Table of Contents
Специальные пожарные спасательные автомобили: ТТХ и классификация
К специализированным пожарным транспортным средствам относятся мобильные машины, которые используются для осуществления различных работ на месте пожара. Сегодня к специальным машинам можно отнести:
- Автолестницы;
- АПК или пожарные коленчатые подъёмники;
- Машины для перевозки и укладки пожарных рукавов;
- Транспортные средства для газодымозащиты;
- Машины, удаляющие дым;
- Аварийно-спасательные автомобили;
- Автомобили связи и освещения;
- Машины для организации работы штаба.
Классификация специальных пожарных машин
Пожарные машины специального назначения можно классифицировать на основании колёсных и посадочных формул, по компоновке кабины, по итоговой массе транспортного средства и т.д.
Если говорить о классификации по колёсной формуле, то машины подразделяются на две категории:
- Модели с неполным приводом. Колёсная формула у данных автомобилей: 4×2, 6×2, 6×4, 8×4;
- Машины с полным приводом. У этих автомобилей колёсная формула может быть 4×4, 6×6, 8×8.
Посадочная формула разделяет машины на следующие:
- Водитель + максимум 2 спасателя (1+2 или 1+1);
- Водитель + максимум 6 спасателей (1+5 или 1+6);
- Водитель + 8 спасателей (1+8).
В указанных формулах первая цифра – водитель автомобиля, вторая – число пассажиров.
Компоновочная схема специальных пожарных машин разделяет автомобили на следующие модели:
- Кабина находится за двигателем – это задняя модель;
- Кабина располагается над двигателем – это фронтальная модель;
- Кабина установлена перед двигателем – это пример передней модели.
В плане полной массы, машины можно разделить на три основных класса:
- L-класс – лёгкие автомобили массой от 2 до 7.5 тонн;
- M-класс – средние машины массой от 7.5 до 14 тонн;
- S-класс – тяжёлые модели массой от 14 тонн.
АЛ – специальные пожарные автомобильные лестницы
Специальные пожарные автомобильные лестницы – это машины, которые комплектуются современными лестницами. Они могут выдвигаться и поворачиваться для использования на любом объекте. С их помощью проводятся аварийно-спасательные работы на большой высоте. Также они позволяют подавать оборудование и вещества для тушения пожара на нужную высоту.
Классифицируются пожарные автолестницы следующим образом:
- АЛ без съёмной люльки и лифта;
- АЛ с люлькой, которая оборудована на самом верху;
- АЛ с лифтом, который движется по лестнице;
- АЛ и с люлькой, и с лифтом.
К главным конструктивным элементам данного специального пожарного автомобиля относится:
- Передняя опорная стойка;
- Шасси с платформой;
- Основание для опоры;
- Силовая установка;
- Основание для подъёмно-поворотного основания;
- Стрела;
- Механизмы позволяющие поднимать и поворачивать лестницу;
- Гидравлическая система;
- Электрическое оборудование;
- Пульт или несколько пультов для управления.
Современные пожарные автолестницы различаются высотой стрелы от 10 до 60 метров. Специальные модели, выполненные под заказ, могут иметь стрелу больше 60 метров.
АПК или пожарный коленчатый подъёмник
АПК – это пожарная машина, которая оборудована поворотной и подъёмной стрелой. С помощью данного оборудования проводят аварийно-спасательные работы и подают огнетушащие вещества на нужную высоту. Иногда АПК используется как грузоподъёмный кран.
В отличии от автолестниц, у коленчатых автоподъёмников большая маневренность. Чаще всего АПК создаются на крупных шасси грузовых машин с колёсной формулой 6х4 или 6х6. Эти машины могут безопасно задействоваться даже при порывах ветра и на площадках с небольшим уклоном в любую из сторон.
Основными рабочими узлами АПК считаются:
- Шасси;
- Платформа и опорная конструкция;
- Силовая группа;
- Гидравлика;
- Рама;
- Гидравлические опоры;
- Стрела;
- Подъёмная установка;
- Люлька;
- Система водопенной коммуникации;
- Электрооборудование;
- Система управления.
АД — машины, удаляющие дым
АД – это специальные пожарные транспортные средства, которые комплектуются ПТВ и дымососом, чтобы удалять дым из различных помещений.
Машина собрана из нескольких важных компонентов:
- Основное шасси от грузового автомобиля;
- Кабина водителя, где располагается и пожарный расчёт;
- Установка для вентилирования;
- Отсек для ПТВ.
Работает используемое оборудование благодаря гидравлическому приводу.
АР – машины для перевозки и прокладки рукавов
АР – это машина, которая используется для транспортировки, прокладки и уборки рукавных проводов, лафетных стволов и тушения пожара. Это довольно специфичные машины, которые комплектуются руками с диаметром 77 мм, 110 мм и 150 мм. В общей сложности, длина всех рукавов может достигать 5 километров.
АСО – специальные пожарные машины освещения и связи
АСО – это автомобили, оснащённые электрогенератором и всем необходимым оборудованием, которое позволяет организовать и поддерживать работу средств связи и осветительных приборов в том месте, где произошло ЧП.
Основными частями и компонентами данных автомобилей является:
Пожарная охрана, горячие сердца. Что внутри у машин?
Думаю, многие в детстве оглядывались на проезжающую пожарную машину с сиреной и думали — куда она едет? Чего греха таить, было тут и чисто ребяческое желание посмотреть на пожар, куда без этого… Но был и другой интерес, технический: а что внутри у этих машин? Понятно, если едет лестница. А вот эти, покрупнее? Неужели там только цистерна, а в ней — вода? Нет, там не только вода. И вся эта машина — не только огромная цистерна.
Много букв
Прежде чем открывать боковые отсеки пожарных машин, придется немного поговорить о теории.
Мы как-то привыкли, что пожарных машин может быть две: с лестницей и с цистерной. Но на самом деле это не так: существует два десятка типов пожарных автомобилей, отличающихся по основным видам выполняемых работ. Они делятся на две большие группы: основные и специальные. Раньше выделяли еще одну группу — вспомогательные, но в 2012 году классификация изменилась и вспомогательных машин больше нет.
Внутри основных машин тоже есть деление на две группы: автомобили общего и целевого применения. И вот как раз автомобили общего применения — это те, что мы обычно и видим на пожарах. К сожалению, пожарные (как МЧС и военные) очень любят всякие аббревиатуры, поэтому названия этих автомобилей не слишком говорящие и состоят из непонятного нормальному человеку набора букв. Но все-таки: к автомобилям общего применения относятся АЦ (автоцистерна), АНР (насосно-рукавный автомобиль), АПП (автомобиль первой помощи), АВД (автомобиль с насосом высокого давления) и АПС (пожарно-спасательный автомобиль). Нас сегодня интересуют как раз автоцистерны — самые массовые пожарные машины (и самые интересные). Но из-за любви к порядку — два слова о других машинах.
Автомобили целевого применения — это, например, аэродромные автомобили, автомобили порошкового, пенного или газового тушения, насосные станции или пеноподъемники.
Ну а к специальным пожарным автомобилям относятся автолестницы, автоподъемники, машины дымоудаления, аварийно-спасательные и штабные автомобили. Теперь можно было бы перейти непосредственно к машинам, но сделаем еще одну коротенькую остановочку.
Все началось с насосов
Казалось бы, что самое главное на пожаре — очень много воды. Особенно при пожаре где-нибудь в 20-х годах прошлого века, когда почти все, что горело, было построено из дерева. И было бы логично предположить, что именно АЦ — автоцистерны — и были первыми отечественными пожарными автомобилями. Но это не так.
В те славные времена казалось, что воду можно брать везде — в любой речке и канаве. А возить запас воды было тяжело. Вспомним, например, первые ГАЗ-АА начала тридцатых: одноименный мотор ГАЗ-АА развивал всего 40 л.с., модернизированный ГАЗ-ММ (его стали ставить на «полуторки» и трехосные ГАЗ-ААА после 1937 года) — 50 л.с. «Полуторка» могла бы увезти всего 1,5 тонны воды, но с какой скоростью… Еле-еле. Да и кроме полутора тонн воды ничего в нее уже не загрузишь (даже не посадишь пожарных) — не хватает грузоподъемности. А если вспомнить про более ранние АМО, то картина выглядит еще печальнее. Конечно, бочку с водой погрузить можно, но толку от нее мало. Другое дело — мощный насос. И поэтому нет ничего странного в том, что первые советские пожарные машины — это именно автонасосы на шасси того самого АМО-Ф-15. На базе «полуторок» строили, например, ПМГ-1 (лестница и насос, без цистерны), на базе ЗИС-5 — ПМЗ-2, который мог перевозить до 1,5 т воды. А воду для насосов брали где получится: в городских водопроводах, в речках — в любом подходящем месте.
При этом АМО были первыми советскими, но не первыми отечественными «пожарками». Впервые пожарные автомобили появились еще в царской России в 1904 году. Это были машины «Фрезе» и «Лесснер», которые вмещали в себя пожарную бригаду на 10–14 человек, бочки с водой, рукава, лестницы, насос и небольшое количество инструмента. Но на всю Россию таких машин было выпущено всего около десятка, хотя производили их почти вплоть до революции. Так что действительно массовыми и имеющими практическое значение пожарные машины стали именно в СССР.
Но до цистерн, как я говорил, было еще далеко: машины не могли похвастаться ни размерами, ни мощностью для перевозки большого количества воды. Ситуация изменилась только с появлением шасси ЗИС-11 — длиннобазного варианта ЗИС-5. На этом шасси строили первые автоцистерны и, например, автобусы ЗИС-8.
Еще один шаг был сделан с появлением трехосного шасси ЗИС-6. Эти шасси хорошо подходили для автоцистерн. На ЗИС-6 ставили и топливозаправочное оборудование, и оборудование для пожаротушения. Кстати, именно топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и некоторые другие машины как раз и относились к той группе вспомогательных машин, которые не так давно упразднили.
Ну а самые тяжелые пожарные автомобили, способные перевозить серьезный запас воды, строили на базе ярославских грузовиков ЯГ-6. Тут запас воды мог быть уже до четырех тонн. Их старались использовать не только в городах, а там, где пожары тушить надо, а воду взять негде. Такого запаса воды автоцистерны на базе обычных ГАЗ-АА или ЗИС-5 перевезти не могли.
С лестницами до войны тоже дела обстояли неважно: их не выпускали, а покупали у немцев. Понятно, что после войны лестницы стали делать сами.
Именно в 50-е пожарные автомобили стали обретать знакомый нам вид. Так как часто водопроводы в городах были разрушены после войны, подключать насосы иногда было просто некуда. Тем временем мощность и грузоподъемность грузовиков росли, что давало возможность строить уже более-менее эффективные автоцистерны. Кроме того, именно в это время появились первые пенообразователи. Например, такой был на пожарном автомобиле ПМЗ-9М на базе ЗИС-150. Чуть позже, с появлением ГАЗ-51, ГАЗ-63, а затем — ЗИЛ-131 и прочих, развитие пожарной техники пошло семимильными шагами. Но мы на этом экскурс в историю закончим и посмотрим, как с этими машинами обстоят дела сегодня.
Опять цифры, опять буквы
Посмотрите на картинку. Для любого нормального человека этот автомобиль — КАМАЗ-43253. А для пожарных это АЦ 3,5-40/100. Почему АЦ — понятно, это автоцистерна. А что такое 3,5-40/100? Чтобы понять, что это за цифры, откроем задние двери автомобиля. И вот тут мы увидим его — НЦПН-40/100. Это и есть насос, а сам отсек называется насосным.
Цифры взяты не с потолка, это характеристики насоса. 40 — производительность в литрах в секунду, 100 — напор в метрах. Буквы НЦПН расшифровываются как насос центробежный пожарный нормального давления. Почему нормального? Потому что еще бывает насос высокого давления, но у нас его нет. Тут главное понять: названия своим автомобилям АЦ пожарные дают как раз по параметрам насоса, а не по марке автомобиля или его шасси.
Так что насчет нормального и высокого давления? Откроем насосный отсек другого автомобиля, построенного на шасси Mercedes-Benz.
Насос этой автоцистерны может работать и как насос нормального давления, и как насос высокого давления. В последнем случае насос выдает 25 атмосфер.
В этом Мерседесе на пожар, кроме семи человек, едет еще вода (1200 литров) и пена (600 литров). Кстати, пена бывает разной, и ее не всегда возят с собой — иногда ее делают на месте (об этом — в следующем абзаце). А пока поговорим вот о чем: сейчас на улице зима, холод, а мы говорим про воду. Не замерзает ли она в машинах? И да, и нет. Да — это только потому, что не все машины оборудованы системой продувки. Например, у этого Мерседеса нет продувки СВД — ствола высокого давления. После каждого его применения при отрицательной температуре ствол нужно продувать сжатым воздухом для удаления остатков воды. Но так как тут этой системы нет, зимой СВД не пользуются.
С КАМАЗом ситуация другая. Насоса высокого давления у него нет в принципе, но тот, что есть, тоже не может работать при отрицательной температуре. Поэтому насосный отсек хорошо обогревается автономным отопителем. Само собой, его стенки имеют термоизоляцию. Ну а в пожарных частях машины стоят в теплых боксах, всегда готовые выехать по вызову, так что там вода не замерзает. Теперь, как и обещал, пару слов про пену.
Не будем лезть в дебри пенообразования. Пена бывает разной, но самую простую готовят прямо на месте. Чтобы узнать, каким образом, залезем на крышу КАМАЗа.
Видите непонятные блестящие цилиндры справа? Это и есть пеногенератор «Пурга-5».
Для его работы нужен пенообразователь (его возят в отдельной емкости), вода и воздух. Вода смешивается с пенообразователем и под давлением эта смесь поступает в пеногенератор. Сам пеногенератор — набор сеток, через которые эта смесь проходит с воздухом. И в результате на выходе получается отличная пена, которая называется воздушно-механической. Ее применяют для тушения таких пожаров, где трудно что-то сделать одной водой (например, если горит легковоспламеняющаяся жидкость или резина).
И уж если залезли на крышу КАМАЗа, посмотрим, что на ней лежит слева (или справа, если смотреть по ходу движения). Это — лафетный ствол. Руками рукав под большим давлением не удержишь, поэтому используют этот ствол, который можно закрепить.
Кстати, никогда при пожарных не называйте рукав каким-нибудь шлангом. Они этого очень не любят. Говорят, что шланги в саду лежат, а тут — рукава. Что ж, если так правильно — пусть так и будет. А мы слезаем с крыши и обходим машины вокруг. Тут еще много интересного.
Куб, ножницы и прочие
В целом оборудование у автоцистерн стандартное, поэтому некоторые инструменты есть у всех машин обязательно. Их хранят в отсеках ПТВ — пожарно-технического вооружения. Это те отсеки, которые расположены по бокам машин. В АЦ обязательно возят с собой шанцевый инструмент, несколько веревок, огнетушители, ведра, иногда — песок. Но отличия в комплектациях машин, конечно, есть.
Например, в нашем КАМАЗе помимо обычного инструмента есть диэлектрический набор.
В него входят предметы, которые помогут при работе с напряжением. Например, огромные ножницы с диэлектрическими рукоятками перережут кабель под напряжением. В этом же наборе можно найти обувь на толстой резиновой подошве, диэлектрические коврики и перчатки.
Сразу же посмотрим на нижнюю полку. Тут лежат бензопила и бензорез (что-то типа «болгарки», но с бензиновым мотором). Последний инструмент нужен для того, чтобы, например, достать зажатую жертву ДТП из покореженной машины (мы же помним, что пожарные — это МЧС, и ездят не только на пожары). А вот в Мерседесе бензореза нет. Почему? Давайте посмотрим другой отсек — с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом. Причем начнем с Мерседеса.
Здесь расположен набор гидравлических инструментов: домкраты, кусачки, ножницы, разжим. Порезать, отогнуть или «покусать» смятый в ДТП кузов могут именно они. Зачастую приходится пользоваться сразу несколькими инструментами (например, надо что-то приподнять, отогнуть, и только потом — отрезать). А весь этот инструмент подключается к одной станции-маслонасосу. И вот тут важно, сколько подключений имеет станция, то есть с каким количеством инструментов она может работать одновременно. На Мерседесе — сразу с четырьмя. На КАМАЗе — только с двумя (но не торопитесь ругать КАМАЗ: на нем стоит американская станция «Амкус»). Вот и приходится на этом автомобиле возить дополнительный бензиновый инструмент — на случай нехватки гидравлики.
Надо сказать, что пожарные часто укомплектовывают машину по своему желанию. В этом нет ничего необычного: им лучше знать, чего не хватает тому или иному автомобилю их гаража. Конечно, больших переделок обычно не бывает, но положить на всякий случай бензорез им никто не запретит.
Так, в КАМАЗе мы нашли набор бензиновых инструментов и диэлектрический набор. Теперь надо найти что-то такое, что есть в Мерседесе, но нет в КАМАЗе. У немца для унижения русских есть интересная штука — «куб жизни». Лежит он в отсеке гидравлического оборудования и выглядит неказисто: что-то типа обычного мешка.
На самом деле — это надувной «кубик», который пригодится для срочной эвакуации людей при пожаре. Там, где нельзя поставить лестницу, куб можно быстро накачать компрессором. А потом остается только ждать, когда на него будут прыгать люди. Говорят, это очень неприятный момент. Но иногда это единственный путь к спасению.
Конечно же, у автоцистерн есть еще некоторые общие отсеки — с аккуратно (это обязательное условие!) смотанными рукавами и набором различных стволов для рукавов и переходов с разветвителями для их подключения.
Теперь перейдем в кабины.
Главное — скорость!
Основная цель любого основного пожарного автомобиля — это, выражаясь протокольным языком, — доставка личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения. На огнетушащие вещества и оборудование мы уже посмотрели, осталось разобраться с личным составом.
Обе машины перевозят семь человек расчета: трое (включая водителя) — на переднем ряду, четверо — в задней кабине. Постоянного водителя у машины обычно нет. В составе каждого расчета есть свой водитель, и садится за руль тот, чей расчет дежурит. Каких-то отличий для водителя в машинах нет — обычный грузовик. Так что тут все стандартно. Нестандартное начинается сзади, за спиной водителя.
Первый раз по пожарной машине я лазил лет шесть назад, и тогда меня больше всего удивило, что пожарные надевают дыхательные аппараты прямо в машине, а не садятся туда сразу с ними за спиной. Наиболее массивная часть дыхательного аппарата — это баллон со сжатым воздухом. Он крепится на спинках сидений, и когда личный состав расчета занимает свое место в задней кабине (она так и называется — кабина боевого расчета), он почти автоматически попадает спинами под аппараты. Остается только зафиксировать их на себе, а вот потом… А потом нужно быстро выйти с ними из машины и бежать на пожар. И вот тут начинаются сложности. Если в Мерседесе для этого нужно нажать один рычажок, то в КАМАЗе для освобождения аппарата (тут стоят дыхательные аппараты ПТС «Профи») приходится пользоваться тугим рычагом. А потом — елозить на месте, чтобы высвободить баллон со своего места. В общем, не очень удобно и не так быстро, как на Мерседесе.
В кабине боевого расчета, конечно же, тоже поддерживают идеальный порядок. Некоторая мелочь, которая может пригодиться в работе, закреплена на стенке, отделяющей это пространство от кабины водителя. Ну как — мелочь… Это не только фонарики, это и каски, и противогазы. И еще с собой возят запасной дыхательный аппарат, то есть их общее количество в машине складывается из количества человек в расчете плюс обязательно один запасной.
Порядок — это главное, что требуется в пожарном автомобиле. А еще — регулярное ТО.
Хорошо и плохо
Есть одна общая деталь у пожарных автомобилей и самолетов: неважно, сколько они ездят и когда их выпустили. Главное, как их обслуживают.
Пожарная машина проходит техобслуживание очень часто: либо раз в месяц, либо каждую тысячу километров (что наступит раньше). Причем ТО не ограничивается заменой масла. Тут машину иногда приходится и подкрасить, и проверить все ее оборудование. Работы много. И конечно же, сам боевой расчет машины не занимается ее ремонтом, для этого есть другие люди.
Все это прекрасно. Но есть и грустные моменты. Например, в МЧС кто-то не всегда думает головой, распределяя технику. В мегаполис вполне могут отправить машину на шасси 6х6, после чего каждая поездка на неповоротливом полноприводном грузовике по тесным улицам и заставленным машинами дворам становится мучением. А в городок с большим районом, состоящим из сел и деревень, могут направить машину на шасси 4х2. Такая АЦ с трудом добирается до труднодоступных мест района. Почему иногда так делает руководство, пожарные не знают. И комментировать не хотят.
Не хотят говорить и о нормах расхода горючего. Кое-что удалось выбить из знакомых, и как мне показалось, ситуация с горючкой иногда становится просто ненормальной. Тем, кто живет за счет федерального бюджета, повезло. В региональных частях жизнь может быть трудной до крайности: солярки не хватает даже для выезда на ЧС. Не всегда и не везде, конечно, но бывает. Но как-то с этим справляются: если речь идет о спасении жизней, часто приходится делать не только все возможное, но иногда и невозможное. Просто так в пожарные и в МЧС не приходят — нужно иметь призвание.
Как менялись пожарные автомобили за 150 лет
Пожарные повозки и автомобили от Российской Империи до наших дней
Сегодня, 30 апреля, у пожарных России профессиональный праздник – День работников пожарной охраны. Именно в этот день 371 год назад царем Алексеем Михайловичем был подписан «Наказ о Градском благочинии». Наказ этот впервые урегулировал обязанности пожарных дозоров и обязывал их нести круглосуточное дежурство в столице Русского государства, а также предписывал контролировать соблюдение правил противопожарной безопасности, строго контролировать и применять меры в отношении нарушителей. Пожары в деревянных городах или городах, где было немало деревянных строений, – дело опасное!
Впрочем, указы по противопожарной безопасности вводились и раньше – и при Иване IV Грозном, и при Великом князе Московском Василии II, который в 1434 году попытался регламентировать порядок обращения жителей с открытым огнем в ремеслах и быту.
В XIX веке император Александр I Павлович в первые годы своего царствования, в 1803-1804 годах, создал в обеих столицах, действующей – Санкт-Петербурге и бывшей – Москве, профессиональную военизированную пожарную охрану, в которую в качестве огнеборцев брали рекрутов Внутренней Стражи.
С приходом коммунистов и подписанием декрета «Об организации мер борьбы с огнем» В. И. Лениным в 1918 году начинается качественный и количественный скачок в создании профессионального централизованного государственного аппарата, обеспеченного материально-технической частью: специальными костюмами, сделанными из огнеупорной ткани, пожарными машинами и другими техническими и химическими средствами борьбы (противопожарные насосы, гидранты, специальные пенные составы для тушения возгораний разного типа).
Итак, в преддверии профессионального дня смелых и сильных духом мужчин и женщин давайте посмотрим на развитие технического оснащения.
И интереснее всего было бы посмотреть на изменения, произошедшие именно с технической частью, а именно узнать, как менялись экипажи пожарной охраны с течением времени.
Вступление в типологию пожарного автотранспорта (классификация пожарных автомобилей и расшифровка)
Пожарные машины являются составной частью более широкого вида материальных средств пожаротушения — пожарной техники. В частном понимании, пожарная машина — это транспортная, в том числе и транспортируемая специальная машина, предназначенная для борьбы с огнем.
Пожарные автомобили проектируются на основе разнообразных транспортных средств:
машин на колесном и гусеничном ходу (о них мы и поговорим в нашем обзоре);
плавательных и летательных аппаратах;
поездах
Пожарные автомобили состоят из шасси. Основы транспортного средства (применяются как отечественные, так и зарубежные грузовые и легковые автомобили), пожарной надстройки (также применяются отечественные и зарубежные аналоги).
В надстройки могут входить: пожарные насосы, автолестницы, размещение для пожарного расчета (салон для людей), разнообразные отсеки (рундуки, ящики и т.д.) для инструментов (пожарно-технического вооружения), емкости для огнетушащих веществ и так далее.
Также, для понимания терминологии, в частности аббревиатур специализированной терминологии, предлагаем перед прочтением ознакомиться со следующей табличкой, при помощи которой можно понять о каком именно типе средства пожаротушения идет речь:
Источник https://selgazeta.ru/partnerskiy-material-8/spetsialnyie-pozharnyie-spasatelnyie-avtomobili-tth-i-klassifikatsiya.html
Источник https://www.drom.ru/info/misc/82376.html
Источник https://1gai.ru/baza-znaniy/524998-kak-menjalis-pozharnye-avtomobili-za-150-let.html
Источник