсы обучения вождению авто

фото ремень безопасности в авто

Знаете ли вы, зачем нужен ремень безопасности в автомобиле, какие они бывают и надо ли его постоянно использовать?

Ремень безопасности, что это и зачем

Автомобилестроение и вся автопромышленность идет вперед огромными темпами. Особенно специалисты заботятся о безопасности, изобретая новые способы защиты пассажиров, облегчения управления авто в трудных ситуациях и прочие системы. Но, пользуясь всеми модными электронными и техническими дополнениями, никогда не надо забывать про пассивную защиту. Ее роль в машине играет ремень безопасности. Правильно застегнутый и расположенный на теле взрослого человека (или подростка выше 145 см) ремень абсолютно не мешает комфортному сидению и управлению машиной.

Согласно ПДД Украины

В п. 2.3 правил дорожного движения однозначно указано, что водитель обязан пользоваться ремнями (и подголовниками), а также не перевозить непристегнутых пассажиров.

Правда, штраф за непристегнутый ремень остается минимальным – всего 51 гривна. Каждый год на рассмотрение Верховной Рады выносят законопроекты про серьезное увеличение штрафа (до 500-850 гривен), но эти проекты так и не были приняты.

Печальная статистика и ремни безопасности

Среднее количество водителей, пользующиеся ремнями, по всей Украине – всего 23%. Больше всего сознательных водителей в Киеве (больше 50%), в Харькове – всего 14%. В Европе же статистика совсем другая – более 90% людей пристегивается в машине. Однако, надо заметить, что штрафы за не застегнутый ремень безопасности там намного выше.

Исследование аварий свидетельствует о том, что в более 70% ДТП можно было бы избежать смертей и серьезных травм, если бы водитель и пассажиры были пристегнуты. В таблице представлено во сколько раз снижается риск гибели пристегнутого водителя и переднего пассажира в различных авариях:

Вид ДТП Во сколько раз уменьшается
При лобовом ударе 2
Фронтальное столкновение 1,8
Переворот 5

Виды и строение ремней

Первоначально ремни были придуманы для авиации, а после их стали использовать и в автомобилестроении. Ремни прошли долгий путь «эволюции» от обычных поясных до тех, которые используются сейчас.

  1. Двухточечные («поясные») – устаревшая конструкция, которая продолжает встречаться в старых моделях авто, в общественном транспорте и в самолетах. Ремень крепится только на талии.
  2. Трехточечные («диагонально-поясные») – современные стандартные ремни. Положительным моментом является распределение нагрузки равномерно по всему ремню.
  3. Четырехточечные ремни ставят на специальные авто, спортивные машины и внедорожники.
  4. Пятиточечные ремни используются в дорогостоящих авто и в конструкции детских сидений. Это не только два перпендикулярных ремня, но и еще один, проходящий между ног.

По принципу срабатывания:

  1. Статические – устаревший вариант, когда длина ленты регулируется вручную.
  2. Динамические – современный стандарт. Если плавно вытягивать лямку, то ее можно удлинить. Резкий рывок ее блокирует.
  3. Опережающие – на самых современных авто бортовой компьютер сам фиксирует ремни при возникновении опасности.

Производители авто продолжают усовершенствовать это защитное приспособление. Наверняка, в ближайшем будущем мы получим еще более комфортные и продуманные варианты.

Строение ремня

Почти все разновидности ремней состоят из одинакового набора элементов:

  • лямка;
  • защелка (замок) – разъемная часть крепежа;
  • втягивающий механизм (инерционная катушка);
  • ограничители;
  • крепление;
  • преднатяжители – появились недавно, нужны для предотвращения инерционного смещения тела человека вперед.

Изготавливается ремень из синтетического прочного материала.

Мифы и правда про ремни безопасности

Когда изобрели подушки безопасности, производители одно время пытались продвигать их как замену ремням, которые многим казались неудобными. Но специалисты уже давно установили: подушки и ремни с подголовниками – это комплексная защита, которая максимально предохраняет человека именно в одновременном использовании.

Какие же мифы существуют в среде автомобилистов, чтобы оправдать то, что они не пристегиваются?

В ремне можно запутаться

Первые ремни были специфическими, и выпутаться из них в случае аварии быстро было невозможно. Но сейчас, когда достаточно одного касания и ремень отстегнут – это оправдание уже не работает.

Зачем ремень, если ехать медленно или недалеко

Всего лишь пару кварталов до магазина или до школы – зачем пристегиваться? Это — неправильный подход. Статистика говорит о том, что авария может случиться буквально через пару минут после старта, даже возле дома. Никто не застрахован от неприятных случаев.

Известно, что 80% аварий происходит на скорости до 70 км/час. Ремень безопасности обязателен, так как травматическая нагрузка даже на скорости всего 50 км/час – это словно выпрыгнуть с 5 этажа многоэтажки.

Ребенок на руках у пристегнутого взрослого

Даже при слабом столкновении на скорости чуть более 25 км/час, взрослый не сможет удержать малыша в руках, так как по законам физики его масса будет уже порядка 135 кг.

На заднем сиденье

Пассажиры на заднем сиденье без ремня могут легко вылететь в лобовое стекло или смертельно травмироваться о передние кресла. Также, если задний пассажир не пристегнут, он является опасностью для передних людей.

Специалисты автошколы Авто-Дор советуют использовать ремни безопасности в каждой поездке. Для детей до 12 лет и ниже 145 см стоит приобрести детское автокресло. Как его правильно выбрать – можно посмотреть здесь.

Итак, ремень безопасности – важная часть защиты водителя и пассажиров во время езды на автомобиле. Не стоит рисковать, лучше пользоваться всеми доступными вариантами безопасности в своем авто, чтобы максимально быть готовым ко всем дорожным неожиданностям.

Источник https://social-kansk.ru/shtrafy/pochemu-nuzhno-pristegivatsya-remnem-bezopasnosti.html

Источник https://auto-dor.com.ua/remen-bezopasnosti-polzovatsya-il/

Источник

Источник


TAG


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *