Ремонт машины по ОСАГО в 2021 году

Содержание

Ремонт машины по ОСАГО в 2021 году

ОСАГО – это соглашение обязательного страхования, которое обязаны заключать все владельцы автотранспортных средств, зарегистрированных в РФ. При неисполнении соответствующей обязанности наступает ответственность в виде штрафа 800 рублей (ч. 2 ст. 12.37. КоАП). Полис, купленный собственником авто, позволит ему не платить за урон, нанесенный автомобилям или здоровью граждан РФ в ДТП. В 2021 году этим лицам (чье имущество было повреждено) страховщик виновника аварии выплатит или денежную компенсацию, или даст направление на ремонт.

Нормативная база

Законодательство об организации и проведении восстановительного ремонта автотранспортных средств состоит из:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-52-02 Москва; 8 (812) 467-30-22 Санкт-Петербург; +7 (800) 301-61-24 Бесплатный звонок для всей России.

    от 25 апреля 2002 года (далее – Закон № 40);
  • Правил обязательного страхования…, содержащихся в Положении Центробанка № 431-П от 19 сентября 2014 года (далее – Правила № 431);
  • Положением Центробанка № 432-П от 19 сентября 2014 года.

Как отремонтировать автомобиль по ОСАГО?

Пошаговая инструкция по получению страхового возмещения в виде ремонта по ОСАГО в 2021 году от начала и до конца процедуры:

  • сначала оформляется само ДТП, то есть происходит выполнение обязанностей, предусмотренных в п. 2.5., 2.6. и 2.6.1. ПДД – остановка автомашины, включение “аварийки”, оказание первой медпомощи раненым (если таковые есть), освобождение проезжей части для исключения вероятности создания помех иным авто;
  • оформление документов о ДТП по европротоколу или с участием работников Госавтоинспекции (случаи, когда можно оформить по европротоколу – ущерб авто не более 100 тысяч рублей, отсутствуют раненые или погибшие, в аварии приняли участие только два автотранспортных средства, и между водителями этих 2 ТС не имеется разногласий относительно случившегося, и у обоих автовладельцев есть полисы ОСАГО ст. 11.1. ФЗ № 40);
  • сбор необходимых документов (см. п. 3.10. и п. 4.13. Положения ЦБ № 431-П – паспорт, бланк извещения об аварии, протокол, или постановление о привлечении виновника к ответственности по КоАП, или постановление об отказе его привлечения к наказанию, доверенность – если обращается представитель страхователя, ПТС или СТС, заключение независимой экспертизы, если таковая производилась, квитанция, подтверждающая оплату услуг эвакуатора – если осуществлялась эвакуация);
  • подача бланка извещения, заявления и документов в свою страховую фирму (при наличии права на прямое возмещение убытков – ст. 14.1. ФЗ № 40) или в страховую виновника (в иных случаях) в 5-дневный срок (если ДТП оформлялось по европротоколу) или в течение 3 лет (если с участием ГИБДД);
  • предоставление поврежденного авто страховщику для осмотра (это нужно сделать не позднее 5 дней после подачи заявления, документов и бланка извещения – ч. 10 ст. 12 ФЗ № 40);
  • ожидание получения результатов независимой экспертизы (если таковая будет проводиться — ч. 12 ст. 12 ФЗ № 40);
  • ожидание принятия решения страховщиком относительно ремонта и (или) выплаты финансовых средств в сроки, указанные в п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П – то есть, в общем случае, 20 дней (либо 30, если страхователь решил отремонтировать поврежденный автомобиль на СТО, с которой у страховой фирмы не заключен договор, и страховщик согласился на такое);
  • передача поврежденного ТС на станцию техобслуживания, указанную в направлении;
  • получение отремонтированного ТС по окончании проведения ремонта по ОСАГО, осуществляемого в сроки, определяемые по соглашению сторон, но не более срока, представленного в п. 6.1. Положения ЦБ № 431-П (то есть не более 30 рабочих дней);
  • при наличии претензий к качеству осуществленного ремонта – решение спора со страховой в порядке, установленным в Главе 5 Положения ЦБ № 431-П (то есть подается досудебная претензия, которую страховая фирма обязана рассмотреть за 10 дней, если не рассмотрит, либо же вынесет решение не в пользу страхователя, тогда последний будет вправе решить спор в порядке судебного делопроизводства).

Когда осуществляется ремонт по ОСАГО, а когда выплата средств?

На основании п. 4.17.1. Положения ЦБ № 431-П, нельзя выбрать денежно-финансовую компенсацию, если страховой случай произошел с автомобилем, который:

  • относится к категории легковых ТС;
  • находится в собственности физлица;
  • зарегистрирован на территории РФ.

Но есть исключения. То есть деньги вместо ремонта по ОСАГО в 2021 году можно получить в том случае, если:

  • машина не подлежит восстановлению;
  • потерпевший в результате аварии умер, либо же ему был нанесен средний или тяжкий ущерб здоровью;
  • пострадавший – инвалид;
  • цена ремонта составляет 400 тыс. рублей или свыше;
  • между потерпевшим и страховой фирмой просто есть соответствующая договоренность о том, что все-таки делается выплата деньгами, а не выдается направление на ремонт по ОСАГО;
  • у страховщика вообще нет заключенных соглашений ни с одной станцией, где производится ремонт;
  • страхователь в заявлении на заключение договора ОСАГО указал, на какой СТО он хочет организовать ремонт, но страховая фирма не смогла по каким-либо причинам дать направление туда уже при возникновении страхового события, и поэтому дает направление на другую станцию, а страхователь попросту отказывается от ремонта на этой другой СТО (отказ в данном случае – полное право потерпевшего, и при наличии такого отказа выплачиваются деньги, то есть ремонта не будет – аб. 2 ч. 3.1. ст. 15 ФЗ № 40).

Когда нужна независимая экспертиза?

В ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40 четко сказано – независимая экспертиза проводится только в случае, если страховщик и страхователь по ОСАГО после осмотра ТС не пришли к согласию относительно характера и количества повреждений. В иных случаях, оценка ущерба машины независимыми специалистами не проводится.

При этом в 2021 году экспертиза может быть проведена как страхователем, так и страховщиком. Однако сначала обязанность по ее осуществлению возлагается на страховую фирму (ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40). И только если страховщик не осмотрел машину, или сам отказался от организации и проведения экспертизы, тогда уже ее провести может страхователь (аб. 2 ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40).

Если страхователь не предоставит ТС к осмотру, или сам организует проведение экспертизы до получения отказа от ее осуществления от страховщика, результаты такой самостоятельно проведенной оценки приниматься не будут (аб. 5 ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40).

Куда отправляют на ремонт по ОСАГО в 2021 году?

На основании аб. 5 ч. 15.2. ст. 12 ФЗ № 40, в 2021 году страховщик направляет страхователя на ремонт по ОСАГО на одну из СТО, с которыми у него оформлен договор. Если таких СТО, удовлетворяющих требованиям, представленным в Главе 6 Положения ЦБ № 431-П, несколько, то страховщик выбирает любую из них (кроме некоторых исключений).

Исключений в 2021 году всего 2 (то есть ситуаций, когда страхователь сам может выбрать конкретную станцию техобслуживания):

  • при заключении соглашения ОСАГО страхователь выбрал из предложенного страховщиком перечня СТО какую-либо конкретную станцию (тогда ремонт будет осуществлен именно на ней) (ч. 3.1. ст. 15 ФЗ № 40);
  • если страхователь в письменной форме уведомил страховщика (уже после ДТП) о желании провести ремонт на СТО, с которой у страховой фирмы не заключен соответствующий договор, и страховщик удовлетворил такое ходатайство (ч. 15.3. ст. 12 ФЗ № 40).

Порядок проведения ремонта

В ФЗ № 40 и Положении ЦБ № 431-П ничего не сказано про то, как именно осуществляется ремонт по ОСАГО. В том числе, и не говорится о том, какие документы нужно предоставить на СТО (кроме направления), может ли страхователь осуществлять промежуточный контроль ремонтных работ в период с начала и до конца их проведения или нет.

Юристы портала avto-praktik.ru выяснили, что проведение восстановительных работ по ОСАГО в 2021 году осуществляется по следующему алгоритму:

  1. страхователь получает направление на ремонт по ОСАГО;
  2. самостоятельно прибывает на указанную в направлении станцию техобслуживания (или отдает ТС страховщику для транспортировки на СТО, если авто не на ходу);
  3. загоняет машину в бокс и предъявляет специалисту-технику направление, а также иные документы на машину по требованию;
  4. ожидает, пока страховщик исполнит обязанность, указанную в аб. 3 п. 4.17.1. Положения ЦБ № 431-П – то есть проинформирует о том, что ТС отремонтировано и готово к выдаче;
  5. приезжает на станцию и осматривает результаты работы;
  6. подписывает акт приема-передачи, если свою работу СТО выполнило качественно и нет претензий (если претензии есть, подписывать акт приема-передачи не нужно).
Вам будет интересно  Основные виды кузовных работ

Сроки проведения ремонта

В силу аб. 13 п. 4.17. Положения ЦБ № 431-П, срок ремонта по ОСАГО в 2021 году определяется потерпевшим и СТО по согласованию между собой. Согласованный данными сторонами срок СТО указывает в направлении на ремонт, которое принесет потерпевший при передаче поврежденного ТС на станцию.

Законодательством ограничивается максимальный срок ремонта. На основании п. 6.1. Положения ЦБ № 431-П, этот срок составляет 30 суток и исчисляется с того момента, как потерпевший передаст ТС на станцию (или передаст страховщику для организации транспортировки, если машина не на ходу).

То есть стороны могут договориться, что ремонт по ОСАГО будет осуществлен за 2, 3, 5, 10 дней и др., но в любом случае не более 30 суток, так как стоит ограничение в законодательстве.

Как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО?

Потерпевший сам выбирает – деньги вместо ремонта по ОСАГО, во всех случаях, когда не выполняется хотя бы одно из этих условий:

  • повреждена легковая машина;
  • она зарегистрирована в РФ;
  • собственник – физлицо.

Как видим, тут только три условия. Буквально эта норма трактуется так – если хотя бы одно из вышеуказанных условий не соблюдается, значит, выбора не будет, и в 2021 году будет делаться ремонт автомобиля.

Однако даже при выполнении всех вышеуказанных условий (то есть когда есть исключительно право на ремонт по ОСАГО, а деньгами нельзя получить) все же есть исключения. Все они представлены в ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40 . Получить деньги вместо ремонта по ОСАГО в 2021 году получится если:

  • у страховой фирмы не заключены соглашения ни с одной из СТО;
  • машина не подлежит восстановлению;
  • потерпевший ушел из жизни в результате аварии;
  • потерпевшему был нанесен в результате ДТП средний или тяжкий вред здоровью;
  • цена ремонта превышает 400 тыс. рублей;
  • страховщик и страхователь при оформлении “автогражданки” просто договорились о том, что выплата будет деньгами;
  • потерпевший – инвалид;
  • ни одна из станций, с которыми заключен договор у страховщика, не соответствует законодательству об ОСАГО в отношении конкретного страхователя (аб. 6 ч. 15.2. ст. 12 ФЗ № 40) – например, располагается дальше, чем 50 километров от его места жительства или от места ДТП.

Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько ситуаций ремонта по ОСАГО в 2021 году на практических примерах:

  • машина у физлица, зарегистрирована в РФ и легковая, но потерпевший инвалид – значит, выбрать ремонт по ОСАГО он не может (в этом случае возможна только денежная компенсация, так как в ч. 15 ст. 12 ФЗ № 40 прямо указано, что выбрать ремонт или деньги можно во всех случаях, но за исключением, когда автомобиль во владении физлица, зарегистрирован в РФ и легковой, а раз пострадавший инвалид, то согласно ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40 всегда будут платиться деньги);
  • авто грузовой, во владении физлица и поставлен на учет в РФ – как видим, одно из трех условий не соблюдается, значит, пострадавший может сам выбрать – ремонт или деньги;
  • машина легковая, в собственности гражданина и постановлена на регучет в нашей стране, но ни одно из условий, указанное в ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40, не выполняется – значит, будет только ремонт по ОСАГО, и никакого выбора нет.

Сроки выплат

В случае, если производится не ремонт, а денежная выплата, то срок ее осуществления регламентируется п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П – 20 календарных суток с момента получения страховщиком заявления на возмещение, документов, бланка извещения о ДТП и др.

При этом до истечения указанного срока страховщик именно обязан осуществить выплату, то есть выдать ее в кассе или перечислить безналичным путем на указанные страхователем в заявлении реквизиты, о чем прямо сказано в аб. 2 п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П.

Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?

Доплачивать за ремонт по ОСАГО в 2021 году страхователю ничего не нужно (по общему правилу), так как, в соответствии с п. “б” ч. 18 ст. 12 ФЗ № 40, страховщик обязан оплатить станции техобслуживания траты, связанные с восстановлением машины до состояния, в котором она пребывала до наступления страхового случая.

На основании ч. 19 ст. 12 ФЗ № 40, в указанные расходы включаются:

  • материалы, запасные части (при этом ставятся новые детали, то есть бывшие в употреблении устанавливать нельзя – аб. 3 ч. 15.1. ст. 12 ФЗ № 40);
  • оплата услуг работников СТО.

Однако, на основании аб. 7 ч. 17 ст. 12 ФЗ № 40, если стоимость ремонта свыше 400 тыс., тогда страховщик обязан спросить страхователя – согласен ли он доплатить. Если согласен, сумма такой доплаты указывается в направлении. Если не согласен, тогда ремонта не будет, а выплатят денежную компенсацию (п. “д” ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40).

Если машина на гарантии

Завод-изготовитель машины несет ответственность за заводской брак или производственный дефект в течение гарантийного срока, составляющего, как правило, 3 года или 100000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше).

К сожалению, официальные представители крупных производителей автомобилей едины в своем мнении – если будет выявлена причинно-следственная связь между проведением ремонта не у официального дилера, а в сторонней автомастерской, и возникшей в автомобиле неисправностью, которая имеет не заводское происхождение, то устранение именно этой неисправности не будет осуществляться по гарантии.

Как видим, если по ремонту ОСАГО был заменен, например, бачок стеклоомывателя, то по гарантии его потом заменить уже будет нельзя. Остальные, неменявшиеся детали – можно.

Все вышесказанное не распространяется на ТС, с года выпуска которых прошло менее 2 лет (п. 6.3. Положения ЦБ № 431-П) – их обязаны восстанавливать после ДТП по ОСАГО только у официальных дилеров, которые управомочены ремонтировать эти ТС по гарантии.

Что делать если ремонт по ОСАГО сделали плохо?

Ремонт по ОСАГО в 2021 году делает станция техобслуживания согласно условиям договора между страховщиком и СТО. Непосредственно страхователь в этих правоотношениях не участвует.

Поэтому, при некачественно произведенных работах, предъявлять претензии к СТО нельзя. Все недовольства нужно высказывать именно страховщику.

На основании аб. 2 ч. 1 ст. 16.1. ФЗ № 40, досудебный (претензионный) порядок является обязательным. То есть сначала подается претензия в страховую, а потом (если страховщик не удовлетворит требования, содержащиеся в ней, или попросту проигнорирует саму жалобу), то уже можно обращаться в суд.

Срок подачи претензии ни ФЗ № 40, ни Положением ЦБ № 431-П не регламентируется. Сказано лишь про срок ее рассмотрения страховщиком – 10 календарных дней (кроме праздничных нерабочих). Вероятно, что подавать нужно в разумный срок (а лучше – сразу после обнаружения недостатков ремонта).

Претензию, в силу последнего абзаца п. 5.1. Положения ЦБ № 431-П, можно:

  • отправить по почте заказным письмом с обязательной описью вложения;
  • послать через электронную почту, указанную на официальном сайте страховой фирмы в телекоммуникационной сети “Интернет”;
  • вручить лично страховщику в офисе под расписку.

Жалоба на ремонт по ОСАГО в обязательном порядке должна содержать существенные условия, указанные в аб. 3 п. 5.1. Положения ЦБ № 431-П. Здесь можно скачать образец претензии к страховой по ОСАГО, соответствующей всем законодательным требованиям.

До истечения срока для рассмотрения жалобы (10 дней) страховщик обязан осмотреть ТС, а потерпевший – представить машину на осмотр. В ходе осмотра и будет сделан вывод – действительно ли есть недостатки ремонта по ОСАГО или нет (аб. 4 п. 5.3. Положения ЦБ № 431-П). Вывод будет документально закреплен в акте осмотра, составляемом в трех экземплярах, один из которых вручается представителю СТО.

Порядок обращения в суд с жалобой на страховую

Если страховая компания по результатам рассмотрения претензии вынесла решение не в пользу страхователя, последний приобретает право на судебное решение вопроса.

Процесс подачи искового заявления, перечень документов, прилагаемых к нему, и другие нюансы, регламентируются действующим гражданско-процессуальным законодательством (ст. 131, 132 ГПК).

Общая процедура выглядит следующим образом:

  1. определение подведомственности (см. ст. 23 и 24 ГПК);
  2. определение территориальной подсудности (ст. 28 и 29 ГПК);
  3. оформление полномочий представителя согласно ст. 53 ГПК (если дело планируется решать в суде не лично, а через свое доверенное лицо);
  4. уплата государственной пошлины за подачу иска, размер которой определяется из цены исковых требований (см. п. 1 ч. 1 ст. 333.19. НК РФ);
  5. ожидание принятия судьей иска к рассмотрению (ст. 133 ГПК);
  6. осуществление действий, которые могут быть выполнены сторонами спора при подготовке к судебному разбирательству (ст. 149 ГПК);
  7. непосредственно участие в судебных заседаниях (Глава 15 ГПК);
  8. заслушивание решения суда (ст. 193 ГПК) и, при несогласии с ним – подача апелляционной жалобы в порядке, установленным Главой 39 ГПК.

Заключение

Итак, законодательством об ОСАГО установлено право некоторых категорий страхователей выбрать – натуральное или денежное возмещение. Если осуществляется ремонт по ОСАГО в 2021 году, то он должен быть завершен в срок не более 30 дней. Претензионный порядок урегулирования разногласий между страховщиком и страхователем по поводу осуществленного ремонта является обязательным.

Ремонт автомобиля по ОСАГО в 2021 году: процедура, сроки и нюансы

При ремонте по ОСАГО, возмещении убытка может возникнуть достаточно много спорных моментов. Задача любого водителя — внимательно изучить все нюансы ремонта автомобиля по ОСАГО. Важно выяснить, каковы особенности законодательства о ремонте по ОСАГО, получить ответы на наиболее важные вопросы: каким образом можно получить необходимые оригинальные запчасти, как правильно действовать при затягивании сроков ремонта?

Вам будет интересно  Какие двигатели авто не подлежат ремонту

Существенное значение имеют ключевые актуальные правила ремонта по ОСАГО в 2021 году. Вопросов при ремонте машины с применением полиса ОСАГО возникает очень много, а задача автолюбителя — разобраться во всех тонкостях. Основные регламентирующие эту процедуру нормативные акты — Федеральный закон от 25.04.2001 №40-ФЗ «Об ОСАГО» и Положение Банка России от 19.09.2014 г. №431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности…».

Ремонт автомобиля по ОСАГО в 2021 году

Как получить направление на ремонт по ОСАГО

Необходимо получить направление, чтобы уже по нему был произведён ремонт автомобиля по ОСАГО. Выдача направления на ремонт возможна после рассмотрения соответствующего заявления, его пишет владелец автомобиля, а затем направляет в страховую компанию. Когда страховой случай не подошел под имеющиеся положения закона, страховка предоставляется в виде ремонта транспортного средства.

Чтобы получить направление на ремонт по ОСАГО, водитель должен:

  1. Оповестить страховую компанию о случившемся ДТП.
  2. Собрать пакет документов, в состав которого входят страховой договор и сам полис, ПТС, квитанции об оплате эвакуатора, экспертизы и стоянки, паспорт, копии протокола и постановления ГИБДД и извещение о ДТП.
  3. Составить заявление на выплату страховой суммы и подать его в страховую компанию.
  4. Предоставить автомобиль на осмотр страховщику (это нужно сделать в течение 5-ти дней с даты подачи заявления о страховом возмещении ).
  5. Машина осматривается страховой компанией, также она может быть направлена на независимую экспертизу.

Когда все необходимые документы уже получены, выяснены обстоятельства происшествия и произведена оценка, автомобиль осмотрен и проведена соответствующая экспертиза, в страховой компании выдают официальное направление на ремонт. В правилах ОСАГО для этого определены конкретные сроки: 20 или 30 дней.

Направление включает в себя следующий состав данных:

  • сведения о потерпевшем;
  • реквизиты полиса, страхового договора;
  • данные о транспортном средстве;
  • сумма доплаты за проведение ремонта;
  • срок выполнения ремонта автомобиля;
  • название СТО, где будет осуществляться ремонт, а также ее адрес, реквизиты.

Когда между страховщиком и СТО имеются договоры, страхователь сумеет самостоятельно определить сервисный центр из соответствующего перечня.

Работник СТО, осматривающий салон автомобиля

Выбирать нужно максимально тщательно, поскольку в каждом сервисе могут быть свои ограничения для транспортных средств.

Страховая компания, предоставившая направление на ремонт по полису ОСАГО, ответственна за соблюдение сроков и качество ремонта.

Как проходит процедура ремонта автомобиля по ОСАГО

Нужно подробно рассмотреть порядок ремонта авто по ОСАГО. В Законе «Об ОСАГО» есть соответствующая статья 12, которая, помимо прочего, устанавливает критерии доступности места проведения восстановительного ремонта в зависимости от места ДТП или места проживания потерпевшего.

В определенных случаях страховщик готов нести расходы на транспортировку автомобиля. Тогда расстояние до места ремонта уже не будет иметь значения. Сейчас владелец автомобиля самостоятельно может выбирать, где будет осуществляться ремонт: это делается в сервисном центре или на СТО страховой компании, а также у официального дилера.

Ремонт у официального дилера

Довольно устойчивым спросом пользуется ремонт авто у дилера. Его выполняют, когда прошло не больше двух лет с того момента, когда машина была выпущена с конвейера. При действующей гарантии дилер сам выполнит ремонт в своём сервисном центре. Важно понимать, что для этого нужен договор между дилерским центром и страховой организацией.

Иногда в перечне СТО не находится соответствующего официального дилера. В таком случае страховщиком выдается направление на специализированный ремонт у дилера.

На СТО страховой компании

Бесплатный ремонт авто по ОСАГО производится в сервисе страховой компании. В таком случае заключается договор между сервисом, страховой и клиентом. В документах обязательно и подробно должны быть расписаны все работы, их особенности, сроки, а также перечень запасных частей с указанием их конкретных цен. При превышении планки в 400 тысяч рублей клиенту придётся самостоятельно покрывать дополнительные расходы на восстановительный ремонт.

Кроме того, при ремонте используются исключительно новые комплектующие. Например, ремонт или замена бампера требует применения новых деталей, а не восстановленных, бывших ранее в употреблении.

Когда ремонтные работы проведены, автомобиль передаётся владельцу на приёмку. Акт приёмки можно подписывать только после того, когда есть уверенность в том, что все неисправности качественно устранены. При наличии недочётов можно уже решать проблему в претензионном порядке.

При обнаружении неполадок после подписания акта приёмки предъявить претензию практически невозможно.

Правила ремонта в независимом сервисе

Важно помнить требования к СТО, когда ремонт гарантийного автомобиля выполняется на стороннем сервисе. Для выдачи направления понадобится взять в страховой компании соответствующее разрешение в письменном виде. В нем указываются реквизиты СТО, а также адрес, контакты и наименование конкретного сервисного центра.

Страховая может ответить согласием и отправить автомобиль в сторонний сервис. Тогда расходы покрываются без учёта износа запасных частей. Кроме того, у страховщика появится право на более долгое рассмотрение заявления (на 10 дней больше, всего 30 дней).

Сроки ремонта автомобиля по ОСАГО

Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.

Ремонт занял больше времени? Тогда можно направить соответствующую жалобу в СТО, а также в страховую компанию. В этих инстанциях обращение обязаны оперативно рассмотреть.

Конкретный срок, необходимый для качественного ремонта транспортного средства, определяется в каждом случае индивидуально. Это делается в сервисном центре после проведения осмотра и диагностики автомобиля. В направлении на ремонт обозначают точные сроки ремонта, но есть возможность и изменить их.

Что делать, если страховая затягивает ремонт по ОСАГО

Возможна и просрочка ремонта по ОСАГО. Главное в этом случае помнить, что срок составляет 30 дней. Если уже наблюдается нарушение сроков ремонта, вопрос решается в претензионном порядке, поэтому важно незамедлительно направлять жалобу в письменном виде.

Расчет стоимости ремонта по ОСАГО

Можно примерно рассчитать стоимость ремонта автомобиля заранее. Здесь существенное значение будет иметь цена на запчасти. Учитывайте, что каталог стоимости запчастей по РСА отражает актуальные сведения, поэтому с ним всегда полезно свериться.

Страница справочника средней стоимости запасных частей на сайте РСА

Когда страховщики или СТО могут требовать доплату

Важно помнить о том, что ремонт машины по страховке ОСАГО имеет определённый лимит по сумме (400 тысяч рублей). При превышении этого порога и только в этом случае страховщик вправе потребовать соответствующую доплату с владельца транспортного средства.

Могут ли при ремонте использоваться неоригинальные запчасти

Еще один важный момент: при ремонте автомобиля в рамках ОСАГО могут использоваться исключительно оригинальные запчасти. Применение деталей, которые уже были в употреблении, восстанавливались, категорически запрещено.

К сожалению, судебная практика доказывает, что в реальности ремонт далеко не всегда производится по правилам.

Как правильно принять машину после ремонта

Судебная практика по некачественному ремонту автомобиля широко распространена: количество разбирательств возрастает буквально с каждым днем.

Будьте крайне внимательны: авто нужно осмотреть и протестировать.

Мужчины, осматривающие днище авто в смотровой яме СТО

Можно ли отказаться от ремонта по ОСАГО и получить деньги

Некоторые автолюбители предпочитают получить деньги по ОСАГО на самостоятельный ремонт, а не пользоваться услугами СТО. Поэтому многие владельцы автомобилей интересуются вопросом: когда страховая выплачивает деньги вместо ремонта, что надо сделать для этого?

Сейчас страховые компании сами решают, выдавать ли компенсацию деньгами или отказать в выплате. Но можно найти выход. Например, если ремонт не укладывается в положенные законом 30 дней, уместно потребовать компенсацию в денежном эквиваленте. Когда машина не старше 2-х лет, её должны ремонтировать у официального дилера. Но если его нет, а транспортировку страховщик не хочет оплачивать, лучше запросить возмещение деньгами.

Что делать, если страховая отказывает в ремонте

Если страховая отказывается ремонтировать автомобиль по ОСАГО, можно решить данный вопрос в претензионном порядке. Иногда дело доходит даже до судебного разбирательства. Сначала можно составить официальную претензию. Если это не позволяет найти общий язык со страховой, остаётся обращение в суд с иском.

Можно ли поменять лобовое стекло по ОСАГО

Каждый водитель должен знать, что согласно законодательству РФ в рамках полиса ОСАГО замена лобового стекла выполняется только при ДТП. Если стекло было повреждено из-за механического воздействия, например, при попадании камня или гальки, это уже не будет являться страховым случаем.

Законно ли требование доплаты за ремонт по ОСАГО

🔔 Автоюрист сэкономит ваши деньги. ⭐⭐⭐⭐⭐ 100% гарантия, оплата по факту. ☎ тел: +7 495 290-92-46.

фото доплаты за ремонт по ОСАГО

Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):

С апреля 2017 года законодательство об ОСАГО изменилось. Если раньше страхователь мог самостоятельно выбирать ремонт или оплату, то с поправками в закон выбор остается за страховщиком. Восстановительный ремонт выгоден, если повреждения небольшие и потерпевший в ДТП согласен взаимодействовать с автосервисом-партнером и доплачивать, либо не против использования аналогов оригинальным или восстановленных запчастей. Но ФЗ об ОСАГО предусматривает запрет на использование б/у запчастей при отсутствии согласия автовладельца.

Если машина новая, а повреждения серьезные, то страховой организации выгодно заплатить. Расчеты производятся по каталогам запчастей РСА. Стоимость деталей в нем зависит от региона и часто занижена. Независимо от способа возмещения вреда – восстановительный ремонт или выплата, страховая компания и сервис-партнер должны уложиться в предусмотренные законом сроки и отремонтировать машину своевременно.

Юридическое и фактическое содержание направления на восстановительный ремонт

Такой документ представляет собой бланк, где указано, в каком СТОА будет ремонтироваться автомобиль. Обозначаются сроки выдачи документа, расчет ремонта и возможный размер доплаты. В направлении должны быть указаны конкретные сроки ремонта машины с учетом ее износа – для машин старше 5 лет он составляет 50%, на работы не насчитывается. Направление заменяет страховую выплату, позволяет восстановить машину, не обращаясь к сторонним посредникам. Но на практике возможны сложности с реализацией права на восстановительный ремонт. Они заключаются в том, что:

  1. Для получения документа понадобится обращаться в страховую компанию. Направление – документ, который подтверждает право на ремонт, но не предусматривает, что автосервис сразу примется за работу. Возможны многочисленные фактические затруднения.
  2. Страховая сама решает, в какой сервис направить машину. ФЗ об ОСАГО предусматривает право собственника машины выбрать сервис самостоятельно, но для этого нужно согласие страховой компании, давать которое они не заинтересованы.
  3. От направления автосервису нет выгоды. Часто страховая компания рассчитывает стоимость ремонта по заниженным расценкам, что невыгодно мастерам. Они либо тянут время согласования, направляют машину на дефектовку или отказываются чинить транспортное средство, ссылаясь на недостаточность средств.
Вам будет интересно  Ремонт трубок кондиционеров автомобилей высокого давления: неполадки и сварка шлангов

Для автомобиля возрастом не старше двух лет ремонт должен выполняться у официального дилера. Если в регионе, где произошла авария, такого дилера нет, то владелец получает выплату или ремонтирует машину на стороннем СТО (с согласия страховой компании).

фото оформления на ремонт автомобиля по ОСАГО

Как получить направление на восстановительный ремонт

Для этого необходимо:

  • собрать документы и обратиться в страховую организацию. Нужно подробно зафиксировать факт ДТП. Если оно оформлялось без сотрудников ГИБДД, следует удостовериться в том, что схема аварии составлена верно, зафиксированы все ее нюансы;
  • обратиться в страховую компанию в течение 5 рабочих дней с момента ДТП. Можно прийти в офис организации лично или направить уведомление на сайте организации. Способы извещения страховщика обычно указаны в договоре ОСАГО и правилах страхования, принятых в конкретной СК;
  • ожидать решения страховой организации. Она решает, произвести выплату или выдать направление. Выбрать СТОА можно по договоренности со страховщиком.
  • если разногласий с автосервисом нет, то мастера ремонтируют машину. У собственника транспортного средства есть выбор: забрать авто или оспорить качество ремонта, в том числе в течение гарантийного срока. СТОА может отказать в переделке, не признавая свою вину в допущенных ошибках при восстановительных технических манипуляциях. Тогда дело может затянуться, возможно, потребуется экспертиза и судебное разбирательство со страховой организацией.

Никто не может заставить собственника автомобиля заплатить за ремонт из своего кармана или согласиться на установку контрактных запчастей. Сделать это можно исключительно по договоренности со страховой организацией или автосервисом.

фото заключения договора на ремонт автомобиля по ОСАГО

Какие действия страховщика нежелательны при получении направления

Не исключено, что при выдаче направления страховая компания, помимо заявления на возмещение, предложит подписать дополнительные документы. Делать это нежелательно, так как страховая компания старается заплатить как можно меньше и часто пытается любыми способами снизить стоимость и издержки восстановительного ремонта. Нужно подписать только заявление о возмещении вреда и извещение о ДТП.

Пользуясь неосведомленностью заявителя, страховщики могут навязывать ему на подпись дополнительные соглашения, которые предусматривают:

  • согласие доплатить автосервису непосредственно на месте ремонта. При этом сумма доплаты может быть не указана в направления и озвучена устно в процессе приемки машины;
  • отказ от ремонта машины в дилерском автосервисе, если такое право у страхователя есть в силу возраста машины. Страховая стремится снизить расходы и может настаивать на подписи соглашения о ремонте машины возрастом младше двух лет не в дилерском центре, что сказывается на качестве технических работ и запчастей;
  • разрешение на использование запчастей, бывших в употреблении или восстановленных. ОСАГО предусматривает ремонт только новыми запчастями, даже если после их установки рыночная цена машины станет выше.

При наличии подозрений на злоупотребление страховой организацией своими правами и полномочиями, нужно не заполнять подозрительные поля в заявлении, не ставить подписи в сомнительных соглашениях. Сложности могут возникнуть непосредственно в автосервисе, так как ФЗ об ОСАГО с принятием изменений, Постановление Пленума ВС РФ от 26.12.2017 № 58 по-прежнему не регулируют досконально порядок взаимодействия страховщика с автосервисом на местах. Мастера могут не принимать автомобиль, отказываться его ремонтировать до тех пор, пока собственник ТС не доплатит.

Также возможны случаи, когда автосервис требует подписать документы непосредственно в СТОА. Не следует подписывать документ о цессии, так как он позволит автосервису требовать от СТО сумму, затраченную на ремонт. Одновременно сам ремонт может выполняться некачественно, использованными запчастями. Получив соглашение о цессии, автосервис может не позаботиться о покраске машины, сделать ремонт не полностью и занизить смету. Сам же страхователь лишится права предъявлять требования страховой и может получить неисправленный автомобиль. Чтобы не допускать подобное, нужно настаивать на том, чтобы автосервис принял машину без дополнительных условий и начал ремонт.

Не следует соглашаться на дополнительные доплаты. Документы, которые нужно обязательно подписать – заявление о возмещении и извещение о ДТП. В то же время страховая компания должна починить машину и устранить все повреждения, полученные от аварии.

фото спора со СТО по ремонт автомобиля по ОСАГО

Сроки выдачи направления на ремонт, документы

На основании п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО срок составляет 20 дней с момента получения документов от страхователя. Время одинаковое – независимо от способа возмещения: деньгами или восстановительным ремонтом. Время отсчета – с момента предоставления полного перечня документов для восстановления авто. Исчисления производится в календарных днях, за исключением нерабочих и праздничных. Выходные, на которые приходятся дни официальных праздников РФ, не учитываются.

Для того чтобы начать ремонт машины, понадобятся документы:

  1. Заявление о возмещении последствий ДТП – подается в письменном или электронном виде.
  2. Извещение о ДТП, где указываются обстоятельства аварии, время и место происшествия, сведения о сторонах.
  3. Паспорт собственника автомобиля или человека, на которого оформлен полис ОСАГО.
  4. Документы на машину – ПТС, свидетельство о регистрации, диагностическая карта (при наличии), страховой полис.
  5. Документы из ГИБДД, органов следствия, суда – включая постановления, протоколы.

Сроки начинаются независимо от даты осмотра автомобиля или его независимой экспертизы. Даже при осмотре в предпоследний, девятнадцатый, день, срок не должен превышать 20 календарных дней. Административной ответственности для страховой компании за несоблюдение сроков не предусмотрено.

Но возможны гражданско-правовые последствия в виде неустойки в пользу страхователя. Она составляет 1% от суммы ущерба транспортному средству. Ущерб рассчитывается и в случае, когда машина направляется на восстановительный ремонт. Неустойку не предоставляют по умолчанию. Для ее получения понадобится оформить претензию. Страховая компания, вероятнее, ответит на нее отрицательным решением или проигнорирует. У заявителя есть возможность обратиться в суд и взыскать неустойку принудительно. Сама претензия составляется в свободной форме. Иск – по правилам ГПК или АПК РФ.

Мы можем помочь!

Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.

Взыскано в суде

Взыскано в суде

СК Опора
СК Ангара

Взыскано в суде

Взыскано в суде

Что делать после получения направления на восстановительный ремонт

Понадобится предоставить автомобиль непосредственно на станцию технического обслуживания, которая указана в направлении. По закону мастера должны принять машину в день обращения. На практике возможен устный отказ в принятии транспортного средства. Причины следующие:

  1. Специалисты станции техобслуживания посчитали, что стоимость ремонта недостаточна для полного восстановления машины. Необходимо дополнительное согласование со страховой компанией. В свою очередь специалисты СК могут тянуть с согласованием, проводить дополнительные осмотры транспортного средства и ограничиться повторной выдачей направления.
  2. Собственник машины упорно отказывается доплачивать. ТС принято, но ремонтные мероприятия по нему не проводятся из-за недостаточности денег. Мастера желают заработать дополнительно и могут потребовать оплату работы отдельно.
  3. Отказ от продления сроков ремонта. Он не должен составлять более 30 дней с момента приема автомобиля. Именно поэтому часто специалисты СТО не торопятся принимать транспортное средство. Техники автосервиса могут предложить подписать дополнительное соглашение о продление сроков, так как нужно ожидать запчасти, осмотреть автомобиль.

У владельца ТС есть право не подписывать документы и требовать ремонта машины в отведенный законом об ОСАГО 30-дневный срок, за исключением выходных и праздничных дней.

фото ремонт автомобиля по ОСАГО

Что делать, если автосервис требует доплату

Запрета доплаты в ФЗ об ОСАГО и других законах нет. Но она не может формулироваться именно как требование и обязанность собственника автомобиля соглашаться на расходы из своего кармана. Специалисты сервисного центра вправе предложить доплатить за отдельные запчасти или ремонт – в пользу разумности и качества. Но при ее отсутствии машину все равно нужно отремонтировать с гарантией на все работы. Страховая компания не вправе требовать доплату. Отказ в ремонте по причине отсутствия доплаты незаконен. Но идти на конфликт с автосервисом не стоит, так как это, прежде всего, проблема страховой. Она должна оценить ущерб и восстановить машину.

Одновременно изменения в правоприменительную практику предусматривают возможность отказа страховой в ремонте по причине нехватки средств. Это возможно в случае, когда у СК нет сервиса партнера в месте восстановления транспортного средства.

Также сервис может настаивать на дополнительном осмотре, что необходимо для калькуляции скрытых повреждений. Такое возможно, когда страховая компания не включила в смету подобные повреждения. Не запрещено дать разрешение на такой осмотр, но не за счет продления сроков ремонта. Также можно отказаться составлять дополнительную смету. Задача собственника машины – предоставить машину и получить ее из СТО уже восстановленную.

Возражения СТО по поводу сложности ремонта, покупки запчастей можно не учитывать. Споры следует решать со страховой компанией. Двоякая правоприменительная практика существует по поводу спора относительно доставки машины. Закон об ОСАГО предусматривает, что если автомобиль не на ходу, то доставкой ТС до СТО и места осмотра должна заниматься страховая организация. Но на практике это не выполняется, и суды не учитывают расходы автовладельца на эвакуатор.

Следует руководствоваться принципом разумности. Если сумма доплаты небольшая и сроки приемлемые, то можно пойти на такие уступки. Но СТО склонны к злоупотреблению, так как ремонтируют сразу большое количество машин, и могут настаивать на продлении сроков на неопределенное время. На такое соглашаться не нужно.

Предусмотрена возможность взыскать стоимость доплаты за ремонт непосредственно с виновника ДТП, даже если у него есть действующий полис ОСАГО. Подобное предусмотрено позицией Верховного Суда РФ и Конституционного Суда. По Единой методике максимальная сумма выплаты, отведенная на ремонт, может быть ниже предусмотренного лимита в 400 тысяч рублей. Тогда доплату можно взыскать с виновника, что не исключает процессуальные и фактические сложности. У виновника может не быть денег на погашения долга по исполнительным листам. Необходимо учитывать конкретную ситуацию.

Так, если СТО отказывается принимать машину, идет на конфликт, так как на практике иногда они «слабо» связаны со страховой компанией и навязывают отдельно свои условия ремонта. Для фиксации факта отказа можно вызвать полицию, которая вероятно откажет в возбуждении уголовного дела, но в своем постановлении зафиксирует обстоятельства спорной ситуации.

Тем самым собственник получит доказательства, что была попытка сдать транспортное средство в ремонт. Это нужно для того, чтобы взыскать со страховой компании неустойку за несвоевременный ремонт машины. Она составляет 0.5% от стоимости ремонта за каждый день просрочки, и ее размер не может превышать сумму возмещения по ОСАГО. Сумма неустойки может быть снижена судом на основании статей 333 и 999 ГК РФ – из-за несоразмерности неустойки последствиям правонарушения или подозрения на необоснованного обогащение взыскателя.

Споры со страховой организацией желательно начинать решать в претензионном порядке. В нем можно сформулировать требование о ремонте машины в сроки, предусмотренные законом, и согласно смете. Если досудебная попытка урегулирования спора оказалась безуспешной, то необходимо подготовить исковое заявление и обращаться с иском о защите прав потребителей – требования, которые можно предъявить в рамках правоотношений со страховой компанией. При обращении с претензией или в суд желательна постоянная поддержка юриста.

Источник https://avto-praktik.ru/osago/remont-avtomobilya/

Источник https://avtopravil.net/remont-avtomobilya-po-osago.html

Источник https://www.avtojurist.su/zakonno-li-trebovanie-doplaty-za-remont-po-osago/

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: