full screen background image

Когда появились первые электромобили — история эволюци

148

Содержание

Когда появились первые электромобили — история эволюци

Вряд ли кто-то сейчас сомневается, что будущее автомобилей за электрокарами. Они не только более экологичные, но и превосходят автомобили с ДВС по характеристикам, при этом стоят значительно дешевле. Чаще всего, когда речь заходит об электромобилях, люди в первую очередь вспоминают сразу Tesla Илона Маска. Да и вообще принято считать, что машины с электрическими двигателями появились совсем недавно. На самом деле это не так — история электромобилей насчитывает без малого 200 лет. Они появились даже раньше, чем модели с двигателями внутреннего сгорания. Причем уже тогда они впечатляли своими характеристиками. К примеру, в конце XIX века был создан автомобиль La Jamais Contente, который развивал скорость свыше 100 км/ч. А первый гибрид, который сочетал себе бензиновый и электрический двигатель, появился в 1916 году.

Первые электрокары появились еще до создания автомобилей с двигателями внутреннего сгорания

Первые автомобили с электрическими двигателями

Мало кто знает, что двигатель внутреннего сгорания появился позже электромотора. Поэтому первые автомобили оснащались как раз электрическими двигателями. Кроме того, несмотря на то, что еще 100 лет назад мало кто задумывался об экологии, уже прекрасно осознавали, что электричество является более доступным, чистым и продуктивным видом топлива.

Изобретение первых автомобилей на электрической тяге приписывают разным инженерам. Один из них — Томас Дэвенпорт. Он является изобретателем электродвигателя постоянного тока. В 1834 г. его мотор был установлен в самоходную платформу. Правда, она могла двигаться только по электрифицированному треку.

Годом позже в 1835 г. профессор Сибрандус Стрэтинг из Университета Гронингена вместе со своим ассистентом Кристоферомм Беккером разработали электрический автомобиль, который приводился в движение от первичных гальванических элементов. Однако официально изобретение первого электромобиля с одноразовой батареей приписывают Томасу Дэвенпорту и Роберту Дэвидсону. Произошло это в далеком 1842 году.

Flocken Elektrowagen — первый электромобиль с перезаряжаемой батареей

Первый электрокар с перезаряжаемой батареей, получивший название Flocken Elektrowagen, появился только 46 лет спустя. Однако отправной точкой в истории становления электромобилей стал 1898 год, когда появился автомобиль Jeantaud Duc, который развивал скорость свыше 60 км/ч.

Примерно в то время идеей создания электромобилей загорелись американские изобретатели. Первым из них стал Уильям Моррисон, который создал шестиместный вагон с электроприводом, который мог проезжать 23 километра. Модель была представлена в 1893 году на выставке в Чикаго.

Jeantaud Duc — первый элетктромобиль, который развивал скорость свыше 60 км/ч

В 1895 году в Америке состоялся первый автопробег. Как вы поняли, его победителем стал электрокар. А уже спустя год в США появился первый автодилер, который занимался продажей исключительно электрических автомобилей.

Еще больше интересных фактов об автомобилестроении и электромобилях вы найдете на нашем Telegram-канале.

Электромобили первой половины XX столетия и теория заговора

До 1920 года электрокары по популярности не уступали автомобилям с двигателями внутреннего сгорания. Более того, в 1912 году два друга, некто Генри Форд и Томас Эдисон, загорелись идеей взорвать авторынок, заполнив его качественными и доступными электромобилями. На капоте должен был красоваться логотип Ford, а под ним находиться аккумулятор Edison.

По задумке друзей запас хода у этих автомобилей должен был составлять от 80 до 160 км, а стоимость всего 500−750$. Работа над автомобилями проходила в условиях полной секретности, однако слухи все же просочились в прессу. В итоге Форду пришлось дать интервью в Нью-Йорк Таймс, и признаться, что в союзе с Эдисоном готовит доступные электромобили с аккумуляторами нового поколения. Вскоре интервью дал и Эдисон, подтвердив слова Форда. Кроме того, он высказал уверенность в том, что вскоре электрокары будут доминировать над автомобилями с ДВС.

Первый электромобиль, созданный Генри Фордом и Томасом Эдисоном

Шло время, но обещанные электромобили все не появлялись. Лаборатория Эдисона в Уэст-Орандж со всей документацией, а также электростанции были уничтожены пожаром. Журналисты несколько дней дискутировали о странных обстоятельствах пожаров, но общественность этого не заметила, так как первые полосы газет занимали сводки с Первой Мировой. Сам же Генри Форд изобрел конвейер и стал выпускать с невиданной скоростью автомобили, оснащенные бензиновыми двигателями. По сути, они на тот момент и положили конец электрокарам.

Финал истории электромобилей Ford выглядит нелогичным и скомканным. Поэтому сторонники теории заговора предполагают, что Форд вынужден был отказаться от идеи создания доступных электромобилей под натиском нефтяных компаний. А пожар стал последним “китайским” предупреждением Форду и Эдисону. По другой версии проект провалил Эдисон, так как его батареи не могли сдвинуть с места автомобиль. А вкладывать деньги в конкурентов своего друга Форд отказался.

La Jamais Contente — электромобиль, который мог ездить со скоростью более 100 км/ч

Не Теслой единой или как мир вернулся к идее электромобилей

Об электромобилях вновь заговорили в 90-х годах, когда стала расти цена на нефть, а вместе с ней и влияние защитников экологии. Особенный толчок развитию электромобилей дал мировой финансово-экономический кризис, разгоревшийся в первом десятилетии XXI века. Обеспокоенность вопросами экологии и транспортного коллапса заставили ведущих автопроизводителей уделять внимание не только внедорожникам и мощным седанам, но и небольшим городским автомобилям с “гибридами” или даже полностью электрическими двигателями.

Mitsubishi i-MiEV — первый электромобиль, получивший популярность в XXI веке

Первым хитом стал Mitsubishi i-MiEV (он же Peugeot iOn, или Citroën C-Zero), вышедший на рынок в 2009 году. Автомобиль разошелся тиражом более 10000 штук. Затем не меньшего успеха добился пятидверный хэтчбек Nissan Leaf, который в 2013 году считался самым популярным электромобилем в мире.

Вам будет интересно  Пять автомобилей с обалденным звуком двигателя

Renault Zoe — самый популярный электромобиль в Европе в 2020 году

Каким будет наземный транспорт в ближайшем будущем? Какие технологии испытывают производители уже сейчас? Подробно об этом читайте на нашем Яндекс.Дзен-канале

Однако настоящий бум на электромобили случился после появления на рынке автомобилей Tesla. Во многом благодаря их передовым технологиям, в частности, нашумевшему автопилоту. Вслед за ними выпускать электромобили стали и многие другие ведущие автопроизводители. Правда, самыми популярными их назвать все еще нельзя. К примеру, в Европе по количеству продаж оказался Renault Zoe, а Tesla Model 3 на втором месте.

Кто сделал это первым?

Трудно представить, что когда-то все автомобили были рамными, заводились «кривым стартером», имели барабанные тормоза и максимум четыре атмосферных бензиновых цилиндра под капотом. Позже появились и дизели, и компрессорные двигатели, и с турбинами, и моторы элитных многоцилиндровых комбинаций, и гибриды, и электромобили. Еще позже автомобили начали обрастать разного рода системами безопасности и электроникой. Нынче чуть ли не каждый производитель предлагает для всех своих моделей АБС, систему стабилизации, кондиционер, бортовой компьютер, диодные фары, системы распознавания речи, различные интерфейсы для смартфонов…

Наш сегодняшний рассказ построен по принципу time line. Иначе говоря, новинки представлены в хронологическом порядке. Конечно, в нем вы найдете упоминания далеко не всех технических решений, примененных впервые. Невозможно объять необъятное — и нам пришлось разделить эту подборку, чтобы не перегружать вас информацией. В первую часть вошла история автомобильных новинок вплоть до 1976 года, во вторую — с конца 70-х до наших дней. В каждой из них есть по две мощнейших «волны» прогресса — довоенные (30-е) и послевоенные (50-е) годы в этой части.

Мы сосредоточились только на относительно массовых и серийных моделях, исключив такие области автомобилестроения, как спорт, вооруженные силы и спецтехника. Просто потому, что технические новаторства в этих «дисциплинах» совсем нечасто выходят за пределы жанра и становятся действительно массовыми. Ну что, поехали? И начнем мы, конечно же, с самого начала ХХ века…

1901. Первый серийный автомобиль и спидометр

Oldsmobile Curved Dash Runabout

Бытует мнение, что Ford Model T стал первым массовым автомобилем в мире. Но по факту это не совсем так: Model T был первым автомобилем, который производили на полноценном конвейере. Неудивительно, что общий тираж за 1908–1927 годы превысил 16,5 миллиона, что просто невероятно по тем временам. Но все же первым автомобилем, произведенным в весьма существенном количестве, стал гораздо менее известный Oldsmobile Curved Dash, который выпускали с 1901 по 1907 годы и сделали в итоге около 19 000 экземпляров. Была организована специфическая сборочная линия: детали и узлы перемещались на специальных тележках от одного рабочего пункта к другому. Также Oldsmobile Curved Dash стал первым автомобилем, оснащенным такой привычной для всех нас нынче вещью, как спидометр!

1912. Электростартер и ключ зажигания

Cadillac

Еще в 1903 году американский инженер Клайд Колман запатентовал электростартер. Позже он продал патент корпорации Delco, у которой его выкупила General Motors. Естественно, первым брендом из пакета GM, которому досталось это нововведение, стал люксовый Cadillac. Электрический стартер появился на модели Touring Edition в 1912 году, а спустя еще четыре года появился Cadillac Type 53 (на фото), у которого уже имелся и ключ зажигания.

1914. Первый массовый двигатель V8

Cadillac

Кто-то наверняка вспомнит о Rolls-Royce с их моделью с V8 объемом 3536 см³ образца 1905 года. Но произвели всего три таких мотора, а сам 1905 Rolls-Royce V8 был выпущен и вовсе в единственном экземпляре и, к сожалению, не сохранился до наших дней. Первым же массовым автомобилем с V8 (5429 см³) стал Cadillac 1914 года (только в первый год было выпущено 13 000 таких агрегатов). В 1916 году подтянулся Oldsmobile, в 1917-м — Chevrolet. И с тех пор V8 навсегда вошел в жизнь американцев.

1915. Первый двигатель V12

Packard Twin-Six

Всего лишь спустя год после появления первого V8 компания Packard представила публике модель Twin-Six. По названию можно догадаться, что это был мотор V12 (6945 см³). Современники отмечали необычайно тихую и плавную работу этой силовой установки, которая, кстати, развивала всего 88 л.с. В качестве трансмиссии Twin-Six использовал 3-ступенчатую «механику».

1920. Тормоза с усилителем

Leyland Eight

Тормоза с гидравликой и усилителем давно уже стали обыденностью для всех автомобилей. Но на заре ХХ века водителям приходилось рассчитывать только на мышечную силу своей правой ноги, пока в 1920 году не появился тяжелый и фешенебельный Leyland Eight с сервоусилителем. Разработал этот проект британский инженер Джон Перри-Томас. Он известен тем, что погиб, устанавливая рекорд скорости на суше в местечке Pendine Sands в своем родном Уэльсе. Ему было всего 42 года.

1921. Механический компрессор двигателя

Mercedes-Benz Kompessor

В деле производства механических компрессоров пионером считается Mercedes-Benz. Уже в 1921 году мотористы из Штутгарта оснастили двигатели моделей 10/40/65 HP и 6/25/40 НР приводными нагнетателями. Неудивительно, что с тех давних пор и до недавнего времени компания Mercedes к названиям всех моделей, оснащенных подобными моторами, прибавляла слово «kompressor».

1922. Фонарь заднего хода

Wills Sainte Claire

Согласитесь, сейчас, включая задний ход, вы даже не задумываетесь о том, что где-то там на корме загорается фонарь белого цвета. Но до 1922 года такой, казалось бы, очевидной «фишкой» не комплектовался ни один автомобиль! Чайлд Гарольд Уиллс в начале своей карьеры работал вместе с Генри Фордом, но после Первой мировой войны в 1921 году основал свою компанию Wills Sainte Claire. Именно на родстере А-68 образца 1922 года впервые появился фонарь заднего хода, который включался одновременно с выбором соответствующей передачи.

1924. Легкосплавные диски

Bugatti Type 35

В наше время абсолютно все автопроизводители предлагают для своих моделей легкосплавные диски, да еще и разных размеров и дизайнов. Как известно, установка «литья» помогает уменьшить неподрессоренные массы и улучшить управляемость. Поэтому неудивительно, что первым автомобилем на дисках из алюминиевого сплава стал гоночный Bugatti Type 35. Только в 60-х годах в сплавах стали использовать магний для еще большего облегчения.

1927 (1939). Электрические «дворники»

Bosch-Cadillac (Chrysler)

Еще на самой заре ХХ века у автомобилей были ручные «дворники» или же с воздушным (вакуумным) приводом. Патент же на электрический стеклоочиститель получила в 1926 году фирма Bosch. Уже со следующего года американский Cadillac стал предлагать это новшество для ряда моделей. Но узел оказался настолько ненадежным, что вскоре от него отказались. Второе — и уже окончательное — пришествие «дворников» состоялось на моделях компании Chrysler спустя аж целых 12 лет — в 1939 году.

Вам будет интересно  Регулировка клапанов двигателей

1927. Триплекс

Ford Model A

Сколько жизней спасло при авариях небьющееся стекло, сделанное по принципу слоеного пирога, — триплекс. Легенда гласит, что как-то Генри Форд увидел, как человека выбросило через «лобовуху» во время неудачных тестов, и настоял на том, чтобы Model A оснащалась стеклом из триплекса с самого начала производства этой модели. В то время столь дорогое нововведение стало возможно лишь благодаря огромным тиражам автомобилей Ford, и Model A в частности.

1929. Передний привод

Cord

Сейчас передний привод для массового автомобиля — это скорее норма, чем исключение. Но вплоть до 30-х годов прошлого столетия машины были с приводом на заднюю ось. Пионером стала малоизвестная компания Cord со своей моделью L-29. Основатель компании — Эррет Лоббан Корд был известен своей страстью к техническим инновациям — за три года L-29 собрал 39 наград в этой области. Самая значимая из них, конечно же, за первый в мире передний привод.

1932. Краска «металлик»

Chevrolet

Современные автопроизводители предлагают огромное количество цветов «металлик». Но до начала 30-х годов никто и не знал о такой возможности, пока в 1932 году компания Chevrolet не стала покрывать свои машины краской, смешанной с порошковым металлом, что лучше подчеркивало линии кузова и предотвращало его выцветание. Спустя год «металлик» предложил и Cadillac.

1934. Несущий кузов

Citroen Traction Avant

Рамой сейчас могут «похвастать» разве что грузовики да внедорожники. Но почти до начала Второй мировой войны все автомобили были рамными! Сломал эту традицию революционный Citroen Traction Avant. Через год в будущее несущих кузовов шагнула и компания Opel с моделью Olympia. Жаль, что сам Андре Ситроен так и не успел насладиться успехом своего детища — Traction Avant — уйдя из жизни уже в 1935 году. «Авантов» же выпустили более ¾ миллиона экземпляров.

1936. Дизельный двигатель

Mercedes-Benz 260D

Все знают, что Рудольф Дизель изобрел одноименный двигатель еще в 1890-х годах. Но поначалу он использовался только на судах и подводных лодках, а с 1908 года им комплектовались некоторые грузовики. Первым же легковым автомобилем с дизелем под капотом стал Mercedes-Benz 260D, двигатель которого развивал мощность 45 л.с.

1939. Электрические «поворотники»

Buick

До 40-х годов автомобили либо не имели «поворотников» вовсе (была развита «ручная» сигнализация, как на велосипеде), либо оснащались механическими флажками-выкидушками. Массово указатели поворота стали появляться лишь в 1960-х годах. Но уже в 1929-м компания Buick установила красные мигающие огни, правда, только на задней части некоторых своих моделей. Через год этому примеру последовали Cadillac, Hudson и LaSalle.

1940. Первая массовая автоматическая трансмиссия

GM Hydra-Matic

Многие современные модели не оснащаются механической трансмиссией даже в качестве опции! Но до начала 40-х годов «механика» была абсолютной нормой, и только в 1940-м компания General Motors предложила покупателям брендов Cadillac, Oldsmobile и Pontiac 4-ступенчатую гидромеханическую автоматическую трансмиссию Hydra-Matic, которая впоследствии легла в основу конструкций множества аналогичных агрегатов от других фирм. Современные «автоматы» имеют в своем арсенале зачастую восемь, девять, а то и десять передач.

1948. Дисковые тормоза

Chrysler Crown Imperial

По праву считается, что дисковые тормоза — более эффективные, а их механизмы более компактные и легкие. Но даже в наше время некоторые автомобили имеют «барабаны» на задней оси, например, та же новинка года Renault Arkana. Впервые дисковые механизмы — причем сразу на двух осях — использовал Chrysler на своей модели Crown Imperial 1948 года. Остальные автопроизводители взяли паузу еще почти в десять лет.

1949. «Клетка безопасности»

Saab 92

Широко известен факт долгой и ожесточенной конкуренции за право называться самым безопасным автомобилем между двумя шведскими фирмами — Saab и Volvo. А началось все еще в 1952 году, когда Saab на первой же модели «92» использовал так называемую «клетку безопасности» (Safety Cell). Иначе говоря, кузов имел определенную структуру, которая должна была максимально эффективно поглощать энергию удара при столкновении, а также по возможности защищать водителя и пассажиров от повреждений.

1952. Подвеска «МакФерсон»

Ford Consul

Огромное количество современных моделей — как относительно бюджетных, так и не очень — оснащаются передней подвеской «МакФерсон» (а некоторые и задней). Разрабатывать дешевую, но эффективную подвеску для доступного послевоенного автомобиля Эрла МакФерсона в 1945 году наняла компания Chevrolet. Но в 1950-м он переметнулся к Ford, где, не откладывая дела в долгий ящик, решили укомплектовать «МакФерсоном» семейный британский Ford Consul.

1951. Гидроусилитель и электростеклоподъемники

Chrysler Imperial

Еще совсем недавно мы ничего не знали об электроусилителях руля, почти все автомобили оснащались ГУР. Началась эта история еще в 1951 году, когда на шикарной модели Chrysler Imperial впервые появилось устройство PAS, облегчающее вращение «баранки». Кстати, в том же году на той же модели дебютировали и электрические стеклоподъемники, которые нынче стали общим местом на автомобилях самых разных ценовых категорий. Уже к 1956 году четверть американских автомобилей оснащалась гидроусилителями. Сейчас их доля — почти 100%.

1952. Автоматический дальний свет

Oldsmobile

Только в 2000-х годах некоторые компании активно начали предлагать системы автоматического света (дальнего, с регулировкой светового пучка и т. д.). Но прообраз этой системы под названием Autronic Eye появился еще на автомобилях Oldsmobile в 1952 году (чуть позже — на Buick и Cadillac). Основным элементом системы был специальный светочувствительный элемент, установленный на стороне водителя, который автоматически затемнял фары при обнаружении встречных автомобилей. Стоила опция по тем временам недешево — 470 долларов! Многие жаловались на ненадежность системы, а также ее повышенную чувствительность к посторонним источниками света — фонарям, рекламным щитам.

1954. Кондиционер

Nash Ambassador, Packard12 Sedan

Как выжить в жару без кондиционера? Как без него сохранять приемлемую влажность в салоне? До середины прошлого столетия люди вполне обходились без этого удобнейшего прибора. Тут стоит отметить, что Packard предлагал кондиционеры еще в 1940-42 годах, но они были крайне неэффективны, дороги и громоздки. Ныне уже несуществующая фирма Nash решила вопрос относительной дешевизны, так как являлась дочерней компанией по производству холодильной техники Kelvinator. Для модели Ambassador была предложена единая система вентиляции, отопления и кондиционирования.

Вам будет интересно  Какие жидкости заливают в автомобиль

1957. Круиз-контроль

Chrysler Imperial

Американские дороги — длинные, пустынные, а дорожная сеть США развита чрезвычайно. Неудивительно, что впервые круиз-контроль, который идеально подходит для подобных условий, был представлен на американском автомобиле. Им стал Chrysler Imperial 1957 года выпуска. Сейчас круиз-контроль встречается даже на относительно бюджетных моделях, а самые продвинутые его варианты умеют поддерживать скорость до впереди идущей машины, самостоятельно тормозить и разгоняться.

1957. Первое массовое купе-кабриолет

Ford Fairlane 500 Skyliner

Еще в 1922 году Бен Эллербек из Солт-Лейк-Сити построил Hudson Super Six со съемным жестким верхом. В 1930-х годах появилась конструкция француза Eclipse («затмение») Жоржа Поллена. В мизерных количествах ею оснащали автомобили Hotchkiss и Lancia. Чуть больше — около 600 машин — было произведено Peugeot 402 с такой крышей. Идея обрела новое рождение уже после Второй мировой войны, и это снова были американцы. На разработку складного жесткого верха Ford потратил более 2 млн долларов! Сначала этот механизм хотели установить на элитные Lincoln или Mercury, но ближайшей к производству новой моделью оказался Ford Fairlane 500, который и стал первым массовым купе-кабриолетом. Уже гораздо позже появились современные компактные механизмы, например, на Mercedes-Benz SLK или доступном Peugeot 206 CC.

1957. Пневмоподвеска и кресла с «памятью»

Cadillac Eldorado Brougham

«У меня “тачка” на “пневме”!» — стало расхожим выражением в наши дни, а также символом либо люксового автомобиля, либо дорогой комплектации. В 1957 году корпорация GM предложила пневмоподвеску для шикарного купе Eldorado Brougham. Говорят, что тот «Кэдди» не ехал, а плавно летел, как ковер-самолет. Благотворно применение «пневмы» сказалось и на управляемости. Вообще тот Eldorado был очень навороченным для своего времени: так, например, именно на нем впервые появились электросиденья с «памятью». Такой «Эльдорадо» — на «пневме» и с модными сиденьями — стоил почти в два раза дороже обычного!

1958. Инжектор

Chrysler 300D

Львиная доля современных двигателей оснащается впрыском топлива. В 1957 году компания АМС приобрела систему Electrojector у Bendix. Этот первый инжектор оказался столь ненадежным, что права на систему открыли для всех. Этим воспользовался Chrysler, выпустив в 1957-58 годах несколько автомобилей 300D с системой от Bendix. Представили ее на некоторых своих моделях и дочерние бренды — Dodge, Plymouth и DeSoto. В конце 1958 года фирмы провели отзывные кампании, чтобы заменить редко работающий Bendix на… карбюраторы! Позже патент на Bendix купила фирма Bosch и усовершенствовала под уже многим известным названием Jetronic.

1959. Трехточечные ремни

Volvo Amazon

Про Сааб мы поговорили, настала череда Вольво. Именно этим шведам — а точнее, Нильсу Болину (на третьем фото) — принадлежит идея трехточечных ремней безопасности, которые используются на всех серийных автомобилях и каждый день спасают жизни при авариях. С самими ремнями все понятно, мы лишь в очередной раз просим всех не игнорировать это полезнейшее изобретение.

1962. Ременный привод ГРМ

Glas 1004

Мотористы всего мира всегда пытались создать двигатель, который был бы легче, дешевле, тише и ремонтопригоднее. В своей тяге к «прекрасному» инженеры немецкой малоизвестной компании Glas зашли в 1962 году так далеко, что вместо традиционной на то время цепи предложили использование в газораспределительном механизме зубчатого ремня, который чаще называют просто ремнем ГРМ. Через пару лет Fiat применил эту технологию на модели 124.

1962. Турбонаддув

Oldsmobile F-85 Jetfire

Все знают о любви к турбонаддуву шведов из Saab, но все же первыми в деле «турбо» были американцы. Еще в 1962 году турбокомпрессором Garrett оснастили V-образную «восьмерку» автомобиля Oldsmobile F-85 Jetfire, повысив мощность до 215 л.с. (на 16%), что позволило великану набирать 60 миль (96 км/ч) всего за 9,2 секунды. В том же году турбину установили и на 6-цилиндровый мотор Chevrolet Corvair. Двигатель с турбонаддувом оказался столь ненадежным, что удалось продать всего 3765 «Джетфайеров» за два года.

1964. Климат-контроль

Cadillac Sedan De Ville

Даже в наше время наличие климат-контроля — признак хорошей комплектации или высокого класса автомобиля. Все те десять лет, что прошли с момента появления кондиционера, многие автомобильные фирмы бились над улучшением его функционала. И вот в 1964 году Cadillac на своей модели Sedan De Ville впервые представил систему климат-контроля, где нужно было лишь выставить нужную температуру.

1968 (1978). АБС

Jensen FF (Mercedes-Benz S-klasse)

Сегодня трудно будет найти новый автомобиль, у которого в базе нет антиблокировочной системы тормозов. Более того, именно датчики АБС отвечают за функционирование огромного количества систем безопасности. Первую механическую (!) АБС Dunlop Maxaret представила в 1968 году компания Jensen на своем полноприводном (!) купе FF. Впрочем, выпустили таких машин всего 320 штук. Электронная четырехканальная АБС впервые появилась на флагмане Mercedes-Benz — седане S-класса W116 в 1978 году. С 2004 года АБС обязательно оснащаются все новые автомобили в ЕС.

1971. Трэкшн-контроль

Buick Riviera

Прообраз современной системы трэкшн-контроля американцы впервые применили в 1971 году (заметьте, еще без АБС!) на автомобиле Buick Riviera. Как это работало? Электронное устройство «миниатюрный транзисторный компьютер» опрашивало два датчика (один — на левом переднем колесе, второй — на коробке передач для контроля скорости вращения задних колес). Если определялась пробуксовка задней оси (по увеличению скорости вращения), то система, которая называлась MaxTrac, уменьшала тягу двигателя.

1973. Подушки безопасности

Oldsmobile Toronado

Еще одно незаменимое в наше время звено в обеспечении безопасности водителя и пассажиров — подушки безопасности. Вы удивитесь, узнав, что это изобретение датировано аж 1952 годом, еще даже до появления трехточечных ремней безопасности. Именно тогда инженеру Джону Хетрику пришла в голову мысль предотвращать травмы при помощи некоего надувного барьера. Идея пролежала на полке более 20 лет, когда компания General Motors решила предложить эту опцию для моделей 1974 года. Первым автомобилем, оснащенным «подушками», стало купе Oldsmobile Toronado.

1976. Цифровая «приборка»

Aston Martin Lagonda

Примерно после 2010 года большое количество автопроизводителей — особенно в люкс-сегменте — стало предлагать для своих моделей цифровые приборные панели. Их прообразом в далеком 1976 году стала «приборка» на светодиодах, которую устанавливали на «космический» седан Aston Martin Lagonda. Этот автомобиль был настолько напичкан ненадежной электроникой, что производство запускали аж до 1979 года! В 1986 году светодиоды отправили в топку, вместо них установив «трубки» как у телевизоров. Но и эта система не прижилась.

Источник https://hi-news.ru/technology/kogda-poyavilis-pervye-elektromobili-istoriya-evolyuci.html

Источник https://www.drom.ru/info/misc/71103.html

Источник

Источник




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *