full screen background image

Виды и периодичность технического обслуживания транспортных средств

8

Виды и периодичность технического обслуживания транспортных средств

Чтобы автомобиль не доставлял лишних проблем, необходимо регулярное проведение технического обслуживания. Контроль за состоянием машины позволит вовремя обнаружить появляющиеся проблемы и устранить их, пока они не переросли в нечто более серьезное. Таким образом, можно уберечься от лишних трат и сэкономить немало времени.

Техническое обслуживание транспортных средств, является совокупностью мер, которые автовладелец должен периодически предпринимать, чтобы поддерживать исправное состояние транспортного средства. Эти меры носят профилактический характер, т.к. направлены на предотвращение поломок, а не на их устранение, в отличие от ремонта.

ТО автомобиля

Так, потратив полчаса на замену моторного масла, владелец автомобиля защищает себя от поломки мотора вследствие недостаточной смазки деталей. Конечно, вечный автомобиль пока никто не изобрел, и рано или поздно его все равно придется ремонтировать, но если пренебрегать техническим обслуживанием, ремонт придется производить в несколько раз раньше, а его стоимость будет несоизмеримо выше.

Почему это так важно

Необходимость регулярно проводить техническое обслуживание автомобильного транспорта, обусловлена элементарными физическими законами. В процессе эксплуатации все детали непрерывно изнашиваются.

Автомобиль подвергается воздействию солнечного света, влаги, пыли, постоянно испытывает перегрузки и вибрации. Это касается даже тех машин, владельцы которых ездят аккуратно и по хорошим дорогам. Единственное, что удается выиграть в этом случае – время, проведение технического обслуживания можно отложить на несколько тысяч километров.

Не стоит забывать и о том, что техническое состояние любого автомобильного транспорта постепенно ухудшается, причем это справедливо даже для тех машин, которые долгое время не эксплуатируются. Разумеется, основная часть деталей таких автомобилей не страдает, ведь они не работают, но резиновые элементы, а именно всевозможные уплотнения, сальники, шины стареют и со временем приходят в негодность. То же касается моторного масла и прочих жидкостей. Так или иначе, в них попадает влага, в результате теряются важные свойства. Поэтому в ситуации, когда машина с пробегом 3-4 тысячи километров простояла в течение года в гараже, прежде чем возобновить эксплуатацию, ей также необходимо провести техническое обслуживание.

почему важно ТО

Виды технического обслуживания автотранспорта

Принято выделять четыре основных вида технического обслуживания автотранспорта:

  • ЕО (ежедневное обслуживание);
  • ТО-1 (техническое обслуживание-1);
  • ТО-2 (техническое обслуживание-2);
  • СО (сезонно обслуживание).

Ежедневное обслуживание

Ежедневное обслуживание включает в себя контроль общего состояния автомобиля. Перед каждой поездкой водителю рекомендуется проверить исправность осветительных приборов, указателей, датчиков, тормозной системы и рулевого управления. Также к перечню ежедневного обслуживания машин относятся проверка давления в шинах, уровня масла и других жидкостей. Кроме того, не нужно забывать периодически мыть авто снаружи и изнутри.

Надежность современных машин выроста в разы за последние десятилетия, поэтому необходимости каждое утро вынимать масляный щуп, чтобы проверить уровень, или бегать вокруг автомобиля с манометром совсем не обязательно. Однако, хотя бы раз в две недели, уделять немного внимания железному коню все же нужно.

Техническое обслуживание-1

Техническое обслуживание легкового автомобиля номер один, в основном направлено на предотвращение случайных поломок, которые в дальнейшем, если их не выявить и не устранить,могут привести к куда более серьезным последствиям, начиная с увеличения расхода топлива и заканчивая выходом из строя какого-нибудь крупного агрегата. Помимо работ, выполняемых в рамках ежедневного обслуживания, перечень ТО-1 включает в себя работы по очистке, смазыванию, контролю и диагностике оборудования, а также проверку резьбовых соединений. Перечень мероприятий, которые включает первое техническое обслуживание автомобиля, для разных марок машин может немного отличаться, полностью его можно найти в инструкциях по эксплуатации конкретно взятого автомобиля.

виды техобслуживания

Техническое обслуживание-2

По большому счету, второе техническое обслуживание автотранспорта преследует те же цели, что и первое, кроме того, оно включает в себя все работы, выполняемые в рамках ТО-1. Отличие заключается лишь в их объеме и сложности. Ведь если первое техническое обслуживание легкового автотранспорта не предусматривает демонтаж деталей, то при выполнении ТО-2 некоторые детали с машин могут сниматься. Диагностика производится при помощи специализированного оборудования на стендах.

Сезонное обслуживание

Как видно из названия, данный вид обслуживания предназначен для подготовки автомобиля к зимнему или летнему сезону. В средней полосе России, где зимы относительно мягкие, а лето умеренно-теплое, предсезонное техническое обслуживание автотранспорта не доставляет особых хлопот. Нередко его проводят в рамках ТО-1 или ТО-2. Из наиболее значимых работ можно выделить смену шин и жидкости стеклоомывателя, при необходимости также проводится антикоррозионная обработка днища кузова.

сезонное обслуживание

В регионах с суровым климатом, сезонное обслуживание дополняется сменой моторного масла по сезону, поскольку обычная «всесезонка», при сильных морозах приобретает консистенцию густого меда, и завести мотор попросту не удастся. Соответственно, перед наступлением летнего периода масло потребуется заменить на летнее или всесезонное, т.к. зимнее масло потеряет свои эксплуатационные свойства.

Как часто проводится техническое обслуживание автотранспорта

Периодичность технического обслуживания машин зависит от условий эксплуатации. Из названия видов обслуживания понятно, что ежедневное обслуживание должно выполняться каждый день перед выездом из гаража, а сезонное проводится дважды в год в межсезонье. Периодичность ТО-1 и ТО-2 устанавливает производитель, проводятся данные виды обслуживания либо при достижении определенного пробега, либо раз в год, если пробег небольшой.

Первое обслуживание автомобиля проводится, как правило, при пробеге от трех до пяти тысяч километров, второе и последующие с интервалом в 10-15 тысяч километров. Интервалы усредненные, и в зависимости от условий, в которых эксплуатируется машина, могут увеличиваться или уменьшаться.

Например, если автомобиль преимущественно ездит по сельской местности с большим количеством грунтовых дорог при высокой запыленности, необходимо более частое проведение технического обслуживания, то же самое относится и к агрессивной езде. И наоборот, если водитель ездит по городу или по загородным трассам, машину не насилует, техническое обслуживание легкового автомобиля можно проводить реже.

Как пройти техосмотр автомобиля по новым правилам: ответы на часто задаваемые вопросы

Технические меры по поддержанию исправности машины обязательны для каждого российского водителя. Основная цель техосмотра, это предупредить, своевременно выявить и починить автомобиль. В 2021 году порядок прохождения ТО существенно изменится. В регламент ГИБДД были внесены поправки, поэтому не исключено, что увеличится количество отказов в выдаче диагностической карты. Узнайте все про техобслуживание автомобиля, как часто его проходить и нюансы процедуры.

Зачем проводить ТО

Машина — сложный рабочий механизм, который со временем изнашивается и ломается. Проведенное в срок техническое обслуживание поможет выявить зарождающиеся неполадки и предотвратить серьезные поломки, которые выльются в дорогой ремонт. Кроме того, регулярное прохождение ТО — залог безопасной эксплуатации автомобиля. Неисправная машина чаще попадает в аварии, приводит к травмам и увечьям людей.

Даже у очень аккуратных водителей машина после определенного пробега изнашивается — ее элементы трутся, вибрируют, подвергаются отрицательному воздействию факторов (солнце, влага, грязь). Поэтому игнорировать ТО не стоит никому, и ни при каких условиях.

Осмотр автомобиля на ямеТехнический осмотр автомобиля

Виды ТО и что в него входит

Учитывая регулярность выполнения работ и их объема, различают несколько ТО.

  1. Ежедневное или ЕТО. Это проверка состояния колес (внешний вид резины, давление), контроль уровня масла и антифриза, осмотр внешних приборов освещения (фары, поворотники, стопы), а также ревизия жидкости в омывателе. Обычно опытные водители эту процедуру проводят сами, ведь ничего сложного в ней нет. Давление шин можно проверить манометром, оптику вручную, масло по щупу, антифриз по цвету и уровню и т. д.
  2. Первое или ТО-1. Этот вариант осмотра осуществляется через 7-8 тыс. км пробега машины (конкретные сроки указаны в сопроводительной документации модели авто). Однако регламент — лишь рекомендация, подразумевающая щадящий режим работы транспортного средства. Если же автомобиль эксплуатируется в жестких условиях, стиль вождения агрессивный, а нагрузки высокие — промежутки между очередными ТО надо сокращать. В перечень работ первого техосмотра входят: весь комплекс ЕТО, настройка тормозной педали, рулевого управления, развала‐схождения, регулировка холостого хода, проверка ремней. На старых машинах мероприятия априори расширяются — контроль состояния АКБ, выхлопа и его составляющих, установка нового маслофильтра, корректировка фар, подтягивание фланцев полуосей и ступиц. Ну и конечно, в этот период меняется моторное масло.
  3. Второе или ТО-2. Эта процедура делается не так часто (после 16-20 тыс. пробега), но работы здесь более сложные. Задача мастеров — найти все возможные неисправности автомобиля и устранить. Для большей пользы мероприятия заранее проводится компьютерная диагностика. ТО−2 надо проводить в сервисных центрах, так как потребуется специальное оборудование и инструменты.
  4. Сезонное или СО. При сезонном обслуживании проводится полный комплекс работ планового ТО, но дополнительно промывается система питания и охлаждения ДВС, заменяется масло в коробке, редукторе и моторе, а также проверяются все жидкости (тормозная, ГУР, антифриз).

Помимо этих видов, есть еще такое понятие — обязательное гарантийное ТО. Оно действует на новые автомобили. Проводится у дилеров или в специализированных автомастерских (под конкретную марку автомобиля).

Специализированный автосервисГарантийное обслуживание проводится в специализированных автосервисах

Гарантия на машину обычно действует в течение первых 100-150 тыс. километров (в зависимости от модели). Осмотр должен обязательно проводиться в отведенный документацией срок (через 10-15 тыс. километров), иначе автосалон может отказать в гарантийном ремонте при возникновении неисправностей.

Периодичность ТО

Сроки техобслуживания автомобиля. Таблица

Возраст 4–10 лет

Возраст более 10 лет

через каждые 4-6 лет (первое ТО через 5-6 лет)

Грузовики до 3.5 тонн

Прицепы и полуприцепы

в год 2 раза (первый раз через 6 месяцев эксплуатации)

через каждые 3-4 года (при завершении 7-8 лет периодичность сокращается еще на один год)

Легковые автомобили, такси

в год 2 раза (первый раз через 6 месяцев эксплуатации)

Где проходить ТО?

С этого года действуют новые правила прохождения ТО. Изменения касаются не только водителей и операторов техобслуживания (ОТО). В частности, теперь инспекторы ГИБДД имеют право отменять документ, полученный ради галочки.

Проходить техосмотр владельцы должны в специализированных автомастерских. Каждый владелец автомобиля может обратиться туда, куда ближе, и получить диагностическую карту, оформленную по новым правилам.

Пункт прохождения техосмотраПункт технического осмотра

При этом регион регистрации транспорта и регистрация владельца по месту жительства никакого значения не имеет. Пройти ТО россиянин может у любого оператора, надо лишь показать гражданский паспорт и один из документов на машину (ПТС, СТС и т. п).

Однако им рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

  • когда истекает срок действия диагностической карты — ждать каких-либо изменений вряд ли стоит (закон уже вступил в силу), поэтому проходить осмотр можно уже сейчас (хотя пока не все СТО к этому готовы по новым правилам);
  • в каком состоянии находится машина — если имеются определенные неисправности, то их надо отремонтировать в срочном порядке, так как в таком состоянии авто ТО не пройдет точно (лучше на время оттянуть процедуру прохождения, пока работы по восстановлению будут завершены);
  • количество близлежащих аккредитованных пунктов операторов ТО — если их мало, то лучше попытаться пройти осмотр сейчас, так как в ближайшее время (к осени) очереди будут только нарастать;
  • вероятность поездок на длинные расстояния — опять же, рекомендуется не затягивать с ТО в данном случае.

Возможно, что операторам удастся ее поднять, тем более что они уже пытались это сделать.

Можно ли сэкономить

Что вынудило правительство изменить правила. На 80-90% прохождение ТО было формальным — агент даже не подходил к машине, чтобы посмотреть на ее состояние. Карту выдавали вместе с полисом страховки. Некоторые агенты организовывали процесс получения диагностической карты даже через интернет.

Водителей это устраивало на все сто — не нужно показывать автомобиль, достаточно заплатить и оформить всю документацию за 5 минут. По сути, неисправности машины не выявлялись, что грозило аварийной ситуацией на дороге — например, если отваливалось колесо или отказывало рулевое управление.

С 1 марта 2021 года все изменилось.

Однако еще закон целиком не вступил в силу, как в сети стали активно мусолить тему обхода правил. Например, на некоторые СТО привезли и разместили новенькие популярные иномарки с разным цветом кузова. Зачем это сделали? А все просто — чтобы владельцы похожих автомобилей просто временно установили свои регистрационные номера для фотографий. Эти данные пошлют в базу данных, и все дела. Такая услуга стоит своих денег, но прохождение ТО значительно ускоряется. Конечно, это незаконно, и грозит соответствующим наказанием.

Ходят также слухи, что в Москве запущен сервис, где машину достаточно отогнать на ТО и сразу же вернуть назад уже с готовой диагностической картой (фото автоматически загружаются в ЕАИСТО). На недостатки автомобиля, естественно, закрывают глаза.

Наказывают ли за отсутствие ТО?

По новым правилам дорожные камеры начнут фиксировать наличие/отсутствие диагностических карт. Если ее не будет, то хозяина автомобиля оштрафуют на сумму в 2 тыс. рублей. Причем не один раз, а каждые 24 часа с момента первой фиксации. Это сделано специально, чтобы водителю было выгоднее как можно быстрее пройти ТО, нежели дальше продолжать ездить без карты.

Таким образом, отсутствие ТО грозит (с 1 октября 2021):

  • автовладельцу — штрафом в 2000 рублей каждый раз в течение суток, если камера фиксации заснимет отсутствие диагностической карты;
  • операторам — штраф в 300 000 рублей, если замечено злоупотребление обязанностями.

Документ на техосмотр становится электронным, и СТО обязаны фотографировать машину до и после прохождения технического обслуживания. Все данные направляются в базу данных ГАИ, где их досконально проверят. Если снимки вызовут подозрения, то карта дистанционно аннулируется (вместе с полисом), а СТО оштрафуют.

Коллаж-милиционер на фоне карты диагностикиПри малейшем подозрении техосмотр может быть аннулирован

Чем грозит отсутствие техосмотра в случае ДТП

Если на момент аварии на машину отсутствует ТО (а значит и ОСАГО), то владельцу придется раскошелиться не только на штраф в 2000 рублей. Из‐за того что у него нет страхового полиса, агент страховой компании вправе предъявить ему иск на сумму ущерба потерпевшей стороне.

Причем есть два варианта развития событий:

  • время действия диагностической карты просто закончилось на момент аварии — ОСАГО выплатит ущерб потерпевшей стороне, но потом взыщет с виновника;
  • диагностической карты просто нет, техосмотр пройден «фиктивно» — страховая компания может вообще отказать в выплате потерпевшей стороне, вся задолженность ляжет на плечи виновнику.

Почему не стоит «покупать» техосмотр

Процедура технического осмотра с 2021 года серьезно ужесточена. Операторов обязывают проверять автомобили на их соответствие новым правилам. Они сами находятся под зорким наблюдением властей, должны снимать процесс прохождения ТО и при злоупотреблениях с их стороны, караются законом на крупную сумму в 300 000 рублей. Поэтому «купить» техосмотр, как это делалось раньше, будет просто невозможно или бессмысленно.

Проверка документов инспектором ГИБДДПроверка документов о прохождении техосмотра

Законодатель сузил поле для коррупции и безалаберности. Теперь письма счастья начнут приходить не только за нарушение ПДД, но и за отсутствие диагностической карты.

Как подготовиться к техосмотру

В первую очередь машина должна быть укомплектована по нормам. Огнетушитель с действующим сроком годности, современная аптечка с сертификатом, аварийный знак — все это должно быть в автомобиле.

Перед прохождением ТО владельцу автомобиля рекомендуется проверить:

  • внешнее состояние кузова;
  • тормоза — не только рабочую систему, но и стояночную;
  • покрышки;
  • рулевое управление;
  • систему зажигания.

Внимание также уделят приборам оптики:

  • фонари — работа ближнего, дальнего света и габариток;
  • поворотники и боковые повторители;
  • стоп‐сигналы;
  • аварийка;
  • освещение номерного знака.

Даже если не будет работать одна лампочка, это повод не пройти техосмотр. Помимо этого отдельно проверяется регулировка оптики — направление фар должно быть четко скорректировано, чтобы не слепить встречных водителей и не создавать аварийную ситуацию. Исправными должны быть: звуковой сигнал и дворники. На лобовом стекле, откуда проходят стеклоочистители, не должно быть трещин.

Шины проверяются тоже тщательным образом. Особенно важно своевременно регулировать развал‐схождение, чтобы протектор не был изношен с одной стороны больше, чем с другой.

Что выдают по итогам техосмотра

По результатам проведенного техосмотра выдают диагностическую карту с отметками. Например, если выявляются мелкие неисправности, то о них могут сделать пометки. При этом владелец все равно должен оплатить процедуру.

Если выявят более серьезные неисправности, то в техосмотре откажут. Водителю дадут 20 дней на ремонт и устранение неполадок.

Для большей части владельцев машин свежие каноны прохождения ТО вступят в силу с 01.10.2021. Пока же к процедуре по новым правилам готовы не все ОТО, которые назначены по списку.

Источник https://znanieavto.ru/nuzhno-znat/texnicheskoe-obsluzhivanie-avtomobilya.html

Источник https://ddcar.ru/blog/poleznoe/ezhegodnoe-tehobsluzhivanie

Источник

Источник




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *