История ЗИЛ-130: всё об одном из самых массовых грузовиков СССР 16: 31, 9 марта 2021 Версия для печати

История ЗИЛ-130: всё об одном из самых массовых грузовиков СССР 16:31, 9 марта 2021 Версия для печати

Рассказываем о легенде советского, а в последствии и российского автопрома — среднетоннажном грузовике ЗИЛ 130 (позднее — 431410) с запоминающейся фирменной кабиной голубого цвета.

Автомобиль с грузоподъёмность 5-6 тон, сменивший ЗИЛ-164 в 1962-м году, также получил своё имя в честь московского Завода имени Лихачёва (сокращённо — ЗИЛ), где он разрабатывался и производился. Этот грузовик стал одной из самых массовых машин в истории «союзной» автомобильной промышленности и настоящим символом доперестроечной эпохи, за всю историю которого было выпущено почти 3,5 млн единиц.

ЗИЛ-130 получил большое распространение как в народном хозяйстве, так и в армейском обиходе, имел множество серийных и опытных модификаций, включая несколько седельных и бортовых тягачей (ЗИЛ-130В, ЗИЛ-130ВТ, ЗИЛ-130А), автокран (ЗИЛ-130-76), шасси для самосвалов строительного и сельхозназначения (ЗИЛ-130Д, ЗИЛ-130Б), автобусов, пожарные машины и даже спортивный грузовик.

С 1986 года ЗИЛ-130 получил обновленный индекс и стал ЗИЛом-431410, но это было по документам, а в народе он так и остался «ЗИЛом 130».

Гоночный ЗИЛ-130. Фото: zen.yandex.ru

Ключевые моменты истории Зил-130

Работы по созданию нового грузового автомобиля стартовали в 1953 году, их возглавил глав. конструктор грузовиков Анатолий Маврикиевич Кригер и ведущий конструктор Георгий Александрович Феста, а уже к декабрю 1956-го появился первый опытный образец.

За внешний вид автомобиля отвечала ведущий художник «лихачёвского завода» по фамилии Киселёва, а дорабатывал его выпускник «Строгановки» Эрик Владимирович Сабо, впоследствии прославившийся на весь мир, получив Гран-при 1967 года в Ницце за микроавтобус «Юность».

Название ЗИЛ 130 появилось не сразу, изначально проект именовался ЗИС-125 и ЗИС-150М.

В 1959 году грузовик был представлен на знаменитой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (она же ВДНХ). В феврале 1961-го для него окончательно утвердили проектное задание, а в сентябре 1962-го первые 5 единиц ЗИЛ-130 отправили в опытную эксплуатацию на Ярославский шинный завод (сейчас входит в состав холдинга «Кордиант»). Уже спустя год машины пошли с конвейера.

В 1973 году грузовик был отмечен Знаком качества Советского Союза.

За первые 10 лет массового производства был выпущен 1 000 000 единиц ЗИЛ-130, а за следующие 8 лет, то есть к 1982 году — ещё один миллион.

В 1986 году ЗИЛу-130 вместе с его модификациями дали новое числовое обозначение — 431410, которое фигурировало, в большей степени, в документах. Тогда же у этой модели появился многоконтурный привод тормозов (МТП) по примеру автомобилей КАМАЗ, и это на тот момент стало единственной инновацией.

Фото: www.gruzovikpress.ru

Параллельно ЗИЛ 130 выпускали и на других автозаводах СССР, но в меньших масштабах – например, на Читинском автосборочном заводе. Кутаисский автомобильный завод (КАЗ) выпускал грузовики КАЗ-608, КАЗ-608В на узлах ЗИЛ-130, а Чкаловский автобусный завод поставил автобусы «Таджикистан-5» (Таджикистан-3205) на его шасси.

Последние его модификации изготавливались с 1995-го до 2014 года на УАМЗе (Уральский автомоторный завод), который некогда был филиалом ЗИЛа и специализировался на армейских грузовых автомобилях. Здесь ЗИЛ-431410 обозначили новыми индексами: УАМЗ-43140 и АМУР-43140. Для этих модификаций стали использовать разные двигатели, в том числе и дизельные, начали устанавливать кабины и оперение (прим. — так у грузовиков называют облицовку радиатора, капот, боковины капота, крылья, брызговики, подножки) от ЗИЛ-131 и ЗИЛ-433360.

Фото: spectekhnika.info

Технические особенности ЗИЛ-130 (431410)

Грузовик работал на 4-тактном карбюраторном V-образном верхнеклапанном двигателе с 8-ю цилиндрами мощностью 150 «лошадей», схожего с точки зрения конструкции с двигателем представительской модели ЗИЛ-111, рассчитанного на главную марку бензина той эпохи — А-76.

Автомобиль оснащался синхронизированной коробкой передач с 5-ю ступенями и гидравлическим усилителем руля, а некоторые ЗИЛы-130 комплектовались предпусковым подогревом двигателя.

В кабине было 3 места, работал пневматический стеклоочиститель и ножной омыватель ветрового стекла. В дальнейшем появились транзисторное зажигание, генератор переменного тока и ещё ряд новшеств. Менялись щиток приборов и шарниры карданной передачи — на аналог другой конструкции.

Внешний вид кабины также претерпевал незначительные изменения. У первых кабин «130-го ЗИЛа» было два вентиляционных люка на крыше и воздуховодный лючок в левой части — выше уровня педали сцепления, однако к 70-м годам все они были поэтапно убраны.

Кабина от ЗИЛ-130 с 1967-го года устанавливалась на гусеничный вездеход «Витязь» (В-1), создаваемый в рамках сотрудничества спец. КБ «Газстроиймашина» и Конструкторского бюро Завода Лихачёва.

До начала 70-х высота бортов у бортовых автомобилей ЗИЛ-130 равнялась 685 мм, а затем её уменьшили до 575 мм.

Тайна голубой кабины

Голубой цвет кабины ЗИЛа-130, ставший его визитной карточкой, вспомнят все, кто когда-либо видел этот грузовик, даже если они совсем не разбираются в моделях автомобилей.

Согласно первой версии происхождения этого феномена, на предприятиях СССР в изобилии были краски только нескольких цветов, в том числе — голубого, и даже знаменитый тёмно-зеленый оттенок краски для военной техники получали путём смешивания жёлтой и голубой красок.

По другой версии, автодизайнер Эрик Сабо руководствовался тем, что на территории СССР, где летом много зелёного, осенью — жёлтого, а зимой — белого, голубой цвет кабины всегда будет выделяться.

Не исключено, что голубой цвет был выбран исходя из совокупности этих двух факторов.

ZIL-Barreiros

Переоборудование и создание специализированных автомашин на базе ЗИЛ-130 происходило не только на территории СССР, но и в дружеских социалистических странах, куда он экспортировался.

Уникальный случай произошёл с ЗИЛ-130 на Кубе. В 1980 году кубинское государственное предприятие Martires de Giron развернуло кампанию по перемоторизации этого грузовика, заменив «родной» двигатель на свой дизель. Это стало следствием решения правительства Кубы перейти на бережное потребление ресурсов, заменив в автомобилях бензиновые двигатели дизелями. Причём в создании кубинского «дизельного ЗИЛ-130» участвовал испанский производитель дизельных двигателей — компания Barreiros Diesel S.A. Поэтому данная модификация получила весьма экзотическое для нашего слуха название ZIL-Barreiros.

Фото: gruzovikpress.ru

Профессия: водитель ЗИЛ-130

На водителя ЗИЛ-130 можно было обучиться в ДОСААФ, потому как в СССР хорошо осознавали перспективность такой специальности. Например, известно, что основатель воронежской рок-группы «Сектор газа» Юрий Клинских пошёл в ДОСААФ от военкомата учиться на водителя ЗИЛ-130, чтобы как можно проще получить водительские права. Эта специальность помогла будущей рок-звезде и в армии, где он служил водителем-механиком танка.

Юрий Клинских возле ЗИЛ-130, источник: https://www.drive2.ru/b/2435155/

Двигатель ЗИЛ 130: Технические характеристики и устройство

В судьбе старейшего автомобильного завода России (1916 год основания), названного в честь Ивана Алексеевича Лихачёва, главную роль сыграли два одноимённых изделия, автомобиль и двигатель ЗИЛ 130. Оба агрегата стали олицетворением предприятия, надолго закрепив за ним славу производителя надёжных, долговечных и не «убиваемых» машин и силовых установок.

Вам будет интересно  Что лучше: дизель или бензин? Какой двигатель лучше?

Начало выпуска стартовало в 1964 году. Мотор для автомобиля создавали, беря за основу тяговую установку ЗИЛ-111, внеся в конструкцию много изменений. Полученный продукт известен каждому жителю нашего региона, поскольку в конце производственного периода по дорогам курсировало свыше 3000000 экземпляров «сто тридцатых». Для того времени и машина и двигатель – образец качества, и неприхотливости. Показатели повлияли на популярность изделия, сделав востребованным и незаменимым среди грузовой техники.

ЗИЛ-130

Двигатель ЗИЛ-508

Двигатель ЗИЛ-508

Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.
Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.

Явление народу

Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.

Прототип ЗИЛ-130, 1956 г.

Прототип ЗИЛ-130, 1956 г.

На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году.
На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году.

Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо. Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111.

Обзор базовых и серийных модификаций «ЗИЛ-130»01

Подбор поршневых колец.

Размеры поршневых колец должны соответствовать размерам цилиндров и поршней. Поршневые кольца 1-го и 2-го ремонтных размеров на боковой поверхности около размера имеют соответственно маркировку «+0,5» и «1,0». Световой зазор между стенкой цилиндра и наружной поверхностью колец, установленных в цилиндр, не допускается. Поршневые кольца должны быть подобраны по цилиндрам так, чтобы тепловой зазор в замках колец, вставленных в цилиндр перпендикулярно его оси на глубину 10—15 мм от его верхней кромки, был для верхних компрессионных колец 0,35—0,70 мм, для нижнего компрессионного кольца 0,30—0,65 мм, для маслосъемного кольца 0,3—1,0 мм. При зазорах, менее указанных, допускается подпиливание стыков колец. Плоскости стыков после подпиливания должны быть параллельными. Зазоры между поршневыми канавками и компрессионными кольцами по высоте должны быть 0,050—0,082 мм; измерить зазор можно плоским щупом.

ЗИЛ-130 из первой опытной партии 1962 г.

ЗИЛ-130 из первой опытной партии 1962 г.

Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу.
Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу.

Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета.

Поршень

Поршни отлит из алюминиевого сплава и покрыт оловом, для ускорения приработки юбки поршня к цилиндру. Ось поршневого пальца смещена на 1,6 мм от оси поршня.

Параметр Значение
Диаметр, мм 100,0 – 100,06
Компрессионная высота, мм 62,5
Вес, г 782 — 822

Поршневые пальцы стальные, плавающие, пустотелые. Наружный диаметр пальца – 28 мм, внутренний – 19 мм. Длина поршневого пальца – 82 мм.

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года.
Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года.

ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем. В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода…

Блок цилиндров

Блок цилиндров ЗИЛ 130 отлит из чугуна, с несущей водяной рубашкой и вставными мокрыми гильзами. Для увеличения жесткости водная рубашка разделена перегородками на замкнутые силовые контуры. Гильзы цилиндров отлиты из чугуна СЧ18-36 с ограниченным до 5% содержанием феррита. В верхнюю часть гильзы запрессована на 50 мм вставка из коррозионностойкого аустенитного чугуна (это обеспечивает ресурс гильз до 200 тыс. км). Толщина гильзы 7,5 мм, высота гильзы — 188,5 мм. Распределительный вал установлен в блоке цилиндров.

Параметр Значение
Материал Высокопрочный чугун
Диаметр цилиндра, мм 101,48 – 101,54
Диаметр расточки опор коленчатого вала (под коренные вкладыши), мм 79,500 — 79,525

ЗИЛ-130 на автокроссе

ЗИЛ-130 на автокроссе

Хорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе.
Хорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе.

Запоздалая смена

Само собой, почивать на лаврах никто не собирался. Какой бы удачной ни была конструкция, прогресс не стоит на месте. И нужно готовить преемника. Но в конце 60-х годов конструкторы ЗИЛа были заняты разработкой семейства бескапотных грузовых автомобилей с дизельным двигателем и грузоподъемностью восемь тонн. В декабре 1969 года были собраны первые образцы нового автомобиля ЗИЛ-170, позже превратившегося в КАМАЗ-5320. Лишь в 1976 году, когда было запущено серийное производство КАМАЗов в Набережных Челнах, завод имени Лихачева, наконец, приступил к разработке собственного автомобиля, преемника 130-го. Однако время было упущено. ЗИЛ-130 к тому моменту окончательно устарел.

Коленчатый вал

Коленчатый вал ЗИЛ 130 стальной (сталь 45),кованный, четырехколенный, пятиопорный. Шатунные и коренные шейки закалены. Коленчатый вал выполнен по крестообразной схеме для лучшего уравновешивания двигателя.

Параметр Значение
Диаметр коренных шеек, мм 74,48 — 74,50
Диаметр шатунных шеек, мм 65,48 — 65,50

Вес колевала ЗИЛ 130 – 53,75 кг, с маховиком – 77,917 кг, со сцеплением и шкивом – 102,62 кг.

Самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.

Самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.

Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.
Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.

Лишь в 1978 году в производство запустили обновленную машину 130–76, которую легко отличить по видоизмененному «лицу» (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил новый индекс — 431410. Но как бы он ни назывался, это был все тот же 130-й, главным недостатком которого оставался прожорливый бензиновый двигатель. И если для КАМАЗа дизельный агрегат был создан Ярославским моторным заводом, то ЗИЛу пришлось разрабатывать собственный дизель с нуля. Работа над автомобилем и двигателем шла долго и мучительно. В итоге преемник 130-го — ЗИЛ-4331 добрался до конвейера лишь в 1987 году. А новым дизельным двигателем ЗИЛ-645 оснащались далеко не все автомобили. Большинство новых машин выпускали с прежним бензиновым мотором.

Вам будет интересно  Какой ресурс у двигателя, от чего зависит и как его увеличить

Длиннобазная модификация ЗИЛ-431510

Длиннобазная модификация ЗИЛ-431510

В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года.
В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года.

По сути, новый грузовик был глубоко модернизированной «стотридцаткой» с новой кабиной. Более того, параллельно выпускались оба поколения автомобилей. Последний ЗИЛ-431410 сошел с конвейера уже в постсоветское время — в 1994 году. За тридцать лет выпуска ЗИЛ-130 оброс большим количеством модификаций. А общий тираж составил почти три с половиной миллиона экземпляров! Это делает 130-й не только легендарным, но и одним из самых массовых автомобилей в истории нашего автопрома.

Указания по смазке автомобиля ЗИЛ-431410

Техническое обслуживание автомобиля предусматривает применение только тех масел и смазок, которые рекомендованы заводом.

Срок службы автомобиля в большой степени зависит от своевременного и правильного проведения операции смазки, а также от сортов, качества и чистоты применяемых масел.

При применении для линейных двигателей масел с присадками cрок службы таких масел может быть увеличен (по километражу пробега) примерно в 1,5 раза. Применение для V – образных двигателей масел без присадок не допускается.

Точное выполнение всех указаний по смазке автомобилей является обязательным. Применение масел и смазок, не указанных в таблице, а также нарушение сроков смазки не допускаются. В таблицах смазки наряду с основным маслом даются наименования масел-заменителей. Использование заменителей снижает долговечность агрегатов, а также увеличивает трудовые затраты на их замену, так как срок их службы в агрегатах меньше.

Смазка автомобилей должна производиться при техническом обслуживании (ТО-1 и ТО-2) в соответствии с таблицей смазки.

Сливать из агрегатов масло при его замене необходимо сразу после остановки автомобиля, когда агрегаты прогреты. При сливе масла необходимо очищать магниты сливных пробок. Заправлять автомобили холодным маслом при большой вязкости нельзя. Масло перед заправкой должно быть подогрето.

Перед смазкой узлов автомобиля через пресс-масленки необходимо тщательно очистить их от грязи, после смазки необходимо удалить с деталей всю выступившую наружу смазку.

После преодоления автомобилем брода или длительной работы в воде необходимо проверить, не попала ли вода в агрегаты. В случае обнаружения воды в двигателе или других агрегатах необходимо слить старое масло и залить новое.

Таблица В. 1 – Химмотогическая карта автомобиля ЗИЛ-431410 и его модификация

Номер на рисунке Наименование механизма Наименование эксплуатационных материалов (ГОСТ, ТУ) Количество смазки Периодичность замены эксплуатационных материалов Примечание
Основные Дублирующие 1100-2300 км (ТО-1) 5500-9200 км (ТО-2) Прочие обслуживания)
Двигатель Бензин А-76 ГОСТ 2084-77 Бензин АИ-80 ГОСТ Р51105-97 31 л/100 км
1.1 Картер двигателя при включенном масляном радиаторе М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 SAE-10, SAE-20, (при t от 0 до -12º С)
Датчик ограничителя частоты вращения двигателя М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 SAE-10, SAE-20, Несколько капель (1 точка)
Распределитель зажигания М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 SAE-10, SAE-20, Несколько капель (3 точки)
3.1 Валик привода распеделителя Смазка 113С ГОСТ 6267-74 Литол-24 ГОСТ 21150-87 По потребности (1 точка) +
Воздушный фильтр двигателя М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 SAE-10, SAE-20 0,63 л (1 точка) В условиях сильной запыленности воздуха менять масло через день

Продолжение таблицы В.1

Воздушный фильтр вентиляции картера двигателя М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 SAE-10, SAE-20 0,07 л (1 точка) + То же
Подшипники водяного насоса Смазка 113С ГОСТ 6267-74 Литол-24 ГОСТ 21150-87 0,215 кг (1 точка 11:53а) +
Подшипники генератора Смазка 113С ГОСТ 6267-74 Литол-24 ГОСТ 21150-87 По потребности (2 точки) + Через 75000 км
Втулки вилки включения сцепления Солидол С ГОСТ 3333-80 Солидол Ж ГОСТ 3333-80 -//- + Набивать смазку до появления свежей смазки
Втулки оси педали сцепления -//- -//- -//- + То же
Картер КПП ТМ-3-18 (ТАп-15В) Зимой ТМ-4-18 (ТСп-14); ГОСТ 17479.2-85 ТМ-3-9 (ТСп10); ГОСТ 17479.2-85 SAE-80 при t ниже 0ºС, SAE-90 при t от 0º до 32ºС, SAE-140 при t выше 32ºС 5,1 (1 точка) +
Игольчатые подшипники карданных шарниров Смазка 158С ГОСТ 20421-75 Смазка ЦИАТИМ- 201 ГОСТ 6267-74 По потребности (3 точки) +
Шлицы карданных валов Смазка 113С ГОСТ 6267-74 Литол-24 ГОСТ 21150-87 0,20 кг (1 точка) + Через 15000-27000 км пробега вынуть шлицевую втулку, удалить старую смазку и заложить новую

Продолжение таблицы В.1

Картер редуктора заднего моста ТМ-3-18, ТМ-4-18 ГОСТ 17479.2-85 ТМ-3-9 ГОСТ 17479.2-85, SAE-90, SAE-140 4,5 кг (1 точка) + Проверить при ТО-2 уровень масла, промыть воздушные каналы сапуна и долить масло до уровня контрольной пробки
Подшипник промежуточной опоры карданного вала Смазка 113С ГОСТ 6267-74 Литол-24 ГОСТ 21150-87 0,04 кг (1 точка) + Смазывать через 2200-4600 км пробега
Гидроусилитель и механизм рулевого управления Масло марки «Р» ТУ 38.101.179-71 Масло типа А для автоматических трансмиссий 2,75 л (1 точка) + При применении масла-заменителя менять масло два раза в год (весной и осенью)
Шарниры карданного вала рулевой колонки Смазка 158С ГОСТ 20421-75 Смазка ЦИАТИМ- 201 ГОСТ 6267-74 По 1,0-1,2 г (2 точки) +
15.1. Шлицы карданного вала рулевой сошки Смазка 113С ГОСТ 6267-74 Литол-24 ГОСТ 21150-87 -//- (1 точка) + Один раз в год разобрать вал, удалить старую смазку и смазать шлицы свежей смазкой

Продолжение таблицы В.1

Шарнир рулевых тяг Солидол любой марки ГОСТ 3333-80 -//- (4 точки) + Смазать шарниры через пресс-масленку
Шкворни поворотных кулаков -//- -//- (4 точки) + То же
Пальцы передней и задней подвесок -//- -//- (4 точки) + То же
Телескопические амортизаторы Амортизационная жидкость АЖ-12 ГОСТ 57388-78 -0,41 л (2 точки) + Замена через 25000-30000 км пробега, но не реже одного раза в год
Подшипники ступиц колес передней оси Смазка 113С ГОСТ 6267-74 Литол-24 ГОСТ 21150-87 0,5 кг (2 точки) + Менять через 10000-18000 км пробега
20.1 Подшипники ступиц колес заднего моста Смазка 113С ГОСТ 6267-74 Литол-24 ГОСТ 21150-87 1,0 кг (2 точки) +
Червячные пары регулировочных рычагов колесных тормозов Солидол С ГОСТ 3333-88 Солидол Ж ГОСТ 3333-88 0,18 кг (4 точки) + Смазку добавлять через 10000-18000 км пробега
Валы разжимных кулаков Солидол С ГОСТ 3333-88 Солидол Ж ГОСТ 3333-88 По потребности (6 точек) +
Стебель крюка буксирного устройства Солидол любой марки ГОСТ 3333-88 То же (2 точки) + Смазать через 5000-9000 км пробега
Оси собачки и защелки крюка буксирного устройства М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 SAE-10, SAE-20 Несколько капель (2 точки) + То же
Навески дверей М-8-Б1, М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 SAE-10, SAE-20 По потребности (4 точки0 + Смазать через 2000-3600 км
Вам будет интересно  На "Мосфильме" восстановили трофейный "Мерседес" Штирлица

Рисунок В.1 Схема смазки автомобиля ЗИЛ-431410 и его модификаций

ЗИЛ-4331

ЗИЛ-4331

ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался.
ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался.

Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно. Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301, но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Этот пенсионер давно заслужил покой. Но я уверен, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.

Личное знакомство

Устройство ЗИЛ-130

Устройство ЗИЛ-130

Большая Советская Энциклопедия. Том первый. В разделе про автомобиль заглавным стоит изображение со 130-м ЗИЛом и его устройством.
Большая Советская Энциклопедия. Том первый. В разделе про автомобиль заглавным стоит изображение со 130-м ЗИЛом и его устройством.

ЗИЛ-130

Фото: из архива автора

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

Ответы (2)

В механическую коробку передач ЗИЛ 130 рекомендую заливать универсальное минеральное трансмиссионное масло ТАД-17 (ТМ-5-18), а также подойдут ТСп-15К и ТСп-10.

Объем масла в коробке — 5,1 литра, заливать нужно до уровня пока не потечет масло из заливного отверстия.

Интервал — каждые 30 000 км либо в зависимости от условий эксплуатации.

ЛУКОЙЛ ТМ-5 85W-90 — современное трансмиссионное масло среднего уровня вязкости. Полусинтетическое с эффективным пакетом новейших присадок. Специально создано для применения в МКПП любого вида. Обладает высокой стойкостью к износу, коррозионным и окислительным процессам. Имеет продленный срок работы. При постоянном применении трансмиссионного масла ЛУКОЙЛ ТМ-5 85W-90 уменьшается степень энергетических потерь благодаря снижению степени трения между деталями, улучшается плавность переключения передач. Масло гарантирует надежную работу механической трансмиссии при любых условиях работы в широком интервале рабочих температур. С ув. Игорь

1. ЗАПРАВОЧНЫЕ ОБЪЕМЫ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130

Смазочная система двигателя с масляным радиатором. 8,5

Система охлаждения двигателя без отопителя и подогревателя. 26

Система охлаждения двигателя с отопителем и подогревателем. 29

2. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ И КОНТРОЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130

Зазор между стержнем клапана и коромыслом для впускного и выпускного клапанов на холодном двигателе, мм . 0,25—0,3

Зазор между контактами прерывателя, мм. 0,3—0,4

Зазор между электродами свечей зажигания, мм , . . 0,85—1

Давление масла в смазочной системе прогретого нового

двигателя, кПа (кгс/см2). 196—392 (2—4)

Минимальное допустимое давление масла в смазочной системе, кПа (кгс/см2):

на режиме холостого хода. 49 (0,5)

при скорости движения автомобиля 40 км/ч на пятой передаче . 98 (1)

Давление воздуха в тормозной системе, кГЪ (кгс/см2) 588—755 (6—7,7)

Нормальная температура жидкости в системе охлаждения двигателя, °С. 80—95

Прогиб приводных ремней вентилятора, насоса гидроусилителя рулевого привода и генератора под действием

усилия 40 Н (кгс), мм . 8—14

Прогиб приводного ремня компрессора под действием

усилия 40 Н (4 кгс), мм . 5—8

Свободный ход тормозной педали при установке комбинированного крана, мм. 40—60

Расстояние от педали тормоза до пола при полном

АвтоНовости / Обзоры / Тесты

Сколько Масла В Коробке Зил 130

Сколько масла в коробке зил 130

Ключевики: коробка передач ЗИЛ-130, шасси ЗИЛ-130

Коробка передач ЗИЛ-130 прикреплена к картеру сцепления 4-мя шпильками, ввернутыми в корпус картера сцепления. Центрирование коробки осуществляется по фланцу крышки 4 заднего под­шипника ведущего вала.

В правой стене картера имеется резьбовая пробка 57 контрольно-заливного отверстия, через которое коробку при отсутствии коробки отбора мощности заправляют маслом.

В левой стене картера, понизу, имеется спускное отверстие, закрывае­мое резьбовой пробкой 60, которая снабжена магнитом, притягивающим маленькие частички металла из масла. С обеих сторон картера имеются два лючка с фланцами для крепления коробки отбора мощности. Допуска­ется отбор от коробки мощности менее 22 кВт (30 л. с).

Рис. 40. Коробка передач ЗИЛ-130:

1 — ведущий вал; 2, 21, 30, 45 и 53 — подшипники: 3, 28, 31 и 47 — стопорные кольца; 4 — крышка заднего подшипника ведущего вала; 5 — синхронизатор четвертой и пятой передач; 6 — втулка шестерни четвертой передачи; 7 и 40 — зубчатая пара четвертой передачи; 8 и 58 — зубчатая пара третьей передачи; 9 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 10 — вилка переключения второй и третьей передач; 11 — крышка коробки передач ЗИЛ-130; 12 — установочная втулка; 13 — шарик фиксатора; 14 — пружина фиксатора; 15 — штифт замка стержней переключения передач; 16 — шарик замка; 17 — синхронизатор второй и третьей передач; 18 и 34 — зубчатая дара второй передачи; 19 — вилка переключения первой пере­дачи и заднего хода; 20 — колесо первой передачи и заднего хода; 22 — кронштейн стояночного тормоза; 23 — червяк привода спидометра; 24 — барабан стояночного тормоза; 25 — фланец с отражателем; 26 — гайка; 27 и 51 — сальники; 29 — гайка промежуточного вала; 32 — картер коробки передач; 33 — ведомый вал; 35, 39 и 41 — опорные шайбы; 36 и 42 — замоч­ные кольца; 37 — зубчатое колесо заднего хода промежуточного вала; 43 — промежуточный вал; 44 — зубчатое колесо промежуточного вала; 46 — заглушка; 48 — резиновое кольцо; 49 — блокирующий палец; 50 — роликоподшипник; 52 — стопорная пластина; 54 — распорная втулка; 55 — ось блока зубчатых колес заднего хода; 56 — блок зубчатых колес заднего хода; 57— резьбовая пробка контрольно-заливного отверстия коробки передач ЗИЛ-130; 58 — крышка люка отбора мощности; 59 — зубчатое колесо привода спидометра; 60 — сливная пробка с магнитом; 61 — сапун; 62 — предохранитель включения первой передачи и заднего хода; 63 — ось промежуточного рычага; 64 — корпус сферической опоры; 65 — фиксатор рычага переключения передач; 66 — опора рычага; 67 — пружина; 68 — рычаг переключения передач; 69 — промежуточный рычаг; 70 — сухарь промежуточного рычага; 71 — стержень переключения первой пе­редачи и заднего хода; 72 — стержень переключения четвертой и пятой передач; 73 — стержень переключения второй и третьей передач; 74 — штуцер гибкого вала спидометра.

ЗИЛ 131 Замена масла+ ТО. Центрифуги

Первая замена масла

после покупки
ЗИЛ
131. Устраняем утечку
масла
, проводим ТО, заменяем прокладку и ремкомпл…

Коробка Передач Зил ЗИЛ 130 в разрезе

учебный стенд коробки

Привод спидометра состоит из пятизаходного червяка 23 и зубчато­го колеса 59, имеющего семнадцать зубьев (передаточное число чер­вячной пары привода спидометра 3/4).

При смене масла, а также при разборке коробки передач ЗИЛ-130 нельзя допускать попадания в нее грязи, песка, так как это может вызвать заедание зубчатых колес, вращающихся на ведомом валу. Надо очищать магнит сливной пробки и промывать воздушные каналы сапуна, ввер­нутого в установочный болт крепления крышки. Засорение клапанов вызывает повышение давления в картере коробки, что приводит к течи масла.

При разборке коробки передач ЗИЛ-130 нужно проверить надежность стопорения и затяжку гаек 26 и 29; момент затяжки должен быть не менее 250 Н • м (25 кгс • м). Стопорение указанных гаек осуществляется вдавливанием утоненного края гайки в паз вала. Вдавливать край гай­ки надо бородком с закругленным концом, чтобы предотвратить разрыв. Отвертывать гайки нужно ключом с длинным плечом без предваритель­ного выправления вдавленного края гайки.

Источник https://zen.ati.su/article/2021/03/09/istoriya-zil-130-vsyo-ob-odnom-iz-samyh-massovyh-gruzovikov-sssr-163139/

Источник https://toyota-chr2.ru/servis/zil-130.html

Источник

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: