full screen background image

Все об оцинковке кузова автомобиля

16

Содержание

Все об оцинковке кузова автомобиля

Коррозия металла — частая проблема, с которой сталкивается каждый владелец машины. Кузов автомобиля — конструкция из листового металла с большим количеством сварных соединений, постоянно проводящая ток. Железо и сталь со временем окисляются под воздействием воды и кислорода, образуя ржавчину. Наиболее эффективным средством считается оцинковка.

Оцинкованный-кузов-авто

Что такое оцинковка

При сильном повреждении, после удара или скола железо оголяется и взаимодействует с воздухом и влагой. Так образуется первоочаг коррозии: распространяясь, он приводит к разрушению металла. Цинкование, или оцинковка, — покрытие ровной металлической поверхности цинковой защитой. Слой цинка также окисляется на воздухе, но образует при этом плотную защитную пленку, которая не позволяет кислороду реагировать с металлом.

Альтернативный вариант – лужение, покрытие оловом. Этот метод более дорогостоящий. В случаях серьезной реставрации кузова применяют и олово, и цинк: первый слой олова сглаживает шероховатости на металлическом покрытии, что необходимо, когда при чистке кузова от слоя ржавчины образуются неровности.

Преимущества и недостатки

Цинкование, несмотря на свою простоту и надежность, имеет как преимущества использования, так и недостатки. Преимущества:

  • машина надежно защищена от ржавчины;
  • слой цинка устойчив к любым погодным условиям и выдерживает значительные
  • механические повреждения;
  • время защиты от коррозии, исходя из способа цинкования и условий эксплуатации, — от 5 до 30 лет.
  • весьма затратная процедура, требующая определенных навыков и специального оборудования;
  • оцинкованные части кузова не должны жестко обрабатываться и очищаться;
  • даже при идеальных условиях эксплуатации машины слой цинка постепенно разрушается.

погружение-авто-в-ванну-с-цинком

Виды оцинковки кузова

Специалисты применяют несколько технологических вариантов оцинковки разной сложности обработки, стоимости и долговечности:

  1. Горячая (термическая). Операция недоступна для гаражного ремонта. В резервуар с цинковым сплавом опускается весь кузов автомобиля или только определенная деталь, во время проката сверху наносится защитный слой. Максимально эффективный способ защиты.
  2. Холодная оцинковка. Бюджетный и легкий в исполнении вариант, но наименее эффективный. Проходит в два этапа: нанесение химического слоя; покрытие составом, в котором присутствуют мельчайшие частицы цинка.
  3. Гальваническая. Самый распространенный вариант. Можно провести процесс самостоятельно. В емкость со специальным составом, где содержится цинк, опускается деталь автомобиля. Под действием электрического разряда защитный слой закрепляется. Пример — шайбы кузовные оцинкованные.
  4. Цинкометалл. Лист металла обрабатывается слоем эпоксидной краски, основанной на цинке, с вторичным покрытием ингибитором ржавчины. Основное преимущество такого варианта в том, что при механической обработке не теряются антикоррозийные свойства.

Виды оцинковки кузова зависят от степени обработки машины:

  • полная – оцинкована вся машина;
  • частичная – оцинковке подверглись лишь некоторые детали.

Как определить, оцинкован кузов или нет

Большая часть современных производителей авто – 98% – стараются цинковать машину. Вид оцинковки и степень покрытия отображаются в техническом паспорте транспортного средства. Если приобретается авто с вторичного рынка со значительным пробегом, выяснить, оцинкованный кузов или нет, практически невозможно.

оцинковка-кузова-авто

Чтобы прояснить этот вопрос, необходима недешевая операция: испытание металла на спецоборудовании, которое находится только в специализированных сервисах.

Сложно ли проверить это самостоятельно

Визуально определить, оцинкованная машина или ее часть, невозможно. Но есть несколько моментов, которые помогут выяснить это:

  1. При покупке автомобиля внимательно осмотреть кузов. В 99% случаев вы обнаружите пару царапин. Если место скола ЛКП просто потемнело и обошлось без ржавчины – машина или ее часть была оцинкована.
  2. Используйте VIN код автомобиля, который содержит технические характеристики, наличие защиты и метод нанесения.
  3. Информация гарантийного талона. Тут сказано о гарантиях антикоррозийной защиты кузова. Если указан срок от 5 до 10 лет, имеется в виду холодная оцинковка, 10-20 лет – гальванический метод, более 20 – горячий способ.
  4. Если в документах значится, что автомобиль оцинкован, но стоимость автомобиля низкая, возможно, речь идет либо о частичной обработке, либо о холодном методе.

Если машина имеет полную антикоррозийную защиту, в технической документации указано «полная оцинковка».

Горячая-оцинковка-авто

Производственное цинкование

В 1986 году Audi 80 стала первой серийной машиной с полностью оцинкованным кузовом. Сейчас каждый производитель стремится так или иначе защитить наиболее уязвимые части авто. Термическую оцинковку, увеличивающую стоимость машины, проводят:

  • Audi;
  • VolksWagen;
  • Porsche;
  • Ford.

Бюджетный вариант – гальваническая оцинковка на автомобилях класса В от Mercedes Benz, Toyota, Mazda, BMW. Большинство машин марки Hyundai, Kia, последние модификации ВАЗ оцинкованы холодным методом. Это значит, что через год интенсивной эксплуатации следует провести полный осмотр днища и проверить, нет ли первой коррозии. Полное покрытие автомобиля чаще всего встречается на моделях премиум класса, так как существенно влияет на цену.

Как оцинковать кузов самостоятельно

В домашних условиях оцинковка своими руками возможна двумя способами: холодным и гальваническим. Технологии различны, главное внимание отводится технике безопасности. Автомашина или выбранная часть кузова будет обработана быстро и качественно, если придерживаться определенных правил:

  1. Все манипуляции по оцинковке проводить в помещениях с хорошей вентиляцией, лучше на улице.
  2. Использовать меры индивидуальной безопасности: защитный костюм, перчатки, очки, респиратор.
  3. Помнить об окружающей среде, ведь в качестве материала используется тяжелый металл и агрессивный химический реагент.

Ручная-оцинковка-кузова-авто

Процесс оцинковки начинается с подготовки автомобиля.

  1. Удаление первичного лакокрасочного покрытия.
  2. При наличии под слоем ЛКП коррозии – устранение ржавчины при помощи полирита.
  3. Выравнивание, рихтовка кузова.
  4. Спиртовое обезжиривание поверхности.

Запрещается использовать химические вещества для устранения загрязнений, краски и ржавчины.

В течение 10 минут после обезжиривания проводится оцинковка по одному из методов.

Холодный метод

Способ не слишком надежный, но наиболее экономичный и простой. Дополнительное преимущество – оцинковка автомобиля таким способом может быть полной или частичной. Для работ потребуется специальный состав и кисть:

  1. Равномерным тонким слоем нанести оцинковочный состав на кузов.
  2. Просушить поверхность.
  3. Повторить цинкование трижды.
  4. Кузов или деталь авто покрыть краской и лаком.

Горячая оцинковка

Максимально надежный и дорогостоящий вариант. Самостоятельно провести цинкование кузова автомобиля термическим методом нереально, так как подготовленный кузов полностью погружают в ванну с расплавленным цинком. Сложно представить подобный процесс в кустарных условиях.

Гальванический метод

Цинкование деталей транспортных средств гальваническим методом — самый распространенный вариант среди компаний и автолюбителей. Главным недостатком метода считается невозможность оцинковки больших площадей в домашних условиях.

кузов-в-цинке

Для проведения работ потребуются:

  • электролит – хлорид цинка или сульфат цинка. Если химические компоненты купить сложно, можно приготовить электролит в гараже, растворив кусок цинка в 34% серной
  • кислоте;
  • цинковый электрод;
  • емкость стеклянная;
  • хлопчатобумажная ткань без ворсинок;
  • пищевая сода, 20% раствор;
  • автомобильный аккумулятор.

Оцинковка проходит в несколько этапов:

  1. К детали прикрепить провод аккумулятора (минусовой).
  2. Цинковый электрод подключить к плюсовому проводу.
  3. Запчасти и цинковый электрод поместить в раствор. Следить, чтобы провода не контактировали с электролитом.
  4. Подключить ток до 1 А.
  5. Итогом должна стать деталь, равномерно покрытая серым слоем цинка.
  6. Промыть оцинкованную поверхность раствором пищевой соды для нейтрализации остатков кислоты.
  7. После того как деталь полностью высохнет, можно приступать к грунтовке и покраске.

Гальваника занимает 80% гаражной оцинковки съемных деталей. Это достаточно простой и надежный способ нанести антикоррозийное покрытие.

Сколько стоит процедура

Согласно последним данным, полная оцинковка горячим методом в сервисном центре стоит от 25 000 руб. Сложность в том, что только 5% СТО проводят комплексную оцинковку с полным снятием кузова, чисткой, грунтовкой и последующим нанесением ЛКП.

самостоятельная-оцинковка-кузова

Частичное цинкование мелких деталей или частей кузова обойдется в сумму от 5000 руб. Стоимость набора для использования в гараже и самостоятельной работе составляет 800 руб. и больше.

Оцинковка металла своими руками защищает автомобиль от коррозии на 98%. При самостоятельной оцинковке гальваникой комплектующих узлов это единственный надежный и максимально долгий метод защиты детали, который можно использовать в любое время. Достаточно два раза в год проводить полный осмотр и обновлять частичное холодное оцинкование кузова и гальваническое для съемных деталей.

Может ли заржаветь оцинкованный кузов

Сегодня оцинковка используется практически на всех выпускаемых автомобилях. Но в некоторых случаях на оцинкованном кузове все же появляется ржавчина. Расскажем, почему так происходит.

Что такое цинкование

Цинкование — это один из самых популярный способов защиты металлических поверхностей от коррозии. Процесс цинкования незаменим в промышленности, и в быту, он помогает продлить срок службы металла. На поверхность наносят слой цинка, который защищает от воздействия окружающей среды. На металле образуется тонкая, но прочная защитная пленка, препятствующая возникновению коррозии.

Почему оцинкованные детали более стойкие к коррозии, чем простая сталь

Обычная стальная конструкция без дополнительной обработки может покрыться ржавчиной уже после первого дождя. Цинковый состав не только образует прочный слой, но и проникает в верхние слои металла, что усиливает защиту.

Степень эффективности цинкования кузова зависит от выбранной технологии. Лучше всего противостоит ржавчине сталь оцинкованная горячим или гальваническим методом. Другие методы считаются более дешевыми и при этом менее надежными.

Когда оцинкованный кузов заржавеет

Несмотря на отличные защитные качества цинка, на кузове все же может появиться ржавчина. Происходит это в двух случаях: при повреждении слоя цинка и при его окислении.

Повреждение слоя цинка

Эффективная защита кузова сохраняется, пока слой цинка имеет достаточную толщину. При истощении или повреждении оцинковки степень защиты снижается. Любые внешние повреждения увеличивают риск появления ржавчины на автомобиле. Кроме того, защищая сталь, цинковый слой принимает на себя негативное влияние окружающей среды и со временем начинает истощаться. Избежать подобных проблем можно, своевременно устраняя даже минимальные повреждения на поверхности.

Окисление цинка

На цинковой поверхности часто появляется «белая» ржавчина. Причиной становится непрерывное воздействие влаги. Вода постепенно уничтожает цинковый слой. В результате постоянного воздействия, цинк вступает с водой в реакцию, образуя плохо растворяющиеся соляные отложения. В таких случаях обезопасить кузов поможет дополнительная обработка водоотталкивающим средством или барьерным покрытием.

Технология цинкования позволяет надежно уберечь автомобиль от коррозии. Но оцинковка не панацея, а лишь дополнительное средство защиты. В случае повреждений верхнего слоя оцинкованный кузов может заржаветь.

Что такое оцинковка кузова автомобиля: описание и список моделей

Как сделать оцинковку кузова автомобиля в домашних условиях Оцинковка кузова на заводе

На незащищенном металле происходит процесс окисления. Кислород проникает глубже и глубже в металл, постепенно разрушая его. Цинк также окисляется на воздухе, но на поверхности образуется защитная пленка. Эта пленка не дает проникать кислороду внутрь, останавливая окисление.


Оцинковка кузова автомобиля

Таким образом, покрытая цинком основа отлично защищена от коррозии. Исходя из метода обработки, оцинкованный кузов может прослужить до 30 лет.

Справка. АвтоВаз стал применять частичную оцинковку кузова только с 1998 года.

Методы цинкования Оцинковка кузова автомобиля

Оцинковка деталей кузова машины своими руками

Оцинковка кузова автомобиля: виды и технология самостоятельного выполнения

В среде автомобилистов понятие «оцинкованный кузов» имеет скорее не технический, а близкий к сакральному смысл, почти секрет вечной молодости.

И действительно, машины, имеющие такое защитное покрытие, имеют шансы пережить своего владельца.

Не каждый железный конь имеет его, но хотя бы частичная оцинковка кузова автомобиля своими руками – это вполне доступная операция для каждого, кто отличает бокорезы от пассатижей.

Почему и всегда ли цинк защищает

Не все знают причину того, почему оцинкованный металл не ржавеет. Скажем больше: цветной металл цинк (химический элемент Zn) имеет меньшую стойкость к окислению и коррозии, чем защищаемое им железо. Протектором для него цинк становится из-за имеющейся разницы в электрических потенциалах на поверхности кристаллических решеток.

Этот эффект называется электрохимической коррозией, а заключается он в разрушении активного металла при контакте с менее активным, который получает дополнительные ионы и восстанавливается.

Если на поверхности оцинкованного листа образуется повреждение до железа, то весь защитный слой может растаять, буквально как снег весной.

Активный электрохимический процесс приводит к ускорению окисления обоих металлов.

Поэтому если у оцинкованного кузова есть серьезные механические повреждения, то сгниет он гораздо быстрее чем тот, что просто качественно покрашен.

Основные способы оцинковки

Защитное цинковое покрытие наносится двумя основными способами.

  1. Горячий. Это заводской метод, когда кузов автомобиля, после очистки кислотами и нанесения флюса, окунают в ванну с расплавленным цинком. Он дорог и сложен, поэтому применяется далеко не всеми автопроизводителями, даже с мировым именем. Такое покрытие наиболее прочное и устойчивое к механическим воздействиям. Им обладают машины брендов Porsche, Volvo с 1975 года, Chevrolet Lachetti, некоторые модели Ford и Opel, а также ВАЗ 2110 (опционально).
  2. Холодный. В свою очередь, он делится на гальванический и механический. Гальваника – это тоже достаточно надежно, но полностью кузов этим способом цинкуется только на заводах, поскольку связан с применением больших объемов агрессивных веществ – щелочей, кислот, аммиака. Им пользуются производители марок Mercedes, Skoda, Volkswagen, Toyota, Reno Logan. На ограниченных площадях его можно применять и для самостоятельной оцинковки. Механические способы нанесения защитного покрытия (покраска составами, содержащими цинк) наименее надежны, но они просты и дешевы.

Оцинковка дома – это несложно

Оцинковать кузов своими руками можно только одним из холодных способов. Для нанесения покрытия гальваническим методом вам понадобится:

  • хлорид (ZnCl2) или сульфат (ZnSO4) цинка;
  • источник постоянного тока;
  • электрод из цинка.

Хлорид получают растворением цинка в соляной, а сульфат – в серной кислоте. Эти реактивы можно купить готовыми. Предпочтение стоит отдать хлориду, поскольку он лучше растворяется в воде. Для сульфата ее надо вскипятить.

Источником постоянного тока послужит аккумулятор или зарядное устройство. Цинковый электрод делают из оболочки круглой батарейки.

Поверхность тщательно очищается от краски, грязи, ржавчины и обезжиривается. Применять модификаторы с ортофорсфорной кислотой ни в коем случае нельзя!

Мелкие детали можно поместить в чистую обрезанную пластиковую канистру из-под масла и полностью залить их раствором хлорида цинка, который сыграет роль электролита. Цинковый электрод подключается к плюсовой клемме и опускается в канистру.

На вертикальных поверхностях надо принять меры для того, чтобы электролит не растекался. Машину можно повернуть нужным боком, используя кантователь. Днище цинкуется электродом, который обмотан пористым материалом, стойким к кислоте.

Чтобы не мучиться с подбором ингредиентов, купите готовый набор для домашнего гальванирования. Например, «Цинкор Авто».

Обрабатываемая деталь покрывается светло-серым налетом. Длительность процесса зависит от желаемой толщины наносимого покрытия.

Если сила тока будет слишком большой, то процесс ускоряется, но покрытие получается рыхлым и ненадежным. Поэтому лучше применять зарядное устройство с регулятором.

Оцинкованная поверхность обрабатывается раствором соды (нейтрализация кислоты).

Необработанные участки железа, соседствующие с цинковой пленкой, должны быть тщательно загрунтованы и закрашены во избежание начала процесса электрохимической коррозии.

Если в вашем инструментарии есть пескоструйный аппарат, то его можно использовать для нанесения цинкового порошка. На скорости сверхзвука он отлично впечатывается в поверхность защищаемой детали.

Цинкование холодным способом можно провести нанесением состава, сходного по физическим свойствам с обычной краской. Они наносятся на чистые и обезжиренные поверхности.

Отечественный защитный состав «Гальванол» содержит до 96 процентов чистой цинковой пудры. Его можно наносить кистью, валиком, обмакивать деталь полностью или использовать как наполнитель краскопульта.

Зарубежные производители предлагают цинковые спреи в аэрозольных баллончиках. Это, например, составы Zinga, LIQUI MOLY Zink Spray.

Теперь вы знаете, как нанести заветный слой оцинковки на свой автомобиль. Если не будете торопиться, тщательно очистите все поверхности и защитите обработанное место слоем грунтовки и краски, то признаков коррозии не будет несколько лет.

Технология и виды оцинковки

Главное условие для оцинковки – это чистая и ровная поверхность, которая не будет подвергаться изгибам и ударам. В автомобилестроении применяют несколько способов обработки:

  • горячая оцинковка (термическая);
  • гальваническая;
  • холодная.

Рассмотрим технологию и результат каждого из способов более подробно.

Горячая

Это самый надежный и лучший вид цинкования. Кузов автомобиля полностью погружают в емкость с расплавленным цинком. Температура жидкости может достигать 500 C°. Так чистый цинк вступает в реакцию с кислородом, образуя на поверхности карбонат цинка, который останавливает коррозию. Цинком покрывается весь кузов со всех сторон, также все стыки и швы. Это позволяет автопроизводителям давать гарантию на кузов до 15 лет.


Горячая оцинковка

В других сферах обработанные таким образом детали могут служить 65-120 лет. Даже при повреждении лакокрасочного покрытия начинает окисляться слой цинка, но не металл. Толщина защитного слоя 15-20 мкм. В промышленности толщина доходит до 100 мкм, делая детали практически вечными. Также царапины при горячей обработке имеют свойство самозатягиваться.

Первой подобную технологию применила компания Audi на модели Audi A80. Позже этот метод стали применять Volvo, Porsche и другие. Несмотря на высокую стоимость горячей оцинковки, метод применяют не только на автомобилях премиум-класса, но и на бюджетных моделях. Например, Renault Logan или Ford Focus.

Гальваническая

При гальваническом методе цинк наносится на металл с помощью электричества. Кузов помещают в емкость с цинкосодержащим электролитом. Этот метод позволяет экономить на расходе вещества, так как цинк покрывает металл абсолютно ровным слоем. Толщина цинкового слоя при гальваническом методе составляет 5-15 мкм. Производители дают гарантию до 10 лет.

Так как гальваническая обработка защищает хуже, многие производители улучшают качество металла, утолщают слой цинка и добавляют слой грунтовки.

Этот метод применяют такие марки как Skoda, Mitsubishi, Chevrolet, Toyota, BMW, Volkswagen, Mercedes и некоторые другие.

Справка. С 2014 года гальваническую оцинковку применяет УАЗ на моделях Patriot, Hunter, Pickup. Толщина слоя 9-15 мкм.

Холодная

Это простой и недорогой способ защиты кузова от коррозии. Применяется на многих бюджетных моделях, включая Lada. В данном случае высокодисперсный цинковый порошок наносят методом напыления. Содержание цинка на покрытии составляет 90-93%.


Холодная оцинковка кузова

Холодную оцинковку широко применяют китайские, корейские и российские автопроизводители. Также часто используется частичная холодная оцинковка, когда обрабатывается лишь часть деталей или только с одной стороны. Тогда коррозия может начаться, например, с внутренней стороны, хотя сам автомобиль внешне выглядит хорошо.

Горячее цинкование Гальванический метод обработки Подготовка к оцинкованию

Преимущества оцинковки

Оцинковка кузова автомобиля: виды и технология самостоятельного выполнения

Подобный способ успешно применяется в европейских странах десятки лет. Наше производство тоже развивается и постепенно начинает его использовать. Огромное количество тех автомобилей, которые были выпущены задолго до появления этой технологии, не защищены.

В данной ситуации возникает потребность в оцинковке кузова, и проводить её необходимо самостоятельно.

Совет! Если нет возможности провести оцинковку всего кузова, то стоит уделить внимание тем участкам, которые чаще всего подвержены развитию коррозионных процессов.

Всем известно, что чаще всего от коррозии страдают те детали автомобиля, которые находятся ближе всего к дорожному покрытию.

Почему именно они? Ответ прост, потому что они подвержены воздействию химических элементов больше, чем те, которые находятся дальше и выше.

Именно поэтому необходимо провести оцинкование кузова, чтобы в дальнейшем не нести постоянные затраты на ремонт отдельных деталей.

Оцинкование имеет намного меньшую стоимость по сравнению с той суммой, которую понадобится заплатить за новый корпус. Практически все производители автомобилей главное внимание уделяют только днищу.

На него наносится специальное анодное покрытие, которое представляет собой металл имеющий потенциал меньший, чем основной металл, из которого изготавливается корпус.

Внимание! Самым оптимальным материалом для защиты считается цинк, поскольку он имеет невысокую стоимость и обладает при этом хорошими антикоррозийными свойствами.

Способы оцинковки кузова

Оцинковка кузова автомобиля: виды и технология самостоятельного выполнения

Выделяют три основных способа оцинкования автомобиля, которые чаще всего применяют на практике:

  • способ, при котором детали автомобиля погружают в специально подготовленный и разогретый до определенной температуры цинкосодержащий раствор называется – термический;
  • вторым не менее популярным, считается гальванический способ оцинковки. В данном случае выбранную деталь погружают в специальную ванну с раствором цинка. Затем к детали крепят электрод, имеющий отрицательный заряд, а к корпусу ванны – положительный. В результате этого деталь обволакивается частичками, которые несут положительный заряд;
  • третий способ представляет собой холодный процесс оцинкования. Этот метод созвучен с гальваническим, но при этом нет необходимости погружать нужную деталь в специальную ёмкость. Она просто проходит обработку специальным электродом, который в свою очередь подключается к положительному заряду.

Оцинковка автомобилей на заводе

Оцинковка кузова автомобиля: виды и технология самостоятельного выполнения

Большинство известных автомобильных фирм проводят оцинковку кузова непосредственно на этапе производства. Некоторые делают это только по отношению к отдельным частям, многие оцинковывают полностью весь кузов.

Также практикуется оцинковка подобной технологией целиком самых уязвимых деталей, а менее подверженные коррозии – обрабатываются с одной стороны.

Внимание! По такой технологии работает завод по производству Лады Калина, а также отдельные зарубежные производители.

Производители Лады Калины утверждают, что оцинкована почти половины кузова автомобиля. Отдельные детали для полноценной оцинковки подвергаются погружению в гальваническую среду.

Остальные детали, не имеющие большого риска коррозии, проходят только внутреннюю обработку с той стороны, где нет полноценного покрасочного покрытия. Как утверждают специалисты по автомобилестроению, если отдельные элементы кузова Калины не оцинкованы, то они в полной мере защищены грунтовкой.

В основном, оцинковке подвергают те участки кузова, на которых не всегда удобно обнаружить развитие коррозионных процессов.

Существуют и другие зарубежные производители, которые внедряют в производство полное или частичное оцинкование.

Некоторые из них используют термический метод оцинкования:

Другие известные марки автомобилей оцинкованы методом погружения в гальваническую ванну. К ним относятся:

  • Audi;
  • Honda;
  • Mersedes;
  • Toyota и другие.

В случае, когда оцинкованию подвергается весь кузов автомобиля, его срок эксплуатации увеличивается во много раз, но и стоимость такой модели будет намного дороже, чем модель, которая не проходила данный вид обработки.

Как произвести оцинковку своими руками

Не в заводских условиях чаще всего оцинковку автомобиля производят при помощи гальванического или холодного метода. Для их использования не понадобится следовать сильно заумным рекомендациям и технологиям, поскольку здесь всё максимально просто.

МЕТОД ХОЛОДНОГО ОЦИНКОВАНИЯ

Перед тем как приступить непосредственно к самому процессу оцинковки необходимо предварительно подготовить поверхность детали или кузова. Для этого нужно очистить поверхность от загрязнений и следов ржавчины. После этого можно наносить цинк, который имеет мелкодисперсное состояние. Сам процесс оцинковки похож на метод окраски с помощью баллончика.

МЕТОД ГАЛЬВАНИЧЕСКОЙ ОЦИНКОВКИ

Осуществить оцинковку деталей гальваническим способом можно, но достаточно проблематично. Кроме этого этот процесс нельзя отнести к дешевым.

Для оцинковки понадобится специальный раствор, который состоит из солей цинка, сульфата и хлорида цинка. Поскольку приобрести готовый раствор не всегда есть возможность, то придется потрудиться и сделать его самостоятельно. Для этого нужно растворить цинк в соляной и серной кислоте.

Совет! Все необходимые средства можно приобрести в автомагазинах или тех, которые специализируются на продаже радиодеталей.

Цинк помещается в подходящую емкость и заливается кислотой. На один литр кислоты используется около 400 грамм металла. Именно такая пропорция даст высокий уровень оцинковки.

Все работы по оцинкованию лучше проводить снаружи помещения. Запрещается делать это вблизи огня и легковоспламеняющихся материалов.

Важно! Необходимо использовать средства индивидуальной защиты, поскольку данные работы опасны для кожи и дыхательных путей.

Перед тем как приступить к работе необходимо убедится, что вся кислота выработалась, а затем отделить от основного раствора осадок. К выбранной детали подсоединяется минус, а плюс к цинку. Это соединение помещается в раствор и пускается ток. В качестве источника тока можно использовать аккумулятор для автомобиля.

Под действием тока все цинковые частички, которые находятся в растворе, оседают на поверхность детали. Стоит обратить внимание на то, что провод должен быть защищен от контакта с раствором. Поскольку это может внести неприятные коррективы в работу.

Ведь та часть провода, которая хоть немного, но контактирует с самим раствором, под воздействием среды начинает окисляться и в итоге вся работа будет напрасной.

В случае выполнения точных и правильных действий на поверхности детали начнет образовываться слой серого цвета.

После завершения процесса оцинковки, деталь необходимо тщательно промыть.

Плюсы и минусы способов цинкования

У каждого из описанных способов нанесения цинковой защиты есть свои минусы и плюсы.

  • Горячая оцинковка прекрасно защищает, но нельзя добиться ровного слоя. Также цвет покрытия получается серый и матовый. Можно рассмотреть кристаллы цинка.
  • Гальванический метод обработки защищает немного хуже, но деталь получается блестящей и ровной. С экономической точки зрения также выгодно.
  • Плюс холодного метода обработки только в дешевизне, но это хорошо только для производителей, хотя и позволяет снизить цену на автомобиль.

Методы оцинковки автомобилей

Для отшлифованной, но не обработанной конструкции из стали достаточно одного дождя, чтобы запустить процесс окисления металла. Наличие нескольких слоёв лакокрасочного покрытия защитит поверхность от воздействия влаги, но кто защитит само ЛКП? В условиях дефицита свободного пространства в современных городах найти машину с непоцарапанным кузовом – непростая задача. А ведь и маленькой, но глубокой царапины достаточно, чтобы в этом месте появилась ржавчина, распространяясь на близлежащие области.
Поэтому металлические поверхности, подвергающиеся активному воздействию внешней среды, остро нуждаются в дополнительной обработке. Существует немало методов создания такого защитного слоя, но одним из самых эффективных и доступных по стоимости принято считать цинкование. Именно цинксодержащее покрытие обеспечивает кузову автомобиля оптимальные по большинству параметров защитные свойства.

Существует 6-7 методов нанесения на стальную поверхность цинкового покрытия, но в автомобилестроении используется только три из них:

  • метод горячей оцинковки;
  • гальваническая обработка кузова ТС;
  • холодная оцинковка.

Отметим, что последний способ используется преимущественно в кустарных условиях. Автомобилестроители предпочитают гальванизацию и горячее цинкование, при этом термический метод с точки зрения надёжности, качества и долговечности покрытия считается более предпочтительным по следующим причинам:

  • при горячем методе обработки сопротивляемость металла коррозионным процессам сохраняется более продолжительное время (15 лет и более, чем толще слой цинка – тем больше этот показатель);
  • доказано, что стойкость к окислению оцинкованного с использованием термической обработки покрытия примерно вчетверо выше, нежели у гальванического метода;
  • гораздо более устойчив кузов автомобиля, оцинкованный горячим способом, и к различным механическим воздействиям, сохраняя это свойство на протяжении всего срока эксплуатации;
  • такое защитное цинкосодержащее покрытие способно на локальных участках регенерировать (восстанавливаться).

Это значит, что оцинкованный гальваническим методом кузов характеризуется более низкой коррозионной стойкостью. Но если говорить о холодной оцинковке, то этот способ ещё менее надёжен и в большинстве случаев его указание в теххарактеристиках автомобиля носит сугубо маркетинговые цели. Считается, что цинк, находящийся в слое грунтовки, достаточно слабо защищает металл от окисления при глубоких повреждениях краски.

И вообще многие автопроизводители лукавят, сообщая об оцинкованном кузове. В действительности важно знать, какой метод при этом использовался, поскольку именно от этого зависят антикоррозионные свойства кузовных деталей. При этом оцинковке могут подвергаться только те части кузова, которые наиболее подвержены механическим воздействиям и потому страдают от коррозии в первую очередь.

Как узнать, оцинкован кузов автомобиля или нет?

Если хотите узнать, обработан ли кузов цинком или нет, то первым делом стоит заглянуть в техническую документацию автомобиля. Если там не увидели слова «цинк», то и защиты от коррозии нет. Хотя большинство автопроизводителей применяют оцинковку, только вопрос в методе и площади обработки. Например, на Lada Priora до 2008 года оцинковано только 28% кузова, на ВАЗ 2110 покрыто только 30% кузова. И это при холодном методе обработки. Часто на обработке цинком экономят китайские производители.

Также информацию можно поискать в интернете на авторитетных ресурсах. Можно найти множество таблиц. Одну из таких вы можете увидеть в конце этой статьи.

Если вы увидели словосочетание «полная оцинковка», то это говорит о гальваническом или горячем методе обработки всего кузова. Такая основа прослужит много лет без коррозии.

Как оцинковать кузов автомобиля своими руками: советы механиков

Оцинковка кузова автомобиля: виды и технология самостоятельного выполнения

Качественный кузов автомашины — это уже 80% гарантия её надёжности и длительного срока службы. Именно поэтому полная оцинковка корпуса автомобиля является важной характеристикой при его покупке.

Но что делать тем, кто покупает бывшую в употреблении машину или экономмодель? Всё очень просто: оцинковка кузова автомобиля своими руками вполне возможна.

Само собой, для этого вам потребуется определённый набор инструментов и багаж знаний, которыми мы хотим далее с вами поделиться.

Чем хорош оцинкованный кузов автомобиля?

Как известно, оцинковка ответственных деталей автомашины защищает их от коррозии и воздействия химических соединений дорожного покрытия. Гораздо проще сразу привести кузов в порядок, чем постоянно занимается его ремонтом и латанием. Поверьте, оцинковка стоит гораздо дешевле, чем новый корпус автомобиля.

Автопроизводители обычно подвергают этой процедуре только днище своих моделей, то есть наиболее уязвимый элемент кузова. Для этого они наносят анодную защиту — металл с меньшим электрохимическим потенциалом по сравнению с металлом корпуса авто. Наиболее подходящим признан цинк благодаря своей сравнительно невысокой цене и высоким физико-химическим свойствам.

Виды оцинковки

Оцинковка кузова автомобиля: виды и технология самостоятельного выполнения

Сегодня компании, выпускающие автомобили, используют три основных вида цинкования кузова:

  • гальваническое;
  • термическое;
  • холодное.

Гальваническое цинкование заключается в выдержке готовой детали в ванне, содержащей цинковый электролит. Ток воздействует на цинк, а тот, в свою очередь, прилипает на поверхность металла кузова. Эта технология очень распространена среди японских и европейских производителей авто.

Некоторые популярные модели с оцинкованным кузовом

Как уже говорилось, полная оцинковка применяется и на многих бюджетных моделях. Далее представим вам некоторые очень популярные в России и за рубежом модели автомобилей с антикоррозийным покрытием.

  • Renault Logan. Кузов этой популярнейшей марки хорошо сопротивляется коррозии. С 2008 года подвергается полной оцинковке.
  • Chevrolet Lacetti. Недорогой автомобиль, но с полностью антикоррозийным покрытием. Применялась гальваническая обработка.
  • Audi A6 (C5). Даже 20-летние автомобили этого класса выглядят хорошо во многом благодаря полной оцинковке. То же самое можно сказать про все автомобили Audi. Данный производитель применяет горячую оцинковку.
  • Ford Focus. Настоящий народный автомобиль с хорошей антикоррозийной защитой. Все кузова этой линейки обрабатывались горячим методом.
  • Mitsubishi Lancer. Крепкий и надежный автомобиль, который любят в России и за ее пределами. Он не ржавеет из-за покрытия цинка толщиной 9-15 мкм.

Полная или частичная обработка

Коррозия — главный и очень опасный враг металла. Сначала заметные желтые пятна на деталях, затем набухание лакокрасочного покрытия и, наконец, явное гниение кузовных панелей, все из-за агрессивного и постоянного воздействия воды, грязи и песка. Экстремальные температуры, механические повреждения и химические реагенты, которые разбрызгиваются на дорогах общего пользования, также усугубляют эту проблему.

Чтобы предотвратить эту проблему, в процессе производства корпус специально защищен от ржавчины слоем цинка. Однако подавляющее большинство современных автомобилей проходят лишь умеренную или минимальную обработку. Эта частичная защита, хотя она эффективно защищает детали с первого раза, ничего не оставляет после 2-3 лет использования. Сами дилеры рекомендуют дополнительно защищать панели от ржавчины, особенно скрытые места, углубления, швы, днища.

Полностью оцинкованный кузов устойчив к коррозии в течение длительного времени — почти 30 лет. Все зависит от типа гальваники (подробнее ниже) и условий эксплуатации автомобиля.

Таблица автомобилей с оцинкованным кузовом и методами обработки

Более подробно с методами оцинковки кузова популярных моделей автомобилей можно ознакомиться в таблице ниже:

Модель автомобиля Вид оцинковки
Audi 100 C3 1986, 1987, 1988 Частичная горячая (односторонняя)
Audi 100 C4 1988-1994 (все модификации)
Audi A1 8x 2010-2019 Полная горячая (двухсторонняя)
Audi A5 8t 2007-2016 и 2 2016-2019
Audi Allroad C5 2000 Частичная горячая (односторонняя)
Audi Allroad C5 2001-2005 Полная горячая (двухсторонняя)
Audi Q3 8u 2011-2019
Audi R8 (все модификации)
Audi Rs-6 (все модификации)
Audi S2 Частичная горячая (односторонняя)
Audi S6 C4 и C5
Audi S6 C6 и C7 Полная горячая (двухсторонняя)
Audi Tt 8n Частичная горячая (односторонняя)
Audi Tt 8j и 8s Полная горячая (двухсторонняя)
Audi A2 8z 1999-2000 Частичная горячая (односторонняя)
Audi A2 8z 2001-2005 Полная горячая (двухсторонняя)
Audi A6 (все модификации)
Audi Cabriolet B4 Частичная горячая (односторонняя)
Audi Q5 Полная горячая (двухсторонняя)
Audi Rs-3
Audi Rs-7
Audi S3 8l Частичная горячая (односторонняя)
Audi S3 8v Полная горячая (двухсторонняя)
Audi S7
Audi 80 B3 и B4 Частичная горячая (односторонняя)
Audi A3 8l
Audi A3 8p, 8pa, 8v Полная горячая (двухсторонняя)
Audi A7
Audi Coupe 89 Частичная горячая (односторонняя)
Audi Q7 Полная горячая (двухсторонняя)
Audi Rs-4, Rs-5
Audi Rs-q3
Audi S4 C4 и B5 Частичная горячая (односторонняя)
Audi S4 B6, B7 и B8 Полная горячая (двухсторонняя)
Audi S8 D2 Частичная горячая (односторонняя)
Audi S8 D3, D4 Полная горячая (двухсторонняя)
Audi 90 Частичная горячая (односторонняя)
Audi A4 Полная горячая (двухсторонняя)
Audi A8
Audi Q8
Audi Quattro после 1986 Частичная горячая (односторонняя)
Audi S1, S5, Sq5 Полная горячая (двухсторонняя)
BMW 1, 2, 3 E90 и F30, 4, 5 E60 и G30, 6 после 2003 года, 7 после 1998 года, M3 после 2000 года, M4, M5 после 1998 года, M6 после 2004, X1, X3, X5, X6, Z3 после 1998 года, Z4, M2, X2, X4 Полная гальваническая (двухсторонняя)
BMW 8, Z1, Z8 Частичная гальваническая (двухсторонняя)
Chevrolet Astro после 1989, Cruze 1, Impala 7 и 8, Niva 2002-2008, Suburban Gmt400 и 800, Avalanche до рестайлинга Частичная гальваническая (двухсторонняя)
Chevrolet Captiva, Cruze J300 и 3, Impala 9 и 10, Niva 2009-2019, Suburban Gmt900, Avalanche после рестайлинга Полная гальваническая (двухсторонняя)
Chevrolet Aveo, Epica, Lacetti, Orlando, Blazer 5, Cobalt, Evanda, Lanos, Camaro 5 и 6, Spark, Trail-blazer Полная гальваническая (двухсторонняя)
Chevrolet Blazer 4, Camaro 4
Chevrolet Corvette C4 и C5 Частичная горячая (односторонняя)
Chevrolet Corvette C6 и C7 Полная горячая (двухсторонняя)
Fiat 500, 600, Doblo, Ducato, Scudo, Siena после 2000 года, Stilo Частичная гальваническая (двухсторонняя)
Fiat Brava и Bravo до 1999 года, Tipo 1995 года Холодная оцинковка узловых соединений
Ford Explorer, Focus, Fiesta, Mustang, Transit после 2001 года, Fusion, Kuga Полная горячая (двухсторонняя)
Ford Escort, Scorpio, Sierra Частичная горячая (односторонняя)
Honda Accord, Civic, Cr-v, Fit, Stepwgn, Odyssey после 2005 года Полная гальваническая (двухсторонняя)
Hyundai Accent, Elantra, Getz, Grandeur, Santa-fe, Solaris, Sonata, Terracan, Tucson после 2005 года Частичная холодная
Hyundai Galloper Холодная оцинковка узловых соединений
Infiniti Qx30, Q30, Q40 Полная гальваническая (двухсторонняя)
Infiniti M-series до 2006 года Частичная холодная
Jaguar F-type Coupe, Roadster Полная горячая (двухсторонняя)
Jaguar S-type после 2007 года, Xe, E-pace Полная гальваническая (двухсторонняя)
Land Rover Defender, Freelander, Range-rover после 2007 года
Mazda 5, 6, Cx-7 после 2006 года, Cx-5, Cx-8
Mercedes-Benz A-class, C-class, E-class, Vito, микроавтобус Sprinter после 1998 года, B-class, M-class, X-class, Gls-class
Mitsubishi Galant, L200, Lancer, Montero, Pajero с 2000 года, Asx, Outlander
Nissan Almera с 2012 года, March, Navara, X-trail с 2007 года, Juke
Opel Astra, Corsa, Vectra, Zafira с 2008 года
Porsche 911 с 1999 года, Cayenne, 918, Carrera-gt Полная горячая (двухсторонняя)
Porsche 959 Частичная гальваническая (двухсторонняя)
Renault Megane, Scenic, Duster, Kangoo Частичный цинкрометалл
Renault Logan Полная гальваническая (двухсторонняя)
Seat Altea, Alhambra, Leon, Mii
Skoda Octavia с 1999 года, Fabia, Yeti, Rapid
Toyota Camry с 2001 года, Corolla с 1991 года, Hilux и Land-cruiser с 2000 года
Volkswagen Amarok, Golf, Jetta, Tiguan, Polo, Touareg
Volvo C30, V40, V60, V70, V90, S90, Xc60 Полная горячая (двухсторонняя)
Lada Kalina, Priora, Ваз-2111, 2112, 2113, 2114, 2115 с 2009 года, Granta, Largus Частичная холодная
Ваз-Ока, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 2110 с 1999 года Холодная оцинковка узловых соединений

Самые не гниющие внедорожники

Многие люди сейчас «пересаживаются» с обычных седанов и хэтчбеков на внедорожники. Именно поэтому вопрос о том, какие внедорожники лучше всего защищены от ржавчины, очень актуален.

1.Audi Q8

На первом месте по качеству обработки кузова, конечно же, расположился внедорожник от Audi. Ведь именно этот производитель первым начал выпуск автомобиля с оцинковкой – им был Audi 80. Уже с 1986 года все модели Ауди покрывались оцинкованным покрытием.

Внедорожник Audi Q8 очень устойчив к коррозии, его кузов полностью обработан горячей оцинковкой, при чем с двух сторон. Производитель не боится, что кузов начнет ржаветь, поэтому на все свои модели Audi предоставляет гарантию 3 года на дефекты ЛКП, а также 12 лет на отсутствие сквозной коррозии. Это говорит о многом.

2.BMW X5

На втором месте также расположился «немец» — BMW X5. Этот автомобиль обрабатывался цинком всегда, в каждом поколении. Однако старые модели уже ржавеют, а у некоторых экземпляров наблюдается сквозная коррозия, так как кроссовер начал выпускаться в 1999 году.

При производстве BMW X5 применен другой метод обработки, но, тем не менее, он хорошо защищает кузов. Автомобиль полностью обрабатывают гальванической оцинковке, также с 2 сторон. Слой цинка у него от 9 до 15 мкм. По прогнозам экспертом первые очаги ржавчины могут появиться на кузове Х5 примерно через 10 лет, как было с более старыми экземплярами.

3.Honda CR-V

Теперь рассмотрим модель от японского производителя. Вообще, все автомобили от Honda после 2005 года выпуска славятся устойчивым кузовом к ржавлению. Многие экземпляры тех годов выпуска от японского производителя до сих пор не имеют даже «рыжиков» на кузове.

Honda CR-V обрабатывается путем гальванической оцинковки с 2 сторон кузова. При этом слой цинка составляет от 9 до 15 мкм. Такой тип обработки применяется на этой модели уже давно, с 1998 года, но в последние годы технология улучшилась. С 1994 по 1998 года автомобиль и вовсе не обрабатывали, поэтому многие экземпляры тех времен уже имеют сквозную коррозию.

Сейчас в начальной комплектации стоимость Honda CR-V составляет 2 135 000 рублей.

4.Porsche Cayenne

Вновь перейдем к «немцам». На этот раз рассмотрим Porsche Cayenne. Сейчас все модели производителя качественно обрабатываются, поэтому коррозия появляется редко. Первой моделью с обработкой у компании был Porsche 911.

При производстве кроссовера Cayenne применяется горячая двухсторонняя оцинковка. Однако ее толщина всего 2-10 мкм. По прогнозам экспертов, коррозия на кузове автомобиля может появиться через 10 лет эксплуатации в российских условиях. Однако производитель предоставляет гарантию на коррозию всего 3 года, на ЛКП – 12 лет.

Новый Porsche Cayenne в настоящее время обойдется минимум в 6 миллионов рублей.

5.Volvo XC90

Рассмотрим крайний внедорожник на сегодня – это Volvo XC90. Этот автомобиль, несмотря на то, что находится на последнем месте в списке, хорошо обрабатывается от ржавчины и коррозии.

Volvo XC90 подвергается полной горячей оцинковке с обоих сторон кузова. При этом толщина цинка составляет от 2 до 10 мкм в зависимости от элемента. По прогнозам экспертов коррозия внедорожника начнется не ранее чем через 10 лет, авто устойчивый к суровым условиям эксплуатации.

Производственное цинкование

В 1986 году Audi 80 стала первой серийной машиной с полностью оцинкованным кузовом. Сейчас каждый производитель стремится так или иначе защитить наиболее уязвимые части авто. Термическую оцинковку, увеличивающую стоимость машины, проводят:

  • Audi;
  • VolksWagen;
  • Porsche;
  • Ford.

Бюджетный вариант – гальваническая оцинковка на автомобилях класса В от Mercedes Benz, Toyota, Mazda, BMW. Большинство машин марки Hyundai, Kia, последние модификации ВАЗ оцинкованы холодным методом. Это значит, что через год интенсивной эксплуатации следует провести полный осмотр днища и проверить, нет ли первой коррозии. Полное покрытие автомобиля чаще всего встречается на моделях премиум класса, так как существенно влияет на цену.

Методы оцинковки автомобилей

Прежде чем назвать лучшие легковые авто с качественным оцинкованным кузовом, следует понять, как именно осуществляется эта процедура, какие бывают разновидности обработки и что они дают.

Ржавчина является результатом окислительного процесса металла при его контакте с влажной средой. Условно, если отшлифовать, но дополнительно не обработать металлоконструкцию, буквально после первого дождя запустится этот процесс. Да, можно нанести несколько слоёв лакокрасочного материала, но тут параллельно возникнет вопрос о необходимости защиты ЛКП.

Как вариант, стоит поискать машину без единой царапины. Но в современных условиях это практически нереальная задача. Даже малейшее повреждение ЛКП может привести к тому, что слой разрушится, влага достанет до металла, и запустится процесс коррозии. Если его вовремя не заметить, на устранение проблемы уйдёт много времени и денежных средств.

Чтобы металл был надёжно защищён от внешних воздействий, требуется провести дополнительную обработку. При всём разнообразии методов и средств, самым эффективным и сравнительно недорогим выступает цинкование. Или оцинковка.

За счёт содержания цинка, состав обеспечивает металлу высокий уровень защиты. На практике доказано, что оцинкованные машины намного реже сталкиваются с проблемой ржавчины. Да, постепенно коррозия появляется и на них, но это происходит спустя долгое время и при серьёзных повреждениях. В итоге качественно оцинкованные автомобили способны прослужить от 5-10 до 20-30 лет.

Источник https://infokuzov.ru/kuzov/ocinkovka

Источник https://avtozvuk-info.ru/sovet/otsinkovanniy-kuzov

Источник https://vseobzorka.ru/diagnostika-i-remont/galvanicheskoe-cinkovanie-kuzova-avtomobilya.html

Источник




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *