full screen background image

Всё про моторные масла для автомобилей

8

Содержание

Всё про моторные масла для автомобилей

Моторные масла

Надёжная и долговечная работа двигателя автомобиля связана, прежде всего, с тем, какое моторное масло используется при его эксплуатации. Выбор масел огромен и не всегда автовладельцы правильно ориентируются в этом многообразии. Иногда качественным и дорогим, но не соответствующим типу двигателя продуктом можно серьёзно навредить мотору.

Разобраться в многочисленных стандартах, видах и характеристиках моторных масел действительно не просто. К тому же на рынке этот продукт представлен множеством производителей, каждый из которых борется за своего клиента. И простая формула «цена – качество» справедлива только для определённых видов и характеристик масел с оговоркой, что их производитель имеет на рынке устойчивую репутацию.

  • Какие бывают виды автомобильных моторных масел?
  • ГОСТ, SAE, API, ILSAC, ACEA – что это такое?
  • Как расшифровать маркировку на моторном масле?
  • Какие популярные марки и производители масел лучше?
  • Как правильно подобрать моторное масло для автомобиля?

Подробно остановиться на этих вопросах необходимо для того, чтобы помочь автолюбителям сделать правильный выбор этого важнейшего расходного материала для обслуживания своего автомобиля.

Виды моторных масел: классификация, назначение, расшифровка маркировки

Виды моторных масел: классификация, назначение, расшифровка маркировки

Масло для смазывания деталей двигателей было запатентовано в Америке еще в 19 веке: хорошие смазывающие свойства сырой нефти выявились случайно при попадании на заклинившие клапана парового двигателя. С той поры ведёт свою историю первый в мире бренд моторного масла – Valvoline (дословно – масло для клапанов).

Состав современных моторных масел формируется по принципу добавления в их основу (иногда ее называют базовым маслом) определённого набора присадок. Основа может быть получена:

  1. В процессе переработки нефти (из масляных фракций) и тогда масла носят название минеральных.
  2. Из искусственно синтезированных органических соединений – в этом случае масла называют синтетическими.
  3. Смеси минеральной и синтетической основ – полусинтетические масла.

Решение, казалось бы, простой задачи (смазывания трущихся в процессе эксплуатации деталей) существенно осложняется факторами, влияющими на этот процесс:

  • высокие температуры и сложные переходные термические процессы;
  • процессы износа трущихся деталей и попадание продуктов износа в смазку;
  • попадание в смазку продуктов сгорания;
  • склонность металлов к коррозии;
  • наличие в конструкции двигателя деталей, изготовленных из чувствительных к химическому составу смазки материалов (прежде всего резиновых уплотнений);
  • работа двигателя в достаточно широком диапазоне изменения температуры окружающей среды.

Перечисленные факторы и определяют основные требования к моторным маслам:

  1. Стабильность физико-химических характеристик при высокотемпературных воздействиях.
  2. Обеспечение противоизносных свойств, позволяющих положительно влиять на поверхности трения в приграничных слоях.
  3. Нейтрализация кислотной среды (результата взаимодействия масла и продуктов сгорания).
  4. Хорошие моющие свойства, позволяющие выводить из зон трения загрязнения, образующиеся за счёт продуктов износа и сгорания.
  5. Стойкость к вспениванию.
  6. Неспособность формирования коррозионно-агрессивной среды.
  7. Обеспечение пологой формы графика соотношения вязкости и температуры масла в достаточно широком диапазоне температур окружающей среды (облегчает запуск двигателя при отрицательных температурах).
  8. Низкий расход на угар.
  9. Совместимость с материалами уплотнений.
  10. Стойкость к процессам старения (ухудшения физико-химических свойств со временем).

Обеспечивают необходимые требования к моторным маслам их характеристики, важнейшими из которых являются вязкость, и назначение и эксплуатационные свойства. Именно по этим параметрам и классифицируются масла по российскому стандарту – ГОСТ 17479.1-85.

Классификация моторных масел по ГОСТ

В соответствии с ГОСТ 17479.1-85 моторные масла делятся на 3 класса: летние, зимние и всесезонные. При этом для летнего класса вязкость нормируется при 100 о С, а для зимнего и всесезонного дополнительно при -18 о С.

В общем виде зависимость вязкости всех трёх видов масел приведена на рисунке ниже.

Зависимость вязкости всех трёх видов масел

При этом под максимальной вязкостью подразумевается значение вязкости, при котором ещё обеспечивается запуск двигателя при отрицательных температурах (холодный пуск).

При отрицательных температурах летние масла не обеспечивают холодный пуск и могут явиться причиной «масляного голодания» (позднее поступление к деталям из-за повышенной вязкости), а зимние (с малой вязкостью) не обеспечивают требуемых режимов смазки летом. По этим причинам на практике используются в основном всесезонные масла.

Ниже в таблицах 1 и 2 приведены данные по вязкости, и назначению и эксплуатационным свойствам моторных масел по ГОСТ.

Таблица 1 – Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85

Класс вязкости Кинематическая вязкость, мм 2 /с, при температуре
+100 °С -18 °С
не менее не более не более
3,8 1 250
4,1 2 600
5,6 6 000
5,6 10 400
6 5,6 7,0
8 7,0 9,3
10 9,3 11,5
12 11,5 12,5
14 12,5 14,5
16 14,5 16,3
20 16,3 21,9
24 21,9 26,1
3з/8 7,0 9,5 1 250
4з/6 5,6 7,0 2 600
4з/8 7,0 9,3 2 600
4з/10 9,3 11,5 2 600
5з/10 9,3 11,5 6 000
5з/12 11,5 12,5 6 000
5з/14 12,5 14,5 6 000
6з/10 9,3 11,5 10 400
6з/12 11,5 12,5 10 400
6з/14 12,5 14,5 10 400
6з/16 14,5 16,3 10 400

Буква «з» в маркировке обозначает «загущенное» (относится к зимним и всесезонным маслам), а дробь означает, что масло всесезонное (в числителе дроби указан зимний класс, а летний – в знаменателе).

Таблица 2 – Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)

Обозначение группы по ГОСТ 17479.1 Рекомендуемая область применения
А Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Б Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2 Малофорсированные дизели
В В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным и противоизносным свойствам масел, а также склонности к образованию высокотемпературных отложений
Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е Е1 Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Д1 и Д2
Е2 Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

Если в маркировке присутствует индекс 1, то оно используется для бензиновых двигателей, а если индекс 2 – для дизельных. Отсутствие индекса означает, что масло универсальное.

Используя данные таблицы, можно подробно расшифровать классификацию масла по ГОСТ. Например, маркировка М-6з/10В означает: масло моторное (М) всесезонное универсальное (6з/10) для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (В).

Помимо ГОСТа, в России широкое распространение получили классификации смазочных материалов в соответствии с зарубежными стандартами.

Классификация моторных масел по SAE

Стандарт общества автомобильных инженеров Америки SAE (Society of Automotive Engineers) один из самых распространённых в мире. Классификация масел по SAE построена по общему принципу соответствия вязкости свойствам масел в эксплуатации, и так же делит масла на три группы: зимние, летние и всесезонные. Отличается от классификаций по другим стандартам маркировкой:

  1. Зимние – содержат в маркировке букву W (зима) и 6 уровней вязкости: от 0W до 25W;
  2. Летние – маркируются только по числу, характеризующему вязкость. Здесь 5 уровней вязкости: от 20 до 60;
  3. Всесезонные – как и по ГОСТ, обозначают двойным символом, например SAE 15W-30.

Классификация моторных масел по SAE

Примерное соответствие масел по стандартам SAE и ГОСТ приведено в таблице 3.

Таблица 3 – Примерное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и SAE J-300

Класс вязкости Класс вязкости
ГОСТ 17479.1-85 SAE J-300 ГОСТ 17479.1-85 SAE J-300
5w 24 60
10w 3з/8 5w-20
15w 4з/6 10w-20
20w 4з/8
6 20 4з/10 10w-30
8 5з/10 15w-30
10 30 5з/12
12 5з/14 15w-40
14 40 6з/12 20w-30
16 6з/14 20w-40
20 50 6з/16

Классификация моторных масел по API

Стандарт Американского института нефти API (American Petroleum Institute) также широко распространён в мировой практике. Классификация API разделяет масла на 2 большие категории:

  1. Категория S (Service) – для легковой и лёгкой коммерческой техники, оборудованной четырёхтактными бензиновыми двигателями;
  2. Категория C (Commercial) – для грузовой коммерческой техники, сельскохозяйственной техники, дорожно-строительных машин, оборудованных дизельными двигателями.

Классификация моторных масел по API

К первой категории S относится 10 классов, обозначаемых буквами латинского алфавита. Чем ближе к концу алфавита расположена эта буква, тем выше требования к качеству. Наиболее совершенное масло для бензиновых многоклапанных двигателей с турбонаддувом – класса SL.

Во второй категории С алгоритм обозначения 11 классов такой же (чем дальше по алфавиту буква, тем выше качество), только в обозначении иногда присутствуют цифры, устанавливающие тип двигателя: 2-х или 4-тактный. Высшее по качеству в категории С – масло класса CI-4 для высокооборотистых дизелей.

Для обозначения универсальных масел по API используется двойная маркировка через знак дроби, например SG/CD.

Необходимо отметить, что наличие на упаковке отметки о классификации по API ещё не означает, что качество масла соответствует этому стандарту. Реальное соответствие стандарту API подтверждается только действующим сертификатом.

Классификация моторных масел по ILSAC

Международный комитет ILSAC (International Lubricants Standardization and Approval Committee) был создан Ассоциациями автопроизводителей Америки и Японии и разрабатываемые им стандарты ориентированы в основном на рынки этих стран. По классификации ILSAC моторные масла разбиты на 5 классов с буквенным индексом GF и цифрой от 1 до 5, GF-5 при этом – самый современный класс (ведутся разработки по классу GF-6).

Классификация моторных масел по ILSAC

Отличительные особенности масел, удовлетворяющих стандартам ILSAC:

  • энергосберегающие свойства;
  • улучшенные противоизносные свойства и обеспечение высокой степени защиты от образования отложений;
  • повышение совместимости с системой снижения токсичности выхлопов.

Классификация моторных масел по ACEA

Стандарт Ассоциации европейских автопроизводителей ACEA (французское название – Association des Constracteurs Europeens des Automobiles, английское – European Automobile Manufacturers Association) был разработан вначале для стран Европы, но впоследствии стал применяться и на мировом рынке автомобильных смазочных материалов. Стандарт вводит три основные категории масел:

  1. Класс A/B – для дизельных и бензиновых двигателей легкового и лёгкого коммерческого транспорта;
  2. Класс С – для бензиновых и дизельных двигателей, соответствующие современным требованиям по экологии;
  3. Класс E – для дизельных двигателей грузовых машин, работающих в условиях повышенных нагрузок.

Классификация моторных масел по ACEA

Маркировка масел по этому стандарту содержит буквенный код категории (в случае первой категории – две буквы через знак дроби) и цифру рядом с буквой. Чем больше значение цифры, тем выше требования к качеству масла. Далее через дефис указываются две последние цифры года принятия категории.

Пример маркировки класса из первой категории: А3/B4 – 04. Общие указания по использованию масел, стандартизованных по ACEA, носят всё же характер рекомендаций и при подборе к конкретному автомобилю требуют уточнений.

Популярные марки и рейтинг производителей моторных масел

Популярные марки и рейтинг производителей моторных масел

Первые пять наиболее популярные в России брендов производителей моторных масел, по отзывам автовладельцев выглядят следующим образом:

  1. Mobil – американский бренд корпорации Exxon с филиалами производства по всему миру, самая узнаваемая торговая марка. Используется ведущими автопроизводителями как для автомобилей массового производства, так и для спортивных машин. Продукция Mobil совместима с большинством сертифицированных моторных масел.
  2. Shell – интернациональная англо-голландская корпорация с мировой репутацией, продукция которой уступает американской Exxon Mobil , разве что, только в цене. В России моторное масло носит марку Shell Helix.
  3. LiquiMoly – бренд немецкой корпорации, постоянно присутствующий в мировых рейтингах топ 3 лучших моторных масел. Популярен, прежде всего, у любителей спортивной техники и владельцев престижных автомобилей.
  4. Castrol – бренд принадлежит концерну British Petrolium. Эти моторные масла очень популярны в России прежде всего по соотношению критериев «цена –качество».
  5. Лукойл – единственный российский бренд, продукция которого сертифицирована по стандартам API. При том, что качество удовлетворяет международным стандартам, масла Лукойл имеют существенные преимущества перед зарубежными аналогами в цене.

Перечисляя популярных в России производителей моторных масел, нельзя не упомянуть ещё о двух брендах: французском Total и южнокорейском ZIC. И если Total уже давно пользуется заслуженным уважением автовладельцев (из недостатков – несколько завышенный расход на угар), то корейский производитель не набрал должной популярности из-за сравнительно недолгого присутствия на российском рынке.

За рубежом водители также отдают предпочтение известным производителям и в первой тройке лучших брендов неизменно фигурируют Mobil, Shell и Castrol. При этом в США такие бренды, как Rotella и Pennzoil, связанные с Shell выступают как самостоятельные марки. Ещё два бренда постоянно входят в число ведущих западных производителей моторных масел: старейший в мире Valvoline и относительно молодой (основан в 1986 году) американский Royal Purple.

Отзывы автолюбителей о моторных маслах носят всё же качественный характер. Гораздо более объективную информацию дают испытания масел как на стендах в лабораторных условиях (сравнительные стендовые испытания), так и в реальных условиях (эксплуатационные испытания).

Наиболее авторитетное российское массовое автомобильное издание – журнал «За рулём» периодически заказывает такие испытания в профильных организациях или проводит их самостоятельно и практически ежегодно публикует результаты. Из последних исследований издания – эксплуатационные испытания одного из самых «ходовых» классов синтетического масла 5W40 восьми известных брендов. Основными параметрами, за которыми следили в ходе испытаний, были:

  • изменение вязкости выше допустимых классом масла пределов;
  • ухудшение моющих свойств и сопротивляемости образованию кислот;
  • живучесть до состояния расслоения (выпадение присадок вследствие уменьшения в масле активных компонентов).

Сюрпризов испытания не преподнесли: гранды производителей моторных масел Mobil, Shell и Castrol подтвердили свою репутацию. А вот корейский ZIC по многим параметрам даже опередил мировых лидеров, что позволяет рекомендовать его продукцию к использованию.

Как правильно подобрать моторное масло для автомобиля

Как правильно подобрать моторное масло для автомобиля

Классический пример, как очень дорогим моторным маслом для спортивной машины (например, класса 0W60) можно непоправимо навредить серийному двигателю автомобиля массового спроса, основан на простом факте: не рекомендованная производителем вязкость смазочного материала неизбежно приведёт к необратимым изменениям в процессе эксплуатации.

Поэтому начинать выбор моторного масла необходимо с изучения допусков на параметры, которые производитель рекомендует для конкретной модели двигателя (а вовсе не марки, потому, что линейка двигателей марки, и даже модели автомобиля может иметь разные требования к смазочным материалам). Больше информации по этой теме смотрите в статье: Какое масло заливать в двигатель.

Многие производители масел сертифицируют свою продукцию по согласованию с автопроизводителями применительно к конкретным маркам и моделям автомобилей. В таких ситуациях при выборе моторного масла недостаточно соблюдать лишь общие критерии соответствия по классификационным стандартам SAE, API , ILSAC или ACEA. Подобные требования можно встретить, например, у Mercedes, Audi или VW, и для сохранения заводской гарантии на двигатель их необходимо соблюдать. Приобрести рекомендуемую продукцию для этих авто можно у официальных представителей либо дилеров автомобильного бренда, и стоить она будет не дёшево.

В случаях, когда автопроизводитель в рекомендациях указывает лишь общие требования по классификации смазочных материалов, (например, SAE) у автовладельцев появляется больше вариантов для экономии. Возможен баланс между более частой заменой недорогого отечественного масла от проверенного производителя (к примеру, Лукойл) и более дорогой продукцией всемирно известных брендов, но с повышенным межсервисным интервалом.

Кстати, именно такие лабораторные испытания провел журнал «За рулём», и результаты подтвердили экономическую целесообразность использования российских масел (с более частой заменой) без негативных последствий для двигателя.

И, конечно же, при выборе моторного масла следует остерегаться подделок, наводнивших рынки. Единого рецепта здесь быть не может, но репутация магазина и наличие сертификатов лишними не будут. И в этом смысле преимущество, пожалуй, на стороне российских брендов: подделывать имеет смысл более дорогую продукцию.

Видео-ликбез по моторным маслам

18 лучших моторных масел

В любом сообществе всегда есть тема, споры на которую можно считать вечными. Для автомобилистов это, определенно, выбор моторного масла – достаточно зайти на любой форум, почитать отзывы, чтобы тут же найти многостраничное обсуждение многочисленных масел, предлагаемых рынком. Не менее популярны и разнообразные «рейтинги лучших моторных масел».

Сегодня мы немного отойдем от обычной структуры подобных рейтингов – «лучшее минеральное/полусинтетическое/синтетическое масло». Причина проста: конкретно взятому двигателю в первую очередь необходима заданная производителем вязкость масла, а современные двигатели используют маловязкие смазки (это, как правило, высокотемпературная вязкость 30, на многих моторах – 20). Обсуждать в этом контексте что-то, кроме синтетики, глупо. Не менее странно выглядит и разделение на категории «масло для бензиновых/дизельных двигателей» с учетом того, что 90% современных масел имеют допуски для использования в двигателях обоих типов, обсуждать чисто «дизельное» масло применительно к легковым автомобилям имеет смысл только в сегменте масел, предназначенных для моторов с сажевыми фильтрами.

Поэтому мы сегодня разделим моторные масла по категориям их конкретного применения, а не по виртуальным и не имеющим практического смысла параметрам:

  • Масла с высокотемпературной вязкостью 40 (5W40 в нашем рейтинге) – лучший вариант для двигателей, выпускавшихся в 90-е годы – начало 2000-х. Для районов крайнего Севера имеет смысл рассматривать масла 0W40, это способно заметно облегчить запуск мотора зимой.
  • 5W30 на сегодняшний день можно считать универсальным: эта вязкость используется и в бюджетных иномарках, и в двигателях автомобилей премиум-класса.
  • 0W20 – маловязкие моторные масла, применяемые в большом количестве современных двигателей. Причем заливать более вязкие масла в них категорически не рекомендуется: поршневые кольца, специально имеющие сниженную упругость для уменьшения механических потерь, не справляются с более прочной масляной пленкой, начинается рост угара масла.
  • Высокотемпературная вязкость 50 актуальна для владельцев, жестко эксплуатирующих свои автомобили – недаром масла 5W50, 10W60 получили в обиходе название «спортивных».
  • 10W40 –стандартный выбор владельцев старых автомобилей, как правило, это бюджетная полусинтетика устаревших классов качества – SH, SJ.
  • Дизеля с сажевыми фильтрами должны иметь минимальный угар масла, которое при этом не должно давать заметный твердый осадок (низкая зольность). Этот параметр является критическим, поэтому в моторы подобных автомобилей допускается заливать только масла, имеющие соответствующую сертификацию. Подавляющее большинство легковых дизелей этого типа используют масла с вязкостью 5W30, и мы будем рассматривать именно их.

Рейтинг лучших моторных масел — по версии "Эксперта цен"

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшее синтетическое моторное масло 5W40 1 MOBIL 1 FS X1 5W-40 9.8 / 10 2 290
2 SHELL Helix High Mileage 5W-40 9.7 / 10 2 175
3 ELF Evolution 900 NF 5W-40 9.5 / 10 2 250
4 ЛУКОЙЛ Genesis Armortech for European Cars 5W-40 9.4 / 10 2 150
5 Total Quartz 9000 5W40 9.3 / 10 2 300
Лучшее полусинтетическое масло 10W40 1 Лукойл Люкс 10W40 9.4 / 10 1 400
2 ZIC X5 10W-40 9.3 / 10 1 280
3 SHELL Helix HX7 10W-40 9.0 / 10 1 400
Лучшее минеральное моторное масло 15W-40 1 ЛУКОЙЛ Супер SG/CD 15W-40 9.5 / 10 1 100
Лучшее моторное масло 5W30 1 MOBIL 1 X1 5W-30 9.8 / 10 2 870
2 ЛУКОЙЛ Genesis Armortech FD 5W-30 9.7 / 10 1 800
3 SHELL Helix HX8 A5/B5 5W-30 9.5 / 10 1 990
Лучшее моторное масло 0W20 1 Idemitsu Zepro Eco Medalist 0W-20 9.7 / 10 2 100
2 MOBIL 1 ESP X2 0W-20 9.5 / 10 3 790
Лучшее моторное масло 5W50 1 Mobil 1 5W-50 9.6 / 10 3 500
2 LIQUI MOLY Synthoil High Tech 5W-50 9.6 / 10 4 100
Лучшее моторное масло для дизелей с сажевым фильтром 1 ELF Evolution Full-Tech FE 5W-30 9.6 / 10 4 500
2 TOTAL Quartz INEO MC3 5W30 9.4 / 10 1 590
3 Motul 8100 Eco-clean 5W30 9.3 / 10 4 600

Лучшее синтетическое моторное масло 5W40

MOBIL 1 FS X1 5W-40

В новой редакции нашего рейтинга первое место среди лучших моторных масел 5W-40 вновь получает Mobil 1. Это и неудивительно – масло FS X1 вышло действительно удачным, что прекрасно доказано не одним годом его продаж.

Базовое масло использовано комбинированное: доля гидрокрекингового масла снижает цену, а добавление «настоящей синтетики» в виде GTL и эстеров позволяет «дотянуть» характеристики масла до высокого уровня. Пакет присадок – классический, производства Infineum: стоит отметить наличие молибдена, что для защиты двигателя от износа при высоких нагрузках – самое то. Причем и зимой масло покажет себя хорошо, имея температуру застывания, с большим запасом перекрывающую ожидаемую для 5W-40: -59 градусов по данным независимого испытания!

Масло вообще получилось, можно сказать, «полуспортивным»: с высоким щелочным числом (12,86 мг КОН/г!), сохраняющее достаточную вязкость при высоких температурах – оно хорошо подойдет для сложных условий эксплуатации, повышенных нагрузок на двигатель. Сам производитель позиционирует его как «моторное масло для автомобилей с пробегом больше 100 тысяч километров» — то есть хорошее сопротивление старению в него заложено специально, ведь в таких моторах из-за повышенного проникновения выхлопных газов в картер через поршневые кольца масло окисляется и срабатывается быстрее, чем на новом моторе.

  • Хороший ресурс, в том числе при высоких нагрузках
  • Низкая температура застывания
  • Мощный пакет моющих присадок
  • Высокие противоизносные свойства
  • И хотелось бы найти, но не получается
  • MOBIL 1 FS X1 5W-40 — 4 л
  • MOBIL 1 FS X1 5W-40 1 л

SHELL Helix High Mileage 5W-40

У прямого конкурента для Mobil 1 «целевая аудитория» прямо указана в названии – это масло также предназначено для автомобилей с пробегом, отсюда и его особенности. В первую очередь это достаточно высокая для «сороковки» высокотемпературная вязкость и очень высокое щелочное число (12,46 мг КОН/г по независимому анализу): для моторов с пробегом, имеющих заметный износ, и то и другое как раз в тему. Низкая температура застывания (ниже -50 градусов) и одновременно высокая температура вспышки (а, значит, низкий расход на угар) достигнуты применением GTL-базы, хотя, как и в случае с Mobil 1, спектрограмма однозначно указывает и на наличие приличной доли гидрокрекингового масла. Хотя почему бы и нет, если это дает нам вменяемую цену без ущерба для характеристик?

По пакету присадок «Шелл» можно также считать близким аналогом Mobil 1, однако меньшее содержание молибдена и бора по анализу намекает на то, что противоизносные и моющие свойства у Shell несколько ниже (что, правда, дало и сульфатную зольность почти в полтора раза меньше). Как бы то ни было, масло хорошо подходит для любых условий эксплуатации, имеет достойный «зимний запас» и потенциально высокий ресурс, в том числе и при эксплуатации мотора на топливе не лучшего качества – так что и оно достойно попасть в наш рейтинг лучших моторных масел на высокое место, лишь чисто символически уступив Mobil 1.

  • Высокое щелочное число
  • Низкая температура застывания
  • Низкая испаряемость
  • Приличная высокотемпературная вязкость (конечно, это немного увеличит расход топлива, зато «побегавшие» вкладыши коленвала и постели распредвалов будут не против!)
  • Если уж использовать в составе присадок молибден, то не в таком «символическом» количестве
  • SHELL Helix High Mileage 5W-40 — 4 л
  • SHELL Helix High Mileage 5W-40 1 л

ELF Evolution 900 NF 5W-40

«Родное» масло для огромного количества автомобилей, получивших силовые агрегаты Renault – а их можно обнаружить даже в самых неожиданных местах, например, под капотом Volvo. У этого есть и плюсы, и минусы: с одной стороны, такое моторное масло гарантированно выдерживает установленный заводом межсервисный пробег и не вызовет проблем при длительном использовании, с другой, скорее всего, по совокупности качеств окажется «середнячком». Что ж, проверим на практике.

В первую очередь, стоит отметить стабильную вязкость, причем даже при температурах, выше заданных стандартом, масло «разжижается» меньше многих конкурентов – это отличная рекомендация для теплонагруженных моторов с турбокомпрессорами, особенно не имеющих на картридже водяной рубашки. Но тут есть и обратная сторона медали – на морозе масло несколько гуще конкурентов, и, если в средней полосе или на юге про это можно смело забыть, в северных районах владельцу автомобилей без предпускового подогрева стоит посмотреть в сторону Evolution 900 FT 0W40.

Щелочное число в 11 мг/кг ниже, чем у рекордсменов сегодняшнего рейтинга, Mobil 1 и Shell, но и оно может считаться высоким, так что 900 NF полностью подтвердил нашу мысль о том, что заявленный производителем интервал замены он должен выдержать достойно. Жаль только, что износ мотора при этом оказался выше, чем при использовании Shell или Mobil. Конечно, это выражается в двух-трех миллиграммах за замену, но все же и вторая мысль также нашла подтверждение: долгожитель, но «середняк».

  • Отличный ресурс.
  • Хорошая стабильность вязкости при высоких температурах.
  • Зимой заметно гуще конкурентов – при -30 могут быть проблемы с запуском.
  • ELF Evolution 900 NF 5W-40 — 4 л
  • ELF Evolution 900 NF 5W-40 1 л — 1 л.

ЛУКОЙЛ Genesis Armortech for European Cars 5W-40

«Европейскость» этого масла, конечно, довольно условна: никто не запрещает использовать его в моторах американского или азиатского производства, если масло вписывается в их перечень требований. Просто набором фирменных допусков производитель озаботился именно в Европе – от «Фиата» до «Порше».

В целом же «Лукойл» уже знакомого амплуа не меняет: моторное масло можно отнести к категории «выше среднего» по качеству, хотя и цена у него уже на уровне зарубежных, к сожалению. И это при том, что основа здесь – чисто гидрокрекинговая (то есть по своей сути, да и по законодательству ряда стран это не «честная» синтетика, но уж оставим масло в этой категории), что нам сразу дает и «стандартную» температуру застывания в -43 градуса, и умеренную температуру вспышки. Пакет присадок – стандартнее некуда по современным меркам, с небольшим содержанием соединений молибдена (за это спасибо). Вязкость при высоких температурах у масла достаточно высокая для 5W-40, так что его можно уверенно лить в нагруженные двигатели, а также моторы автомобилей с заметным износом. Щелочное число неплохое (10,45 мг КОН/г), но и не рекордное за эти деньги – как ни крути, зарубежным конкурентам за те же деньги масло проигрывает уже ощутимо по совокупности, а потому и место в рейтинге получает соответствующее.

  • В совокупности достойные для гидрокрекингового масла характеристики
  • Нормальный ресурс даже при повышенных нагрузках
  • За эти деньги есть масла и более интересные по характеристикам и составу

Total Quartz 9000 5W40

Синтетическое моторное масло 5W40 с превосходной стабильностью характеристик, на что указывает и соответствие требованиям BMW LongLife. Оно не теряет вязкость за все 15 тысяч пробега, что, увы, при городской эксплуатации для многих «синтетик» 5W-40 на нашем рынке проблематично. Однако сама вязкость при этом ближе к верхней границе требований стандарта, так что особой топливной экономичности от Total Quartz 9000 ожидать не стоит.

Зато по чистоте мотора это масло – одно из лучших: и высокотемпературные, и низкотемпературные отложения копиться в моторе будут очень долго, так что чистоту он сохранит многие десятки тысяч километров. Есть запас и по температуре застывания.

Анализы, как и в случае с «Лукойлом», показывают очень схожую картину как по зольности и щелочному числу, так и по химическому составу. Однако французы явно используют более «живучий» пакет присадок.

Рекомендовать «Тоталь» стоит прежде всего для автомобилей с пробегом, особенно жестко эксплуатируемых: тут пригодится и сравнительно высокая вязкость, и запас по ресурсу. Хорошие моющие свойства тоже не будут лишними. А вот новые автомобили, пожалуй, лучше «переварят» масло пожиже и более бережно относящееся к катализаторам: фосфора и серы тут многовато.

  • Хороший ресурс
  • Отличные моющие свойства
  • Достаточная стойкость к холоду
  • Низкая топливная экономичность из-за высокой вязкости (но в пределах стандарта)
  • Total Quartz 9000 5W40 — 4 л
  • Total Quartz 9000 5W40 1 л

Лучшее полусинтетическое масло 10W40

Лукойл Люкс 10W40

В категории лучших моторных масел 10W40, используемых преимущественно старыми и порядочно изношенными автомобилями, отечественный производитель стал очевидным лидером, при этом уложившись со своей полусинтетикой в требования стандарта API SL/CF. Даже неудивительный для автомобилей с большим пробегом расход масла незначительно ударит по карману – цена 4-литровой канистры «Лукойла» немногим выше, чем у обычной литровой баночки современной синтетики. На низкофорсированных двигателях масло легко выдерживает 7-8 тысяч километров пробега без заметного падения характеристик – вязкость падает незначительно, ограничивают пробег этими цифрами в первую очередь значительное уменьшение щелочного числа (с 7,7 практически в два раза) и рост содержания продуктов окисления (также двукратный).

Масло продемонстрировало интересные противоизносные свойства: лабораторный анализ не выявляет в нем рост содержания алюминия, хотя железа прибавляется ощутимо. Это явно намекает на то, что главным объектом износа становятся стенки цилиндра и поршневые кольца (здесь нужно уточнить – о железе мы говорим как о химическом элементе, а не о конкретном металле. Гильзы цилиндров и кольца, естественно, чугунные), в то время как юбка поршня и вкладыши снашиваются мизерно.

  • Более чем бюджетная цена.
  • Неплохие противоизносные свойства.
  • Низкотемпературная вязкость на пределе стандарта, запуск в мороз нелегок.
  • Лукойл Люкс 10W40 — 4 л
  • Лукойл Люкс 10W40 1 л
  • Лукойл Люкс 10W40 5 л

ZIC X5 10W-40

Корейцам удалось сделать весьма даже интересное моторное масло: будучи «заваренным» на гидрокрекинговой «типа синтетике» и минеральной базе, масло смогло вписаться по сульфатной зольности в требования к среднезольным (MidSAPS) маслам, хотя бюджетные полусинтетики все как на подбор привычно полнозольные! Так что, если в Вашей машине катализатор еще жив, то это масло позволит максимально продлить его ресурс при умеренных затратах. Да и старым японско-корейским моторам с непосредственным впрыском масло тоже придется к месту. Содержание серы также очень низкое по меркам моторных масел этого класса и ценовой категории. Температура застывания в -38 градусов – нормальная для 10W -40.

Одновременно с этим у ZIC X5 высокая температура вспышки и низкая испаряемость – масло мало расходуется на угар, а еще хорошо «дружит» со старыми сальниками, так что и вытекать лишку не склонно. Плюс в составе пакета присадок есть приличное количество молибдена, а в целом же этот пакет «дотягивает» полусинтетику до соответствия требованиям API SP – самого жесткого на нынешний момент класса качества. При высоких температурах масло сохраняет достаточную вязкость – значит, не спасует при высоких нагрузках и в моторах с износом.

К сожалению, щелочное число здесь ожидаемо не блещет – 7,33 мг КОН/г по анализу при паспортных 7,12: это ограничивает ресурс масла, хотя он и вписывается в нормальные для полусинтетики рамки. Менять его мы бы посоветовали в бензиновом моторе не реже 7,5 тысяч километров – ну а для дизелей оно не подходит вовсе, в отличие от большинства полусинтетик, имеющих и «бензиновый», и «дизельный» классы качества API в характеристиках. ZIC же для дизелей выпускает «отдельное» масло X5 Diesel, весьма ощутимо по составу и свойствам отличающееся от «бензинового».

  • Стабильность вязкости
  • Низкая испаряемость
  • Рекордно низкая для полусинтетики сульфатная зольность
  • Хорошие противоизносные свойства
  • Умеренное щелочное число
  • ZIC X5 10W-40 — 4 л
  • ZIC X5 10W-40 1 л
  • ZIC X5 10W-40 6 л
  • ZIC X5 10W-40 20 л

SHELL Helix HX7 10W-40

А вот у Shell вышел «крепкий середнячок» по меркам полусинтетик, примечательный только щелочностью в 10,44 мг КОН/г: масло имеет потенциально высокий ресурс. Хотя не стоит забывать о наличии в «базе» солидной доли минерального масла, что тоже накладывает свои ограничения.

Температура застывания масла достойная для заявленного класса вязкости, -38 градусов. В положенный порог по динамической вязкости на тесте холодной прокрутки (CCS) масло тоже вписывается, пускай и с не самым впечатляющим запасом – так что до -25 градусов, как и положено для 10W-40, исправный двигатель при нормальном состоянии аккумулятора должен запускаться нормально.

Пакет присадок простенький – молибдена пожалели, за защиту от износа отвечает классический ZDDP, моющие свойства задаются не менее классическими соединениями кальция. В общем и целом, перед нами типичнейшая полусинтетика. Но в том-то и беда: для своей «типичности» она дороговата, даже несмотря на то, что масло – не импортное, а производится на заводе Shell в Торжке. Потому и место в рейтинге ожидаемо: последнее.

  • Высокое щелочное число
  • Достаточно стабильные характеристики
  • Нормальная работа зимой
  • Высокое содержание серы
  • Слишком «стандартные» свойства для этой цены: тот же «Лукойл Люкс» обойдется заметно дешевле, не уступая в характеристиках настолько, чтобы это прямо уж чувствовалось
  • SHELL Helix HX7 10W-40 — 4 л
  • SHELL Helix HX7 10W-40 1 л

Лучшее минеральное моторное масло 15W-40

ЛУКОЙЛ Супер SG/CD 15W-40

Когда речь заходит о лучших бюджетных моторных маслах, отечественные производители определенно получают хорошую фору. Если же учесть, что «минералка» — это выбор людей, не особо склонных тратить большие суммы на обслуживание автомобиля, представить в нашем рейтинге какой-нибудь Mobil или Liqui Moly по цене более 1000 р. за канистру было бы трудно.

Используя пакет присадок белорусского ОАО «Нафтан», «Лукойлу» удалось сделать масло максимально бюджетным, при этом обеспечивая ему достаточное качество. Если Ваш автомобиль по паспорту способен «переваривать» масла SG/CD, то затраты на более дорогое минеральное масло вряд ли будут оправданными: «Лукойл Супер» при соблюдении интервалов замены не доставит проблем при использовании.

Вглубь лабораторных анализов мы не будем углубляться: изношенные старые моторы, главные потребители дешевой минералки, настолько активно загрязняют ее, что судить о качестве масла по анализам практически невозможно, каждый мотор уже индивидуален. Достаточно мнения, проверенного практикой – «заливать можно!».

  • Точное соответствие требованиям заявленного стандарта
  • Бюджетность
  • Высоковата низкотемпературная вязкость
  • ЛУКОЙЛ Супер SG/CD 15W-40 — 4 л
  • ЛУКОЙЛ Супер SG/CD 15W-40 1 л — 1 л;
  • ЛУКОЙЛ Супер SG/CD 15W-40 5 л — 5 л.

Лучшее моторное масло 5W30

MOBIL 1 X1 5W-30

В категории популярных «пять-тридцаток» мы отдаем первое место Mobil 1 без особых затруднений. Действительно, моторное масло вышло по соотношению цены и качества отличным. Причем в этом дуэте основной акцент сделан именно на качестве. Базовое масло – микс из GTL, полиальфаолефинов (ПАО) и алкилированного нафталина, с хорошей термостабильностью и потенциально высоким ресурсом по окислению. Застывает масло при -52 градусах, это для 5W-30 не то что хорошо, а без приукрашивания отлично – и при этом оно не пасует и при высоких температурах, имея по вязкости хороший запас до нижнего порога требований стандарта. Это даже несколько удивляет, учитывая, что масло сертифицировано по ILSAC GF-6A, то есть относится к «энергоэффективным» (а у них нередко вязкость для снижения механических потерь в двигателе делают по возможности ниже) – владельцы японских автомобилей, которым предписано лить масла не ниже ILSAC GF-5, не проходите мимо!

Также отметим умеренную сульфатную зольность: масло лишь на сотые доли процента не вписалось в класс среднезольных. Низкое содержание серы тоже в плюс, да оно и не должно удивлять – примененные базовые масла, в отличие от гидрокрекинговой «недосинтетики», сернистостью не страдают по определению. И. наконец, современный пакет присадок с приличным содержанием молибдена обеспечивает маслу отличные защитные и моющие свойства.

Ладно, но не может же все быть так хорошо? Да, щелочное число у масла маловато – меньше 9 мг КОН/г, так что, увы, потенциально высокий ресурс за счет качественной «базы» ограничивает падение щелочности, которое будет особо заметно на моторах с пробегом и заправках не лучшим по качеству бензином. Поэтому мы бы не советовали заставлять это масло работать паспортные для нынешних машин 15 тысяч километров: впрочем, честно говоря, в России практически ни одно масло стойко такой пробег не выносит, не «вывалившись» из стандарта по вязкости или щелочному числу.

Источник https://unit-car.com/termini-i-sokrasheniya/264-motornye-masla.html

Источник https://www.expertcen.ru/article/ratings/18-luchshih-motornyh-masel.html

Источник

Источник




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *